2016 год Выпуск 4.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2016 год Выпуск 4. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 13 из 13
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементФормирование у младших школьников логических умений и навыков в процессе обучения: теоретический аспект(РИО БарГУ, 2016) Василевич, Н. А.; Vasilyevich, N. A.Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью повышения качества образования и под-готовки младших школьников к самообразованию, что во многом определяется степенью сформированности у них умений и навыков учебного труда. Большое значение в системе формируемых у учащихся начальных классов учебно-познавательных умений и навыков принадлежит логическим умениям. В статье рассмотрена проблема формирования у учащихся младшего школьного возраста данной группы умений как наиболее благоприятного периода для начала овладения ими учебной деятельностью. Проанализированы имеющиеся в психолого-педагоги-ческой литературе подходы к определению сущности логических умений, их составу; указано на универсальный и интегративный характер процесса их формирования. Logical skills exhibit the ways of making logical judgments on the bases of the student’s knowledge of a subject. Comprising the features of generalization and versatility logical skills refer to general cognitive abilities and play a leading role in a primary student’s intelligence development. The content of logical skills is determined by the main ways of thinking (analysis, synthesis, comparison, generalization etc.). Logical skills are formed gradually; their formation has an integrated origin.
- ЭлементРесурсное обеспечение инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: структура и содержание(РИО БарГУ, 2016) Хитрюк, В. В.; Hitryuk, V. V.В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы создания ресурсного обеспечения инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее — РАС): обоснованы ресурсный и системный подходы в качестве методологической основы исследования; раскрыты содержание и функции, определены структурные компоненты, сформулированы требования, предъявляемые к ресурсному обеспечению инклюзивного образования обучающихся с РАС, обозначены принципы его разработки. Результаты анализа актуального состояния ресурсного обеспечения позволили обозначить как условия перехода потенциальных ресурсов в реальные, так и механизмы создания новых ресурсов, определяющих эффективность инклюзивного образования обучающихся с РАС. The results of the theoretical research on the problem of the resource provision creation of inclusive education for students with autistic spectrum disorders (ASD) are put forward. The resource and system approaches are substantiated as a methodological basis for the research: the content and functions are described, the structural components are defined, the requirements to the resource provision of inclusive education for students with ASD are stated, and the principles of its elaboration are identified. The results of the analysis of the current state of the resource provision enabled to identify the conditions for the transition of potential resources into actual resources and the mechanisms of the creation of new resources that define the efficacy of inclusive education for students with ASD.
- ЭлементСоциально-политические позиции студентов: апробация и адаптация методики Г. Айзенка(РИО БарГУ, 2016) Политаева, А. В.; Politaeva, A. V.В статье рассматривается теоретический подход к изучению социально-политических позиций, основанный на теории черт личности Г. Айзенка. Представлены результаты исследования социально-политических позиций студентов педагогического учреждения высшего образования. Выявлено влияние фактора пола на суперфакторы «радикализм-консерватизм» и «жёсткость-мягкость», что согласуется с исследованиями автора методики. Подробно освещена методика определения социально-политических позиций, описаны значения шкал. Проанализированы основные этапы психометрической проверки методики: согласованность шкал, валидность, надёжность. In the article the theoretical approach to the study of the social and political positions based on the theory of G. Eysenck’s personality traits is described. The author shows the results of the study on the social and political attitudes carried out by the students of BSPU. The influence of gender factor on super factor ‘‘radicalism—conservatism’’ and ‘‘rigidity—softness’’ has been found out, which agrees with the author’s research methods. The details covering the method of determining the socio-political positions, the scale meanings are analyzed. The basic stages of psychometric testing techniques, such as the consistency of scale, validity, reliability are put forward.
- ЭлементХарактеристики самосознания юношей и девушек из полных и неполных семей(РИО БарГУ, 2016) Павлов, И. В.; Pavlov, I. V.Проведено эмпирическое исследование, посвящённое изучению у юношей и девушек из полных и неполных семей характеристик центральных компонентов самосознания: самоотношения, образа Я в прошлом, образа Я в настоящем и образа Я в будущем; изучению механизмов самосознания: идентификации и обособления со значимыми другими, в том числе с образом отца. Выявлены общие для юношей и девушек из обоих типов семей характеристики: нормальный уровень самоотношения, позитивность образов Я в прошлом и Я в настоящем;согласованность между образами Я в настоящем и Я в будущем. Выявлена идентификация в субъективном настоящем и будущем со значимыми людьми, представленными позитивными образами в сознании юношей и девушек, и обособление от людей, представленных негативными образами в сознании юношей и девушек, вне зависимости от типа семьи. Достоверные различия по изученным показателям, описывающим характеристики самосознания, между юношами и девушками из неполных семей и их сверстниками из полных семей не обнаружены. The article is devoted to the description of the consciousness characteristics relating to young people from one- and two-parent families according to the empirical research. The features of self-relation, self-image and identification are described. In accordance with the singled out characteristics of consciousness the distinctions between young men and girls from one-parent families and young men and girls from two-parent family families aren’t revealed.
