Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы
Постоянная ссылка на Раздел
Просмотреть
Показать Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 138
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементОрганизация работы объединения по интересам «Лаборатория открытий» в учреждении дошкольного образования(БарГУ, 2025) Бендь, Т. Ч.
- ЭлементМузыкально-ритмическая деятельность в учреждении дошкольного образования как средство воспитания и развития дошкольников(БарГУ, 2025) Кудош, Ж. Ю.В статье рассматривается вопрос значения музыкально-ритмической деятельности для разностороннего развития детей дошкольного возраста. Сущность понятия «музыкально-ритмическая деятельность», основные этапы обучения музыкально-ритмическим движениям дошкольников. Раскрываются возможности развития музыкальных способностей, психических процессов, развития речи, эмоциональной сферы, процесса социализации, воспитания позитивного отношения к музыкальному искусству детей дошкольного возраста посредством организации различных форм музыкально-ритмической деятельности. The article discusses the importance of musical and rhythmic activity for the diverse development of preschool children. The essence of the concept of “musical and rhythmic activity”, the main stages of teaching musical and rhythmic movements to preschoolers. The possibilities of developing musical abilities, mental processes, speech development, the emotional sphere, the process of socialization, and fostering a positive attitude towards musical art in preschool children through the organization of various forms of musical and rhythmic activities are revealed.
- ЭлементК проблеме профессионального воспитания студентов в высшей школе(БарГУ, 2025) Марачковская, О. Л.В статье анализируется воспитание как важнейший компонент квалифицированной подготовки специалистов в рамках профессионального образования. На фоне решения общих проблем воспитания особый акцент автор делает на профессиональное воспитание, которое как специфический вид деятельности педагогов профессионального образования и как научная проблема требует новых идей и концепций. Сделан вывод, что процесс профессионального воспитания в условиях профессиональной подготовки специалиста педагогического профиля - это сознательное и целенаправленное изменение образовательной среды вуза, обеспечивающее профессиональную подготовку будущего специалиста. The article analyzes education as the most important component of qualified professional training in the framework of vocational education. Against the background of solving general problems of education, the author places special emphasis on vocational education, which, as a specific type of activity of teachers of vocational education and as a scientific problem, requires new ideas and concepts. It is concluded that the process of professional education in the context of professional training of a pedagogical specialist is a conscious and purposeful change in the educational environment of the university, ensuring the professional training of a future specialist.
- ЭлементИспользование подвижных игр дидактической направленности в процессе организации работы по физическому воспитанию в учреждениях дошкольного образования(БарГУ, 2025) Лисовская, Е. К.Статья посвящена вопросам организации работы по физическому воспитанию с использованием подвижных игр дидактической направленности. Раскрыто понятие «Подвижная игра дидактической направленности». Рассмотрена межпредметная связь физической культуры с другими видами детской деятельности, развивающий аспект игр с движениями. The article is devoted to the organization of work on physical education using didactic outdoor games. The concept of “An active game with a didactic orientation” is revealed. The article considers the interdisciplinary connection of physical culture with other types of children’s activities, the developing aspect of games with movements.
- ЭлементИспользование нейропсихологических игр и упражнений как средства эффективности коррекции звукопроизношения (из опыта работы)(БарГУ, 2025) Матейчук, Е. В.В статье отражён опыт работы учителя-дефектолога по использованию элементов нейротехнологии для повышения эффективности коррекционной работы. Статья раскрывает этапы и особенности работы, а также результативные игры по направлению. Предназначена для учителей-дефектологов, заместителей заведующих по основной деятельности, воспитателей дошкольного образования. Тhe article reflects the experience of a special education teacher in using elements of neurotechnology to improve the effectiveness of correctional work. The article reveals the stages and features of the work, as well as effective games in the direction. It is intended for special education teachers, deputy heads of departments for primary activities, preschool teachers.
- ЭлементКомпетентностно-ориентированные задания как средство развития познавательного интереса учащихся 1-4 классов на уроках математики(БарГУ, 2025) Лысюк, М. В.В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса учащихся посредством использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики в 1-4 классах. The article presents the experience of developing pupils’ cognitive interest through the use of competence-oriented tasks in the lessons of mathematics in grades 1-4.
- ЭлементИспользование карт Проппа в развитии речи детей дошкольного возраста(БарГУ, 2025) Лопатская, Л. В.В статье описываются особенности использования карт Проппа в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Автором раскрыта последовательность организации работы с детьми по развитию речи на основе данного метода, предложены варианты дидактических игр с воспитанниками с целью обучения творческому рассказыванию и сочинению сказок посредством карт Проппа. Тhe article describes the features of using Propp maps in the development of coherent speech in preschool children. The author reveals the sequence of organization of work with children on speech development based on this method, suggests variants of didactic games with pupils in order to teach creative storytelling and composition of fairy tales through Propp cards.
