сборник статей по результатам II Научно-практического семинара с международным участием, Барановичи, 10 ноября 2022 г.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать сборник статей по результатам II Научно-практического семинара с международным участием, Барановичи, 10 ноября 2022 г. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 36
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементBlended learning: традиционные формы обучения + элементы электронного обучения(БарГУ, 2022) Любанец, И. И.; Копытич, И. Г.; Lyubanets, I. I.; Kopytich, I. G.В последние годы все большую популярность приобретает онлайн-обучение как альтернатива привычному посещению учебных занятий. Особенно ярко его преимущества проявились в период пандемии COVID-19. В данной статье авторы предпринимают попытку анализа преимуществ и недостатков онлайн-обучения. Авторы также рассматривают основные особенности и модели смешанного обучения. In recent years, online learning and teaching has become increasingly popular as an alternative to the usual attendance of training sessions. Its advantages were especially important during the COVID-19 pandemic. In this article, the authors attempt to analyze the advantages and disadvantages of online learning and teaching. The authors also analyze the main features and models of blended learning and teaching.
- ЭлементDefinition and structure of foreign language teachers’ methodological literacy(БарГУ, 2022) Vanyuk, Y. V.; Ванюк, Ю. В.The article deals with the study of methodological literacy of a foreign language teacher, as well as its structure. The structure of the content and educational components of literacy is considered. Various approaches to the definition of the concept of methodological literacy are discussed. This study touches upon the criteria for assessing the methodological literacy of future foreign language teachers. Данная статья посвящена изучению методической грамотности учителя иностранного языка, а также её структуры. Описана структура содержательного и образовательного компонентов грамотности, рассматриваются различные подходы к определению понятия методической грамотности. Данное исследование затрагивает критерии оценки методической грамотности будущих учителей иностранного языка.
- ЭлементDoes artificial intelligence endeavor to replace human activity in an educational context?(БарГУ, 2022) Karachun, T. V.; Карачун, Т. В.New algorithm technologies are permeating every aspect of daily life facilitating utility services, as well as providing more advanced security systems. While it is true that Artificial Intelligence (AI) can offer great opportunities, at the same time it is a priority not to underestimate the profound changes that will affect society as a whole and the concerns resulting from them. Within the world of education there is still no widespread application of these techniques: an endeavour should be made to exploit the potential of machine learning techniques to facilitate teachers in analysing the learners’ problem-solving process. Новые разновидности алгоритмов проникают во все аспекты повседневной жизни, облегчая пользование услугами, а также обеспечивая более совершенные системы безопасности. Искусственный интеллект (ИИ) открывает большие возможности, но в то же время нельзя недооценивать значительные изменения, которые затронут общество в целом и связанные с ними проблемы. В сфере образования до сих пор нет широкого применения этих технологий: необходимо попытаться использовать потенциал методов машинного обучения, чтобы помочь учителям в анализе процесса решения проблем учащимися
- ЭлементMedia literacy skills development in EFL classrooms(БарГУ, 2022) Roubel, I. I.; Ровбель, И. И.The article touches upon the issue of media literacy skills development in the context of education and society digitalization. The author describes the reasons and the ways media literacy skills may be incorporated into teaching practice at different levels. The author also draws the reader’s attention to the main activities which contribute to acquiring media literacy skills. Данная статья посвящена вопросам развития медийной и информационной грамотности в условиях информатизации образования и общества в целом. Автор описывает способы внедрения элементов медийной и информационной культуры в процессе обучения английскому языку на различных уровнях; приводит примеры конкретных упражнений, направленных на развитие соответствующих навыков, дает рекомендации по их использованию.
