2021 год Выпуск.10.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2021 год Выпуск.10. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 21
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАкустические образы воспоминаний в лирике И. А. Бунина(БарГУ, 2021) Фенчук, О. Н.; Fenchuk, O. N.В статье исследуется роль акустических образов в семантической организации стихотворений И. А. Бунина, выявляются закономерности, связанные с их употреблением. Определена семантическая роль акустических образов и их символическое значение. Акустические образы являются посредниками между мирами, связывают внешнее пространство реалий окружающего мира с внутренним пространством чувств и переживаний лирического субъекта. Звуки сигнализируют о нахождении в пространстве и времени: реальном - воображаемом, прошлом - настоящем, становятся атрибутами событий общекультурного статуса. Акустические образы тесно связаны в стихотворениях И. А. Бунина с воспоминаниями. В воспоминаниях акустические образы могут передавать объективные реалии окружающего мира или выполнять символическую функцию. Символы связаны с возрастом лирического героя или с сезонным состоянием природы. The article examines the role of acoustic images in the semantic organization of I. A. Buninʼs poems, reveals the patterns associated with their use. The semantic role of acoustic images and their symbolic meaning are determined. Acoustic images are intermediaries between worlds, connect the external space of the realities of the surrounding world with the internal space of feelings and experiences of the lyrical subject. Sounds signal the presence in space and time: real - imaginary, past - present, become attributes of events of general cultural status. Acoustic images are closely connected in the poems of I. A. Bunin with memories. In memories, acoustic images can convey objective realities of the surrounding world or perform a symbolic function. The symbols are associated with the age of the lyric hero or with the seasonal state of nature.
- ЭлементThe “wilderness” motif in N. Hawthorneʼs tales(БарГУ, 2021) Blagodyorova, E. I.; Благодёрова, Е. И.The article examines the motif "wilderness" in N. Hawthorne's short prose in order to identify the characteristic features of his works, to develop the possibilities of understanding the phenomenon of American Romanticism. The “wilderness” motif is considered to be one of the basic motifs in American literature since its origin and together with motifs of providence, industry, freedom, and some others plays an important role in its development. The author emphasizes the fact that wilderness perception by the first settlers, Puritans, and the views of American Romantic writers (who, to some extent, were their descendants) concerning wilderness varied greatly. Special emphasis is put on the similarities between views on wilderness of Transcendentalism followers and N. Hawthorne’s perception of it. В статье рассматривается мотив «дикая местность» (“wilderness”) в малой прозе Н. Готорна в целях выявления характерных особенностей его произведений, развития возможностей понимания феномена американского романтизма. Мотив «дикая местность» считается одним из основных мотивов американской литературы с момента ее возникновения и наряду с мотивами предопределения, трудолюбия, свободы и некоторыми другими играет важную роль в ее формировании. Автор акцентирует внимание на том, что восприятие дикой местности первыми колонистами пуританами существенно отличалось от ее интерпретации представителями американского романтизма (среди которых были и потомки пуритан). Особое внимание уделяется сходству между идеями представителей трансцендентализма о дикой местности и ее восприятием Н. Готорном.
- ЭлементО запрете «убивать» человека и умении прощать его(БарГУ, 2021) Лосик, Г. В.; Losik, G. V.культуре взрослых и детей незапрещенными остаются игры с убийством другого человека. В то же время в христианской культуре убивать другого человека даже в мыслях возведено в грех. Чья же культура права? То ли культура поиска романтики острых новых ощущений, новых дуэлей, то ли культура христианского запрета мыслить об убийстве, мщении, превосходстве над другим, уподобляться животному? Чтобы ответить на этот вопрос, в статье рассматривается с новых позиций один феномен в функционировании психики и сознания человека. С позиций антропологического подхода в человеке вскрыт ранее неизвестный кибернетический канал самовосстановления его человеческой совести. Этот канал возможен только между людьми. Он реализуется в виде проведения человеком однажды в узкой субкультуре друзей натурного эксперимента (игры) по убийству другого человека. The games with the murder of another person are not prohibited in the culture of adults and children. At the same time, in the Christian culture, it is a sin to kill another person even in thought. What culture is right? Is it Either the culture of seeking romance for thrilling new sensations, new duels, or the culture of the Christian prohibition to think about murder, revenge, superiority over others, to become like an animal? To answer this question, the article examines from new positions one phenomenon in the functioning of the psyche and consciousness of a person. From the standpoint of the anthropological approach, a previously unknown cybernetic channel of self-restoration of his human conscience has been revealed in a person. This channel is only possible between people. By our hypotheses, a person, once in a narrow subculture of friends, to kill another person, realizes it in the form of a natural experiment (game).
