2019 год Выпуск 7.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2019 год Выпуск 7. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 22
Результатов на странице
Параметры сортировки
- Элемент
- ЭлементВестник БарГУ. Серия, Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки (литературоведение) 2019 Выпуск 7.(БарГУ, 2019) Кочурко, В. И.; Климук, В. В.; Клещёва, Е. А.; Kochurko, V. I.; Klimuk, V. V.; Kleschеva, Y. А.
- ЭлементВзаимосвязь отцовского отношения и навыков общения у детей с расстройством аутистического спектра(БарГУ, 2019) Радионова, И. Б.; Radionova, I. B.В статье представлен теоретический обзор проблемы отцовского отношения к ребенку с нарушениями в развитии. Показана перспективность изучения родительского (отцовского) отношения к ребенку с аутизмом. Представленное исследование направлено на установление взаимосвязи между родительским отношением (отцовским отношением) и развитием навыков общения у аутичных детей. Результаты исследования могут быть использованы как в работе по оптимизации детско-родительских отношений в семьях с аутичным ребенком, так и в работе по развитию навыков общения детей с расстройством аутистического спектра (РАС). The article presents a theoretical review of the problem of paternal attitude towards a child with developmental disabilities. The perspectives of studying the parental (father’s) attitude towards a child with autism are shown. The present study aims to establish the relationship between parental (paternal) attitude and the development of communication skills of autistic children. The results of the study can be used both to optimize parent-child relationships in families with an autistic child, and to develop communication skills of children with autism spectrum disorder (ASD).
- ЭлементИнновационные методы обучения в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов юридического профиля(БарГУ, 2019) Дышекова, О. В.; Нижельская, Ю. А.; Dyshekova, O. V.; Nizhelskaya, Yu. A.В статье рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-юристов на основе инновационных методов обучения. Авторы подчеркивают необходимость использования инновационных методов в процессе изучения иностранного языка студентами юридического профиля, а также характеризуют инновационные методы. Таким образом, можно сказать, что в ходе овладения коммуникативными компетенциями должно реализовываться развитие и воспитание способности личности к профессиональному самоопределению и адаптации в социуме, а также создание активной жизненной позиции индивида. The article deals with the formation of foreign language communicative competence of students of the faculty of law on the basis of innovative teaching methods. The authors underline the necessity of using innovative methods in the process of foreign language learning by students of the legal profile. Also, the authors characterize innovative methods. Thus, it is possible to say that while mastering communicative competence it is necessary to develop and educate the individual’s ability for professional self-determination and adaptation in society, and also the creation of an active life position of the individual
- ЭлементИнфографика как способ визуализации информации и знаний студентов неязыковых специальностей в современном иноязычном образовании(БарГУ, 2019) Угликова, И. В.; Uglikova, I. V.В связи с переживаемым обществом визуальным «бумом» все более востребованным становится применение на занятиях в учреждении высшего образования (далее — УВО) различных средств визуализации. Особое методическое значение имеет использование приемов, которые не только позволяют представлять объекты в удобной для зрительного восприятия форме, но и стимулируют мыслительную активность обучаю- щихся. Одним из таких приемов является инфографика. Для достижения максимального развивающего эффекта при создании объектов инфографики необходимо руководствоваться правилами сходства, близости, простоты и завершенности, опирающихся на особенности восприятия информации нашим мозгом. Использование приема инфографики на практических занятиях по иностранному языку способствует решению ряда конкретных методических задач и вносит вклад в достижение значимых метапредметных результатов образования на уровне учебно-познавательной деятельности в целом. Due to the visual “boom” that the society is experiencing, the use of various visualization tools in the university is becoming more and more popular. The use of techniques, e.g., inforgraphics, that help to represent objects in a form that is convenient for visual perception and to stimulate students’ mental activities is of great methodological value. To achieve the maximum developmental effect when creating infographics, it is necessary to follow the rules of similarity, proximity, simplicity and completeness, which are based on the peculiarities of information perception by brain. The use of infographics as a technique in foreign language workshops contributes to the solution of a number of specific methodological problems and the achievement of significant metasubject educational results at the level of learning and cognitive activity.
- ЭлементКоммуникативная компетентность педагога инклюзивного образования: структурные компоненты и уровни развития(БарГУ, 2019) Кривуть, М. Л.; Krivut, M. L.В статье обозначены значимость и усложнение коммуникативной деятельности в условиях инклюзивного образования. Рассматриваются структура коммуникативной компетентности педагога инклюзивного образования и основные компоненты коммуникативной компетентности и их содержание. Выделяются три уровня развития коммуникативной компетентности педагога инклюзивного образования: базовый, достаточный, высокий. Даётся характеристика каждого из уровней. The article outlines the importance and complexity of communicative activities in inclusive education. The structure of communicative competence of the pedagogue of inclusive education, the main components and the content of communicative competence are considered. There are three levels of the development of communicative competence of teacher of inclusive education: basic, sufficient, high. The characteristics of each level are given in the paper.
