2022 год Выпуск 12.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2022 год Выпуск 12. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 16 из 16
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементКонструирование территориальной идентичности в современной художественной литературе(БарГУ, 2022) Криштоп, И. С.; Морозкина, Т. В.; Kryshtop, I. S.; Morozkina, T. V.В данной статье исследовательский фокус направлен на выявление особенностей пространственно- темпорального формата художественных произведений с учётом актуализации топонимов, отражающих национально-культурную специфику, территориальную идентичность и образующих логико-смысловое содержание текстов. Установлено, что в произведениях современной литературы целесообразно выделять и интерпретировать не только конкретные географические объекты и пространственные образы, обусловленные идентичностью автора, но и включать в сферу анализа культурно-исторические ассоциации, обусловленные ими, а также принимать во внимание социо- и этнокультурный характер представленных в тексте пространственных моделей. Важную роль в организации художественного пространства любого произведения играют топонимы, которые превращаются в особых носителей территориальной информации. Более того, они не только определяют национально-культурную специфику текста, но и коррелируют с сюжетом и идейным смыслом. The article focuses on the study of the spatial and temporal format of literary works. Special attention is paid to the actualization of toponyms that reflect national and cultural specificity, territory identity and form the logical and semantic content of texts. When analyzing contemporary fiction, it is advisable to single out and interpret not only specific geographical objects and spatial images that convey the author’s identity but also concentrate on cultural and historical associations communicated by them, and also take into account the socio- and ethno-cultural nature of the spatial models presented in the text. An important role in the organization of the artistic space of any work belongs totoponyms, which turn into special transmitters of territorial information. Moreover, they not only determine national and cultural specificity of the text, but also correlate with its plot and basic ideas.
- ЭлементМаина Боборико для детей (памяти писательницы)(БарГУ, 2022) Пасютина, Ю. Н.; Pasiutsina, Yu. N.В статье анализируется творчество белорусской детской писательницы Маины Максимовны Боборико. Ввиду отсутствия сегодня серьезных исследований творческого пути и отдельных произведений автора данная проблема представляется актуальной и перспективной. Детская литература активно развивается, так как ее влияние на становление личности ребенка неоспоримо. Для исследования были выбраны повести и сказки М. Боборико разных лет, что позволило выделить в творчестве автора два периода, каждый из которых характеризуется определенными особенностями. В повестях, относящихся к раннему периоду, писательница, раскрывая характер того или иного героя, утверждает приоритет таких личностных качеств, как доброта, честность, справедливость, взаимопомощь, уважение. Творческая эволюция писательницы связана с жанром волшебной сказки, где главенствующей выступает идея торжества добра над злом. The article deals with the analysis of the work of the Belarusian children’s writer Maina Maksimovna Boboriko. Due to the lack of serious research on the creative path and individual works of the author, this problem seems to be relevant and promising. Children’s literature is actively developing, since its influence on the development of the child's personality is undeniable. The stories and fairy tales written by M. Boboriko in different years were chosen for the study, which made it possible to single out two periods in the authorʼs work, each of them is characterized by certain features. In the stories relating to the early period, the writer, revealing the character of one or another hero, affirms the priority of such personal qualities as kindness, honesty, justice, mutual assistance, respect. The creative evolution of the writer is connected with the fairy tale genre, where the dominant idea is the triumph of good over evil.
- ЭлементК проблеме адаптации музыкальных инструментов системы К. Орфа в дошкольном образовании Китая(БарГУ, 2022) Ни Ша; Ni ShaОдной из наиболее эффективных концепций в области музыкального дошкольного образования традиционно считается теория композитора Карла Орфа. Применение данной зарубежной педагогической технологии целесообразно исключительно при учете ее потенциала в национальной образовательной системе, а также в сочетании с собственным опытом страны. Необходимость адаптации теорий дошкольного образования и методических материалов особенно актуальна в текущих условиях отдаления детей от национальной культуры. Вопрос об адаптации учебных материалов представляется практически решенным, тогда как проблема выбора конкретных музыкальных инструментов до сих пор не решена. Представлены критерии выбора народных инструментов, функционально соответствующих «орф-набору». Под критерии подобраны китайские народные инструменты, которые обладают технической легкостью, тембровой красочностью, необычным звучанием и внешним видом, стимулируя воспитанников на контролируемое музицирование индивидуально и в ансамбле, а впоследствии - и на импровизацию. Composer Carl Orff’s theory has traditionally been considered one of the most effective concepts of music preschool education. The implementation of this foreign pedagogical technology is relevant only in case of its adaptation to the national educational system, as well as in combination with the country’s own experience. The need to adapt theories of preschool education and methodological materials is especially relevant in the current conditions of children’s distancing from national culture. The issue of adaptation of educational materials seems to be almost solved, while the problem of adaptation of musical instruments is still unresolved. Criteria for the selection of folk instruments that functionally correspond to the “Orff set” are presented. Chinese folk instruments are selected under these criteria. The selected instruments are easy to use, have colorful, unusual soundsand appearance, stimulating kids to controlled playing - both individually and in the ensemble, and subsequently to improvising.