- ЭлементРазвитие координационных способностей у студентов в процессе физического воспитания(БарГУ, 2021) Филимонова, Н. И.; Filimonova, N. I.В статье рассматривается актуальная проблема — поиск инновационных средств и методов, содействующих эффективному развитию координационных способностей у студентов с учётом их физических особенностей. Представлены результаты педагогического исследования, которые свидетельствуют, что систематическое применение специально подобранных упражнений с использованием скоростной лестницы положительно влияют на повышение уровня координационных способностей обучающихся. Освещенные в статье результаты исследования имеют существенное значение для практики физического воспитания. Благодаря грамотно построенной физкультурно-оздоровительной работе у студентов формируется интерес к занятиям физической культурой в целом, происходит коррекция нарушений в физическом развитии, нормализуются мышечный тонус и моторика, регулируется психическое состояние. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе преподавателями физической культуры, учителями начальных классов, тренерами, инструкторами-методистами по физической культуре и спорту. The research is devoted to the actual problem of the search for innovative tools and methods that contribute to the effective development of studentsʼ coordination abilities, taking into account their physical characteristics. The article presents the results of pedagogical research, which indicate that the systematic use of specially selected exercises using a speed ladder has a positive effect on improving the level of coordination abilities of students. The results obtained have certain significance for the practice of physical education. As a result of competently constructed physical culture and recreation work, students develop an interest in physical culture classes in general, there is a correction of violations in physical development, muscle tone and motor skills are normalized, and the mental state is regulated. The results of the study can be used in the educational process by teachers of physical culture, primary school teachers, coaches, instructors-methodologists in physical culture and sports.
- ЭлементПатрыятызм у сістэме эстэтычных каштоўнасцей літаратуры Беларусі першай паловы ХІХ стагоддзя(БарГУ, 2021) Косціна, Ж. В.; Kostina, Zh. V.артыкуле разглядаецца паняцце «патрыятызм», тыпы патрыятызму, якія па-мастацку раскрыты ў літаратурных творах Беларусі першай паловы ХІХ стагоддзя. «Грамадзянскі» патрыятызм уласцівы паэзіі ўсіх рамантыкаў. Найбольш даследавана айчынным літаратуразнаўствам творчасць Адама Міцкевіча, Вінцэнта Дуніна Марцінкевіча, Яна Баршчэўскага. Аўтар артыкула аналізуе мастацкія тэксты Ануфры Петрашкевіча, Тамаша Зана, Міхала Рукевіча, Аляксандра Ходзькі з мэтай выяўлення вобразна-семантычнага рада, праз які раскрываецца патрыятызм як эстэтычная каштоўнасць літаратуры Беларусі першай паловы ХІХ стагоддзя. Асноўнымі вобразамі-персанажамі становяцца паганскі жрэц, вайдэлот, майстар-штукар як захавальнікі «духу продкаў», сімваламі - стары разбураны замак як сведчанне мінулай славы Айчыны, чаша, або чара, як знак прычашчэння ідэяй патрыятычнага служэння. This article considers terms such as “patriotism”, types of patriotism, which artistically revealed in literature creations of 1st half of 19th century. The “public” patriotism patriotism inherent in the poetry of all romantic poets. Creation of Adam Mitskevich, Vinсent Dunin-Martsinkevich, Yan Barszewski was more researched by native literature researchers. The author of this article is analyzing of literary texts of Anufryi Petrashkevich, Tamash Zan, Mikhal Rukevich, Alеxandr Hodz’ko for identification of figurative-semantic row, which discovering patriotism as aesthetic value of Belarusian literature of 1st half of 19th century. The main characters are a pagan priest, vaydelot, a master magician as keepers of the “spirit of the ancestors”, symbols are an old ruined castle as evidence of the past glory of the Fatherland, a cup or cup as a sign of initiation into the idea of patriotic service.
