2022 год Выпуск 11.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2022 год Выпуск 11. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 35
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАгрессивность подростков: случайность или закономерность цифровой эпохи?(БарГУ, 2022) Пузыревич, Н. Л.; Коляда, А. Ю.; Puzyrevich, N. L.; Kolyada, A. Y.В статье рассматривается актуальная в современном обществе проблема агрессивного поведения в контексте реального и виртуального пространства. Излагаются и сравниваются самые значимые в научном дискурсе теории для наиболее глубокого ознакомления с проблематикой, обосновывается высокая значимость теории социального научения. Уделяется большое внимание причинам и особенностям агрессивного поведения в Интернете. Обсуждаются основные формы киберагрессии: троллинг, кибербуллинг и астротурфинг. Предлагаются способы, с помощью которых можно противостоять агрессии. The article deals with the problem of aggressive behavior that is relevant in modern society in the context of real and virtual space. The most significant theories in the scientific discourse are presented and compared for the most profound acquaintance with the problems, the high significance of the theory of social learning is substantiated. Much attention is paid to the causes and features of aggressive behavior on the Internet. The main forms of cyber aggression are discussed: trolling, cyberbullying and astroturfing. Suggested ways to counter aggression.
- ЭлементАктуальные проблемы философской методологии социального знания(БарГУ, 2022) Крусь, П. П.; Krus’, P. P.В статье автором поднимаются философско-методологические проблемы, связанные с эпистемологическим осмыслением социального знания. Автором обосновывается необходимость комплексного осмысления феномена человека и общества, где комплексность включает в себя комплексную проблему, комплексную программу и сам комплексный подход к её решению. Отмечается, что в процессе социальных исследований невозможно не учитывать специфики всех форм общественного сознания и феноменов культуры: мировоззренческих установок, религии, образования. Особое место автором отводится феномену культуры диалога между людьми, этносами и народами, цивилизациями. In the article, the author raises philosophical and methodological problems related to the epistemological understanding of social knowledge. The author substantiates the need for a comprehensive understanding of the phenomenon of man and society, where complexity includes a complex problem, a comprehensive program and an integrated approach to its solution. It is noted that in the process of social research it is impossible not to take into account the specifics of all forms of social consciousness and cultural phenomena: worldviews, religion, education. A special place is given by the author to the phenomenon of the culture of dialogue between people, ethnic groups and peoples, civilizations
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.11)(БарГУ, 2022) Унсович, А. Н.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Джига, Н. Д.; Игумнов, С. А.; Лосик, Г. В.; Рубцов, В. В.; Панов, В. И.; Савчин, М.В.; Селиванов, В. В.; Ореховская, Н. А.; Белановская, О. В.; Карягина, Т. Д.; Клещёва, Е. А.; Кормнова, Н. А.; Медведская, Е. И.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементАнализ причин агрессивности у детей младшего и среднего школьного возраста(БарГУ, 2022) Осипов, Е. В.; Osipov, E. V.В статье представлен анализ причин агрессивности у детей разного школьного возраста и результаты проведенных исследований, направленных на изучение взаимосвязи завышенной самооценки и агрессивного поведения у детей и подростков. The article presents an analysis of the causes of aggression in children of different school ages and the results of studies aimed at studying the relationship between high self-esteem and aggressive behavior in children and adolescents.
- ЭлементВопросы духовно-нравственного воспитания в преподавании обществознания(БарГУ, 2022) Кучерова, Е. В.; Kucherova, E. V.В статье раскрываются проблемы духовно-нравственного воспитания в контексте уроков обществознания в общеобразовательной школе. Рассматриваются значение и особенности духовно-нравственного воспитания, а также возможности курса обществознания как основы духовно-нравственного воспитания школьников. The article exposes the problems of spiritual and moral education within the context of Social studies lessons in the course of the general-education school. It outlines the roles and the specificities of Spirituals and moral education, and also the possibilities of the Social Studies course as the bases of Spirituals and moral education upbringing of schoolchildren.
