Профессиональное иноязычное образование в контексте инноваций XXI века
Постоянная ссылка на Раздел
Просмотреть
Показать Профессиональное иноязычное образование в контексте инноваций XXI века по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 36
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементЛингвоаксиологические аспекты характеризации героев романа (на материале работ Р. Харриса)(БарГУ, 2022) Рожковская, Э. Д.; Rozhkovskaya, E. D.Работа посвящена исследованию лингвоаксиологических аспектов характеризации героев романа на материале произведений Р. Хэрриса. В статье анализируются и интерпретируются оценочные высказывания героев произведения “The Ghost”. Наряду с традиционными (дефиниционный анализ, контекстуальный анализ), используются инновационные методы анализа текста - программа SentiStrength, позволяющая определить тональность текста. The paper focuses on the study of linguo-axiological aspects of the characterization. The study analyzes and interprets evaluative statements found in the novel “The Ghost”. Along with traditional methods (definitional analysis, contextual analysis), digital methods of text analysis are used - the SentiStrength program, which allows to determine the sentiment of the text.
- ЭлементРоль производственной практики в формировании языковой личности специалиста(БарГУ, 2022) Корзун, З. И.; Мясоед, А. П.; Korzun, Z. I.; Miasayed, A. P.В статье рассматривается прагматический уровень языковой личности. Изучение прагматических свойств естественного языка непосредственно связывается с анализом и импликацией коммуникативных (речевых) актов. Речь идет об основных характеристиках языковой личности: владением индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации, умением варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения и строить высказывания в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами «речевого этикета». Формировать языковую личность, которая обладала бы всеми вышеназванными характеристиками, мы можем и должны различными методами, приемами работы, средствами обучения, в том числе в процессе прохождения студентами производственной (преддипломной) практики. The article deals with the pragmatic level of the linguistic personality. The study of the pragmatic properties of natural language is directly related to the analysis and implication of communicative (speech) acts. We are talking about the main characteristics of the linguistic personality: possession of an individual stock of verbal and non-verbal means for the actualization of the informational, expressive and pragmatic functions of communication, the ability to vary communicative means in the process of communication in connection with the change in situational conditions of communication and build statements in accordance with the norms of the selected communicative code and the rules of “speech etiquette”. To form a linguistic personality that would have all the above characteristics, we can and should use various methods, methods of work, means of training, including in the process of students passing industrial (pre-diploma) practice.
- ЭлементРазвитие концентрации внимания обучающихся в процессе обучения иностранному языку(БарГУ, 2022) Рыжова, Ю. И.; Ryzhova, Y. I.В статье раскрывается необходимость организации процесса обучения иностранному языку с учетом особенностей внимания, которыми обладают современные обучающиеся. Информатизация и глобализация образовательного про- странства заставляют человека осуществлять любую деятельность в режиме многозадачности и быстрого темпа и требуют её высокой эффективности и результативности. Такое положение не может не сказаться на развитии внимания как когнитивного процесса. Такие его параметры, как объем, распределение и концентрация получают разный уровень сформированности и развития. И именно концентрация внимания становится той ключевой характеристикой, которая может помочь обеспечить эффективность реализации деятельности в современных условиях, но которая сама нуждается в развитии у обучающихся нового поколения. В статье предлагается рассмотреть некоторые методы и приемы развития концентрации внимания в рамках организации обучения иностранному языку. The article reveals the necessity of taking into consideration the peculiarities of attention of modern learners in teaching foreign languages. Informatization and globalization of modern world make people work in the regime of multitask and demand high standards and quick results of their work. This makes human brain function in different ways and develop various cognitive characteristics in different ways. And focus is the very characteristic that helps to provide the appropriate level of performing any activity, but that needs to be developed itself. The article gives information about some ways of developing focus while organizing the process of foreign language learning.