- ЭлементКонсалтинговое сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов(БарГУ, 2019) Лукашеня, З. В.; Лищук, И. В.; Lukashenia, Z. V.; Lishchuk, I. V.В статье представлены результаты формирования профессиональных компетенций будущих учителей обслуживающего труда через консалтинговое сопровождение их учебных исследований. Актуальность использования консалтинга обосновывается авторами представлением выявленных по результатам анкетирования совокупности задач, решение которых требует консалтингового сопровождения. Статья содержит описание форм, технологий, техник и методов осуществления консалтингового сопровождения профессиональной подготовки будущих педагогов, анализ полученных результатов. The article presents the results of the development of professional competencies of pre-service teachers of domestic chores through consulting support of their educational research. The relevance of the use of consulting is justified by the presentation of the set of objectives which were identified by means of a survey; their solution requires consulting support. The article contains a description of the forms, technologies, techniques and methods of consulting support for pre-service teacher training, and an analysis of the obtained results.
- ЭлементМы-образ в сознании специалистов по социальной работе(БарГУ, 2019) Стреленко, А. А.; Strelenko, A. A.В статье представлены результаты эмпирического исследования Мы-образов в сознании специалистов по социальной работе, деятельность которых связана с оказанием помощи семье и детям. Анализ Мы-образов необходим для определения эффективности деятельности специалистов при оказании помощи семье, находящейся в социально-опасном положении. Результаты исследования показывают, что будущие специалисты по социальной работе при отражении образов семей ориентируются на социальные установки и стереотипы восприятия на семью, а также на отношения, которые предшествовали развитию их как субъектов деятельности. Вместе с тем выявленные особенности семейного самосознания показывают слабую дифференциацию в Мы-образах будущих специалистов по социальной работе. The article presents the results of an empirical study of We-images in the minds of social work specialists whose activities are related to helping families and children. The analysis of We-image is necessary to determine the effectiveness of specialists’ activities in helping the family in a socially dangerous position. The results of the research show that, in the reflection of family images, the future social work specialists are guided by social attitudes and stereotypes of family perception, as well as the relationships that preceded their own development as subjects of activities. At the same time, the revealed peculiarities of family self-consciousness show a weak differentiation of We-images of future social work specialists.
- ЭлементОрганизационно-педагогические условия использования мониторинговых механизмов управления качеством образования в учреждении дошкольного образования(БарГУ, 2019) Дубешко, Н. Г.; Dubeshka, N. G.В статье рассмотрены организационно-педагогические условия использования мониторинговых механизмов управления качеством образования в учреждении дошкольного образования (далее — УДО): академическая подготовка руководителей УДО с целью формирования профессиональных компетенций в области управления качеством образования (умений использования теоретических знаний о сущности мониторинговых механизмов управления качеством образования в УДО в процессе управленческой деятельности); консалтинг руководителей УДО по вопросам проектирования и практического использования мониторинговых механизмов управления качеством образования в УДО (разработка алгоритма управленческих действий, выявление специфики применения мониторинговых механизмов управления качеством образования в конкретном учреждении образования и др.); технологизация управленческой и интенсификация основной деятельности в УДО на основании научно-методического обеспечения мониторинговых механизмов управления качеством. Monitoring mechanisms of preschool education quality management are determined: (planning and allocation of resources; expertise; day-to-day management; control and comprehensive assessment. The organizational and pedagogical conditions for the use of monitoring mechanisms of the education quality management in a preschool education institution are identified. Resource support of monitoring mechanisms of education quality management in a preschool education institution was developed and tested, including diagnostic materials, training and curriculum documents, methodological recommendations, scientific and methodological support, handout, visual and illustrative material.
