2022 год Выпуск 11.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2022 год Выпуск 11. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 35
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементПодросток в мире цифрового пространства современного общества(БарГУ, 2022) Шевцов, А. В.; Shevtsov, A. V.В статье представлен аспект цифровизации как один из важных условий становления цифрового пространства в современном обществе, оказывающего определенное значение на многие значимые сферы жизнедеятельности человека. В данном случае именно различные типы информационных технологий способствуют преобразованию цифрового пространства. И подростки как наиболее динамичная группа населения подвергается их большему влиянию. Роль данного влияния, по мнению многих исследователей, неоднозначна. При неправильном использовании информационных технологий происходит негативная трансформация личности подростков. В то же время грамотное и целенаправленное применение данных технологий в условиях образовательного процесса несет в себе потенциальную возможность для развития рефлексивности как значимого компонента личностного выбора субъекта, от которого зависит его осознанность и ответственность действий и поступков. Ввиду этого и было проведено исследование в целях определения возможности конструктивного потенциала информационных технологий, представлены основные результаты полученных данных у разных выборок респондентов. The article presents the aspect of digitalization as one of the important conditions for the formation of a digital space in modern society, which has a certain value on many significant spheres of human life. In this case, it is the various types of information technologies that contribute to the transformation of the digital space. And adolescents, as the most dynamic group of the population, are more influenced by them. The role of this influence, according to many researchers, is ambiguous. With the wrong use of information technologies, a negative transformation of the personality of adolescents occurs. At the same time, the competent and purposeful use of these technologies, in the conditions of the educational process, carries a potential opportunity for the development of reflexivity, as a significant component of the subject’s personal choice, on which his awareness and responsibility of actions and deeds depend. In view of this, a study was carried out in order to determine the possibility of the constructive potential of information technologies, its main results of the data obtained in different samples of respondents are presented
- ЭлементПравославная церковь и государство в Беларуси: параметры сотрудничества с точки зрения исследователей и духовенства(БарГУ, 2022) Мудров, С. А.; Mudrov, S. A.Статья посвящена анализу сотрудничества Белорусской православной церкви и государства в контексте мнений, высказываемых исследователями и священниками. Автор описывает три основных периода развития отношений Церкви и государства в постсоветской Беларуси; при этом подчёркивается, что большая часть научных публикаций рассматривает третий этап (2003 год - настоящее время). В академическом сообществе присутствуют противоречивые суждения о роли Белорусской православной церкви: от предположений, что Церковь является «пассивным социальным актором», до мнений, что Белорусская православная церковь оказывает «значительное влияние» на белорусское общество. Основываясь на проведённых интервью с клириками Белорусской православной церкви, автор приходит к выводу, что духовенство, работающее на низовом уровне, высказывает более сбалансированные оценки, нежели представители академических кругов. This article is devoted to the analysis of the interaction of the Belarusian Orthodox Church with the state, in the context of the opinions expressed by researchers and priests. The author describes three main periods in the development of relations between the Church and state in post-Soviet Belarus, emphasizing that most scientific publications pay attention to the third stage (2003 - present). There are conflicting deliberations in the academic community about the role of the BOC, ranging from the assumptions that the Church is a “passive social actor” to the opinions that the BOC has a “significant impact” on Belarusian society. Based on the interviews with clerics of the Belarusian Orthodox Church, the author comes to the conclusion that the clergy working at the grassroots level expresses more balanced assessments than the representatives of academic community.
- ЭлементВопросы духовно-нравственного воспитания в преподавании обществознания(БарГУ, 2022) Кучерова, Е. В.; Kucherova, E. V.В статье раскрываются проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте уроков обществознания в общеобразовательной школе. Рассматриваются значение и особенности духовно-нравственного воспитания, а также возможности курса обществознания как основы духовно-нравственного воспитания школьников. The article exposes the problems of spiritual and moral education within the context of Social studies lessons in the course of the general-education school. It outlines the roles and the specificities of Spirituals and moral education, and also the possibilities of the Social Studies course as the bases of Spirituals and moral education upbringing of schoolchildren.