- ЭлементПроектирование модели сетевого взаимодействия учреждений высшего и общего среднего образования в условиях цифровизации образовательного процесса(БарГУ, 2022) Унсович, А. Н.; Толкач, А. Г.; Unsovich, А. N.; Talkach, А. G.В статье актуализирована проблема повышения эффективности деятельности региональных центров дополнительного образования на основе внедрения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательный процесс. Представлена динамика удельных показателей развития цифровой экономики в Республике Беларусь в период с 2014 по 2020 год. Проанализированы нормативные правовые документы, регламентирующие цифровую трансформацию образовательного процесса в учреждениях высшего и общего среднего образования. Выделены проблемные аспекты региональной системы дополнительного образования, нуждающиеся в модернизации. В рамках цифровой трансформации образовательного процесса рассмотрены подходы к разработке и внедрению информационно-образовательных интернет-ресурсов, созданных на основе сетевого взаимодействия учреждений образования и субъектов инновационной инфраструктуры в целях развития системы дополнительного образования региона. Описаны теоретико-методический, проектировочный, маркетинговый, апробационный этапы разработки модели сетевого взаимодействия учреждений образования. The article actualizes the problem of increasing the regional centers of additional education efficiency based on the application of information and communication resources in the educational process. The dynamics of specific indicators development of the digital economy in the Republic of Belarus in the period from 2014 to 2020 is presented. The regulatory legal documents regulating the digital transformation of the educational process in institutions of higher and general secondary education are analyzed. The problematic aspects of the additional education regional system that need to be modernized are highlighted. As a part of the educational process digital transformation, approaches to the development and implementation of information and educational Internet resources created on the basis of network interaction between educational institutions and subjects of innovative infrastructure in order to develop the system of additional education in the region are considered. The theoretical and methodological, design, marketing, approbation stages of developing a network interaction model of educational institutions are described.
- ЭлементФормирование иноязычной коммуникативной компетенции у будущих специалистов дошкольного образования в условиях дополнительного образования детей(БарГУ, 2022) Дубешко, Н. Г.; Шовгеня, М. М.; Dubeshka, N. G.; Shovgenya, M. M.В статье рассматриваются понятия «коммуникативная компетенция» и «коммуникативная компетентность». Описана модель иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов дошкольного образования. Охарактеризованы мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, общие и специальные коммуникативные умения у будущих специалистов дошкольного образования. Выделены коммуникативные умения, составляющие иноязычную коммуникативную компетенцию: перцептивные, экспрессивные, саморегуляции, технические. Раскрыта сущность коммуникативной культуры и описаны формы ее проявления. Выделен ряд закономерностей и принципов развития иноязычной коммуникативной компетенции у будущих специалистов дошкольного образования: целостность и адекватность профессиональных представлений, целостность мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов коммуникативной компетенции, активность и осознанность обучающегося, использование языка как средства общения, направленность обучения на решение задач профессиональной сферы. The article deals with the concepts of “communicative competence” and “communicative competency”. The model of foreign language communicative competence of future preschool education specialists is described. The motivational, cognitive and behavioral components of foreign language communicative competence, general and special communicative skills of future preschool education specialists are characterized. The types of communicative skills that make up foreign language communicative competence are distinguished: perceptual, expressive, self-regulation, technical. The essence of communicative culture is revealed and the forms of its manifestation are described. A number of regularities and principles for the development of foreign language communicative competence among future specialists in preschool education have been identified: the integrity and adequacy of professional ideas, the integrity of the motivational, cognitive and behavioral components of communicative competence, the activity and awareness of the student, the use of language as a means of communication, the focus of training on solving the problems of the professional sphere.