- ЭлементОсобенности категоризации личности представителями разных информационных субкультур(БарГУ, 2019) Медведская, Е. И.; Medvedskaya, E. I.Статья посвящена проблеме воздействия цифровых технологий на категоризацию знаний о личности у их пользователей. Теоретически обосновывается психологическая типология информационных субкультур (субкультура слова и субкультура медиаобраза) и их представителей (субъект читающий и субъект просматривающий). Представлены результаты эмпирического изучения категориальной организации знаний о личности у представителей разных информационных субкультур. Установлено, что категориальная структура знаний о собственной личности и о личности идеального человека сложнее у носителей традиционной культуры печатного слова. The article is devoted to the problem of the impact of digital technologies on the categorization of personal knowledge of their users. The psychological typology of informational subcultures (word subculture and media image subculture) and their representatives (reader and viewer) is theoretically substantiated. The results of empirical study of the categorical organization of personal knowledge among representatives of different informational subcultures are presented. It has been established that the representatives of traditional culture of printed word have a more complicated categorical structure of knowledge about one’s own personality and about the personality of an ideal person.
- ЭлементПедагогическая психология здоровья – актуальное направление науки XXI века(БарГУ, 2019) Селезнёв, А. А.; Seleznev, A. A.Актуальность исследования обусловлена ухудшением здоровья учащейся молодежи, недостаточной разработанностью научной концепции психологического здоровья в контексте развития личности, наличием у психологов различных, в том числе противоречивых, мнений о взаимосвязи характеристик психологической культуры и самоактуализации, их роли в обеспечении здоровья учащейся молодежи. Психологическая культура рассматривается в качестве условия психологического здоровья личности. Включение показателей развития психологической культуры и психологического здоровья личности обучающихся в комплексную оценку качества образования будет способствовать утверждению в науке педагогической психологии здоровья. Область применения: разработка здоровьесберегающих педагогических технологий, здоровьесберегающего подхода к оценке качества образования; обучение и воспитание обучающихся; подготовка, повышение квалификации и самосовершенствование специалистов. Scientific significance of the research is illustrated in the youth’s state of health and in an insufficient elaboration of the scientific concept of psychological health in the personality’s development context as well as in the various inconsistent opinions on interrelation of psychological culture and self-actualization characteristics and their role in maintenance of personal psychological health. Psychological culture is regarded as a conditional feature of personal psychological health. The inclusion of the psychological culture’s and psychological health’s development data in the evaluation of the education quality is to stimulate the introduction of pedagogical psychology of health in the domestic science. Application field: the elaboration of health-preserving pedagogical technologies, health-preserving approach to the estimation of the education quality; students’ education and upbringing; training, professional training and raising the level of one’s professional skill.
- ЭлементПовышение эффективности управления познавательной деятельностью как педагогическая проблема(БарГУ, 2019) Котько, Е. Л.; Kotko, E. L.В данной статье акцентировано внимание на мотивации как составляющей познавательной деятельности студентов, учет которой позволит успешно осуществлять управление данным видом деятельности. Актуализирована проблема управления познавательной деятельностью студентов. Приведено обоснование ее значимости в условиях динамичного мира. Проанализированы подходы к определению понятий «познавательная деятельность», «управление познавательной деятельностью». Раскрыта структура познавательной деятельности. Приведены результаты эмпирического исследования учебно-познавательной деятельности студентов, описана ее иерархическая структура. This article focuses on motivation as a component of students’ cognitive activity, which contributes to successful management of this type of activity. The problem of management of students’ cognitive activity is actualized, and its importance in a dynamic world is substantiated. The approaches to the definition of the concepts of “cognitive activity” and “cognitive activity management” are analyzed. The structure of cognitive activity is revealed. The results of an empirical study of students’ cognitive activity are presented, and its hierarchical structure is described.
- ЭлементПодростковый нарратив как метод изучения отношения к рискованному поведению у современных подростков(БарГУ, 2019) Пузыревич, Н. Л.; Puzyrevich, N. L.В статье анализируется пример использования метода подростковых нарративов для изучения отношения к рискованному поведению у современных подростков. Выявлены приоритетные направления исследования феномена рискованного поведения с помощью метода подростковых нарративов. Последовательно доказывается идея о том, что, развивая и совершенствуя готовность подростков к конструктивному риску, можно развивать и совершенствовать у них жизненно важную характеристику — «мужество быть вопреки», обеспечивающую личностный рост и стабильность в любых жизненных ситуациях. The article analyzes the example of using the method of adolescent narrative to study modern teenagers’ attitudes towards risky behaviour. The priorities to study the phenomenon of risky behaviour using the method of adolescent narrative are revealed. It is proved that by developing and improving adolescents’ readiness for constructive risk, they can develop and improve their vital characteristic — “the courage to be contrary”, which ensures personal growth and stability in all life situations.