- ЭлементФормирование эстетической культуры у младших школьников в процессе проектной деятельности(БарГУ, 2021) Миранкова, Е. В.; Mirankova, E. V.В статье раскрываются особенности формирования эстетической культуры у младших школьников в процессе организации творческой проектной деятельности на уроках и факультативных занятиях по трудовому обучению. Рассмотрена диалектическая взаимосвязь эстетической и проектной деятельности. Обозначены целевые ориентиры авторской методики, реализуемой в процессе опытно-экспериментальной работы. Представлены сравнительные результаты выявления уровней сформированности эстетической культуры испытуемых контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования. Полученные данные указывают на взаимосвязь и целостность формирования всех компонентов эстетической культуры, а также комплексный характер влияния проектной деятельности на процессы развития, обучения и воспитания младших школьников. Представленные результаты подтверждают эффективность авторской методики формирования базовых компонентов эстетической культуры у младших школьников средствами творческих проектов. The article reveals the features of the formation of aesthetic culture in primary school students in the process of organizing creative project activities in the classroom and elective classes on labor training. The dialectical relationship between aesthetic and project activities is considered. The author’s methodology targets are indicated, which are implemented in the course of experimental work. The comparative results of the study of the levels of formation of aesthetic culture of the control and experimental groups of subjects at the ascertaining and control stages of the study are presented. The data obtained indicate the relationship and integrity of the formation of all components of aesthetic culture, as well as the complex nature of the impact of project activities on the development, training and upbringing of primary school children. The presented results confirm the effectiveness of the author’s method of forming the basic components of aesthetic culture in younger students by means of creative projects.
- ЭлементПроблема идентификации в романе Уильяма Гибсона «Распознавание образов»(БарГУ, 2021) Криштоп, И. С.; Kryshtop, I. S.В статье впервые анализируется сущность идентификации как художественной проблемы на материале романа Уильяма Гибсона «Распознание образов». Установлено, что в художественном произведении представлена попытка американского писателя осмыслить прошлое и его влияние на настоящее и будущее человечества, определить негативные тенденции и ценностные ориентиры современного мира, ведущие к утрате человеком идентичности. Рассмотрены особенности конструирования художественного пространства: бренды, ярлыки, эмблемы и логотипы, которые становятся его неизменными атрибутами, стирают геополитические границы и национальные черты, сокращают расстояния и обезличивают пространства мегаполисов. Анализируется роль психологической аномалии, позволяющей литературному герою осознать собственную уникальность, и интертекстуальности как источника информационной перегруженности не только в сфере искусства, но и повседневной жизни. The article presents the essence of identification as an artistic problem in William Gibson’s novel “Pattern Recognition”. It is proved that the literary work reflects the attempt of the American writer to comprehend the past and its influence on the present and future of the mankind identify the negative trends and values of the modern world that lead to identity loss by a personality. The features of the design of the art space are considered: brands, labels, emblems and logos, which become its invariable attributes, erase geopolitical borders and national features, reduce distances and depersonalize the spaces of megacities.The article analyzes the role of a psychological anomaly which allows a literary hero to understand his own uniqueness and intertextuality which is regarded as the source of information overload in both art and everyday life.
