2021 год Выпуск 10.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2021 год Выпуск 10. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 38
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.10)(БарГУ, 2021) Кочурко, В. И.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Игумнов, С. А.; Лосик, Г. В.; Рубцов, В. В.; Панов, В. И.; Савчин, М. В.; Селиванов, В. В.; Ореховская, Н. А.; Белановская, О. В.; Велента, Т. Ф.; Карягина, Т. Д.; Клещёва, Е. А.; Медведская, Е. И.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементВзаимосвязь конструктов толерантности к неопределенности с жизнестойкостью и установками студентов(БарГУ, 2021) Лешкевич, Е. В.В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования. Полученные данные обработаны с помощью коэффициента корреляции Пирсона (Статистика 6.0). Установлены значимые взаимосвязи и тенденции ко взаимосвязи конструктов. Проанализированы выявленные взаимосвязи и установлены характерные признаки для данной группы студентов. Выделены психологические конструкты, способствующие преодолению неопределенности, и, напротив, конструкты, препятствующие принятию неопределенности. The article presents the results of the diagnosis. The test data are processed using Pearson correlation coefficient (Statistics 6.0). Significant interrelations and tendencies to interrelation of constructs are established. Data of interrelation are analyzed and characteristic signs for this group of students are established. Psychological constructs that contribute to overcoming uncertainty and, conversely, constructs that prevent the acceptance of uncertainty are identified.
- ЭлементВзаимосвязь креативности и стиля мышления у студентов различных специальностей(БарГУ, 2021) Нестер, Е. Ф.; Кононович, О. С.В статье обозначена актуальность исследования креативности и стилей мышления в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования вербальной креативности и стилей мышления у студентов. Раскрываются особенности взаимосвязи креативности и стилей мышления у студентов различных специальностей. The article outlines the relevance of the study of creativity and thinking styles in adolescence. The results of an empirical study of verbal creativity and thinking styles in students are presented. The features of the relationship between creativity and styles of thinking among students of various specialties are revealed.
- ЭлементВзаимосвязь склонности к лидерству и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте(БарГУ, 2021) Тхорик, Н. С.; Куликовская, Е. В.; Хомицевич, А. В.В статье определены психологическая сущность и структура эмоционального интеллекта, склонности к лидерству; охарактеризованы социально-психологические факторы лидерства в юношеском возрасте, а также результаты выявления взаимосвязи склонности к лидерству и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, что позволило расширить представления об изучаемом феномене, разработать методические рекомендации по развитию склонности к лидерству и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, в том числе и у студентов помогающих профессий. The article defines the psychological essence and structure: emotional intelligence, inclination to leadership, characterizes the social and psychological factors of leadership in adolescence, as well as the results of identifying the relationship between the propensity for leadership and emotional intelligence in adolescence, which made it possible to expand the understanding of the studied phenomenon, develop methodological recommendations for the development of a tendency towards leadership and emotional intelligence in adolescence, including among students of helping professions
- ЭлементВзаимосвязь тревожности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте(БарГУ, 2021) Тхорик, Н. С.; Грушевская, Т. Д.; Малец, Е. В.В статье определено содержание понятий "тревожность", "конфликтные ситуации", "стратегии поведения в конфликтных ситуациях"; охарактеризованы факторы выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте; установлена взаимосвязь тревожности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. Полученные результаты позволят расширить представления об изучаемом феномене, разработать методические рекомендации по снижению уровня тревожности и выбору оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. The article defines the content of the concepts of “anxiety”, “conflict situations”, “Strategies of behavior in conflict situations”; the factors of choice of strategies of behavior in conflict situations in adolescence are characterized; the relationship between anxiety and behavior strategies in conflict situations in adolescence has been established. The results obtained will expand the understanding of the phenomenon under study, develop guidelines for reducing the level of anxiety and the choice of optimal strategies for behavior in conflict situations in adolescence.
