2021 год Выпуск 10.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2021 год Выпуск 10. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 38
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементИсследование взаимосвязи виктимности и суверенности психологического пространства у школьников и студентов(БарГУ, 2020) Терещенко, В. В.В статье проанализированы проявления характеристик предрасположенности к виктимному поведения у личности, развитие которой протекает в разных социальных условиях. Установлено, что качественное содержание ролевой виктимности у обеих групп испытуемых зависит от становления у них психологической суверенности. Определено, что в период ранней юности становление суверенного психологического пространства и влияние на развитие личности социокультурных процессов не столь выражено, как это наиболее ярко проявляется в ранней взрослости. Социокультурные условия влияют и на виктимизацию, и на содержательный профиль суверенного психологического пространства личности растущего человека. The article analyzes the manifestations of the characteristics of susceptibility to victimization behavior in a person, the development of which takes place in different social conditions. It was established that the qualitative content of role victimization in both groups of subjects depends on the development of their psychological sovereignty. It was determined that in the period of adolescence the formation of sovereign psychological space and the influence on the development of personality of sociocultural processes is not as pronounced as it is most clearly manifested in early adulthood. Socio-cultural conditions influence both the victimization and the content profile of the sovereign psychological space of the personality of a growing person.
- ЭлементТехника "Я-высказывание" как способ позитивного разрешения конфликтов(БарГУ, 2021) Волохова, В. И.; Головчанская, С. Б.; Дягилева, М. А.; Шокетаева, Л. К.В данной статье можно познакомиться с особенностями конфликтов в детстве и подростковом возрасте, а также со способами работы с младшими подростками (12—13 лет), а именно техникой "Я-высказывание", позволяющей корректно выражать свои чувства и эмоции по отношению к определенной проблеме и ситуации. In this article, you can get acquainted with the peculiarities of conflicts in childhood and adolescence, as well as with methods of working with younger teenagers (12—13 years old), namely, teaching the “I-utterance” technique, which allows you to correctly express your feelings and emotions towards a certain problem and situation.
- ЭлементОсобенности взаимодействия в диаде "отец-сын"(БарГУ, 2021) Водяха, С. А.; Водяха, Ю. Е.В статье представлен анализ результатов исследования особенностей взаимодействия между отцами и их сыновьями подросткового возраста. В диаде "традиционный (маскулинный) отец — маскулинный сын" отцы проявляют враждебность в отношении к сыновьям. Отношения выстраиваются на доминировании отца, постоянных столкновениях между отцом и сыном, связанных с упрочением авторитета. В диаде "традиционный (маскулинный) отец — андрогинный сын" отцы проявляют директивность. Это выражается в навязывании отцом сыну своего единственного верного мнения, отсутствии эмоциональных контактов и понимании. В диаде «современный (андрогинный) отец — андрогинный сын» отцы проявляют позитивный интерес во взаимодействии с сыном. Такие отношения характеризуются отсутствием грубой силы и стремлением к власти, психологическое принятие сына отцом основано на сотрудничестве и понимании, что способствует лучшей адаптации ребенка в условиях современного общества. The article presents an analysis of the results of a study of the characteristics of the interaction between fathers and their sons of adolescence. In the dyad “traditional (masculine) father — masculine son”, fathers are hostile to their sons. Relations are built on the dominance of the father, the constant clashes between father and son related to the consolidation of authority. In the dyad “traditional (masculine) father — androgynous son”, fathers show directiveness. This is expressed in the father imposing his only true opinion on the son, the absence of emotional contacts and understanding. In the dyad “modern (androgynous) father — androgynous son”, fathers show a positive interest in interacting with their son. Such relationships are characterized by a lack of brute force and a desire for power, the psychological adoption of a son by a father is based on cooperation and understanding, which contributes to a better adaptation of the child in modern society.