- ЭлементОсобенности реализации текста славянской культуры в художественном дискурсе русскоязычных писателей Узбекистана (на материале исторической прозы В. Г. Яна)(БарГУ, 2022) Хайдарова, Н. А.; Haidarova, N. A.В данной статье на примере прозаических произведений известного писателя В. Г. Яна и его романов «Чингиз-хан», «Батый» и «К “последнему морю”» проводится рассмотрение особенностей реализации текста славянской культуры (славянского образа мира) в структуре основного повествования. Доказывается, что славянский текст и его репрезентация в структуре романов представляет собой сложное многоуровневое явление, объединяющее в себе проблемы трансляции языковой и культурно-исторической действительности. In this article, on the example of the prose works of the famous writer V. G. Yan and his novels “Genghis Khan”, “Batu” and “To the ‘Last Sea’ ”, the features of the implementation of the text of Slavic culture (Slavic image of the world) in the structure of the main narrative are considered. It is proved that the Slavic text and its representation in the structure of novels is a complex multi-level phenomenon that combines the problems of translation of linguistic and cultural-historical reality.
- ЭлементКонтрастивный анализ семантики прилагательных с общим значением «личный» в русском и английском языках(БарГУ, 2022) Секамова, А. М.; Sekamova, A. M.В фокусе данного исследования находится семантика лексической единицы личный в русском и английском языках, особенности ее употребления в речи. Объектом анализа является категория посессивности, а также характер её концептуализации в картинах мира двух рассматриваемых языков. Эмпирическую базу исследования составили 348 предложений, в которых русское прилагательное личный переводилось на английский язык. На основании проведенного исследования c использованием триангуляционнного подхода, гипотетикодедуктивного метода, семантического эксперимента, корпусного анализа и обращения к поисковым системам Google и Яндекс, предпринимается попытка построить когнитивную модель личного пространства индивида в английском и русском лингвокультурном пространстве. The paper covers the semantics of the Russian and English adjectives conveying personal space, the differences in their meanings and their occurrence in speech. The aim is to offer a cognitive model of the personal space in both languages. The paper focuses on both possessiveness and its nature. The author researched 348 Russian to English samples of written text with the adjective личный. The detailed theoretical background is specified. It involves a triangulated approach that combines the hypothesis-deductive method relying on linguistic experiment, corpus analysis and Google/Yandex search engines.
- ЭлементЛингвокультурологический потенциал англоязычных сетевых текстов(БарГУ, 2022) Криштоп, И. С.; Гавриленя, К. В.; Kryshtop, I. S.; Gavrilenya, K. V.В статье обосновывается актуальность изучения особенностей тревел-блогов в свете современных филологических исследований. Представлен экскурс в историю становления сетевых текстов о путешествиях. Основное внимание авторы акцентирует на лингвистических реализации категории оценки, способах презентации личности автора, реализации гипертекстуальности и креолизации. Теоретические положения иллюстрируются примерами из наиболее популярных англоязычных блогов о путешествиях. In the article the authors substantiate the relevance of studying travel blogs in view of recent philological research. The history of the development of online travel texts is presented. Attention is focused on linguistic ways of implementing the categories of evaluation, author’s personality, hypertextuality and creolization. Theoretical ideas are illustrated by examples from the most popular travel blogs in English.
- ЭлементПрофессиональное иноязычное образование в контексте инноваций XXI века(БарГУ, 2022) Криштоп, И. С.; Прадун, А. С.; Леон, О. В.; Лобковская, Е. А.; Нагорная, Т. В.; Пинюта, И. В.Статьи, представленные в сборнике, отражают результаты научных исследований учёных, преподавателей, учителей, аспирантов, магистрантов Беларуси, России, Узбекистана. Издание адресовано широкому кругу специалистов в области лингвистики, межкультурной коммуникации и лингводидактики.
- ЭлементMedia literacy skills development in EFL classrooms(БарГУ, 2022) Roubel, I. I.; Ровбель, И. И.The article touches upon the issue of media literacy skills development in the context of education and society digitalization. The author describes the reasons and the ways media literacy skills may be incorporated into teaching practice at different levels. The author also draws the reader’s attention to the main activities which contribute to acquiring media literacy skills. Данная статья посвящена вопросам развития медийной и информационной грамотности в условиях информатизации образования и общества в целом. Автор описывает способы внедрения элементов медийной и информационной культуры в процессе обучения английскому языку на различных уровнях; приводит примеры конкретных упражнений, направленных на развитие соответствующих навыков, дает рекомендации по их использованию.