- ЭлементГендерная идентичность личности в юношеском возрасте(БарГУ, 2022) Жарков, А. В.; Zharkov, A. V.В статье представлены теоретические подходы к изучению гендера: взгляды Платона на различия между мужчинами и женщинами, И. C. Кона - на разделение понятий «гендер» и «пол», подход Г. Тэджфела и Дж. Тернерак к пониманию гендерной идентичности. Приведены результаты эмпирического исследования типов гендерной идентичности в юности: андрогинность, фемининность и маскулинность. Проанализированы различия в проявлении гендерной идентичности у юношей и девушек. The article presents theoretical approaches to the study of gender: Plato’s views on the differences between men and women, I. S. Kohn - on the separation of the concepts of “gender” and “sex”, the approach of G. Tajfel and J. Turnerak to understanding gender identity. The results of an empirical study of the types of gender identity in youth are presented: androgyny, femininity and masculinity. Analyzed differences in the manifestation of gender identity in boys and girls.
- ЭлементДелегирование полномочий в управленческой деятельности: конфликтологический аспект(БарГУ, 2022) Калинкина, И. В.; Kalinkina, I. V.В статье рассматривается проблема делегирования полномочий управленца подчиненному сотруднику. Существующие основные правила делегирования достаточно определенны, но трудно исполнимы, что может порождать конфликтные процессы в организации. Для эффективного управления организацией необходимо профилактировать возможные конфликты и строго соблюдать правила делегирования. The article deals with the problem of delegating the authority of a manager to a subordinate employee. The existing basic rules of delegation are quite specific, but difficult to implement, which can lead to conflicting processes in the organization. For effective management of the organization, it is necessary to prevent possible conflicts and strictly follow the rules of delegation.
- ЭлементДистанционное образование в высшей школе: возможности и проблемы в период вынужденной изоляции(БарГУ, 2022) Руслякова, Е. Е.; Киселева, Ю. П.; Ruslyakova, E. E.; Kiseleva, U. P.В этой статье представлен теоретический обзор, анализ и осмысление проблемы с элементами практического психологического исследования в период вынужденной социальной изоляции. Сейчас цифровые ресурсы, используемые в педагогической деятельности преподавателями университета, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, самостоятельный выбор преподавателем форм и методов обучения, использование технологий продвинутого обучения и др. Однако дистанционное образование имеет ряд особенностей, что приводит к усилению интеллектуального и эмоционального напряжения, повышению уровня тревожности, развитию синдрома хронической усталости и эмоционального выгорания. This article presents a theoretical overview, analysis and understanding of the problem with elements of practical psychological research during the period of forced social isolation. Now, digital resources used in teaching by university teachers make it possible to overcome the barriers of traditional learning: the pace of mastering the program, the teacher's independent choice of forms and methods of teaching, the use of advanced learning technologies, etc. However, distance education has a number of features, which leads to increased intellectual and emotional stress, increased levels of anxiety, the development of chronic fatigue syndrome and emotional burnout.
- ЭлементИсследование ценностных ориентаций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзивного образования(БарГУ, 2022) Плохотнюк, Д. В.; Хабибулин, Д. А.; Plohotnyuk, D. V.; Khabibulin, D. A.Статья посвящена вопросу выбора ценностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях инклюзивного образования, и учащихся без таковых особенностей. Приведён анализ результатов эмпирического исследования ценностных ориентаций учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Отмечены сходства и различия ценностных ориентаций обучающихся в условиях инклюзивного образования и учащихся без таковых особенностей, в том числе таких ценностей, как гедонизм, активные социальные контакты и жизнерадостность. The article is devoted to the issue of choosing the values of students with disabilities who study in the conditions of inclusive education and students without such features. The analysis of the results of an empirical study of the value orientations of students with disabilities is presented. The similarities and differences in the value orientations of students in inclusive education and students without such features, including such values as hedonism, active social contacts and cheerfulness, are noted.