- ЭлементОсобенности профессиональной адаптации и профессионального здоровья будущих специалистов социальной сферы(БарГУ, 2022) Бачурина, А. В.; Bachurina, A. V.В статье представлена специфика деятельности социального работника, а именно особенности профессиональной адаптации и профессионального здоровья. Сохранение и укрепление профессионального здоровья работников помогающих профессий - одна из социально значимых задач. Особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла востребованность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости, толерантности. С возрастанием требований к профессионалам данного направления, увеличением психоэмоциональной нагрузки на социальных работников это профессиональная группа подвергается серьезным рискам, связанным с накоплением тяжелых форм неврозов, синдрома эмоционального выгорания, репродукцией профессиональных обязанностей и др. В процессе обучения в высшей школе необходимо сформировать установку на успешное функционирование специалиста. The article presents the specifics of the activity of a social worker, namely, the features of professional adaptation and professional health. Preserving and strengthening the professional health of employees of helping professions is one of the socially significant tasks. The peculiarities of the development of the modern social situation have led to an increase in the number of people in need of social support, and therefore the demand for social work specialists who are guided in their professional activities by the values of humanism, justice, and tolerance has increased. Due to the increasing requirements for professionals in this field, the increase in the psycho-emotional burden on social workers, this professional group is exposed to serious risks associated with the accumulation of severe forms of neurosis, burnout syndrome, reproduction of professional duties, etc. In the process of studying at a university, it is necessary to form an attitude to the successful functioning of a specialist.
- ЭлементМетодологические подходы к пониманию феномена «отношение к смерти»(БарГУ, 2022) Калала, А. С.; Пузыревич, н. л.; Жогаль, Е. М.; Kalala, A. S.; Puzyrevich, N. L.; Jogal, E. M.В статье представлен анализ понимания феномена «отношение к смерти» в разных подходах психологии: психоаналитическая школа, экзистенциально-гуманистическое и отечественное направления, а также современный подход теории управлением страхом смерти. The article presents an analysis of the understanding of the phenomenon of “attitude to death” in different approaches of psychology: the psychoanalytic school, the existential-humanistic and domestic trends, as well as the modern approach of the theory of managing the fear of death.
- ЭлементРоль памяти на персонифицированную информацию в профессиональной педагогической деятельности(БарГУ, 2022) Фокина, И. В.; Fokina, I. V.В статье представлен опыт развития способности к запоминанию персонифицированной информации средствами психологических дисциплин, накопленный автором в работе со студентами Вологодского государственного университета, обучающимися на педагогических направлениях подготовки. The article presents the experience of developing the ability to memorize personalized information by means of psychological disciplines, accumulated by the author in the work with students of Vologda State University, studying in pedagogical areas of training.