- ЭлементPeculiarities of American and British communicative behaviour and its connection with cultural and value orientations(БарГУ, 2022) Savko, A. A.; Савко, А. А.The positive attitude towards the addressee is closely connected with the linguistic culture of the speakers. The present study used data from comparative socio-psychology, which deals with the problems of ethno-cultural specificity of communicative behaviour. The results of their research are equivocal, but the connection between the value orientations of cultures and their emotional behaviour can be traced. A supra ethnic tendency is the predominance of positive emotional states over negative ones. However, psychology cannot sufficiently account for the active constitutive role of language in shaping ethno-cultural behaviour. Language is able to influence the system of values, the model of behaviour. Psychology does not provide a clear description of how culture affects the expression and intensity of feelings in communication. It seems that more reliable data can be obtained on the basis of ethnomethodological interpretation of speech behaviour, carried out on the material of natural communication. Положительное отношение к адресату тесно связано с языковой культурой коммуникантов. В настоящем исследовании использовались данные сравнительной социопсихологии, занимающейся проблемами этнокультурной специфики коммуникативного поведения. Результаты их исследований не однозначны, однако прослеживается связь между ценностными ориентирами культур и их эмоциональным поведением. Надэтнической тенденцией является преобладание положительных эмоциональных состояний над отрицательными. Однако психология не может в достаточной мере учитывать активную конституирующую роль языка в формировании этнокультурного поведения. Язык способен влиять на систему ценностей, модель поведения. Психология не дает четкого описания того, как культура влияет на выражение и интенсивность чувств в общении. Представляется, что более достоверные данные можно получить на основе этнометодологической интерпретации речевого поведения, проводимой на материале естественной коммуникации.
- ЭлементPlatforms for organizing distance learning(БарГУ, 2022) Moyseyonok, N. S.; Мойсеёнок, Н. С.The concept of distance learning, its advantages over contact learning are considered. Various educational platforms are used to organize distance learning. In this article, we will look at the main platforms for distance learning, such as Moodle, Webinar.ru, Blackboard, Skype and Claroline LMS. В статье рассматривается понятие дистанционного обучения и его преимущества перед контактным обучением. Для организации дистанционного обучения используются различные образовательные платформы. В данной работе мы рассмотрим основные платформы для дистанционного обучения, такие как Moodle, Webinar.ru, Blackboard, Skype, Claroline LMS.
- ЭлементPlurilingual competence of a teacher-researcher in the Republic of Belarus(БарГУ, 2022) Piatakova, T. S.; Пятакова, Т. С.The article is devoted to the accentuation of the role of a school teacher and a teacher of a higher educational institution in the implementation of the research component of his professional activity due to modern trends in reforming of the education system. The teacher-researcher is seen as a facilitator of the educational process. Particular attention is paid to the development of plurilingual competence in the structure of the professional competence of a teacher-researcher. Статья посвящена акцентуализации роли школьного учителя и преподавателя учреждения высшего образования в реализации научно-исследовательской составляющей его профессиональной деятельности, которая обусловлена современными тенденциями реформирования системы образования. Учитель- исследователь рассматривается как фасилитатор образовательного процесса. Особое внимание уделяется развитию плюрилингвальной компетенции в структуре профессиональной компетентности учителя-исследователя.
- ЭлементАкадемическая культура и подготовка преподавателей высшей школы к иноязычной научной коммуникации(БарГУ, 2022) Тивьяева, И. В.; Tivyaeva, I. V.В статье ставится вопрос о важности информированности участников международной научной коммуникации об академической культуре как о значимом факторе, от которого зависит исход межкультурного взаимодействия. Автор выделяет два типа межкультурных различий, значимых для участников академического сообщества, и описывает опыт внедрения лингвокультурного компонента в программы дополнительного профессионального образования по иностранному языку для профессорско-преподавательского состава. The paper focuses on the importance of awareness among scholars about academic culture as a significant factor affecting the outcome of intercultural interaction. The author describes two types of intercultural differences relevant to members of the academic community and deals with the experience of integrating the linguocultural component into advanced professional training courses in English for university faculty.
- ЭлементАмбивалентные синтаксические конструкции в английском языке с точки зрения перевода(БарГУ, 2022) Литкевич, Е. И.; Litkevich, E. I.В статье рассматриваются особенности английских амбивалентных синтаксических конструкций: инфинитива результата, цели и инфинитива последующего действия. Для выбора и обоснования переводческой стратегии описываются грамматические функции инфинитивов в предложении, проводится контекстуальный анализ для выявления значения. Результаты исследования предлагают принципы для теоретического осмысления категории «амбивалентность» в языке и практическую стратегию перевода данных конструкций на русский язык. The paper aims to discern main principles to identify the features of ambivalent English syntactic constructions (the infinitive of result, purpose, and the infinitive used as a connective link). The grammatical functions of infinitives in a sentence are analyzed to select and justify a translation strategy. Contextual analysis is carried out to describe the infinitives semantics. The results contribute to the theoretical understanding of the category of “ambivalence” in the language and offer a rationale to translate these structures into Russian.