- ЭлементДетско-родительские отношения как фактор развития тревожности у детей(БарГУ, 2021) Боброва, Е. С.В статье представлены результаты исследования детско-родительских отношений в период подготовки ребенка к школе. Определяется взаимосвязь родительского отношения с уровнем тревожности у детей. Анализируются особенности переходного периода из дошкольного в младший школьный возраст. The article presents the results of the study of parent-child relations during the preparation of a child for school. The relationship between parental attitude and the level of anxiety in children is determined. The features of the transition period from preschool to primary school age are analyzed.
- ЭлементИспользование тренинга личностного роста для повышения мотивации достижения у старшеклассников(БарГУ, 2021) Шкабарина, Н. Л.В статье представлена проблема формирования мотивации достижения успеха в старшем школьном возрасте, который является наиболее важным периодом подготовки ко взрослой профессиональной жизни. Описывается использование тренинга личностного роста как метод формирования мотивации успеха. The article presents the problem of the formation of motivation to achieve success in high school age, which is the most important period of preparation for adult professional life. It describes the use of personal growth training as a method of generating success motivation.
- ЭлементИсследование взаимосвязи виктимности и суверенности психологического пространства у школьников и студентов(БарГУ, 2020) Терещенко, В. В.В статье проанализированы проявления характеристик предрасположенности к виктимному поведения у личности, развитие которой протекает в разных социальных условиях. Установлено, что качественное содержание ролевой виктимности у обеих групп испытуемых зависит от становления у них психологической суверенности. Определено, что в период ранней юности становление суверенного психологического пространства и влияние на развитие личности социокультурных процессов не столь выражено, как это наиболее ярко проявляется в ранней взрослости. Социокультурные условия влияют и на виктимизацию, и на содержательный профиль суверенного психологического пространства личности растущего человека. The article analyzes the manifestations of the characteristics of susceptibility to victimization behavior in a person, the development of which takes place in different social conditions. It was established that the qualitative content of role victimization in both groups of subjects depends on the development of their psychological sovereignty. It was determined that in the period of adolescence the formation of sovereign psychological space and the influence on the development of personality of sociocultural processes is not as pronounced as it is most clearly manifested in early adulthood. Socio-cultural conditions influence both the victimization and the content profile of the sovereign psychological space of the personality of a growing person.
- ЭлементКоннотативное значение психологического времени жизни для женщин, склонных к прокрастинации(БарГУ, 2021) Яценко, Т. Е.; Бондарь, И. В.В статье раскрыта сущность прокрастинации и временной перспективы личности. Обоснована значимость исследования восприятия временных отрезков жизни (прошлое, настоящее, будущее) женщинами-прокрастинаторами. Приведены результаты эмпирического исследования видов прокрастинации, восприятия и переживания психологического времени женщинами в период ранней взрослости. Описаны установленные характеристики прошлого, настоящего и будущего времени в восприятии женщин, склонных к ситуативно обусловленной и личностно обусловленной прокрастинации. The article reveals the essence of procrastination and the temporal perspective of personality. The significance of the study of the perception of time periods of life (past, present, future) by women-procrastinators has been substantiated. The results of an empirical study of the types of procrastination, perception and experience of psychological time in women during early adulthood are presented. The established characteristics of the past, present and future tense in the perception of women who are prone to situationally conditioned and personally determined procrastination are described.