- ЭлементСоциально-педагогический аспект в образовательной деятельности Ордена иезуитов(БарГУ, 2021) Ермакович, Л. И.; Туровец, В. С.; Ermakovich, L. I.; Turovets, V. S.В статье рассматриваются социально ориентированные методы обучения и технологии социального воспитания в учебных заведениях Ордена иезуитов. Проанализирована деятельность школьных театров, волонтерских сообществ, ученического самоуправления и их социально-педагогическое воздействие на обучающихся. Показано, что использование иезуитами разнообразия форм и методов обучения и воспитания было направлено не только на решение образовательных задач, но и на успешное выполнение в будущем выпускниками учебных заведений определённых социальных ролей с позиции ответственного социального служения. Социально-педагогический аспект в образовательной деятельности Ордена иезуитов рассматривается и анализируется преимущественно на примере деятельности иезуитских учебных заведений на территории Беларуси в XVI - начале XIX века. The article deals with socially-oriented teaching methods and technologies of social education in the collegiums of the Jesuit Order. The article analyzes the activities of school theatres, volunteer communities, student self-government and their socio-pedagogical impact on students. The research article demonstrates that the use of various forms and methods of teaching and upbringing by the Jesuits was aimed not only at solving educational problems, but also at successful fulfillment of certain social roles by the graduates of the educational institutions in the future from the position of responsible social service. The socio-pedagogical aspect in the educational activities of the Jesuit Order is considered and analyzed mainly on the example of the activities of the Jesuit educational institutions in Belarus in the 16th - early 19th centuries.
- ЭлементСтруктурно-функциональный анализ методической системы опережающего развития дошкольников(БарГУ, 2021) Никашина, Г. А.; Nikashina, G. A.В статье представлены структурно-функциональный анализ и системная характеристика базовых компонентов методической системы опережающего развития интеллектуально-творческого потенциала детей от 3 до 6 лет, разных подходов к трактовке понятия «система»; методологические подходы, принципы, положенные в основу её построения; этапы разработки; структура методической системы, включающая надсистему и подсистемный состав; функциональный аспект её реализации, осуществляемой посредством целевой, базисных и дополнительных функций; функционально-структурное описание методической системы как с позиции сущности структурных элементов, так и с позиции их связей и взаимодействия, роли и предназначения для процесса опережающего развития интеллектуально-творческого потенциала детей, а также морфологическое описание наличия связи и её видов между структурными компонентами методической системы опережающего развития детей дошкольного возраста. The article presents the structural and functional analysis of the methodical system of outstripping development of intelligent-creative potential of children from 3 to 6 years old, of various approaches to the interpretation of the concept of “system”; methodological approaches, principles underlying its construction; stages of development; structure of the methodological system, including the composition of the supersystem and subsystem; functional aspect of its implementation, carried out at the expense of targeted, basic and additional functions; functional and structural description of the methodological system, both from the point of view of the essence of structural elements, and from the point of view of their connection and interaction, the role and purpose of the process of advanced development of the intellectual and creative potential of children, as well as a morphological description of the presence of a connection and its types between structural components of the methodological system of advanced development of preschool children.
- ЭлементА. Т. Ростунов и современная акмеология(БарГУ, 2021) Кузьмина, Н. В.; Нещерет, Т. В.; Kuzmina, N. V.; Nescheret, T. V.Статья посвящена анализу истории развития и становления новой науки - акмеологии. Дан анализ основным подходам в ее становлении и современного состояния акмеологии в образовательных организациях России и бывших республиках СССР. Представлен обзор работ и идей профессора А. Т. Ростунова, показана многогранность научных интересов автора и наиболее актуальных тем, которые оказали влияние на становление акмеологии и могут представлять интерес в ближайшем будущем. Представлен обзор научных исследований учеников А. Т. Ростунова. Раскрыто понятие «кате» («упадок») как противоположное понятию «акме» («вершина»), понимание зрелости человека в русле акмеологии. Показаны возможные перспективы развития акмеологической науки и практики в Республике Беларусь. The article is devoted to the analysis of the history of the development and formation of the new science of acmeology. The analysis of the main approaches in its formation and the current state of acmeology in educational institutions of Russia and the former republics of the USSR is given. An overview of the works and ideas of Professor A. T. Rostunov is presented, the multifaceted scientific interests of the author and the most relevant topics that influenced the formation of acmeology and may be of interest in the near future are shown. The review of scientific research of A. T. Rostunov’s students is presented. The concept of kate (decline) is revealed as the opposite of the concept of akme (summit), the understanding of human maturity in the mainstream of acmeology. Possible prospects for the development of acmeological science and practice in the Republic of Belarus are shown.