- ЭлементDefinition and structure of foreign language teachers’ methodological literacy(БарГУ, 2022) Vanyuk, Y. V.; Ванюк, Ю. В.The article deals with the study of methodological literacy of a foreign language teacher, as well as its structure. The structure of the content and educational components of literacy is considered. Various approaches to the definition of the concept of methodological literacy are discussed. This study touches upon the criteria for assessing the methodological literacy of future foreign language teachers. Данная статья посвящена изучению методической грамотности учителя иностранного языка, а также её структуры. Описана структура содержательного и образовательного компонентов грамотности, рассматриваются различные подходы к определению понятия методической грамотности. Данное исследование затрагивает критерии оценки методической грамотности будущих учителей иностранного языка.
- ЭлементОсобенности перевода терминов в текстах экономического и юридического дискурса(БарГУ, 2022) Лавренкова, М. Д.; Гребень, Т. М.; Lavrenkova, M. D.; Greben, T. M.В статье затрагивается проблема трудностей при переводе терминологии юридического и экономического дискурса, характеризующейся двусмысленностью и контекстуальной обусловленностью, обозначены специфика понятия «термин» и его признаки. Большое внимание уделяется важности преодоления лингвоэтнического барьера и стратегии перевода юридических и экономических терминов. Выделяются и описываются специфические лексические особенности, присущие терминологии юридических и экономических текстов. The article touches upon the issue of difficulties in translating the terminology of legal and economic discourse, characterized by ambiguity and contextual conditionality, the specifics of the concept “term” and its features are indicated. Much attention is given to the importance of overcoming the linguistic-ethnic barrier and a strategy for translating legal and economic terms. The specific lexical features inherent in the terminology of legal and economic texts are highlighted and described.
- ЭлементDoes artificial intelligence endeavor to replace human activity in an educational context?(БарГУ, 2022) Karachun, T. V.; Карачун, Т. В.New algorithm technologies are permeating every aspect of daily life facilitating utility services, as well as providing more advanced security systems. While it is true that Artificial Intelligence (AI) can offer great opportunities, at the same time it is a priority not to underestimate the profound changes that will affect society as a whole and the concerns resulting from them. Within the world of education there is still no widespread application of these techniques: an endeavour should be made to exploit the potential of machine learning techniques to facilitate teachers in analysing the learners’ problem-solving process. Новые разновидности алгоритмов проникают во все аспекты повседневной жизни, облегчая пользование услугами, а также обеспечивая более совершенные системы безопасности. Искусственный интеллект (ИИ) открывает большие возможности, но в то же время нельзя недооценивать значительные изменения, которые затронут общество в целом и связанные с ними проблемы. В сфере образования до сих пор нет широкого применения этих технологий: необходимо попытаться использовать потенциал методов машинного обучения, чтобы помочь учителям в анализе процесса решения проблем учащимися
- ЭлементТранскультурный подход к развитию иноязычного образования(БарГУ, 2022) Жих, И. В.; Zhih, I. V.В статье обосновывается необходимость изменений в системе иноязычного образования; раскрывается сущность поликультурного образования; доказывается необходимость теоретического обоснования и разработки транскультурного подхода к развитию иноязычного образования, определяются его особенности и основные принципы. The article states the necessity of changes in the system of foreign language education; the essence of the polycultural education is described; the article proves the necessity of theoretical substantiation and the development of transcultural approach to the foreign language education, states its peculiarities and main principles.