- ЭлементФилософско-психологические основания юмора в сети Интернет в период пандемии COVID-19(БарГУ, 2022) Мусийчук, М. В.; Мусийчук, С. В.; Макарова, А. К.; Пензин, Д. А.; Musiichuk, M. V.; Musiichuk, S. V.; Makarova, A. K.; Penzin, D. A.В статье представлен анализ философско-психологических оснований юмора в сети Интернет в период пандемии COVID-19. Проведен анализ проблемы оснований юмора в работах мыслителей древности: Платона, Геродика, Гиппократа, Галена, Демокрита, Цицерона; философов: Канта, Гегеля, Франка; ведущих русскоязычных и зарубежных психологов. Приводится определение терапевтического юмора. Материалом исследования выступают остроумные тексты самобытного творчества (не стимулированного извне) в языковой форме и в форме креализованных текстов в сети Интернет в период пандемии и самоизоляции. Метод исследования: контент-анализ приемов остроумия, реализованных при создании юмористических высказываний, тематика проблем, актуальность которых возросла в период пандемии и самоизоляции, юмористические формы реализации креативности пользователей Интернета. Темы, осмысленные через юмористическую форму, могут быть отражены следующим перечнем: самоизоляция и, как следствие, ограничение в социальном взаимодействии; тревожащие новости СМИ; онлайн-обучение; ограничения, связанные с летним отпуском; россияне, застрявшие за границей; разработка вакцины от коронавируса. The article presents an analysis of the philosophical and psychological foundations of humor at Internet during the COVID-19 pandemic. The analysis of the problem of the foundations of humor in the works of ancient thinkers: Platon, Herodicus, Hippocrates, Galen, Democritus, Cicero, philosophers: Kant, Hegel, Frank and others, leading Russian-speaking and foreign psychologists. The definition of therapeutic humor is given. The research material is witty texts of original creativity (not stimulated from the outside) in linguistic form and in the form of creative texts on the Internet during the period of a pandemic and self-isolation. Research method: content analysis of wit techniques implemented in the creation of humorous statements, the topics of problems which became more relevant during the period of a pandemic and self-isolation, humorous forms of implementation of the creativity of Internet users. Topics comprehended through a humorous form can be reflected in the following list: self-isolation and, as a consequence, a limitation in social interaction; disturbing news from the media; online training; restrictions related to summer vacation; Russians stuck abroad; development of a vaccine against coronavirus.
- ЭлементДистанционное образование в высшей школе: возможности и проблемы в период вынужденной изоляции(БарГУ, 2022) Руслякова, Е. Е.; Киселева, Ю. П.; Ruslyakova, E. E.; Kiseleva, U. P.В этой статье представлен теоретический обзор, анализ и осмысление проблемы с элементами практического психологического исследования в период вынужденной социальной изоляции. Сейчас цифровые ресурсы, используемые в педагогической деятельности преподавателями университета, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, самостоятельный выбор преподавателем форм и методов обучения, использование технологий продвинутого обучения и др. Однако дистанционное образование имеет ряд особенностей, что приводит к усилению интеллектуального и эмоционального напряжения, повышению уровня тревожности, развитию синдрома хронической усталости и эмоционального выгорания. This article presents a theoretical overview, analysis and understanding of the problem with elements of practical psychological research during the period of forced social isolation. Now, digital resources used in teaching by university teachers make it possible to overcome the barriers of traditional learning: the pace of mastering the program, the teacher's independent choice of forms and methods of teaching, the use of advanced learning technologies, etc. However, distance education has a number of features, which leads to increased intellectual and emotional stress, increased levels of anxiety, the development of chronic fatigue syndrome and emotional burnout.
- ЭлементПроведение государственной итоговой аттестации в период пандемии COVID-19(БарГУ, 2022) Асланян, А. О.; Aslanyan, A. O.Последние десятилетия в системе образования Российской Федерации происходят коренные изменения, в том числе касающиеся структуры, организации обучения и проведения итогового контроля. Главным изменением является введение стандартизированной государственной итоговой аттестации. Принцип равенства государственной итоговой аттестации должен обеспечиваться при проведении самих экзаменов. Пандемия COVID-19 внесла значительные коррективы в традиционный порядок проведения государственной итоговой аттестации во всём мире. В настоящей статье раскрыт порядок проведения государственной итоговой аттестации в отдельных странах мира в период распространения COVID-19, а также приведены барьеры, затрудняющие введение дистанционного порядка сдачи государственной итоговой аттестации. In recent decades, fundamental changes have been taking place in the education system of the Russian Federation, including those concerning the structure, organization of training and the conduct of final control. One of the changes is the introduction of a standardized state final attestation. The principle of equality for graduates must be ensured not only in the calculation of test results, but also in the conduct of the exams themselves. The COVID-19 pandemic has made significant adjustments to the traditional procedure for conducting GIA around the world. This article discloses the procedure for conducting a GIA in individual countries of the world during the period of the spread of COVID-19, as well as identifies the barriers that make it difficult to introduce a remote procedure for submitting a GIA.
