сборник статей по результатам III Научно-практического семинара с международным участием, март 2024 г.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать сборник статей по результатам III Научно-практического семинара с международным участием, март 2024 г. по названию
Сейчас показывают 1 - 19 из 19
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементFrom maps to mindsets: leveraging visual aids in country studies lectures(Барановичи : БарГУ, 2025) Kirykava, U. S.This article examines the effectiveness of visualization in Country Studies lectures and its impact on material retention. The study revealed that visualization significantly enhances student engagement and improves their comprehension and recall of information. Test results showed that students exposed to more visual stimuli performed better in retaining the material. However, some students faced difficulties in memory retention, possibly due to individual differences or their unreadiness to comprehend new implemented visualization methods. Overall, the findings underscore the importance of visualization in promoting meaningful engagement and comprehension in country studies education. Данная статья рассматривает эффективность использования приемов визуализации на лекциях по Страноведению и ее влияние на запоминание материала. Исследование показало, что визуализация значительно повышает уровень вовлеченности студентов и улучшает как понимание, так и запоминание информации. Результаты тестирования выявили, что студенты, более экспонированные к визуальным стимулам, успешнее запоминают материал. Однако некоторые студенты испытывали трудности в запоминании, что может быть связано с индивидуальными особенностями или неготовностью студентов к восприятию новых методов визуализации.
- ЭлементMaximizing learning outcomes: using authentic cinematic texts in foreign language teacher training(Барановичи : БарГУ, 2025) Chivil, A. A.; Чивиль, А. А.The article emphasizes the significance of using cinematic texts in foreign language teacher training. The review of 7 English-language articles explores the advantages of cinematic materials in exposing learners to authentic language usage, cultivating communication abilities, and familiarizing them with cultural and social phenomena. It underscores the necessity of aligning cinematic content with learners' language proficiency levels and providing them with the appropriate linguistic and cultural support to guarantee comprehension and engagement. Careful selection and adaptation of content can improve student learning outcomes. В статье подчеркивается значимость использования кинотекстов в обучении преподавателей иностранных языков. Обзор 7 англоязычных статей исследует преимущества киноматериалов в представлении учащихся с аутентичным использованием языка, развитии коммуникативных навыков и знакомстве с культурными и социальными явлениями. Особое внимание уделяется необходимости согласования кинематографического контента с уровнями языковой подготовки учащихся и предоставлению им соответствующей языковой и культурной поддержки для гарантирования понимания и вовлеченности. Тщательный отбор и адаптация контента могут улучшить учебные результаты студентов.
- ЭлементModern trends of education in visualizing information(Барановичи : БарГУ, 2025) Kirykava, U. S.; Кирикова, В. С.This article explores the transformative impact of visual communication on education, focusing on the evolution of visualization tools and their role in enhancing the learning experience for students. The main idea revolves around the key trends of Prosumerism, knowledge management, and platform services, which shape the future of education by promoting active student participation and knowledge creation. The results highlight how these trends are driving a shift towards learner-centered teaching, fostering engagement, and improving learning outcomes through the integration of digital tools in educational processes. В данной статье рассматривается преобразующее влияние визуальной коммуникации на образование с акцентом на эволюцию средств визуализации учебного материала и их роль в повышении эффективности обучения студентов. Основная идея сосредоточена на ключевых тенденциях, таких как просьюмеризм, менеджмент знаний, сервисные платформы, которые способствуют активному участию студентов в формировании знаний. Результаты данного исследования отображают, как эти тенденции помогут осуществить переход к преподаванию, ориентированному на ученика, стимулировать вовлеченность учащихся и улучшить результаты обучения за счет интеграции цифровых инструментов в образовательный процесс.
- ЭлементMultimethod approach to students’ presentation skills assessment(Барановичи : БарГУ, 2025) Kalesnikava, V. V.; Колесникова, В. В.This article proposes the use of multimethod approach to assess students’ presentation skills for a more objective evaluation. The traditional method of assessment has limitations: it is not student-friendly and may not always reflect all the aspects of oral presentations. The multimethod approach includes formative assessment (teacher’s observation and teacher-and-student co-reflection), and summative assessment based on the rubrics. The article suggests criteria to assess students’ public speeches. The use of the multimethod approach promotes students’ responsibility, motivation, and presentation and reflection skills development in the foreign language classroom. В данной статье предлагается использовать комплексный подход к оценке презентационных умений студентов для обеспечения еe объективности. Традиционный метод оценивания имеет ограничения, он не всегда природосообразен и не отражает все аспекты устного публичного выступления. Комплексный подход предполагает проведение наблюдения с последующей совместной со студентами рефлексией, и итоговую оценку с использованием шкал оценивания. В статье предложены критерии оценки публичной речи студентов. Применение комплексного подхода на занятии по иностранному языку способствует повышению ответственности и мотивации студентов, а также развитию презентационных и рефлексивных умений.