- ЭлементДеформации личности у представителей социономических профессий на разных этапах профессионализации(РИО БарГУ, 2016) Семёнова, Е. М.; Syemyenovа, E. M.Обсуждается проблема взаимодействия профессии и личности, проявляющегося в конструктивных и деструктивных вариантах профессионального развития. Новизна обсуждаемой проблемы определяется недостатком системных исследований профессионального и личностного развития специалиста в процессе профессионализации. Представлены результаты исследования некоторых личностных детерминант профессиональных деформаций (рефлексивность, ригидность мышления) и синдрома психического выгорания у представителей социономических профессий с разным стажем работы. In the article there have been presented the results of research on the features of manifesting some personal determinants of professional deformations (reflexivity, rigid thinking) by the representatives of socionomic professions, as well as the link between the phenomenon under study and the indicators of emotional burnout syndrome. In the research the respondents with different work experience had differences in the manifestations of professional deformations. It was concluded that the tendency to deform a personality tends to peak out after 10 years of work record. Some general recommendations aimed at the prevention of professional deformations are recognition and understanding of the professional development shifts, mastering the mental flexibility and creative potential.
- ЭлементФормирование готовности к самосохранительной деятельности как фактор сохранения и укрепления здоровья младших школьников(РИО БарГУ, 2016) Саутина, А. В.; Sautsina, A. V.Рассмотрены негативные тенденции динамики состояния здоровья младших школьников, роль системы образования в формировании и сохранении здоровья подрастающего поколения. Представлены теоретические аспекты проблемы формирования готовности к самосохранительной деятельности в младшем школьном возрасте. Акцентируется внимание на необходимости разработки моделей применения педагогических технологий, которые сквозь призму каждого учебного предмета обеспечат формирование готовности младшего школьника к деятельности, обеспечивающей сохранение здоровья. The role of education in the formation of the readiness for the self-preservation activity of younger schoolboys is described. The notions of ‘‘self-preservation’’, ‘‘socialization of self-preservation’’, ‘‘self-preservation activity’’ are put forward. The need to develop models of the educational technologies use in the content of each subject, which will ensure the formation of readiness of junior schoolboys for the activities providing their health preservation, is grounded.
- ЭлементОрганизация самостоятельной работы будущих учителей математики по методике математики: опыт личностно ориентированного обучения(РИО БарГУ, 2016) Теплицкая, А. А.; Teplitskaya, A. A.Самостоятельная работа студентов является важным условием обеспечения получения знаний в высшей школе Российской Федерации. В статье рассматриваются организационные основы самостоятельной работы студентов, условия её осуществления, определяются формы и методическое обеспечение самостоятельной работы в процессе методико-математической подготовки будущих учителей математики. The organization of independent work of students is an essential factor in the process of acquiring of knowledge at the higher school of the Russian Federation. The article is devoted to the basic principles, conditions and performance of students’ independent work. It also gives the analysis of the forms and methodological support of independent work in the course of methodological and mathematical preparation of future teachers of mathematics.
- ЭлементАктивность педагогов в познании личности учащихся: о возможностях измерения(РИО БарГУ, 2016) Медведская, Е. И.; Medvedskaya, Е. I.Общая для когнитивной психологии проблема организации знаний в сознании в статье рассматривается как проблема взаимоотношения между разными видами знаний, а именно между знанием обобщённым и конкретным. Для моделирования взаимоотношений между этими видами знаний использован теоретико-множественный подход, который показывает, что функцию посредника в освоении нового знания обобщённое знание выполняет только в случае пересекающихся множеств. Предложено введение единицы измерения активности сознания - коэффициента преломления. На эмпирическом материале категориальной организации знаний педагогов о личности различных категорий учащихся (идеал ученика как обобщённый вид знания, учащиеся разного пола как конкретный вид знания) доказывается продуктивность использования данного коэффициента для понимания роли разных видов знания в общей структуре сознания. In this article cognitive knowledge is described as a correlation between the general and single case studies. The multiple theories approach is the intermediary in mastering the knowledge. The sentence coefficient was elaborated. Some empirical data were used to describe it.