- ЭлементЗасваенне лiнгвакультурных асаблівасцей англамоўных краiн на аснове iнтэгратыўнага мiждысцыплiнарнага падыходу на дзвюх ступенях вышэйшай адукацыi(БарГУ, 2022) Пiнюта, I. В.; Пятакова, Т. С.; Piniuta, I. V.; Piatakova, T. S.Артыкул прысвечаны праблемам падрыхтоўкі будучых настаўнiкаў замежнай мовы ў кантэксце iнтэгратыўнага мiждысцыплiнарнага падыходу да засваення лiнгвістычных, культурных асаблівасцей англамоўных краiн на дзвюх ступенях вышэйшай адукацыi ў Беларусi. Галоўнай iдэяй гэтага падыходу выступае сiстэмнае i паступовае авалоданне сацыяльнымі кампетэнцыямi, неабходнымi для паспяховага мiжкультурнага дыялогу на ўзроўнях мiжасабовых i прафесiйных зносiн. У даследаваннi абагульняецца вопыт працы кафедры прафесiйнай iншамоўнай падрыхтоўкi ўстановы адукацыі «Баранавiцкі дзяржаўны ўнiверсiтэт» па планаванні i арганiзацыi вучэбна-метадычнага працэсу выкладання дысцыплін, накіраваных на засваенне спецыфiкi культур народаў англамоўных краiн у параўнаннi з беларускай культурай i мовай. Культурны патэнцыял іншамоўнай лексікі разгледжаны ў кантэксце яе здольнасці назапашваць і адлюстроўваць экстралінгвістычную сацыякультурную інфармацыю. The article is devoted to the problem of professional training of future teachers of foreign languages in the context of the integrative interdisciplinary approach to the acquisition of the linguistic and cultural specificity of the English-speaking countries at two stages of higher education in the Republic of Belarus. The main idea of the approach is a systematic and gradual acquisition of the socio-cultural competences necessary for successful intercultural dialogue at the levels of interpersonal and professional interaction of teachers. The research summarizes the experience of the Professional Foreign Language Training Department at Baranovichi State University in planning and organizing the implementation of the tasks of mastering specific cultures of the peoples of English-speaking countries in comparison with the native Belarusian culture and language.
- ЭлементКомплексная оценка качества образования воспитанников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации(БарГУ, 2022) Лемех, Е. А.; Lemekh, E. A.В статье представлены результаты работы, выполненной в рамках Республиканского инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» на базе 18 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации всех областей Республики Беларусь и г. Минска (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 589 от 11.08.2021 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»). Описаны компоненты шкал комплексной оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями (критерии - показатели - индикаторы по трем маркерам: «Оценка качества коррекционно-образовательного процесса в дошкольных группах центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», «Оценка качества условий освоения учебных программ воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями», «Оценка качества результатов освоения учебных программ воспитанниками с тяжелыми множественными нарушениями»), приведено сравнение шкал комплексной оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями с их прототипом - шкалами ЕСЕRS-R (Early Childhood Environment Rating Scale). The article describes the results of the research carried out in the frames of the Republican innovation project “Implementation of quality assessment system of special education in the conditions of a correction- and developmenttraining center” on the foundation of 18 correction- and development-training centers in all regions of the Republic of Belarus and Minsk city (Order of the Ministry of Education of the Republic of Belarus No. 589 of August 11, 2021 “On experimental and innovative activities in the 2021/2022 academic year”). The components are characterized based on comprehensive scales of quality assessment of education among individuals with severe multiple disorders (criterion - parameter - indicator ground on 3 markers: “Assessment of the quality of correctional and educational process in preschool groups of correction- and development-training centre”, “Assessment of the conditions quality of mastering curricula by pupils with severe multiple disorders”, “Assessment of the results quality of mastering curricula by pupils with severe multiple disorders”). Comparison of the scales of comprehensive assessment quality of education among pupils with severe multiple disorders with theirs prototype - scales of ЕСЕRS-R (Early Childhood Environment Rating Scale) has been described.