- ЭлементОсобенности эмоциональной привязанности к родителям у девушек, склонных к виктимному поведению(БарГУ, 2021) Яценко, Т. Е.; Yatsenka, Т. Е.В статье актуализирована проблема эмоциональной привязанности виктимных девушек к родителям как предиктору конструктивности/дисфункциональности межличностных отношений как в детско-родительской, так и иных системах отношений. Обоснована важность исследования эмоциональной привязанности девушек к родителям с позиции социально-психологических потребностей юношеского возраста. Приведены дефиниции и классификационная характеристика эмоциональной привязанности к другому человеку, типология виктимности и виктимного поведения. Описаны результаты эмпирического исследования типов эмоциональной привязанности к матери и отцу у девушек с виктимной, аутовиктимной, гипервиктимной деформацией личности, а также склонных к агрессивному, зависимому, самоповреждающему, гиперсоциальному, некритичному виктимному поведению. Представлено обоснование психологических механизмов формирования надежной и ненадежной эмоциональной привязанности к родителям у девушек с различными виктимными деформациями личности. The article highlights the problem of emotional attachment of victimized girls to their parents as a predictor of the constructiveness/dysfunctionality of interpersonal relationships both in child-parental and other systems of relations. The importance of studying the emotional attachment of girls to their parents is substantiated from the perspective of the social and psychological needs of adolescence. The definitions and classification characteristics of emotional attachment to another person, the typology of victimization and victim behavior are given. The article describes the results of an empirical study of the types of emotional attachment to the mother and father in girls with victimized, autovictimal, hypervictimal personality deformities, as well as those who are prone to aggressive, dependent, self-damaging, hypersocial, uncritical victim behavior. Substantiation of psychological mechanisms of formation of reliable and unreliable emotional attachment to parents in girls with various victimized personality deformities is presented.
- ЭлементМетодика формирования у младших школьников логических умений: содержательно-процессуальный аспект(БарГУ, 2021) Василевич, Н. А.; Vasilevich, N. A.Актуальность проблемы формирования у младших школьников логических умений обусловлена необходимостью повышения качества образования и подготовки младших школьников к непрерывному образованию. Логические умения как способы выполнения логических операций, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний по учебной дисциплине, формируются в учебной деятельности, даже если педагог не ставит это своей целью. В статье представлен качественный и количественный анализ содержания учебных пособий для первой ступени получения общего среднего образования на предмет наличия заданий, направленных на выработку рассматриваемой группы умений. С учетом проведенных эмпирических исследований рассматриваются содержательный и процессуальный аспекты методики формирования у младших школьников логических умений. The relevance of the problem of formation logical skills of primary school children is caused by the necessity to improve the quality of education and preparing primary school children to continuing education. Logical skills as methods of performing logical operations, provided by the totality of acquired knowledge in the academic discipline are formed in the educational activities of pupils, even if the teacher does not set this goal. The author presents a qualitative and quantitative analysis of textbooks for the first stage of General secondary education for the presence of tasks aimed at developing the considered group of skills. Taking into account the conducted empirical research, the article considers the content and procedural aspects of the methodology for forming logical skills in primary school children.