- ЭлементДа праблемы развіцця крытычнага мыслення асобы ў працэсе моўнай адукацыі(БарГУ, 2022) Гацко, А. М.; Gatsko, A. M.У артыкуле разглядаецца сутнасць методыкі, накіраванай на развіццё здольнасці крытычнага мыслення студэнта, а таксама яе рэалізацыя пры чытанні лекцыі на беларускай мове, што дае магчымасць выкарыстоўваць розныя яе сродкі ў комплексе. The article deals with the essence of the technique aimed at developing student’s critical thinking skills as well as it’s realization while lecturing in Belarusian, which gives a chance to use its various means as a comlex.
- ЭлементК вопросу о формировании поликультурной компетентности средствами иностранного языка(БарГУ, 2022) Криштоп, И. С.; Нагорная, Т. В.; Krishtop, I. S.; Nagorhaya, T. V.В статье описана поликультурность как тенденция развития социума и основное направление развития современного иноязычного образования. Обозначены нерешенные проблемы формирования поликультурной компетентности на таких уровнях структурирования содержания образования, как цели, содержание, подходы, методики. Предлагаются следующие направления формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка в условиях социокультурных и педагогических инноваций ХХI века: разработка модели формирования поликультурной компетентности обучающихся средствами иностранного языка, обновление содержания учебных программ, создание диагностического инструментария оценки качества формирования поликультурной компетентности обучающихся и подготовка соответствующего учебно-методического обеспечения. The article describes multiculturalism as a trend in the development of society and the main direction in the development of modern foreign language education. The unresolved problems of the formation of multicultural competence at such levels of structuring the content of education as goals, content, approaches, methods are outlined. The following directions for the formation of multicultural competence by means of a foreign language in the context of sociocultural and pedagogical innovations of the 21st century are proposed: development of a model for the formation of multicultural competence of students by means of a foreign language, updating the content of curricula, creating diagnostic tools for assessing the quality of the formation of multicultural competence of students and preparing appropriate educational and methodological materials.
- ЭлементКоммуникация на иностранном языке: сущность, формы, варианты(БарГУ, 2022) Теряева, Г. Н.; Шатрова, Т. И.; Гордова, Э. Е.; Teryaeva, G. N.; Shatrova, T. I.; Gordova, E. E.Растущая потребность в общении с использованием иностранного языка обуславливает быстрый рост числа различных видов коммуникативных ситуаций. Цель настоящей статьи - рассмотреть коммуникацию на иностранном языке как целостный языковой феномен; проанализировать коммуникативное поведение партнёров по общению с учётом их уровня владения языком коммуникации (инофоноситель языка) и выявить возможные формы коммуникативных комбинаций и коммуникативные приоритеты каждого из коммуникантов. The growing need for communication using a foreign language causes a rapid increase in the number of different types of communicative situations. The purpose of this article is to consider communication in a foreign language as an integral linguistic phenomenon; to analyze the communicative behavior of communication partners, taking into account their level of proficiency in the language of communication (a foreign speaker is a native speaker) and to identify possible forms of communicative combinations and communicative priorities of each of the communicants.
- ЭлементКонтрастивный анализ семантики прилагательных с общим значением «личный» в русском и английском языках(БарГУ, 2022) Секамова, А. М.; Sekamova, A. M.В фокусе данного исследования находится семантика лексической единицы личный в русском и английском языках, особенности ее употребления в речи. Объектом анализа является категория посессивности, а также характер её концептуализации в картинах мира двух рассматриваемых языков. Эмпирическую базу исследования составили 348 предложений, в которых русское прилагательное личный переводилось на английский язык. На основании проведенного исследования c использованием триангуляционнного подхода, гипотетикодедуктивного метода, семантического эксперимента, корпусного анализа и обращения к поисковым системам Google и Яндекс, предпринимается попытка построить когнитивную модель личного пространства индивида в английском и русском лингвокультурном пространстве. The paper covers the semantics of the Russian and English adjectives conveying personal space, the differences in their meanings and their occurrence in speech. The aim is to offer a cognitive model of the personal space in both languages. The paper focuses on both possessiveness and its nature. The author researched 348 Russian to English samples of written text with the adjective личный. The detailed theoretical background is specified. It involves a triangulated approach that combines the hypothesis-deductive method relying on linguistic experiment, corpus analysis and Google/Yandex search engines.