- ЭлементФормирование у старших дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе посредством игровых технологий(БарГУ, 2025) Немцова, Г. Д.; Кривицкая, О. Н.В статье представлены результаты экспериментального исследования, проведенного на базе детского сада по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе посредством игровых технологий. Результаты исследования показали, что использование игровых технологий эффективно способствует формированию мотивационной готовности к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. The article presents the results of an experimental study conducted on the basis of a kindergarten on the formation of the motivational readiness of senior reschool children to study at school through gaming technologies. The results of the study showed that the use of gaming technologies effectively contributes to the formation of motivational readiness for learning activities in senior preschool children.
- ЭлементПриобщение детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре в различных видах деятельности через ознакомление с малыми фольклорными жанрами(БарГУ, 2025) Миринская, О. В.В статье представлены эффективные формы организации образовательного процесса, способствующие приобщению детей дошкольного возраста к белорусской национальной культуре, развитию речи воспитанников, обогащению духовного мира, развитию патриотизма, уважению к прошлому своего народа, изучению традиций, усвоению морально-нравственных норм поведения в обществе. Рассмотрены эффективные формы, методы и приёмы обучения воспитанников. The article presents effective forms of organizing the educational process that promote the familiarization of preschool children with the Belarusian national culture, the development of speech among pupils, the enrichment of the spiritual world, the development of patriotism, respect for the past of their people, the study of traditions, and the assimilation of moral norms of behavior in society. Effective forms, methods and techniques of teaching pupils are considered.
- ЭлементСоздание в учреждении дошкольного образования условий для расширения компетентности родителей во взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра(БарГУ, 2025) Мындыкану, Л. А.В статье рассматривается проблема создания условий в учреждении дошкольного образования для расширения компетентности родителей во взаимодействии с детьми с расстройствами аутистического спектра. Обоснована актуальность темы поддержки семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, и потребность родителей в практических знаниях и умениях для эффективного взаимодействия с детьми в повседневной жизни. The article examines the issue of creating conditions in preschool educational institutions to enhance parents’ competence in interacting with children with autism spectrum disorders. The relevance of supporting families raising children with autism spectrum disorders is substantiated, emphasizing the need for parents to acquire practical knowledge and skills for effective interaction with their children in everyday life.
- ЭлементМеханизмы совершенствования процесса подготовки педагогических кадров(БарГУ, 2025) Насонова, Л. А.; Неделкова, А. А.В статье описываются современные подходы в совершенствовании механизма подготовки педагогических кадров на уровне среднего профессионального образования в соответствии с целевыми ориентирами и задачами Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования Республики на период до 2030 года. В основной части представлен анализ современных подходов к оптимизации механизмов первичной профессионализации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; содержания обучения на уровне среднего и высшего профессионального образования в соответствии с запросами работодателей; применения практико-ориентированного, компетентностного, деятельностного подхода в подготовке будущих педагогов. The article describes modern approaches to improving the mechanism of teacher training at the secondary vocational education level in accordance with the targets and objectives of the Concept of teacher training for the education system of the Republic for the period up to 2030. The main part presents an analysis of modern approaches to optimizing the mechanisms of primary professionalization and support for professional self-determination of students.; the content of education at the level of secondary and higher professional education in accordance with the requests of employers; the application of a practice-oriented, competence-based, activity-based approach in the training of future teachers.
- ЭлементПрактико-ориентированный проект как метод формирования экодружественного поведения у детей старшего дошкольного возраста(БарГУ, 2025) Мленик, А. В.В статье акцентируется внимание на важности формирования экодружественного поведения у детей старшего дошкольного возраста; отмечается возможность использования практико-ориентированного проекта в процессе формирования экодружественного поведения у детей старшего дошкольного возраста; представлен опыт использования метода проектов в процессе формирования экодружественного поведения у воспитанников старшей группы учреждения дошкольного образования; указаны направления работы в рамках реализации проекта. The article focuses on the importance of forming eco-friendly behavior in children of senior preschool age; the possibility of using a practice-oriented project in the process of forming eco-friendly behavior in children of senior preschool age is noted; the experience of using the project method in the process of forming eco-friendly behavior in pupils of the senior group of preschool education institution is presented; the directions of work in the framework of the project implementation are indicated.
- ЭлементИнклюзивное образование в системе дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями(БарГУ, 2025) Мельник, О. В.Инклюзивное образование предполагает включение всех детей, независимо от существующих между ними различий. Важнейшими целевыми установками выступают обеспечение равно доступа всех детей к качественному образованию. Необходимо для этого создать условия для обучения и творчества, расширить границы общения и рамки социального взаимодействия, повысить социальную активность семей, где воспитываются дети с особенностями психофизического развития. Inclusive education involves the inclusion of all children, regardless of the differences between them. Ensuring equal access to quality education for all children is the most important goal. To do this, it is necessary to create conditions for learning and creativity, expand the boundaries of communication and the framework of social interaction, and increase the social activity of families where children with special mental and physical development are raised.