- ЭлементПраблема фарміравання камунікатыўна-дыскурсіўнай культуры ў педагагічным аспекце(БарГУ, 2019) Гацко, А. М.; Gatsko, А. M.У артыкуле разглядаюцца некаторыя аспекты праблемы камунікатыўна-дыскурсіўнай культуры: яе змест, актуальнасць, суадносіны з культурай грамадства, педагагічнай і камунікатыўнай культурай; вылучаюцца функцыянальныя кампаненты. The article deals with the problem of communicative and discursive culture: its content, relevance, correlation with culture of the society and pedagogical and communicative culture. Also, its functional components are marked.
- ЭлементПредотвращение дискриминации в образовательной среде: практические рекомендации социально-педагогической и психологической службы(БарГУ, 2019) Клещёва, Е. А.; Павлович, А. А.; Klescheva, Е. A.; Paulovich, A. A.В статье рассматривается вопрос о дискриминации в образовательной среде. Авторы затрагивают один из самых мало обсуждаемых аспектов данной проблемы - дискриминацию в системе взаимодействия «педагог—обучающийся». Представлена характеристика групп педагогов, склонных к дискриминации в своей профессиональной деятельности. Эта характеристика основана на соотношении выявленных характеристик личности педагога и стиля его профессиональной деятельности. Дискриминационным основанием является учёт способностей обучающихся и использование личностно ориентированного подхода. Педагогам группы риска предлагаются в содержании статьи рекомендации по коррекции своей профессиональной деятельности, а также в общих чертах описывается модель организации деятельности социально-педагогической и психологической службы по предотвращению дискриминации в учреждении образования. The article deals with the issue of discrimination in the educational environment. The authors touch upon one of the least discussed aspects of this problem — discrimination in the system of “teacher—student” interaction. The characteristic of groups of teachers who are inclined to discrimination in their professional activities is presented. This characteristic is based on the correlation of the revealed teacher’s personality characteristics and the style of his/her professional activity. Discriminatory basis is the consideration of students’ abilities and the use of student-centered approach. The teachers in the risk group are offered recommendations on the ways to correct their professional activities. Also, the article describes in general terms a model for organizing the activities of the socio-pedagogical and psychological service for the prevention of discrimination in an educational institution.
- ЭлементПрименение инновационных интернет-технологий в профессиональной подготовке будущих средних медицинских работников: практический аспект(БарГУ, 2019) Илясова, Ю. С.; Iliasova, Y. S.В статье обоснована актуальность применения инновационных интернет-технологий в медицинских учебных заведениях. Показано использование образовательного веб-блога, ментальных карт и сервиса LearningApps в процессе профессиональной подготовки будущих средних медицинских работников при изучении клинической дисциплины «Психиатрия и наркология». Описаны результаты проведенного анкетирова- ния будущих медицинских работников для выявления эффективности применения блогов, ментальных карт и онлайн упражнений LearningApps в изучении клинических дисциплин. Отмечено, что использование методики с применением указанных инновационных интернет-технологий в образовательном процессе сможет повысить качество профессиональной подготовки будущих медицинских работников. Сделан вывод, что внедрение инновационных интернет-технологий — это один из прогрессивных путей модернизации медицинского образования. Подчеркнуто, что правильная организация виртуальной совместной деятельности преподавателей и студентов в процессе обучения в медицинских учебных заведениях сможет привести к оперативному решению основных педагогических задач и помочь личностному росту студентов-медиков. The article substantiates the relevance of the use of innovative Internet technologies in medical schools. The use of an educational blog, mental maps and the application LearningApps is shown in training of pre-service junior medical specialists when they study the discipline of “Psychiatry and Addiction”. The results of a survey of would-be doctors are described; they prove the effectiveness of the use of blogs, mental maps and online exercises by means of LearningApps in studying of clinical disciplines. It was noted that the use of these innovative Internet technologies in the educational process will improve the quality of professional training of future doctors. It was concluded that the introduction of innovative Internet technologies is one of progressive ways to modernize medical education. It was emphasized that the proper organization of virtual joint activities of teachers and students in the process of training in medical schools can lead to the efficient solution of basic pedagogical tasks and contribute to the students’ personal growth.