- ЭлементКоррекция межличностных отношений у подростков с нарушением зрения(БарГУ, 2021) Филютина, Т. Н.; Цариненко, Л. В.В статье представлен теоретический обзор проблемы развития межличностных отношений у подростков 6—7 классов с нарушением зрения. Представлено экспериментальное исследование межличностных отношений и этапы констатирующего, формирующего и сравнительного экспериментов. Экспериментально выявлены особенности межличностных отношений подростков и разработана эффективная программа их коррекции. Использованы такие эффективные методы коррекции, как игра, метод проблемных ситуаций, социальной терапии, статусной терапии, психогимнастики и т. д. Доказана необходимость дифференцированного подхода в формулировке задач коррекции для каждой конкретной выборки испытуемых. The article presents a theoretical overview of the problem of interpersonal development in adolescents 6—7 grades with visual impairment. An experimental study of interpersonal relations and the stages of an ascertaining, formative and comparative experiment are presented. Experimentally identified features of interpersonal relationships of adolescents and developed an effective program to correct them. Effective methods of correction, such as play, problem situations, social therapy, status therapy, psychogymnastics, etc. were used. The need for a differentiated approach in the formulation of correction tasks for each specific sample of subjects has been proven.
- ЭлементКритические периоды развития учебной деятельности младшего школьника(БарГУ, 2021) Слепко, Ю. Н.В статье представлены результаты эмпирического исследования процесса развития психологической системы учебной деятельности школьника в период обучения в начальной школе. На основе анализа показателей интегрированности, дифференцированности и организованности системы показано, что в ее развитии могут быть выделены критические периоды, связанные с качественной перестройкой психологической структуры учебной деятельности. Первый период связан с переходом обучающегося из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу, что приводит к первому критическому периоду развития; второй период связан с завершением перестройки психологической системы учебной деятельности и достижением пика ее организованности в конце второго класса; третий период связан с завершением развития учебной деятельности младшего школьника и переходом ее в состояние оптимального функционирования. Формулируется идея о многоаспектности проблемы психологического сопровождения развития младшего школьника и решении в этом процессе задач разного типа. The article presents the results of an empirical study of the development of the psychological system of the educational activity of a student during the period of study in primary school. Based on the analysis of the indicators of integration, differentiation and organization of the system, it is shown that critical periods associated with a qualitative restructuring of the psychological structure of educational activity can be distinguished in its development. The first period is associated with the transition of a student from a preschool educational institution to an elementary school, which leads to the first critical period of development; the second period is associated with the completion of the restructuring of the psychological system of educational activity and the achievement of the peak of its organization at the end of the second grade; the third period is associated with the completion of the development of educational activities of a younger student and its transition from a state of optimal functioning. The idea of the multidimensionality of the problem of psychological support for the development of a primary school student and the solution of problems of various types in this process is formulated.
- ЭлементМониторинг сформированности коммуникативной компетентности иностранных студентов Тульского государственного педагогического университета имени Л. Н. Толстого(БарГУ, 2021) Филиппова, С. А.В статье представлено исследование коммуникативной компетентности как профессионально значимого качества будущего педагога. Проблема рассмотрена на выборке иностранных студентов, обучающихся в вузе по программе бакалавриата. Обозначена проблема необходимости психологического сопровождения иностранных студентов в целях преодоления состояний дезадаптации, отрицательно сказывающихся на профессиональном становлении. В частности, обнаружены склонность к тревожным и депрессивным состояниям, низкие показатели интеллектуальной коммуникативности, рационального поведения в конфликтах, негативные тенденции в этнокультурной идентичности. In article some aspects of maintenance of professional formation of foreign students of pedagogical university are considered. The states of disadaptation and psychological trouble (anxiety disorder, depression, etc.) found in students are considered. The importance of psychological maintenance and support of pupils is emphasized during receiving the higher education is pointed. The monitoring shows the need of maintenance of students caused by low indices of communicative competence and adaptation of students: low levels of mindfulness communication, of rational behavior in the conflict and negative tendencies of ethnic identity
- ЭлементОпыт реализации программы клуба молодой студенческой семьи(БарГУ, 2021) Декина, Е. В.В статье представлен опыт разработки и апробации программы клуба молодой студенческой семьи в вузе. В качестве основополагающих положены принципы системности и комплексности в решении проблем молодой семьи, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Проведен анализ мониторингового исследования, в котором приняли участие 300 студентов. Главная задача — выявление особенностей сформированности семейных ценностей, отношения к семье. Программа клуба направлена на приобщение к традициям семейного уклада, формирование культуры взаимоотношений в семье и социуме. Особое внимание уделяется роли семьи в вопросах воспитания детей, реализации воспитательного и образовательного потенциала молодой семьи. The article presents the experience of developing and testing the program of the club of a young student family. The fundamental principles are the principles of consistency and complexity in solving the problems of a young family, taking into account individual and age characteristics. An analysis of the monitoring study was conducted, in which 300 students took part. The main task is to identify the features of the formation of family values, attitude to the family. The main emphasis of the club’s program is placed on introducing the family way of life to the traditions, and creating a culture of relations in the family and society. Particular attention is paid to the role of the family in raising children, the implementation of the upbringing and educational potential of a young family.