- ЭлементТехнизация мышления и техническая рациональность(БарГУ, 2022) Ковалев, Д. В.; Kovalev, D. V.В статье дан философский анализ трансформации феномена мышления под влиянием фактора технизации в парадигмальном единстве комплекса ее источников, механизмов, процессов и результатов. На основе подхода о сознании как отражении действительности делается попытка отследить момент появления феномена современной «технической рациональности» мышления, дать анализ природы ее возникновения. Показана зависимость стадий технизации мышления от среды жизнедеятельности человека, его «жизненного мира» - первой, второй и третьей природы и формирования трех основных исторических типов мышления: мифологического, религиозного, индустриального. Мифологическое мышление рассматривается через призму современного понятийного мышления - за ним признается своеобразная техника и следование своей «рациональности». Хотя массового религиозного сознания в «чистом виде» никогда не существовало, данный тип мышления дал человеку принцип бинарной оппозиции, который лег в основу технизации мышления. Индустриальное мышление рассматривается как тип мышления, прошедший соответствующую ступень технизации для функционирования его в сфере производства и потребления. Затрагивается проблема оценки рисков технизирующей трансформации. The article provides a philosophical analysis of the transformation of the phenomenon of thinking under the influence of the factor of technization in the paradigmatic unity of the complex of its sources, mechanisms, processes and results. On the basis of the approach about consciousness as a reflection of reality, an attempt is made to trace the moment of the appearance of the phenomenon of modern “technical rationality” of thinking, to analyze the nature of its occurrence. The article shows the dependence of the stages of technization of thinking on the environment of human life, his “life world” - the first, second and third nature and the formation of three main historical types of thinking: mythological, religious, industrial. Mythological thinking is viewed through the prism of modern conceptual thinking - a kind of technique and adherence to its “rationality” are recognized for it. Although mass religious consciousness never existed in its “pure form”, nevertheless, this type of thinking gave man the principle of binary opposition, which formed the basis for the technization of thinking. Industrial thinking is considered as a type of thinking that has passed the appropriate stage of technicalization for its functioning in the sphere of mass production and consumption. The problem of assessing the risks of the technical transformation of thinking and consciousness as a whole is touched upon.
- ЭлементСтруктура личности как психологическая проблема(БарГУ, 2022) Рожков, Н. Т.; Rozhkov, N. T.На основе теоретического анализа в статье определено, что структура личности является одной из самых сложных проблем современной психологии. Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Основным признаком теории личности являются структурные концепции, включающие в себя относительно неизменные характеристики, которые индивиды проявляют в различных обстоятельствах и в разное время. В процессе исследования мы пришли к выводу, что структура личности включает в себя следующие компоненты: сознательный или системно-функционально-ролевой («интегративное я»), предсознательный («идеальное я», «актуальное я»), индивидуально-бессознательный, коллективно-бессознательный. On the basis of theoretical analysis, the article determines that the structure of personality is one of the most difficult problems of modern psychology. Personality theories differ depending on the concepts used to describe the structure of personality. The main feature of personality theory is structural concepts that include relatively unchanging characteristics that individuals exhibit in different circumstances and at different times. In the course of the research we came to the conclusion that the structure of the personality includes the following components: conscious or system-functional- role (“integrative-I”), preconscious (“ideal-I”, “actual-I”), individual-unconscious, collective-unconscious.