- ЭлементОсобенности развития знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста(БарГУ, 2021) Грицовец, А. Н.; Gricovec, А. N.В статье рассматриваются вопросы роли знаково-символической деятельности в жизни детей дошкольного возраста. Знаково-символическая деятельность рассматривается как особое, присущее только человеку, образование, которое помогает ему расшифровывать внешние знаки и символы, преобразовывать их во внутреннем плане и продуцировать уже собственную информацию во внешнюю среду. Рассматриваются отечественные и зарубежные теории исследования по указанной теме, теории развития знаково-символической деятельности у детей Л. С. Выготского, Е. Е. Сапоговой, Н. Г. Салминой и других авторов. В статье сделана попытка рассмотрения развития новообразований у детей дошкольного возраста в диаде «знаково-символическая деятельность - самосознание». Опубликованы результаты исследования особенностей развития знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах. Изучены особенности развития замещения, моделирования и экспериментального моделирования как типов знаково-символической деятельности на разных этапах дошкольного возраста. The article examines the role of sign-symbolic activity in the life of preschool children. Sign-symbolic activity is considered as a special, inherent only to a person, education, which helps him to decipher external signs and symbols, transform them in the internal plan and produce his own information into the external environment. Domestic and foreign theories of research on this topic are considered. The author reviewd the theory of the development of sign-symbolic activity in children by L. S. Vygotsky, E. E. Sapogova, N. G. Salmina and other authors. The article makes an attempt to consider the development of neoplasms in preschool children in the dyad “sign-symbolic activity — selfawareness”. The results of a study of the peculiarities of the development of sign-symbolic activity in preschool children at different age stages have been published. The features of the development of substitution, modeling and experimental modeling as types of sign-symbolic activity at different stages of preschool age have been studied.
- ЭлементСвязь сексизма и отношения к агрессии и насилию в добрачный период(БарГУ, 2021) Ракицкая, А. В.; Rakitskaya, А. В.Агрессия выступает моделью поведения, обеспечивающей адаптацию человека, одним из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (депривации, фрустрации). Появление агрессивных реакций и их форма проявления взаимосвязаны с рядом половозрастных особенностей мотивационного, эмоционального, волевого и нравственного компонентов регуляции поведения. Мы предполагаем, что отношение к агрессии, выступающее индикатором и предиктором проявления различных видов агрессии, связано с сексистскими установками личности. Сексизм рассматривается как форма предубеждения, основанная на принадлежности субъекта к определенному полу и выражающаяся в благожелательном, враждебном или амбивалентном отношении к нему, которое детерминировано различными позициями и ролями мужчин и женщин в обществе и направлено на удержание этой ролевой дифференциации. Сексизм как негативная социальная установка в интимно-личностных отношениях может проявляться на этапе добрачных отношений. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи сексистских установок к агрессии и насилию в добрачный период. Описано отношение к сексуальной и физической агрессии, психологическому насилию у мужчин и женщин, обладающих установками на доброжелательный и враждебный сексизм, гетеросексуальную интимность, комплиментарную гендерную дифференциацию. Aggression acts as a model of behavior that ensures human adaptation, one of the ways to satisfy urgent needs in a crisis situation of development and life (deprivation, frustration). The emergence of aggressive reactions and their form of manifestation are interconnected with a number of gender and age characteristics of the motivational, emotional, volitional and moral components of behavior regulation. We assume that the attitude towards aggression, which is an indicator and predictor of the manifestation of various types of aggression, is associated with sexist attitudes of the personality. Sexism is viewed as a form of bias based on the subjectʼs belonging to a particular gender and expressed in a benevolent, hostile or ambivalent attitude towards him, which is determined by different positions and roles of men and women in society and is aimed at maintaining this role differentiation. Sexism as a negative social attitude in intimate- personal relationships can manifest itself at the stage of premarital relationships. The article presents the results of an empirical study of the relationship between sexism and attitudes towards physical, psychological and sexual aggression in the premarital period. The attitude towards sexual and physical aggression, psychological violence in men and women who have attitudes towards benevolent and hostile sexism, heterosexual intimacy, complementary gender differentiation is described.