- ЭлементМотивационный профиль личности студентов, склонных к академической виктимности(БарГУ, 2022) Яценко, Т. Е.; Солдатенко, А. В.; Yatsenka, Т. E.; Soldatenko, A. V.В статье актуализирована проблема мотивационной сферы студентов юношеского возраста, имеющих виктимные деформации личности, проявляющиеся в учебно-профессиональной деятельности, во взаимодействии с преподавателями и одногруппниками по учебным вопросам. Отражено современное состояние разработанности проблемы мотивации и виктимности в белорусской психологии. Приведено понимание виктимности в контексте субъектно-средового подхода, а также раскрыта сущность мотивации в различных психологических теориях. Описаны результаты эмпирического исследования склонности к академической виктимности юношей и девушек, обучающихся в высшей школе. Представлены эмпирически выявленные характеристики мотивационной сферы личности юношей и девушек, склонных к проявлению академической виктимности в различных ситуациях виктимизации (игнорирования, отвержения, принижения, принуждения, изоляции, инфантилизации, терроризирования). Указаны половые различия в мотивации виктимной личности в юности. The article actualizes the problem of the motivational sphere of adolescent students with victimized personality deformations, manifested in educational and professional activities, in interaction with teachers and group mates on educational issues. The current state of motivation and victimization problem development in Belarusian psychology is reflected. An understanding of victimization in the context of the subject-environment approach is given and the essence of motivation in various psychological theories is revealed. The results of an empirical study of the propensity to academic victimization of boys and girls studying in higher education are described. Empirically revealed the motivational sphere characteristics of the personality of young men and women who are prone to the manifestation of academic victimization in various situations of victimization (ignoring, rejection, humiliation, coercion, isolation, infantilization, terrorization) are presented. Gender differences in the motivation of a viktis personality in youth are indicated.
- ЭлементImages of father and mother in W. Shakespeare’s selected plays: dynamism of development and peculiarities of interpretation(БарГУ, 2022) Al-Bdairi Ahmed Madlool Challab; Аль-Бдайри Ахмед Мадлул ЧаллабThe article discusses the specifics of the interpretation of the images of father and mother in W. Shakespeare’s plays “Richard III” (1597), “Coriolanus” (1608) and “The Tempest” (1623), identifies the main features of these images in the dynamics of their dramatic development, traces the features of their formation in the context of M. Mazur’s theory of character. The features of Shakespeare’s interpretation of the categories of paternity/motherhood are analyzed in the cultural-historical and psychological context. In the plays of W. Shakespeare, many different images of father and mother are presented, but the paradox is that none of them, with rare exceptions, is a model of a good parent. This manifests the tragedy of the discord of the human personality of the late Renaissance with oneself and with the world. В статье рассматривается специфика интерпретации образов отца и матери в избранных пьесах У. Шекспира «Ричард III» (1597), «Кориолан» (1608) и «Буря» (1623), выявляются основные черты данных образов в динамике их драматического развития, а также прослеживаются особенности формирования этих персонажей в контексте теории характера М. Мазура. Анализируются особенности шекспировской трактовки категорий отцовства/материнства в культурно-историческом и психологическом контекстах. В пьесах У. Шекспира представлено множество разных образов отца и матери, но парадокс состоит в том, что никто из них, за редким исключением, не является образцом хорошего родителя, способного наладить правильные взаимоотношения с собственным ребенком. В этом проявляется трагедия разлада человеческой личности эпохи позднего Возрождения с собой и с миром.
- ЭлементПисатель без маски (особенности творческой лаборатории)(БарГУ, 2022) Гулевич, Е. В; Hulevich, A.Цель статьи - представить образ писателя-современника посредством смены исследовательской перспективы: отдалиться от художественного творчества и приблизиться к феномену человека пишущего (Homo scriptor). Универсальной модели сочинительства не существует. Возникновение замысла могут стимулировать внешние впечатления, обусловленные объектами окружающей действительности и служащие импульсом для активизации памяти. В итоге симбиоза внешних стимуляторов и впечатлений, хранящихся в памяти на подобные раздражители, воображение писателя генерирует новые ассоциации - новый образ и новые обстоятельства, которые создают почву для творческого замысла. Писатели отмечают, что по-разному проходит процесс работы над разными жанрами: рассказы пишутся легче, чем романы. При этом очевиден главный тезис: истинно одаренный автор не может не писать, ибо испытывает психологическую и даже физиологическую потребность в творчестве. The purpose of the article is to present the image of a contemporary writer by changing the research perspective: moving away from artistic creativity and approaching the phenomenon of a human writer (Homo scriptor). There is no universal model for writing. The emergence of an idea can be stimulated by external impressions caused by objects of the surrounding reality and serving as an impulse for memory activating. As a result of the symbiosis of external stimuli and impressions stored in memory for such stimuli, the writer's imagination generates new associations — a new image and new circumstances that create the basis for a creative idea. Writers note that the process of working on different genres goes differently: stories are written easier than novels. At the same time, the main thesis is obvious: a truly gifted author cannot but write, because he experiences a psychological and even physiological need for creativity.