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.11)(БарГУ, 2022) Унсович, А. Н.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Джига, Н. Д.; Игумнов, С. А.; Лосик, Г. В.; Рубцов, В. В.; Панов, В. И.; Савчин, М.В.; Селиванов, В. В.; Ореховская, Н. А.; Белановская, О. В.; Карягина, Т. Д.; Клещёва, Е. А.; Кормнова, Н. А.; Медведская, Е. И.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементКонфликт как психологическая проблема(БарГУ, 2022) Рожков, Н. Т.; Rozhkov, N. T.На основе теоретического анализа выявлено, что конфликт и конфликтное поведение личности - одна из самых сложных проблем психологии. Решение этой проблемы возможно на основе мотивационного подхода. Основными компонентами мотивационной структуры личности являются: эмоциональный, интеллектуальный, понятийный, словесный и поведенческий. В процессе исследования мы пришли к выводу, что конфликтное поведение личности зависит от уровня развития данных компонентов. On the basis of theoretical analysis, it is revealed that the conflict and conflict behavior of the individual is one of the most complex problems of psychology. The solution to this problem is possible on the basis of a motivational approach. The main components of the motivational structure of a person are: emotional, intellectual, conceptual, verbal and behavioral. In the course of the research, we came to the conclusion that the conflict behavior of a person depends on the level of development of these components.
- ЭлементГендерная идентичность личности в юношеском возрасте(БарГУ, 2022) Жарков, А. В.; Zharkov, A. V.В статье представлены теоретические подходы к изучению гендера: взгляды Платона на различия между мужчинами и женщинами, И. C. Кона - на разделение понятий «гендер» и «пол», подход Г. Тэджфела и Дж. Тернерак к пониманию гендерной идентичности. Приведены результаты эмпирического исследования типов гендерной идентичности в юности: андрогинность, фемининность и маскулинность. Проанализированы различия в проявлении гендерной идентичности у юношей и девушек. The article presents theoretical approaches to the study of gender: Plato’s views on the differences between men and women, I. S. Kohn - on the separation of the concepts of “gender” and “sex”, the approach of G. Tajfel and J. Turnerak to understanding gender identity. The results of an empirical study of the types of gender identity in youth are presented: androgyny, femininity and masculinity. Analyzed differences in the manifestation of gender identity in boys and girls.
- ЭлементАктуальные проблемы философской методологии социального знания(БарГУ, 2022) Крусь, П. П.; Krus’, P. P.В статье автором поднимаются философско-методологические проблемы, связанные с эпистемологическим осмыслением социального знания. Автором обосновывается необходимость комплексного осмысления феномена человека и общества, где комплексность включает в себя комплексную проблему, комплексную программу и сам комплексный подход к её решению. Отмечается, что в процессе социальных исследований невозможно не учитывать специфики всех форм общественного сознания и феноменов культуры: мировоззренческих установок, религии, образования. Особое место автором отводится феномену культуры диалога между людьми, этносами и народами, цивилизациями. In the article, the author raises philosophical and methodological problems related to the epistemological understanding of social knowledge. The author substantiates the need for a comprehensive understanding of the phenomenon of man and society, where complexity includes a complex problem, a comprehensive program and an integrated approach to its solution. It is noted that in the process of social research it is impossible not to take into account the specifics of all forms of social consciousness and cultural phenomena: worldviews, religion, education. A special place is given by the author to the phenomenon of the culture of dialogue between people, ethnic groups and peoples, civilizations
- ЭлементЮмор в современном образовании: проблемы и решения(БарГУ, 2022) Мусийчук, М. В.; Суходоева, А. А.; Козлова, В. В.; Бутаев, Е. К.; Musiichuk, M. V.; Sukhodoeva, A. A.; Kozlova, V. V.; Butaev, E. K.В статье представлен анализ дидактического потенциала юмористического контента в современном образовании. Актуальность исследования определяется тенденций последнего времени на формирование soft skills (мягких навыков), необходимых в современной профессиональной деятельности. Юмор может быть представлен в виде системы механизмов: коммуникативного, креативного, гелозоического (оптимизация психофизиологического состояния личности на основе юмора), аксиологического (передача опыта и системы ценностей общества). Контент-анализ позволил выявить материал, содержащий юмористический контекст, составленный и осмысленный представителями профессиональных сообществ, который может быть рекомендован к использованию при подготовке дидактического материала. Юмор повышает эмоциональную привлекательность учебных дисциплин и, соответственно, облегчает усвоение студентами отдельных дидактических единиц при профессиональной подготовке. The article presents an analysis of the didactic potential of humorous content in modern education. The relevance of the study is determined by recent trends in the formation of soft skills (soft skills) necessary in modern professional activity. Humor can be represented as a system of mechanisms: communicative, creative, gelozoic (optimization of the psychophysiological state of the individual on the basis of humor), axiological (transfer of experience and value system of society). Content analysis made it possible to identify material containing a humorous context, compiled and comprehended by representatives of professional communities, which can be recommended for use in the preparation of didactic material. Humor increases the emotional attractiveness of academic disciplines and, accordingly, facilitates the assimilation of individual didactic units by students during professional training.