- ЭлементОсобенности взаимодействия в диаде "отец-сын"(БарГУ, 2021) Водяха, С. А.; Водяха, Ю. Е.В статье представлен анализ результатов исследования особенностей взаимодействия между отцами и их сыновьями подросткового возраста. В диаде "традиционный (маскулинный) отец — маскулинный сын" отцы проявляют враждебность в отношении к сыновьям. Отношения выстраиваются на доминировании отца, постоянных столкновениях между отцом и сыном, связанных с упрочением авторитета. В диаде "традиционный (маскулинный) отец — андрогинный сын" отцы проявляют директивность. Это выражается в навязывании отцом сыну своего единственного верного мнения, отсутствии эмоциональных контактов и понимании. В диаде «современный (андрогинный) отец — андрогинный сын» отцы проявляют позитивный интерес во взаимодействии с сыном. Такие отношения характеризуются отсутствием грубой силы и стремлением к власти, психологическое принятие сына отцом основано на сотрудничестве и понимании, что способствует лучшей адаптации ребенка в условиях современного общества. The article presents an analysis of the results of a study of the characteristics of the interaction between fathers and their sons of adolescence. In the dyad “traditional (masculine) father — masculine son”, fathers are hostile to their sons. Relations are built on the dominance of the father, the constant clashes between father and son related to the consolidation of authority. In the dyad “traditional (masculine) father — androgynous son”, fathers show directiveness. This is expressed in the father imposing his only true opinion on the son, the absence of emotional contacts and understanding. In the dyad “modern (androgynous) father — androgynous son”, fathers show a positive interest in interacting with their son. Such relationships are characterized by a lack of brute force and a desire for power, the psychological adoption of a son by a father is based on cooperation and understanding, which contributes to a better adaptation of the child in modern society.
- ЭлементОсобенности проявления конфликтного поведения у педагогов(БарГУ, 2021) Рзаева, Ж. В.; Сидорик, С. Н.В данной статье представлено описание экспериментального исследования по изучению особенностей конфликтного поведения педагогов, в частности описаны доминирующий уровень конфликтности и стили поведения в конфликте у педагогов. This article describes an experimental study on the study of the features of conflict behavior of teachers, in particular, the dominant level of conflict and styles of behavior in conflict among teachers are described.
- ЭлементОсобенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(БарГУ, 2021) Кропачева, М. Н.В статье представлен теоретический обзор проблемы развития творческого воображения у младших школьников с условно нормативным развитием и с задержкой психического развития, обосновывается значимость изучения проблемы развития творческого воображения у детей как фактора, определяющего становление полноценной личности, и подготовки к обучению в школе. Экспериментально выявлены особенности развития творческого воображения у детей с условно нормативным развитием и с задержкой психического развития. The article presents a theoretical overview of the problem of the development of creative imagination in junior schoolchildren with conditional-regulatory development and delayed mental development, substantiates the importance of studying the problem of the development of creative imagination in children as a factor in becoming a fullfledged person and preparing for school. Experimentally revealed features of the development of creative imagination in children with UNR and PR.