- ЭлементФормирование у будущих педагогов компетентности в области культурно-познавательного туризма(БарГУ, 2022) Ковалевич, Е. С.; Филимонова, Н. И.; Kovalevich, E. S.; Filimonova, N. I.В статье рассматривается сущность феномена «компетентность в области культурно-познавательного туризма», его значение в профессиональном становлении будущих педагогов. Описаны показатели данного вида компетентности, этапы и условия её формирования у будущих педагогов. Представлена авторская программа формирования у будущих педагогов компетентности в области культурно-познавательного туризма, реализуемая в преподавании учебной дисциплины «Туризм». Раскрыты методологические основания, на которых базируется данная программа. Определены механизмы формирования компетентности в области культурно-познавательного туризма в высшей школе, отражены функциональные блоки программы: целевой, содержательный, процессуальный, результативный. Описаны методы обучения и диагностические средства, используемые в реализации программы. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями учебных дисциплин специальности «Физическая культура» в высшей школе. The article deals with the essence of the phenomenon of “competence in the field of cultural and educational tourism”, its significance in the professional development of future teachers. The indicators of this type of competence, the stages and conditions of its formation among future teachers are described. The authorʼs program for the formation of future teachers’ competence in the field of cultural and educational tourism, implemented in the teaching of the academic discipline “Tourism”, is presented. The methodological foundations on which this program is based are disclosed. The mechanisms for the formation of the competence in the field of cultural and educational tourism in higher education are determined, the program functional blocks are reflected: target, content, procedure, and result. The teaching methods and diagnostic tools used in the implementation of the program are described. The results of the study can be used by teachers of academic disciplines for the specialty “Physical Education” in higher education.
- ЭлементОтношение к материнству через призму концепции четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле(БарГУ, 2022) Романчик, А. В.; Romanchik, A. V.Отношение женщин к материнству, ценность и роль материнства в современном мире постепенно трансформируются. На смену традиционным приходят ценности индивидуализма, гедонизма, потребительства, малодетности. Это обусловлено одновременно и культурными особенностями современного мира, и особенностями развития женщины внутри ее родительской семьи, и характером отношений с самой собой. В данной статье материнство рассматривается как событие жизненного пути женщины, представлено авторское определение категории «отношение к материнству». В целях расширения возможностей для анализа и последующей работы с отношением женщин к материнству описана концепция четырех фундаментальных мотиваций А. Лэнгле, на основании которой теоретически обоснована идея четырех фундаментальных мотиваций материнства как предпосылок формирования отношения к материнству у женщин. The women’s attitude towards motherhood, the value and role of motherhood in the modern world are gradually being transformed. Traditional values are being replaced by individualism, hedonism, consumerism and having few children. This is due to both - to the cultural characteristics of the modern world and to the peculiarities of the development of a woman within her parental family and the nature of the relationship within herself. In this article, motherhood is considered as an event in a womanʼs life path, the authorʼs definition of the “attitude towards motherhood” category is presented. In order to expand the possibilities for analysis and subsequent work with the attitude of women to motherhood, the concept of four fundamental motivations of A. Lenglet is described, on the basis of which the idea of four fundamental motivations of motherhood as prerequisites for the formation of attitudes towards motherhood in women is theoretically substantiated.
- ЭлементПознавательная самостоятельность иностранных студентов: содержание, структура и особенности развития (на примере дисциплины «Русский язык как иностранный»)(БарГУ, 2022) Зданович, Е. С.; Zdanovich, E. S.Статья посвящена проблеме развития познавательной самостоятельности обучающихся из числа иностранных граждан, актуализация которой связана с изменениями в понимании целей образования, в соответствии с которыми обучение не должно ограничиваться сообщением знаний, а должно развивать необходимые компетенции в сфере осуществления самостоятельной познавательной деятельности и раскрывать творческий потенциал обучающихся. Во введении обоснована актуальность указанной проблемы. В основной части приведено уточненное определение познавательной самостоятельности иностранных студентов, описаны ее компонентная структура и содержание, особенности и педагогические условия развития. В заключении сделан вывод о специфичности процесса развития познавательной самостоятельности иностранных студентов при обучении русскому языку как иностранному и о необходимости комплексного подхода к ее развитию. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в методической работе в учреждении образования, а также в самообразовательной педагогической деятельности. The article is devoted to the problem of the cognitive independence development of foreign students, the actualization of which is associated with changes in the understanding of the goals of education, according to which learning should not be limited to the communication of knowledge, but should develop the necessary competencies in the implementation of independent cognitive activities and reveal the creative potential of students. The introduction substantiates the urgency of this problem. The main part provides a more precise definition of the cognitive independence of foreign students, describes its component structure and content, the features and pedagogical conditions of its development. In the end, a conclusion is made about the specificity of the process of developing the cognitive independence of foreign students when teaching Russian as a foreign language and about the need for an integrated approach to its development. The research materials can be used in organizing the educational process, for methodological work in an educational institution, as well as in self-educational pedagogical activity.