- ЭлементРазличия в смысложизненных ориентациях студентов технических и гуманитарных специальностей(БарГУ, 2021) Иценко, А. Г.; Костюкевич, Е. А.В статье изложены результаты эмпирического исследования в рамках указанного тематического поля. Рассмотрены различные концептуальные подходы касательно категории «смысложизненные ориентации». На основании анализа источников, применяя соответствующие проблеме методики, авторы осуществили исследование на предмет выявления особенностей смысложизненных ориентаций обучающихся технических и гуманитарных специальностей в период ранней юности. Гипотетически предполагалось, что специфика подготовки по данным специальностям может накладывать отпечаток на психический мир личности (как и выбор определенного направления специализации может быть обусловлен специфичностью психотипа личности), в том числе и в её смысложизненных ориентациях. Результаты исследования показали, что определенные различия имеют место. The article presents the results of empirical research within the specified thematic field. Various conceptual approaches to the category of “meaningful life orientations” are considered. Based on the analysis of the sources, applying the methodology corresponding to the problem, the authors carried out a study to identify the features of the life-meaning orientations of students of technical and humanitarian specialties in the period of early adolescence. It was hypothetically assumed that the specificity of training in these specialties can leave an imprint on the mental world of a person (just as the choice of a certain direction of specialization can be determined by the specificity of the personality’s psychotype), including in its life-meaning orientations. The results of the study showed that certain differences do exist.
- ЭлементСозидание как становление личности и продуктивного субъекта в преобразовательной деятельности средствами инновационных методов обучения(БарГУ, 2021) Джига, Н. Д.В статье актуализирована проблема созидания как становления личности и продуктивного субъекта в преобразовательной деятельности средствами инновационных методов обучения. Отражены результаты эмпирического исследования, факторного анализа компонентов созидания, которые можно развить средствами инновационных методов обучения: активных, рефлексивных, интерактивных, включая тренинги, деловые игры, кейсы, мастер-классы, решение нестандартных ситуаций, лекции-дискуссии, лекция-мозговой штурм, лекции с элементами тренинга, лекция-деловая игра, лекция-конференция, лекция-дебаты и др. The article actualizes the problem of creation as the formation of a personality and a productive subject in transformative activity by means of innovative teaching methods. The article reflects the results of empirical research, factor analysis of the components of creation, which can be developed by means of innovative teaching methods: active, reflexive, interactive, including trainings, business games, cases, master classes, solving non-standard situations, lectures-discussions, lecture-brainstorming, lectures with elements of training, lecture-business game, lecture-conference, lecture-debate and others.
- ЭлементПоловые различия критериев выбора брачного партнера у студенческой молодежи(БарГУ, 2021) Данько, Е. А.; Русецкая, Л. А.В статье представлены результаты исследования различий в критериях выбора брачного партнера у студенческой молодежи. Рассказывается о различиях взглядов юношей и девушек на критерии выбора брачного партнера. The purpose of this article is to identify differences in the criteria for choosing a marriage partner among students. The article discusses the differences in the views of boys and girls on the criteria for choosing a marriage partner.
- ЭлементСвязь стиля поведения в конфликтной ситуации и академической успеваемости подростков(БарГУ, 2021) Бондарчук, Е. В.; Марон, В. А.Статья посвящена проблеме связи стиля поведения в конфликтной ситуации и академической успеваемости подростков. Результаты исследования показали наличие связи конфликтности и стиля поведения в конфликтной ситуации подростков с их академической успеваемостью. У испытуемых с высоким уровнем успеваемости в целом выявлено отсутствие конфликтности, а также преимущественное использование в конфликтной ситуации стилей поведения "компромисс" и "сотрудничество". У подростков с низким и средним уровнем успеваемости зафиксировано преимущественное применение стилей поведения "уклонение" и "приспособление". The article is devoted to the problem of the connection of the of behavior style in a conflict situation in the academic performance of teenagers. The results of study showed the presence of a conflict and style of behavior in a conflict situation of teenagers with their academic performance. In subjects with a high level of academic achievement, in general, there was a lack of conflict, as well as the predominant use of styles of behavior in a conflict situation, compromise and cooperation. In teenagers with low and medium levels of academic achievement, the predominant use of styles of behavior is evasion and adaptation.
- ЭлементТолерантность к неопределенности, личностная готовность к переменам, отношение к изменениям в позднем юношеском возрасте(БарГУ, 2021) Яценко, Т. Е.; Король, М. А.