- ЭлементКонфликт как психологическая проблема(БарГУ, 2022) Рожков, Н. Т.; Rozhkov, N. T.На основе теоретического анализа выявлено, что конфликт и конфликтное поведение личности - одна из самых сложных проблем психологии. Решение этой проблемы возможно на основе мотивационного подхода. Основными компонентами мотивационной структуры личности являются: эмоциональный, интеллектуальный, понятийный, словесный и поведенческий. В процессе исследования мы пришли к выводу, что конфликтное поведение личности зависит от уровня развития данных компонентов. On the basis of theoretical analysis, it is revealed that the conflict and conflict behavior of the individual is one of the most complex problems of psychology. The solution to this problem is possible on the basis of a motivational approach. The main components of the motivational structure of a person are: emotional, intellectual, conceptual, verbal and behavioral. In the course of the research, we came to the conclusion that the conflict behavior of a person depends on the level of development of these components.
- ЭлементМетодологические подходы к пониманию феномена «отношение к смерти»(БарГУ, 2022) Калала, А. С.; Пузыревич, н. л.; Жогаль, Е. М.; Kalala, A. S.; Puzyrevich, N. L.; Jogal, E. M.В статье представлен анализ понимания феномена «отношение к смерти» в разных подходах психологии: психоаналитическая школа, экзистенциально-гуманистическое и отечественное направления, а также современный подход теории управлением страхом смерти. The article presents an analysis of the understanding of the phenomenon of “attitude to death” in different approaches of psychology: the psychoanalytic school, the existential-humanistic and domestic trends, as well as the modern approach of the theory of managing the fear of death.
- ЭлементМетоды работы с мужчинами и женщинами, пережившими утрату(БарГУ, 2022) Лавренова, Н. Г.; Lavrenova, N. G.В данной статье будут рассмотрены и приведены методы работы с мужчинами и женщинами, пережившими утрату, а также особенности переживания утраты мужчинами и женщинами. This article will examine and describe methods of working with men and women who have experienced loss, as well as the characteristics of the experience of loss by men and women.
- ЭлементНародные традиции в романе И. С. Шмелева «Лето Господне» и капиталистическая реальность в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»(БарГУ, 2022) Оботуров, А. В.; Фокина, Т. З.; Oboturov, A. V.; Fokina, T. Z.Статья раскрывает положительные и отрицательные стороны проникновения христианских представлений в жизнь русского народа. Описывает творчество Ивана Шмелева в эмиграции и его осмысление представителями русской послереволюционной эмиграции. Проводит сравнительный анализ произведения И. С. Шмелева «Лето Господне» и стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога». The article reveals the positive and negative aspects of the penetration of Christian ideas into the life of the Russian people. Describes the work of Ivan Shmelev in exile and its interpretation by representatives of the Russian post-revolutionary emigration. Conducts a comparative analysis of the work of Ivan Shmelev “The Summer of the Lord” and the poem by N. A. Nekrasov “Railway”.
- ЭлементОсобенности делопроизводственного обеспечения управления человеческими ресурсами в общеобразовательной организации(БарГУ, 2022) Тяпина, И. Н.; Шарафутдинова, Л. Р.; Tyapin, I. N.; Sharafutdinova, L. R.В статье даны основные понятия документационного обеспечения управления человеческими ресурсами, их сущностное изменение под влиянием экономических, социальных и политических факторов. Описана необходимость и важность делопроизводственного обеспечения управления человеческими ресурсами в сфере образования. Отражены проблемы необходимой систематизации и всестороннего исследования терминологии делопроизводства. Проанализированы имеющиеся литературные источники по делопроизводству разных временных эпох. The article presents the basic concepts of documentation support of human resources management, their essential change under the influence of economic, social and political factors. The necessity and importance of record-keeping support of human resources management in the field of education is described. The problems of the necessary systematization and comprehensive study of the terminology of office work are reflected. The available literature sources on office work of different time epochs are analyzed.