- ЭлементПрошлое в структуре самосознания детей дошкольного и младшего школьного возраста(РИО БарГУ, 2016) Валитова, И. Е.; Valitova, I. Ye.Психологическое время личности рассматривается как осознание субъектом себя в разных временных измерениях - в прошлом, настоящем и будущем. В статье анализируется осознание себя в прошлом на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью анализа дневниковых записей о развитии ребёнка получены важные факты и установлены закономерности осознания ребёнком себя в прошлом, которое обозначается детьми как время «когда я был маленьким». С помощью авторской методики «Рисунок из прошлого» определены особенности возрастной динамики осознания своего прошлого и отношения к прошлому на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Установлено, что личностное отношение к своему прошлому появляется уже в младшем дошкольном возрасте, на протяжении дошкольного возраста дети относятся к своему прошлому по аналогии с настоящим. В период 6-7 лет наблюдается отстранённое отношение к своему прошлому, что свидетельствует о появлении в самосознании связей между временными измерениями. Представления детей о своём прошлом начинают выполнять регулирующие функции. The psychological time of a personality is regarded as a self-awareness of the subject in different time dimensions — the past, the present and the future. The article studies the child’s self-awareness in the past at preschool and early school age. The analyzing of the parents’ diary about their child’s development has resulted in some facts and regularities attesting. The past is acknowledged by children as the time ‘‘when I was little’’. By means of the elaborated methods ‘‘The drawing from the past’’ the features of the age dynamics of the awareness of their past and the attitude to the past at preschool and early school age have been found out. It is fixed that the personal attitude to the past is already spotted at preschool age, preschool age children treat their past on the analogy with the present. At 6-7 there can be a detached attitude to the past, which indicates that the emergence of the relations between the time dimensions in self-consciousness appear in this period. Children’s ideas of their past tend to perform regulatory functions.
- ЭлементЭтапы осмысления творчества А. А. Блока в критике и литературоведении(РИО БарГУ, 2016) Марцинкевич, Н. Э.; Martsinkievich, N. E.В статье рассматривается история блоковедения, выявляются основные подходы к анализу творчества А. А. Блока, определяются наиболее актуальные и продуктивные стратегии. В работе представлен аналитический обзор основных работ, посвящённых творчеству А. Блока, от первых упоминаний до исследований последних десятилетий. In the article there has been reviewed the history of Block’s works studies, the basic approaches to the analysis of A. Block’s works have been described, the most acute and efficient strategies have been put forward. The analytical review on the main works dedicated to А. Block’s works including the first mentioning up to the last decades studies has been submitted.
- Элемент
- ЭлементДидактические функции средств выразительности в монологической речи учителя(РИО БарГУ, 2016) Чуносова, И. С.; Chunosova, I. S.; Чуносава, І. С.В статье рассматриваются особенности вербальной выразительности в учебных жанрах информационного характера. Анализ лексических и синтаксических средств выразительности проводится в зависимости от целесообразности их использования в учебно-научной речи учителя на различных этапах урока. Дидактические функции средств выразительности, реализуемые в педагогическом общении, определяются в соответствии с основными речевыми интенциями педагогического дискурса. The article focuses on the unique features of verbal expression in informational education genres. The analysis of lexical and syntactic expressive means is carried out according to their usefulness for a teacher’s scientific language at different stages of a lesson. The didactic functions of expressive means in pedagogical communication correlate with the principal speech intentions of education discourse.
- ЭлементФункции второстепенных персонажей в сюжете произведения Дж. Р. Р. Толкина «Дети Хурина»(РИО БарГУ, 2016) Колядич, О. Н.; Kolyadich, O. N.Рассматриваются второстепенные персонажи и выполняемые ими функции в книге Дж. Р. Р. Толкина «Дети Хурина». Проблема влияния мирового эпического наследия на генезис образов данного типа в художественных произведениях писателя является одной из наименее исследованных. Таким образом, в центре внимания статьи находятся параллели между второстепенными персонажами «Детей Хурина» и древних памятников героического эпоса, в частности, англосаксонской поэмы «Беовульф». Анализ проведён с помощью дескриптивного и компаративного методов. Областью применения результатов исследования могут стать лекции по истории английской литературы, истории зарубежной литературы Средних веков, а также по мифологии и культурологии. The main characters of any literary work usually attract more attention of researchers while the minor ones are left in the shade. This study has been intended to shed light on the question of minor characters and their and role in ‘‘The children of Hurin’’ by J. R. R. Tolkien. While some common features of secondary characters are well observed some deep and archetypical traits are not so obvious that’s why it’s essential to study the ‘‘mythological sources’’ and especially those of Anglo-Saxon and Ancient Greek origin. There are some common archaic motives which can be found throughout Tolkien’s epics. Among them are the motives of acquiring a magic helper who can be represented by an anthropomorphic creature as well as various animals such as a dog, a horse, an eagle and others. The helpers can be obtained after completing some dangerous tasks or as a result of courteous attitudes. The rivals of the main characters can transform from simply enviers to antagonists. The writer follows the main mythological and epic tradition while creating his personages and determining their functions in the plot. The secondary characters help the main hero to perform his epic tasks and reveal the heroic features of the character.