- ЭлементКонцепт Understatement как лингвокультурологическая категория (на материале произведений А. П. Чехова)(БарГУ, 2022) Глотова, Я. А.; Glotova, Y. A.Работа посвящена изучению концепта Understatement как лингвокультурологической категории в рамках исследования стратегии антонимического перевода как основной переводческой трансформации и способам ее языковой реализации в рамках художественного дискурса. Цель исследования состоит в систематизации моделей антонимического перевода в паре языков «русский-английский» на основе метонимического принципа. Материалом исследования послужил корпус примеров отрицания, полученных методом сплошной выборки из произведений А. П. Чехова и их официальных переводов на английский язык. Результатом исследования стали выявленные стратегии антонимического перевода, которые находят широкое применение в современной переводческой практике. The paper studies the concept Understatement as a linguoculturological category in the framework of antonymic translation as the main translation transformation and the ways of its linguistic implementation within artistic discourse. The purpose of the study is to systematize the models of antonymic translation in the Russian and English languages based on the metonymic principle. The empirical base of the research includes examples of negation obtained by the method of continuous sampling from the works of Anton P. Chekhov and its English translations. The research revealed antonymic translation strategies, which are widely employed in modern translation practice.
- ЭлементЛингвоаксиологические аспекты характеризации героев романа (на материале работ Р. Харриса)(БарГУ, 2022) Рожковская, Э. Д.; Rozhkovskaya, E. D.Работа посвящена исследованию лингвоаксиологических аспектов характеризации героев романа на материале произведений Р. Хэрриса. В статье анализируются и интерпретируются оценочные высказывания героев произведения “The Ghost”. Наряду с традиционными (дефиниционный анализ, контекстуальный анализ), используются инновационные методы анализа текста - программа SentiStrength, позволяющая определить тональность текста. The paper focuses on the study of linguo-axiological aspects of the characterization. The study analyzes and interprets evaluative statements found in the novel “The Ghost”. Along with traditional methods (definitional analysis, contextual analysis), digital methods of text analysis are used - the SentiStrength program, which allows to determine the sentiment of the text.
- ЭлементЛингвокультурологический потенциал англоязычных сетевых текстов(БарГУ, 2022) Криштоп, И. С.; Гавриленя, К. В.; Kryshtop, I. S.; Gavrilenya, K. V.В статье обосновывается актуальность изучения особенностей тревел-блогов в свете современных филологических исследований. Представлен экскурс в историю становления сетевых текстов о путешествиях. Основное внимание авторы акцентирует на лингвистических реализации категории оценки, способах презентации личности автора, реализации гипертекстуальности и креолизации. Теоретические положения иллюстрируются примерами из наиболее популярных англоязычных блогов о путешествиях. In the article the authors substantiate the relevance of studying travel blogs in view of recent philological research. The history of the development of online travel texts is presented. Attention is focused on linguistic ways of implementing the categories of evaluation, author’s personality, hypertextuality and creolization. Theoretical ideas are illustrated by examples from the most popular travel blogs in English.