- ЭлементОсобенности личностных требований к специалисту юридической профессии(БарГУ, 2022) Осколкова, Н. А.; Oskolkova, N. A.В настоящей статье автором выделяются и анализируются отдельные личностные требования, предъявляемые к специалисту юридической профессии. В работе делается акцент на важность определенных личностных качеств, без которых специалисту-юристу сложно выполнять профессиональные функции. Личностные требования анализируются на примере кодексов судейской и адвокатской этики. В заключении работы автором сделаны выводы, почему именно перечисленные качества и характеристики актуальны для выполнения юристом своих обязанностей. In this article the author identifies and analyzes individual personal requirements for a specialist in the legal profession. The paper focuses on the importance of certain personal qualities, without which it is difficult for a lawyer to perform professional functions. Personal requirements are analyzed on the example of the Codes of Judicial and Lawyer Ethics. In the conclusion of the work, the author concludes why exactly these qualities and characteristics are relevant for the performance of a lawyer’s duties.
- ЭлементОсобенности профессиональной адаптации и профессионального здоровья будущих специалистов социальной сферы(БарГУ, 2022) Бачурина, А. В.; Bachurina, A. V.В статье представлена специфика деятельности социального работника, а именно особенности профессиональной адаптации и профессионального здоровья. Сохранение и укрепление профессионального здоровья работников помогающих профессий - одна из социально значимых задач. Особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла востребованность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости, толерантности. С возрастанием требований к профессионалам данного направления, увеличением психоэмоциональной нагрузки на социальных работников это профессиональная группа подвергается серьезным рискам, связанным с накоплением тяжелых форм неврозов, синдрома эмоционального выгорания, репродукцией профессиональных обязанностей и др. В процессе обучения в высшей школе необходимо сформировать установку на успешное функционирование специалиста. The article presents the specifics of the activity of a social worker, namely, the features of professional adaptation and professional health. Preserving and strengthening the professional health of employees of helping professions is one of the socially significant tasks. The peculiarities of the development of the modern social situation have led to an increase in the number of people in need of social support, and therefore the demand for social work specialists who are guided in their professional activities by the values of humanism, justice, and tolerance has increased. Due to the increasing requirements for professionals in this field, the increase in the psycho-emotional burden on social workers, this professional group is exposed to serious risks associated with the accumulation of severe forms of neurosis, burnout syndrome, reproduction of professional duties, etc. In the process of studying at a university, it is necessary to form an attitude to the successful functioning of a specialist.
- ЭлементПараметры межрелигиозного диалога в современной Беларуси(БарГУ, 2022) Одиноченко, В. А.; Odinochenko, V. A.Выделяются внешние и внутренние параметры межрелигиозного диалога в современной Беларуси. К первым отнесены процессы, происходящие в мире, и тенденции развития Беларуси, ко вторым - деятельность самих религиозных организаций, законодательство, касающееся свободы совести, конфессиональная политика государства. Рассмотрены такие параметры межрелигиозного диалога, как необходимость, возможность, трудности осуществления, специфика и значение. Они формируют ракурс анализа сложившейся ситуации. The parameters of external and internal parameters of interreligious dialogue in modern Belarus are highlighted. The first include the processes taking place in the world and the development trends of Belarus, the second - the activities of the religious organizations themselves, but also the legislation concerning freedom of conscience and religious organizations and the confessional policy of the state. The article considers such parameters of interreligious dialogue as necessity, opportunity, difficulties of implementation, specificity and significance. They form the perspective of the analysis of the current situation.