- ЭлементПрофессиональная подготовка магистрантов по образовательной программе "Методическое сопровождение в дошкольном образовании"(БарГУ, 2019) Лашкова, Л. Л.; Lashkova, L. L.В статье раскрывается проблема профессиональной подготовки магистров в системе многоуровневого образования. Автор анализирует опыт Сургутского государственного педагогического университета по организации образовательного процесса, способствующего успешному формированию профессиональных компетенций у магистрантов, обучающихся по программе «Методическое сопровождение в дошкольном образовании». Определено содержание магистерской программы с учетом интересов работодателей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, научно-педагогического потенциала университета и образовательных потребностей магистрантов. Представлены практики магистратуры, способствующие приобретению обучающимися опыта инновационной методической деятельности в дошкольной образовательной организации и в высшей школе. Автор определяет эффективность современного фонда оценочных средств в магистратуре (кейсы, проекты, моделирование образовательных ситуаций, портфолио студента) и представляют актуальную тематику выпускных квалификационных работ по проблемам методического сопровождения и методической поддержки в дошкольных образовательных организациях. The article reveals the problem of professional training of masters in the system of multilevel education. The author analyzes the experience of the Surgut State Pedagogical University in the organization of educational process that contributes to the successful formation of professional competencies among the masters who study within the program “Methodological support in preschool education”. The content of the master’s program was determined taking into account the interests of employers of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra, the scientific and pedagogical potential of the university and the masters’ educational needs. The practices of the magistracy are presented which contribute to the acquisition of experience of innovative methodological activities in pre-school educational organizations and the university. The author determine the effectiveness of the modern spectrum of assessment tools in the magistracy (case studies, projects, modeling of educational situations, student portfolios) and present the current topics of final qualification papers on the problems of methodological background and support in preschool educational institutions.
- ЭлементПсихологическая сущность категории "Виктимное поведение" с позиции субъектно-средового подхода(БарГУ, 2019) Яценко, Т. Е.; Yatsenka, Т. E.Статья посвящена анализу теоретических основ и эмпирических исследований феномена виктимного поведения. Определены преимущества субъектно-средового подхода в описании виктимного поведения. В русле субъектно-средового подхода приведена авторская дефиниция виктимного поведения, раскрыта его психологическая сущность и признаки, описан психологический механизм его формирования. Систематизированы качества личностных границ человека с виктимным поведением, обусловливающие делегирование им функции управления своим психологическим пространством другим индивидам. The article is devoted to the analysis of theoretical foundations and empirical studies of the phenomenon of victim behaviour. The advantages of the subject-environmental approach to the description of victim behavior are determined. According to this approach, the author’s definition of victim behaviour is presented. Also, its psychological essence and features are disclosed, and the psychological mechanism of its formation is described. The qualities of personal boundaries of a person with victim behaviour are systematized, which makes it possible for him to delegate the function of his psychological space management to other individuals.
- ЭлементСпецифика перцептивной стороны межкультурного общения учителя иностранного языка(БарГУ, 2019) Пинюта, И. В.; Piniuta, I. V.Социальный заказ обусловливает необходимость подготовки учителя иностранного языка к межкультурному общению. С использованием данных этнографических исследований белорусской и американской культур проведено сравнение ряда национальных ценностей и характеристик, что позволило выявить специфику перцептивной стороны межкультурного общения учителя иностранного языка. В статье подчеркивается его роль как межкультурного посредника, интерпретатора и ретранслятора культур в социальной и профессиональной деятельности. The society demands to train foreign language teachers for intercultural communication. Using the data of ethnographic studies of the Belarusian and American cultures, a comparison of a number of national values and characteristics was carried out which made it possible to identify the peculiarities of the perceptive aspect of intercultural communication of foreign language teacher. The article emphasizes its role as an intercultural mediator, interpreter and retranslator of cultures in social and professional activities.
- ЭлементТеоретические основы формирования мотивационной готовности педагогов дошкольной образовательной организации к процедуре аттестации(БарГУ, 2019) Горбунова, В. А.; Зырянова, С. М.; Gorbunova, V. A.; Zyryanova, S. M.В статье представлены теоретические аспекты проблемы формирования мотивационной готовности педагогов дошкольного образования к процедуре аттестации. Авторы рассматривают данную проблему с позиции прохождения педагогами аттестации по желанию в целях установления квалификационной категории. Представлена сравнительная характеристика содержания понятия «мотивационная готовность» с различных теоретических позиций. Содержание мотивационной готовности раскрывается через характеристику ее компонентов (личностный компонент, когнитивный компонент, технологический компонент, рефлексивный компонент). Представлены критерии и показатели оценки сформированности мотивационной готовности педагогов к процедуре аттестации, диагностические методики их выявления. The article presents the theoretical aspects of the problem of formation of motivational readiness of teachers of preschool education to the certification procedure. The authors consider this issue from the perspective of teachers passing certification at will in order to establish the qualification category. The comparative characteristic of the content of the notion “motivational readiness” from various theoretical positions is presented. The content of motivational readiness is revealed through the characteristics of its components (personality component, cognitive component, technological component, reflective component). The criteria and indicators for assessing teachers’ motivational readiness to the certification procedure and the diagnostic methods for their identification are presented.