- ЭлементПараметры межрелигиозного диалога в современной Беларуси(БарГУ, 2022) Одиноченко, В. А.; Odinochenko, V. A.Выделяются внешние и внутренние параметры межрелигиозного диалога в современной Беларуси. К первым отнесены процессы, происходящие в мире, и тенденции развития Беларуси, ко вторым - деятельность самих религиозных организаций, законодательство, касающееся свободы совести, конфессиональная политика государства. Рассмотрены такие параметры межрелигиозного диалога, как необходимость, возможность, трудности осуществления, специфика и значение. Они формируют ракурс анализа сложившейся ситуации. The parameters of external and internal parameters of interreligious dialogue in modern Belarus are highlighted. The first include the processes taking place in the world and the development trends of Belarus, the second - the activities of the religious organizations themselves, but also the legislation concerning freedom of conscience and religious organizations and the confessional policy of the state. The article considers such parameters of interreligious dialogue as necessity, opportunity, difficulties of implementation, specificity and significance. They form the perspective of the analysis of the current situation.
- ЭлементНародные традиции в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» и капиталистическая реальность в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»(БарГУ, 2022) Оботуров, А. В.; Фокина, Т. З.; Oboturov, A. V.; Fokina, T. Z.Статья раскрывает положительные и отрицательные стороны проникновения христианских представлений в жизнь русского народа. Описывает творчество Ивана Шмелева в эмиграции и его осмысление представителями русской послереволюционной эмиграции. Проводит сравнительный анализ произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» и стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». The article reveals the positive and negative aspects of the penetration of Christian ideas into the life of the Russian people. Describes the work of Ivan Shmelev in exile and its interpretation by representatives of the Russian post-revolutionary emigration. Conducts a comparative analysis of the work of Ivan Shmelev “The Summer of the Lord” and the poem by N. A. Nekrasov “Railway”.
- ЭлементСовременные методы оценки профессиональной деятельности персонала(БарГУ, 2022) Филатова, О. В.; Тимофи, Т. А.; Добронравова, П. А.; Filatova, O. V.; Timofi, T. A.; Dobronravova, P. A.В статье представлен теоретический обзор современных методов оценки профессиональной деятельности персонала. Выявляются их особенности, преимущества и недостатки, а также возможность использования этих методов в организации в целях повышения эффективности труда сотрудников. The article presents a theoretical overview of modern methods of assessing the professional performance of personnel. Their features, advantages and disadvantages are revealed, as well as the possibility of using these methods in the organization in order to increase the efficiency of employees.
- ЭлементСоциально-философские аспекты глобализации в современном мире(БарГУ, 2022) Авдюнина, А. С.; Avdyunina, A. S.В статье представлен анализ позитивных и негативных аспектов процесса глобализации. В современном мире процесс глобализации становится всеобъемлющим, охватывающим все сферы общества: не только экономику, но и политику, культуру, социальную сферу, безопасность, экологию. Глобализация является важным фактором международных отношений. Таким образом, тема глобализации остается одной из важных и обсуждаемых в XXI веке. The article presents an analysis of the positive and negative aspects of the globalization process. In the modern world, the process of globalization is becoming comprehensive, covering all spheres of society: not only the economy, but also politics, culture, social sphere, security, ecology. Globalization is an important factor in international relations. Thus, the topic of globalization remains one of the most important and discussed in the 21st century.