- ЭлементРеципрокная адаптация: взаимное сближение школы и современных первоклассников(БарГУ, 2022) Грицевич, Т. Д.; Деменчук, О. Ю.; Gritsevich, T. D.; Dzemenchuk, A. Y.В статье на основе теоретического анализа научных источников описывается адаптация первоклассников как социально-психологическое явление. Рассмотрены сущностные характеристики, уровни, содержание изучаемого феномена, определены его структурные компоненты (когнитивный, мотивационный, социальный). Описана сущность нового для психологии явления - реципрокной адаптации. Даны определения понятиям «адаптация» и «дезадаптация» обучающихся. Представлено содержание адаптации с позиции включенности первоклассников в деятельность: адаптация к деятельности в целом и к новым условиям познавательной деятельности в частности. Охарактеризованы факторы и причины нарушения адаптации первоклассников. Отражены показатели дезадаптации первоклассников с психологической и медицинской точек зрения. Проанализированы критерии и показатели социально-психологического сопровождения обучающихся в первых классах в учреждениях общего среднего образования. Based on the theoretical analysis of scientific sources, the article describes the adaptation of first-graders as a socio-psychological phenomenon. The essential characteristics, levels, content of the studied phenomenon are considered, its structural components (cognitive, motivational, social) are determined. The essence of a new phenomenon for psychology - reciprocal adaptation is described. Definitions of “adaptation” and “disadaptation” concepts of students are given. The content of adaptation is presented from the standpoint of first-graders’ involvement in activities: adaptation to activities in general and to new conditions of cognitive activity in particular. The factors and causes of adaptation violation of first-graders are characterized. The indicators of first-graders’ maladjustment from the psychological and medical points of view are reflected. The criteria and indicators of socio-psychological support of students in the first grades in the institutions of general secondary education are analyzed.
- Элемент
- ЭлементОрганизация взаимодействия с обучающимися профильных педагогических классов как средство развития коммуникативных компетенций студентов педагогических специальностей(БарГУ, 2022) Романчук, Н. В.; Romanchuk, N. V.В статье представлена характеристика содержания и форм работы с обучающимися профильных классов и групп педагогической направленности III ступени общего среднего образования через организацию их взаимодействия со студентами педагогических специальностей учреждения образования «Барановичский государственный университет». Предложенные формы реализуются в соответствии с принципами развития педагогического образования, представленными в Концепции развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы. Отражены ключевые коммуникативные компетенции будущего педагога, развитию которых способствуют обозначенные формы взаимодействия: умение преодолевать коммуникативные барьеры, гибкость в общении, способность к моделированию предстоящего общения, формулирование оценочных суждений, умение аргументировать свою позицию, создать положительное отношение к процессу коммуникации и др. Проведён сравнительный анализ самооценки школьниками ряда коммуникативных компетенций на этапе начала обучения в группе педагогической направленности и по его завершении. The article presents the characteristics of the content and forms of work with students of specialized classes and groups of pedagogical orientation of the III stage of general secondary education through the organization of their interaction with students of pedagogical specialties of the educational institution “Baranovichi State University”. The proposed forms are implemented in accordance with the principles of the development of pedagogical education, presented in the Concept of the Development of Pedagogical Education in the Republic of Belarus for 2021—2025. The key communicative competencies of the future teacher are reflected, the development of which is facilitated by the designated forms of interaction: the ability to overcome communication barriers, communication flexibility, the ability to model upcoming communication, the value judgments formulation, the ability to argue oneʼs position, the ability to create a positive attitude to the communication process and others. A comparative analysis of studentsʼ self-assessment of a number of communicative competencies at the stage of the beginning of training in a pedagogical orientation group and at its completion was carried out.