- ЭлементPlatforms for organizing distance learning(БарГУ, 2022) Moyseyonok, N. S.; Мойсеёнок, Н. С.The concept of distance learning, its advantages over contact learning are considered. Various educational platforms are used to organize distance learning. In this article, we will look at the main platforms for distance learning, such as Moodle, Webinar.ru, Blackboard, Skype and Claroline LMS. В статье рассматривается понятие дистанционного обучения и его преимущества перед контактным обучением. Для организации дистанционного обучения используются различные образовательные платформы. В данной работе мы рассмотрим основные платформы для дистанционного обучения, такие как Moodle, Webinar.ru, Blackboard, Skype, Claroline LMS.
- ЭлементКонцепт Understatement как лингвокультурологическая категория (на материале произведений А. П. Чехова)(БарГУ, 2022) Глотова, Я. А.; Glotova, Y. A.Работа посвящена изучению концепта Understatement как лингвокультурологической категории в рамках исследования стратегии антонимического перевода как основной переводческой трансформации и способам ее языковой реализации в рамках художественного дискурса. Цель исследования состоит в систематизации моделей антонимического перевода в паре языков «русский-английский» на основе метонимического принципа. Материалом исследования послужил корпус примеров отрицания, полученных методом сплошной выборки из произведений А. П. Чехова и их официальных переводов на английский язык. Результатом исследования стали выявленные стратегии антонимического перевода, которые находят широкое применение в современной переводческой практике. The paper studies the concept Understatement as a linguoculturological category in the framework of antonymic translation as the main translation transformation and the ways of its linguistic implementation within artistic discourse. The purpose of the study is to systematize the models of antonymic translation in the Russian and English languages based on the metonymic principle. The empirical base of the research includes examples of negation obtained by the method of continuous sampling from the works of Anton P. Chekhov and its English translations. The research revealed antonymic translation strategies, which are widely employed in modern translation practice.
- ЭлементК вопросу о формировании поликультурной компетентности средствами иностранного языка(БарГУ, 2022) Криштоп, И. С.; Нагорная, Т. В.; Krishtop, I. S.; Nagorhaya, T. V.В статье описана поликультурность как тенденция развития социума и основное направление развития современного иноязычного образования. Обозначены нерешенные проблемы формирования поликультурной компетентности на таких уровнях структурирования содержания образования, как цели, содержание, подходы, методики. Предлагаются следующие направления формирования поликультурной компетентности средствами иностранного языка в условиях социокультурных и педагогических инноваций ХХI века: разработка модели формирования поликультурной компетентности обучающихся средствами иностранного языка, обновление содержания учебных программ, создание диагностического инструментария оценки качества формирования поликультурной компетентности обучающихся и подготовка соответствующего учебно-методического обеспечения. The article describes multiculturalism as a trend in the development of society and the main direction in the development of modern foreign language education. The unresolved problems of the formation of multicultural competence at such levels of structuring the content of education as goals, content, approaches, methods are outlined. The following directions for the formation of multicultural competence by means of a foreign language in the context of sociocultural and pedagogical innovations of the 21st century are proposed: development of a model for the formation of multicultural competence of students by means of a foreign language, updating the content of curricula, creating diagnostic tools for assessing the quality of the formation of multicultural competence of students and preparing appropriate educational and methodological materials.
- ЭлементРазвитие межличностных отношений на занятиях по иностранному языку в высшей школе(БарГУ, 2022) Романовская, И. В.; Romanovskaia, I. V.В статье рассмотрены различные педагогические инструменты, с помощью которых осуществляется формирование межличностных отношений на занятиях по иностранному (шведскому) языку. Крепкие межличностные отношения являются основой эффективного изучения иностранного языка и успешной профессиональной деятельности обучающихся. Определены основные трудности взаимодействия представителей поколения Phygital; рассмотрены способы вовлечения обучающихся в групповую работу. Для улучшения взаимодействия на занятиях по иностранному языку необходимо четко распределять роли, тщательно отбирать теоретический и практический материал, использовать комплексы упражнений, позволяющие установить личностный контакт между обучающимися. Предложены варианты игровых упражнений для эффективной социализации студентов. Various pedagogical tools are considered, with the help of which the formation of interpersonal relations is carried out in classes in a foreign (Swedish) language. Strong interpersonal relations are the basis for effective learning of a foreign language and successful professional activities of students. The main difficulties of interaction between representatives of the Phygital generation were identified, methods of involving students in group work were considered. To improve interaction in classes in a foreign language, it is necessary to clearly distribute roles, carefully select theoretical and practical material, and use sets of exercises that allow you to establish personal contact between students. There are offered versions of game exercises for effective socialization of students.