- ЭлементПоловые особенности развития эмпатии учителей-предметников(БарГУ, 2021) Нестер, Е. Ф.; Гупал, Ю. Н.В статье обозначена актуальность исследования особенностей развития эмпатии у учителей-предметников мужского и женского пола. Приводятся эмпирически выявленные данные специфики проявления эмпатии у мужчин-педагогов и женщин-педагогов. The article outlines the relevance of the study of the features of the development of empathy in male and female subject teachers. Empirically identified data on the specifics of the manifestation of empathy in male teachers and women teachers are given.
- ЭлементДетско-родительские отношения как фактор развития тревожности у детей(БарГУ, 2021) Боброва, Е. С.В статье представлены результаты исследования детско-родительских отношений в период подготовки ребенка к школе. Определяется взаимосвязь родительского отношения с уровнем тревожности у детей. Анализируются особенности переходного периода из дошкольного в младший школьный возраст. The article presents the results of the study of parent-child relations during the preparation of a child for school. The relationship between parental attitude and the level of anxiety in children is determined. The features of the transition period from preschool to primary school age are analyzed.
- ЭлементСовременная школа на пути к инклюзии(БарГУ, 2021) Минкова, Л. А.В статье представлен опыт реализации республиканского экспериментального проекта "Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР" специалистами государственного учреждения образования "Могилевский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации", в ходе которого должны быть апробированы и определены наиболее эффективные модели и условия реализации образовательных программ общего среднего образования на основе инклюзивного подхода. The article presents the experience of the implementation of the republican experimental project “Approbation of educational programs of general secondary education in the conditions of inclusion of persons with OPFR” by specialists of the State Educational Institution “Mogilev Regional Center for Correction and Development Education and Rehabilitation”, during which the most effective models and conditions for the implementation of educational general secondary education programs based on an inclusive approach.
- ЭлементСравнительный анализ структуры учебной мотивации различных групп младших школьников(БарГУ, 2021) Куликова, А. С.; Беляева, О. А.В статье представлен анализ эмпирического исследования структуры учебной мотивации детей с нормотипичным развитием и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной практики. Определена специфика иерархии учебных мотивов, характерных для трех групп младших школьников (учащихся с высоким уровнем успеваемости, с низкой успеваемостью и детей с ограниченными возможностями здоровья), описаны возможные причины выявленной ситуации и минимально необходимые способы поддержки со стороны взрослых участников образовательных отношений. Обозначена проблема преобладания приспособительной стратегии в учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в инклюзивном классе. The article present an analysis of the practical study of the structure of educational motivation of children with normal typical development and children with disabilities in an inclusive educational practice. The author defines the specifics of the hierarchy of educational motives characteristic of three groups of primary school children (students with high academic performance, low academic performance and children with disabilities), describes the possible causes of the identified situation and the minimum necessary ways to support adult participants in educational relations. The problem of predominance of adaptive strategy in the educational activities of children with disabilities studying in an inclusive class is posed.
- ЭлементПроявление эмпатии у будущих специалистов помогающих профессий(БарГУ, 2021) Рзаева, Ж. В.; Семенюк, Е. В.В статье определено понятие эмпатии и ее место в формировании помогающего поведения специалистов. Представлены и описаны результаты исследования эмпатии и отдельных ее компонентов в студенческом возрасте. The article defines the concept of empathy and its place in the formation of helping behavior of specialists. The results of the study of empathy and its individual components in student age are presented and described.
- ЭлементПсихофизиологические опасные факторы, влияющие на надежность истребителя при посадке самолета(БарГУ, 2021) Зубков, В. А.В предложенном автором материале поднимается проблема психологических факторов, детерминирующих надежность/ненадежность при посадке самолетов. Рассматриваются психологические факторы, повышающие эффективность и безопасность полетов истребительной военной авиации. In the material proposed by the author the problem of psychological factors that determine the reliability/unreliability of aircraft landing is raised. The psychological factors that increase the efficiency and safety of flights of military fighter aircraft are considered.