- ЭлементОсобенности субъектности подростков с различной выраженностью склонности к нехимическим видам зависимого поведения(БарГУ, 2021) Фролова, Ю. И.; Кайгородова, Н. З.В статье представлены результаты оценки особенностей субъектности школьников подросткового и раннего юношеского возраста с различной степенью склонности к компьютерной зависимости, спортивному и музыкальному фанатизму. С позиций культурно-исторической теории субъектность рассматривалась как устойчивая интегральная личностная характеристика, состоящая из пяти ключевых взаимосвязанных компонентов: ответственности, свободы (личной автономии), общей рефлексии, рефлексии выбора, контроля. Склонность к зависимому поведению определялась с помощью методики «Склонность к зависимому поведению» В. Д. Менделевича. Для исследования уровня субъектности и её компонентов была использована методика «Субъектность» М. В. Исакова. Полученные в ходе настоящего исследования результаты свидетельствуют о взаимосвязи уровня развития субъектности и её компонентов со склонностью к нехимическим видам зависимости разного генеза. При этом чем ниже уровень развития субъектности, тем сильнее выражена склонность к зависимому поведению в подростковом возрасте. The article presents the results of evaluating the characteristics of the subjectivity of adolescent schoolchildren with a different propensity for computer addiction to sports and musical fanaticism. From the point of view of cultural-historical theory, subjectivity was considered as a stable integral personality characteristic, consisting of five key interconnected components: responsibility, freedom (personal autonomy), general reflection, reflection of choice, control. Propensity to addictive behavior was determined using the methodology “Propensity to addictive behavior” V. D. Mendelevich. To study the level of subjectivity and its components, the methodology “Subjectivity” of M. V. Isakov was used. The results obtained in the course of this study indicate the influence of the level of development of subjectivity and its components with a tendency to non-chemical types of dependence of different genesis. Moreover, the lower the level of development of subjectivity, the more pronounced is the tendency to addictive behavior in adolescence.
- ЭлементПоликультурное взаимодействие детей малочисленного и титульного народов в образовательной среде(БарГУ, 2021) Невзорова, А. В.; Невзорова, Е. Д.Статья посвящена проблеме поликультурного взаимодействия в образовательной среде. Рассмотрены приоритеты образовательной политики в области поликультурного воспитания. Описаны планируемые образовательные результаты в области поликультурного воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования поликультурного взаимодействия детей малого и титульного народов в условиях образовательной среды. Выявлены особенности этнической идентичности и патриотической воспитанности детей малого и титульного народов в условиях образовательной среды. The article is devoted to the problem of multicultural interaction in the educational environment. The priorities of educational policy in the field of multicultural education are considered. The planned educational results in the field of multicultural education are described. The results of an empirical study of multicultural interaction of children of small and titular Nations in the educational environment are presented. The features of ethnic identity and Patriotic upbringing of children of small and titular Nations in the educational environment are revealed.
- ЭлементПоловые особенности развития эмпатии учителей-предметников(БарГУ, 2021) Нестер, Е. Ф.; Гупал, Ю. Н.В статье обозначена актуальность исследования особенностей развития эмпатии у учителей-предметников мужского и женского пола. Приводятся эмпирически выявленные данные специфики проявления эмпатии у мужчин-педагогов и женщин-педагогов. The article outlines the relevance of the study of the features of the development of empathy in male and female subject teachers. Empirically identified data on the specifics of the manifestation of empathy in male teachers and women teachers are given.
- ЭлементПоловые различия критериев выбора брачного партнера у студенческой молодежи(БарГУ, 2021) Данько, Е. А.; Русецкая, Л. А.В статье представлены результаты исследования различий в критериях выбора брачного партнера у студенческой молодежи. Рассказывается о различиях взглядов юношей и девушек на критерии выбора брачного партнера. The purpose of this article is to identify differences in the criteria for choosing a marriage partner among students. The article discusses the differences in the views of boys and girls on the criteria for choosing a marriage partner.