- ЭлементПодросток в мире цифрового пространства современного общества(БарГУ, 2022) Шевцов, А. В.; Shevtsov, A. V.В статье представлен аспект цифровизации как один из важных условий становления цифрового пространства в современном обществе, оказывающего определенное значение на многие значимые сферы жизнедеятельности человека. В данном случае именно различные типы информационных технологий способствуют преобразованию цифрового пространства. И подростки как наиболее динамичная группа населения подвергается их большему влиянию. Роль данного влияния, по мнению многих исследователей, неоднозначна. При неправильном использовании информационных технологий происходит негативная трансформация личности подростков. В то же время грамотное и целенаправленное применение данных технологий в условиях образовательного процесса несет в себе потенциальную возможность для развития рефлексивности как значимого компонента личностного выбора субъекта, от которого зависит его осознанность и ответственность действий и поступков. Ввиду этого и было проведено исследование в целях определения возможности конструктивного потенциала информационных технологий, представлены основные результаты полученных данных у разных выборок респондентов. The article presents the aspect of digitalization as one of the important conditions for the formation of a digital space in modern society, which has a certain value on many significant spheres of human life. In this case, it is the various types of information technologies that contribute to the transformation of the digital space. And adolescents, as the most dynamic group of the population, are more influenced by them. The role of this influence, according to many researchers, is ambiguous. With the wrong use of information technologies, a negative transformation of the personality of adolescents occurs. At the same time, the competent and purposeful use of these technologies, in the conditions of the educational process, carries a potential opportunity for the development of reflexivity, as a significant component of the subject’s personal choice, on which his awareness and responsibility of actions and deeds depend. In view of this, a study was carried out in order to determine the possibility of the constructive potential of information technologies, its main results of the data obtained in different samples of respondents are presented
- ЭлементПравославная церковь и государство в Беларуси: параметры сотрудничества с точки зрения исследователей и духовенства(БарГУ, 2022) Мудров, С. А.; Mudrov, S. A.Статья посвящена анализу сотрудничества Белорусской православной церкви и государства в контексте мнений, высказываемых исследователями и священниками. Автор описывает три основных периода развития отношений Церкви и государства в постсоветской Беларуси; при этом подчёркивается, что большая часть научных публикаций рассматривает третий этап (2003 год - настоящее время). В академическом сообществе присутствуют противоречивые суждения о роли Белорусской православной церкви: от предположений, что Церковь является «пассивным социальным актором», до мнений, что Белорусская православная церковь оказывает «значительное влияние» на белорусское общество. Основываясь на проведённых интервью с клириками Белорусской православной церкви, автор приходит к выводу, что духовенство, работающее на низовом уровне, высказывает более сбалансированные оценки, нежели представители академических кругов. This article is devoted to the analysis of the interaction of the Belarusian Orthodox Church with the state, in the context of the opinions expressed by researchers and priests. The author describes three main periods in the development of relations between the Church and state in post-Soviet Belarus, emphasizing that most scientific publications pay attention to the third stage (2003 - present). There are conflicting deliberations in the academic community about the role of the BOC, ranging from the assumptions that the Church is a “passive social actor” to the opinions that the BOC has a “significant impact” on Belarusian society. Based on the interviews with clerics of the Belarusian Orthodox Church, the author comes to the conclusion that the clergy working at the grassroots level expresses more balanced assessments than the representatives of academic community.
- ЭлементПричины эмоционального выгорания педагогов(БарГУ, 2022) Иванова, И. П.; Ivanova, I. P.В статье представлен теоретический анализ изучения проблемы эмоционального выгорания педагогов. Эмоциональное выгорание - это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Профессию учителя относят к стрессогенной профессии. Изучены основные причины, приводящие к эмоциональному выгоранию. Описаны причины профессионального синдрома эмоционального выгорания педагогов в зависимости от стажа работы. Рассмотрены основные данные, полученные при изучении фаз синдрома. The article presents a theoretical analysis of the study of the problem of emotional burnout of teachers. Burnout is a syndrome recognized as the result of chronic workplace stress that has not been successfully overcome. The profession of a teacher is classified as a stressful profession. The main reasons leading to emotional burnout are studied. The reasons for the professional burnout syndrome of teachers, depending on their work experience, are described. The main data obtained in the study of the phases of the syndrome are considered.