- ЭлементНаправленность - стержень личности (памяти профессора, полковника Александра Тимофеевича Ростунова)(БарГУ, 2021) Марищук, Л. В.; Marischuk, L. V.В статье, посвященной памяти выдающегося ученого Александра Тимофеевича Ростунова, актуализирована проблема направленности как ключевой характеристики нравственной личности. Освещается научный вклад доктора психологических наук А. Т. Ростунова в развитие психологии труда. Приведена содержательная характеристика направленности личности. Раскрывается авторская трактовка понятий «сознание», «самосознание», «духовность» с позиций системного подхода, иначе говоря, с выделением составляющих их компонентов, системообразующих факторов, каждую из систем объединяющих, и механизмов обратной связи. Понимание этих терминов А. Т. Ростуновым близко автору, что и определило научные исследования автора в области самосознания, формирования субъектности личности, профессионализма. The article dedicated to the memory of the outstanding scientist Alexander Timofeevich Rostunov, actualizes the problem of orientation as a key characteristic of a moral personality. It highlights the scientific contribution of the doctor of psychological sciences A. T. Rostunov to the development of labor psychology. The article gives the content characteristic of personality orientation. The author’s interpretation of the concepts of “consciousness”, “self-awareness”, “spirituality” is revealed from the standpoint of a systems approach, in other words, with the allocation of their constituent components, system-forming factors, each of the uniting systems, and feedback mechanisms. The understanding of these terms by A. T. Rostunov is close to the author, which determined the author’s scientific research in the field of self-awareness, the formation of personality subjectivity, professionalism.
- ЭлементПерспективные направления развития системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации(БарГУ, 2021) Лемех, Е. А.; Lemekh, Е. А.В статье представлены результаты работы, выполненной в рамках НИР по заданию 6.1.01. «Разработать научно-методическое обеспечение развития национальной системы оценки качества образования на уровнях дошкольного, общего среднего и специального образования» подпрограммы «Образование» Государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества». Описаны составляющие системы оценки качества дошкольного образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями, в соответствии с которыми предложены перспективные направления развития этой системы в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: совершенствование нормативной правовой базы оценки качества дошкольного образования в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, усиление научно-методической составляющей, создание либо упорядочение организационно-технологической и информационно-аналитической подсистем, реформирование консультативно-обучающего компонента на уровне центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. In article the results of the work carried out within the framework of the research work on assignment 6.1.01. “To develop scientific and methodological support for the development of a national system for assessing the quality of education at preschool, general secondary and special education levels” of the “Education” subprogram of the State program of scientific research “Economy and humanitarian development of Belarusian society”. The components of the system for assessing the quality of preschool education for children with severe multiple disorders are described, in accordance with promising directions for the development of this system within environment of a correction- and development- training centre are proposed: improving the regulatory framework for assessing the quality of preschool education in the correction- and development-training centre, strengthening the scientific and methodological component, creating or streamlining organizational, technological and informative, analytical subsystems, reforming consulting and training component at the correction-and development-training centre level.
- Элемент
- ЭлементПроблема социального восприятия и понимания приемного ребенка матерями в замещающих семьях(БарГУ, 2021) Стреленко, А. А.; Strelenko, А. А.Статья посвящена одной из актуальных проблем психологии - проблеме восприятия и понимания приемного ребенка в сознании замещающих матерей. В работе анализируются показатели структуры и содержания «я-образов» замещающих матерей, образов абстрактных детей, «ты-образов» их приемных детей, а также «ты-образов» приемных детей в будущем. Результаты исследования показывают, что есть структурно-статистическая связь «я-образов» замещающих матерей с «ты-образом» приемных детей, однако нет такой связи по модальным характеристикам образов. Также выявляется содержательно-качественная взаимосвязь между «я-образом» замещающей матери и образом абстрактного ребенка, между «я-образом» замещающей матери и «ты-образом» приемного ребенка в будущем. При невербальном, мало осознаваемом сопоставлении и противопоставлении образов были определены наиболее уязвимые зоны в родительско-детском взаимодействии. The article is devoted to one of the urgent problems of psychology — the problem of perception and understanding of the foster child in the minds of foster mothers. The paper analyzes the indicators of the structure and content of “i-images” of foster mothers, images of abstract children, “you-images” of their foster children, as well as “youimages” of foster children in the future. The results of the study show that there is a structural-quantitative relationship of the “i-images” of foster mothers with the “you-image” of foster children, but there is no such relationship according to the modal characteristics of the images. The content-quality relationship is revealed between the “i-image” of a foster mother and the image of an abstract child, between the “i-image” of a foster mother and the “you-image” of an, foster child in the future. The most vulnerable areas in the parent-child interaction were identified in the nonverbal, littlerealized comparison and juxtaposition of images.