- ЭлементОсобенности использования синквейна на занятиях по иностранному языку в учреждении высшего образования(БарГУ, 2022) Булатая, Е. В.; Лобковская, Е. А.; Bulataya, E. V.; Lobkovskaya, E. A.В статье рассматриваются особенности использования приема «синквейн» на занятиях по иностранному языку в учреждении высшего образования. Устанавливается последовательность работы преподавателя и обучающихся по составлению синквейна на занятиях по иностранному языку, описываются возможности использования данного приема на различных этапах усвоения информации на занятии. Делается вывод об универсальности приема «синквейн» в целом, отмечается многообразие вариантов использования синквейна на занятиях по иностранному языку. The article is devoted to the peculiarities of using the “cinquain” technique in foreign language classes at an institution of higher education. The article establishes the sequence of the teacher’s and students’ work on composing cinquain in a foreign language class and describes the possibilities of using this technique at different stages of information assimilation in the class. The conclusion about the versatility of the “cinquain” technique in general is made, the variety of options for using cinquain in a foreign language class is noted.
- ЭлементОценивание личностного компонента готовности будущего учителя иностранного языка к педагогическому творчеству(БарГУ, 2022) Бартошевич, И. А.; Bartoshevich, I. A.В статье рассмотрен личностный компонент готовности будущего учителя иностранного языка к педагогическому творчеству. Определены структурные элементы личностного компонента готовности будущего учителя к педагогическому творчеству: творческие способности, общие и специфические качества личности будущего учителя. Описаны творческие способности будущего учителя иностранного языка, критерии и формы их оценивания. The pre-service foreign language teacher’s personal readiness for pedagogical creativity is considered. The components of the personal readiness for pedagogical creativity are determined: general and specific traits of character, creativity. The pre-service foreign language teacher’s creativity is described, its assessment criteria and tools.
- ЭлементBlended learning: традиционные формы обучения + элементы электронного обучения(БарГУ, 2022) Любанец, И. И.; Копытич, И. Г.; Lyubanets, I. I.; Kopytich, I. G.В последние годы все большую популярность приобретает онлайн-обучение как альтернатива привычному посещению учебных занятий. Особенно ярко его преимущества проявились в период пандемии COVID-19. В данной статье авторы предпринимают попытку анализа преимуществ и недостатков онлайн-обучения. Авторы также рассматривают основные особенности и модели смешанного обучения. In recent years, online learning and teaching has become increasingly popular as an alternative to the usual attendance of training sessions. Its advantages were especially important during the COVID-19 pandemic. In this article, the authors attempt to analyze the advantages and disadvantages of online learning and teaching. The authors also analyze the main features and models of blended learning and teaching.
- ЭлементАмбивалентные синтаксические конструкции в английском языке с точки зрения перевода(БарГУ, 2022) Литкевич, Е. И.; Litkevich, E. I.В статье рассматриваются особенности английских амбивалентных синтаксических конструкций: инфинитива результата, цели и инфинитива последующего действия. Для выбора и обоснования переводческой стратегии описываются грамматические функции инфинитивов в предложении, проводится контекстуальный анализ для выявления значения. Результаты исследования предлагают принципы для теоретического осмысления категории «амбивалентность» в языке и практическую стратегию перевода данных конструкций на русский язык. The paper aims to discern main principles to identify the features of ambivalent English syntactic constructions (the infinitive of result, purpose, and the infinitive used as a connective link). The grammatical functions of infinitives in a sentence are analyzed to select and justify a translation strategy. Contextual analysis is carried out to describe the infinitives semantics. The results contribute to the theoretical understanding of the category of “ambivalence” in the language and offer a rationale to translate these structures into Russian.