- ЭлементПоликультурное взаимодействие детей малочисленного и титульного народов в образовательной среде(БарГУ, 2021) Невзорова, А. В.; Невзорова, Е. Д.Статья посвящена проблеме поликультурного взаимодействия в образовательной среде. Рассмотрены приоритеты образовательной политики в области поликультурного воспитания. Описаны планируемые образовательные результаты в области поликультурного воспитания. Представлены результаты эмпирического исследования поликультурного взаимодействия детей малого и титульного народов в условиях образовательной среды. Выявлены особенности этнической идентичности и патриотической воспитанности детей малого и титульного народов в условиях образовательной среды. The article is devoted to the problem of multicultural interaction in the educational environment. The priorities of educational policy in the field of multicultural education are considered. The planned educational results in the field of multicultural education are described. The results of an empirical study of multicultural interaction of children of small and titular Nations in the educational environment are presented. The features of ethnic identity and Patriotic upbringing of children of small and titular Nations in the educational environment are revealed.
- ЭлементКоррекция межличностных отношений у подростков с нарушением зрения(БарГУ, 2021) Филютина, Т. Н.; Цариненко, Л. В.В статье представлен теоретический обзор проблемы развития межличностных отношений у подростков 6—7 классов с нарушением зрения. Представлено экспериментальное исследование межличностных отношений и этапы констатирующего, формирующего и сравнительного экспериментов. Экспериментально выявлены особенности межличностных отношений подростков и разработана эффективная программа их коррекции. Использованы такие эффективные методы коррекции, как игра, метод проблемных ситуаций, социальной терапии, статусной терапии, психогимнастики и т. д. Доказана необходимость дифференцированного подхода в формулировке задач коррекции для каждой конкретной выборки испытуемых. The article presents a theoretical overview of the problem of interpersonal development in adolescents 6—7 grades with visual impairment. An experimental study of interpersonal relations and the stages of an ascertaining, formative and comparative experiment are presented. Experimentally identified features of interpersonal relationships of adolescents and developed an effective program to correct them. Effective methods of correction, such as play, problem situations, social therapy, status therapy, psychogymnastics, etc. were used. The need for a differentiated approach in the formulation of correction tasks for each specific sample of subjects has been proven.
- ЭлементВзаимосвязь тревожности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте(БарГУ, 2021) Тхорик, Н. С.; Грушевская, Т. Д.; Малец, Е. В.В статье определено содержание понятий "тревожность", "конфликтные ситуации", "стратегии поведения в конфликтных ситуациях"; охарактеризованы факторы выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте; установлена взаимосвязь тревожности и стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. Полученные результаты позволят расширить представления об изучаемом феномене, разработать методические рекомендации по снижению уровня тревожности и выбору оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях в юношеском возрасте. The article defines the content of the concepts of “anxiety”, “conflict situations”, “Strategies of behavior in conflict situations”; the factors of choice of strategies of behavior in conflict situations in adolescence are characterized; the relationship between anxiety and behavior strategies in conflict situations in adolescence has been established. The results obtained will expand the understanding of the phenomenon under study, develop guidelines for reducing the level of anxiety and the choice of optimal strategies for behavior in conflict situations in adolescence.
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.10)(БарГУ, 2021) Кочурко, В. И.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Игумнов, С. А.; Лосик, Г. В.; Рубцов, В. В.; Панов, В. И.; Савчин, М. В.; Селиванов, В. В.; Ореховская, Н. А.; Белановская, О. В.; Велента, Т. Ф.; Карягина, Т. Д.; Клещёва, Е. А.; Медведская, Е. И.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементПсихологические барьеры инклюзивного образования(БарГУ, 2021) Бортко, Т. Г.В статье представлен теоретический анализ существующей практики инклюзивного образования, в том числе в исторической ретроспективе, перечислены психологические барьеры, препятствующие развитию инклюзивного образования. Проанализирована нормативная документация, регламентирующая инклюзивное образование. The article presents a theoretical analysis of the existing practice of inclusive education, including in historical retrospect, psychological barriers preventing the development of inclusive education are listed. The normative documentation governing inclusive education is analyzed.
- ЭлементВзаимосвязь креативности и стиля мышления у студентов различных специальностей(БарГУ, 2021) Нестер, Е. Ф.; Кононович, О. С.В статье обозначена актуальность исследования креативности и стилей мышления в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования вербальной креативности и стилей мышления у студентов. Раскрываются особенности взаимосвязи креативности и стилей мышления у студентов различных специальностей. The article outlines the relevance of the study of creativity and thinking styles in adolescence. The results of an empirical study of verbal creativity and thinking styles in students are presented. The features of the relationship between creativity and styles of thinking among students of various specialties are revealed.