- ЭлементНейропсихологические открытия об интеллектуальной сфере личности как фактор модернизации образования(БарГУ, 2022) Титовец, Т. Е.; Tsitavets, T. E.В статье раскрывается закономерная взаимосвязь между реализуемыми в современных системах образования реформами и тенденциями развития нейропсихологии как новой интегративной науки. Обосновывается необходимость обучения основам когнитивного менеджмента в целях развития интеллектуальной сферы личности. Описываются наиболее значимые результаты нейропсихологических исследований, которые должны учитываться при организации образовательного процесса: о взаимосвязи нейрогенеза и двигательной активности; чанкинге или порционном обучении как эффективном подходе к обучению; роли мультисенсорности в эффективности обучения; роли стимулирующей рефлексии в продуктивном обучения; интервальном обучении как наиболее природосообразном виде обучения. Делается вывод о том, что в современных системах образования фиксируется определенное отставание от нейропсихологических открытий, обусловленное различными причинами. The article reveals the relationship between the reforms implemented in modern education systems and the trends in the development of neuropsychology as a science. The necessity of teaching the basics of cognitive management in order to develop the intellectual sphere of the individual is substantiated. Various important discoveries of neuropsychological research which should be taken into account when organizing the educational process are described: the relationship between neurogenesis and motor activity, chunking or portion learning as an effective approach to learning, the role of multisensory mode in the effectiveness of learning, the role of stimulating reflection in the effectiveness of learning, interval learning as the most effective form of learning. It is concluded that in modern education systems there is a certain lag behind neuropsychological discoveries due to various reasons.
- ЭлементОсобенности использования синквейна на занятиях по иностранному языку в учреждении высшего образования(БарГУ, 2022) Булатая, Е. В.; Лобковская, Е. А.; Bulataya, E. V.; Lobkovskaya, E. A.В статье рассматриваются особенности использования приема «синквейн» на занятиях по иностранному языку в учреждении высшего образования. Устанавливается последовательность работы преподавателя и обучающихся по составлению синквейна на занятиях по иностранному языку, описываются возможности использования данного приема на различных этапах усвоения информации на занятии. Делается вывод об универсальности приема «синквейн» в целом, отмечается многообразие вариантов использования синквейна на занятиях по иностранному языку. The article is devoted to the peculiarities of using the “cinquain” technique in foreign language classes at an institution of higher education. The article establishes the sequence of the teacher’s and students’ work on composing cinquain in a foreign language class and describes the possibilities of using this technique at different stages of information assimilation in the class. The conclusion about the versatility of the “cinquain” technique in general is made, the variety of options for using cinquain in a foreign language class is noted.
- ЭлементОсобенности перевода терминов в текстах экономического и юридического дискурса(БарГУ, 2022) Лавренкова, М. Д.; Гребень, Т. М.; Lavrenkova, M. D.; Greben, T. M.В статье затрагивается проблема трудностей при переводе терминологии юридического и экономического дискурса, характеризующейся двусмысленностью и контекстуальной обусловленностью, обозначены специфика понятия «термин» и его признаки. Большое внимание уделяется важности преодоления лингвоэтнического барьера и стратегии перевода юридических и экономических терминов. Выделяются и описываются специфические лексические особенности, присущие терминологии юридических и экономических текстов. The article touches upon the issue of difficulties in translating the terminology of legal and economic discourse, characterized by ambiguity and contextual conditionality, the specifics of the concept “term” and its features are indicated. Much attention is given to the importance of overcoming the linguistic-ethnic barrier and a strategy for translating legal and economic terms. The specific lexical features inherent in the terminology of legal and economic texts are highlighted and described.
- ЭлементОсобенности реализации текста славянской культуры в художественном дискурсе русскоязычных писателей Узбекистана (на материале исторической прозы В. Г. Яна)(БарГУ, 2022) Хайдарова, Н. А.; Haidarova, N. A.В данной статье на примере прозаических произведений известного писателя В. Г. Яна и его романов «Чингиз-хан», «Батый» и «К “последнему морю”» проводится рассмотрение особенностей реализации текста славянской культуры (славянского образа мира) в структуре основного повествования. Доказывается, что славянский текст и его репрезентация в структуре романов представляет собой сложное многоуровневое явление, объединяющее в себе проблемы трансляции языковой и культурно-исторической действительности. In this article, on the example of the prose works of the famous writer V. G. Yan and his novels “Genghis Khan”, “Batu” and “To the ‘Last Sea’ ”, the features of the implementation of the text of Slavic culture (Slavic image of the world) in the structure of the main narrative are considered. It is proved that the Slavic text and its representation in the structure of novels is a complex multi-level phenomenon that combines the problems of translation of linguistic and cultural-historical reality.