- ЭлементФилософско-антропологический и герменевтический контексты развития неинституциональных практик полихудожественного образования(БарГУ, 2021) Шкор, Л. А.; Shkor, L. А.В статье представлено научное осмысление неинституциональных практик полихудожественного образования в контексте философско-антропологического и герменевтического подходов. Данные контексты нашли обобщение в методологических регулятивах, детерминирующих осмысление целей и средств неинституциональных практик полихудожественного образования на философском уровне. В условиях неинституциональных практик полихудожественного образования раскрывались возможные способы самоактуализации человека с учетом сложившихся философско-религиозных установок и экономических, социокультурных, гендерных реалий, выявлялись возможности бесконфликтного разрешения экзистенциальных противоречий в повседневном жизнетворчестве. Неинституциональные практики полихудожественного образования обеспечивали постоянное воспроизводство социально-педагогических и художественно-эстетических традиций, направленных на формирование и поддержку развития «человека культуры», который обладал устойчивым гуманистическим мировоззрением, внутренней целостностью и осознанностью, готовностью к продуктивному педагогическому взаимодействию, способностью к самостоятельной или совместной творческой деятельности, органично сочетавшейся с педагогикой искусства. The article presents a scientific understanding of non-institutional practices of poly-art education in the context of philosophical-anthropological and hermeneutic approaches. These contexts have been generalized in the methodological regulations that determine the understanding of the goals and means of the non-institutional practices of poly-art education at the philosophical level. In terms of non-institutional practices of poly-art education revealed the possible ways the actualization of man given the current philosophical and religious attitudes and economic, socio- cultural, gender realities revealed the possibility of a conflict-free resolution existential contradictions in everyday life and creativity. Non-profit organizations ensured the constant reproduction of socio-pedagogical and artisticaesthetic traditions aimed at the formation and support of the development of a “person of culture” who had a stable humanistic worldview, inner integrity and awareness, readiness for productive pedagogical interaction, and the ability to independently or independently.
- ЭлементСтруктурно-содержательная модель развития коммуникативных компетенций у будущих педагогов по предупреждению конфликтов в образовательной среде(БарГУ, 2021) Романчук, Н. В.; Romanchuk, N. V.В статье представлено описание целевого, содержательно-процессуального и результативного блоков структурно-содержательной модели развития коммуникативных компетенций у будущих педагогов по предупреждению конфликтов в образовательной среде. Отражены основные направления деятельности по развитию данных компетенций: реализация учебной программы «Тренинг эффективного педагогического взаимодействия», организация деятельности студентов на базе филиала кафедры, обогащение содержания программ учебных и производственных (педагогических) практик студентов, совершенствование содержания и форм организации лекционных, семинарских и лабораторных занятий по педагогическим дисциплинам. Выявлены ключевые коммуникативные компетенции педагога, необходимые для предупреждения конфликтов разных типов у субъектов образовательной среды. Обозначены критерии результативности процесса развития коммуникативных компетенций у будущих учителей по предупреждению конфликтов в образовательной среде путём реализации предложенных направлений деятельности. The article presents the description of the target, content-procedural and effective blocks of the structuralcontent model of the development of communicative competencies of future teachers to prevent conflicts in the educational environment. The article reflects the main directions of the activities for the development of these competencies: the implementation of the training program “Training of effective pedagogical interaction”; the organization of students activities on the basis of the branch of the department; the enrichment of the content of the programs of educational and production (pedagogical) practices of students; the improvement of the content and forms of organization of lectures, seminars and laboratory classes on pedagogical disciplines. The author defines the key communicative competencies of a teacher, which are necessary to prevent conflicts of different types in different types of educational environment. The article outlines the criteria for the effectiveness of the process of developing communicative competencies in future teachers in preventing conflicts in the educational environment by implementing the proposed areas of activity.