- ЭлементФормирование основы эстетической культуры дошкольников посредством современного метода - визуализации(БарГУ, 2025) Назарова, А. А.В статье характеризуется использование метода визуализации на музыкальных занятиях с дошкольниками, его влияние на развитие общих и специальных музыкальных способностей воспитанников. Определяются виды музыкальной деятельности, для которых актуально использование визуализации. Рассматривается метод визуализации «Кроссенс», его цели и задачи, примеры использования на музыкальных занятиях с дошкольниками. The article describes the use of the visualization method in music lessons with preschoolers, its impact on the development of general and special musical abilities of pupils. The types of musical activity for which the use of visualization is relevant are determined. The “Crossens” visualization method, its goals and objectives, and examples of its use in music lessons with preschoolers are considered.
- ЭлементРазвитие творчества детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности(БарГУ, 2025) Микша, О. А.Статья посвящена вопросам развития детского творчества. Рассмотрены условия по развитию творчества в изобразительной деятельности. The article is devoted to the issues of development of children’s creativity. The conditions for development of creativity in visual activity are considered.
- ЭлементМетад нагляднага мадэлявання як сродак развiцця мовы дзяцей дашкольнага ўзросту(БарГУ, 2025) Пракошына, С. В.У артыкуле апiсваецца метад нагляднага мадэлявання, вiды мадэляў, апіcваюцца тэхнiкi выкарыстання нагляднага мадэлявання як сродка развiцця мовы дзяцей дашкольнага ўзросту. The article describes the method of visual modeling, types of models, and types of techniques for using visual modeling as a means of developing speech in preschool children
- ЭлементМетоды и приемы формирования функциональной грамотности младших школьников(БарГУ, 2025) Павловская, В. Н.Основной задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации. Именно эти способности и включает в себя понятие функциональной грамотности, формировать которую необходимо начинать уже в начальной школе. Проблема формирования функциональной грамотности обучающихся младшего школьного возраста является актуальной, так как в современном обществе востребованы личности, обладающие навыками критического мышления, способные анализировать информацию, применять полученные знания на практике и адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение использования эффективных методов и приемов формирования функциональной грамотности младших школьников на учебных занятиях. The main task of a modern school should be the formation of a self-improving person who is able to make decisions independently, be responsible for these decisions, and find ways to implement them. It is precisely these abilities that include the concept of functional literacy, which must be formed already in elementary school. The problem of the formation of functional literacy of primary school students is relevant, because in modern society, individuals with critical thinking skills are in demand, able to analyze information, apply the knowledge gained in practice and adapt to rapidly changing living conditions. In this regard, it is especially relevant to study the use of effective methods and techniques for the formation of functional literacy in primary school students in the classroom.
- ЭлементОзнакомление с природными символами Беларуси как эффективное средство формирования гражданско-патриотической культуры детей старшего дошкольного возраста(БарГУ, 2025) Обревко, Г. Л.; Пшеницына, Л. А.В статье рассматривается проблема формирования основ гражданско-патриотической культуры детей старшего дошкольного возраста. Представлен потенциал использования природных символов Беларуси как средства формирования компонентов гражданско-патриотической культуры воспитанников в учреждении дошкольного образования. Рассмотрены возможности разработки серии виртуальных плакатов, знакомящих воспитанников с природными символами Беларуси. The article considers the problems of formation of the foundations of civil-patriotic culture of senior preschool children. The potential of using the symbols of Belarus as a means of forming components of the civil-patriotic culture of pupils in a preschool educational institution is given.
- ЭлементФормирование интереса к белорусской культуре у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр(БарГУ, 2025) Полойко, Н. И.В статье рассматривается процесс формирования интереса к белорусской культуре у детей дошкольного возраста посредством использования дидактических игр. Анализируется значимость культурной идентичности и представления о национальных традициях в дошкольном возрасте, подчёркивая роль игр как эффективного метода обучения и социализации. Исследуются различные виды дидактических игр, направленных на знакомство детей дошкольного возраста с белорусским фольклором, музыкой, ремеслами и обычаями. The article deals with the process of formation of interest to Belarusian culture in preschool children through the use of didactic games. The significance of cultural identity and the idea of national traditions in preschool age is analyzed, emphasizing the role of games as an effective method of learning and socialization. Different types of didactic games aimed at familiarizing preschool children with Belarusian folklore, music, crafts and customs are studied.
- ЭлементРоль игры в формировании основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста(БарГУ, 2025) Пасынок, С. М.Статья посвящена проблеме использования игры в формировании основ экономической культуры у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных средств знакомства детей с миром экономики является игровая деятельность, где особое и ценное значение имеют сюжетно-ролевые игры, способствующие расширению кругозора в вопросах экономики и бережливости, содействующие удовлетворению интересов и рациональной реализации возможностей, оптимизации межличностных отношений, влияющих на разностороннее развитие личности ребёнка. The article is devoted to the problem of using games in forming the basics of economic culture in preschool children. One of the effective means of introducing children to the world of economics is play activities, where role-playing games have a special and valuable meaning, contributing to the expansion of horizons in matters of economics and thrift, contribute to the satisfaction of interests and rational implementation of opportunities, optimization of interpersonal relations that affect the comprehensive development of the child’s personality.