- ЭлементPedagogy-related peculiarities of teaching English as a lingua franca(Барановичи : БарГУ, 2025) Kolushenkova, A. V.; Колушенкова, А. В.In globalized world, English learners must be able to communicate with both native and non-native speakers, and because non-native speakers outnumber native speakers, our students will have more chances to converse with other non-native speakers. With the aim of broadening English as a foreign language teachers’ perspectives we have described the pedagogy of teaching English as a lingua franca (ELF) and some of the pedagogical models that can be used to make the classroom environment more ELF-aware. В глобализированном мире изучающие английский язык должны уметь общаться как с носителями языка, так и лицами, чей родной язык не является английским, а поскольку сегодня число не носителей языка превышает число носителей языка, у наших студентов будет больше шансов пообщаться с другими не носителями языка. С целью расширения кругозора преподавателей английского языка как иностранного мы описали педагогику преподавания английского языка как лингва франка и некоторые педагогические модели, которые могут быть использованы для того, чтобы сделать учебную среду более ориентированной на обучение английскому как лингва франка.
- ЭлементPraise as viewed in educational theories and its effect in teacher-student didactic interaction(Барановичи : БарГУ, 2025) Savko, A. A.; Савко, А. А.This article provides a theoretical rationale for praise as a means of positive assessment of students’ performance and achievement. Praise is examined through the prism of educational theories such as behaviorism and social constructivism; the distinction between process praise and personal praise is also clarified in favor of the effectiveness of process praise; the concept of communicative initiative is introduced and its relationship to praise is examined. Данная статья представляет собой теоретическое обоснование похвалы как средства положительной оценки деятельности и успеваемости студентов. Похвала рассматривается сквозь призму образовательных теорий, таких как бихевиоризм и социальный конструктивизм; также поясняется различие между похвалой процессу и личностной похвалой в пользу эффективности похвалы процессу; вводится понятие коммуникативной инициативы и рассматривается ее связь с похвалой.
- ЭлементPresenters’ introductions in teacher trainer webinars in Russian and English(Барановичи : БарГУ, 2025) Piniuta, I.; Shevchuk, A.; Пинюта, И. В.; Шевчук, А.The article is devoted to the study of presenters’ introductions in educational webinars. Twenty webinars done in the Russian and English languages were analysed to find out cultural similarities and differences. The following criteria were used for their evaluation: the length of the introduction, outline information, speaker’s credentials relative to the webinar topic, advertising, personal information, non-verbal behaviour. Статья посвящена изучению выступлений спикеров на образовательных вебинарах. Было проанализировано 20 вебинаров на русском и английском языках для выявления культурных сходств и различий. Для оценки использовались следующие критерии: продолжительность раздела «Предъявление себя», информация о содержании вебинара, данные об опыте спикера по теме выступления, реклама своего образовательного продукта, биографические сведения, неречевое поведение.
- ЭлементГрафические организаторы как средство оптимизации профессиональной деятельности в процессе обучения учащихся иноязычной лексике(Барановичи : БарГУ, 2025) Прадун, А. В.; Месникович, Р. Э.; Pradun, A. V.; Mesnikovich, R. E.Авторы рассматривают графические организаторы как средство когнитивной визуализации, позволяющее оптимизировать профессиональную деятельность преподавателей иностранного языка по формированию речевых лексических навыков обучающихся. В статье представлен пример авторского комплекса упражнений для обучения учащихся лексической стороне говорения на иностранном языке с использованием интернет-технологии «облако слов», а также рекомендации по применению сайта “WordArt” для создания облаков слов. The authors consider graphic organizers as a means of cognitive visualization, which leads to optimizing foreign language teachers’ professional activity on acquiring learners’ lexical speech habits. The article adduces an example of the author’s set of tasks for teaching learners lexical aspect of speaking using Internet technology “word cloud” along with recommendations for implementing site “WordArt” to create word clouds.
- ЭлементИспользование дидактического потенциала тематического содержания на занятиях иностранного языка для формирования национального самосознания обучающихся(Барановичи : БарГУ, 2025) Корзун, З. И.; Пикалова, В. А.; Дубина, Н. А.; Korzun, Z. I.; Pikalova, V. A.; Dubina, N. A.Данная статья посвящена определению условий формирования национального самосознания обучающихся средствами предмета «Иностранный язык», а также анализу дидактического потенциала тематического содержания на уроках иностранного языка для формирования патриота и гражданина с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, способного к социальному творчеству, умеющего действовать как в интересах личности, так и общества. This article is devoted to determining the conditions for the formation of national identity of students by means of the subject “Foreign language”, as well as analyzing the didactic potential of thematic content in foreign language lessons for the formation of a patriot and a citizen with a high level of democratic culture, humanistic orientation, capable of social creativity, able to act both in the interests of the individual and society.
- ЭлементМесто поликультурной компетентности в личностно-ориентированной концепции счастья(Барановичи : БарГУ, 2025) Нагорная, Т. В.; Nagornaya, T. V.В статье обсуждаются проблемы достижения счастья и благополучия в современном обществе, где быстрые темпы перемен, социальные сети и экономическое давление могут привести к чувству неадекватности и депрессии. Изучив многоуровневую модель личностно-ориентированной концепции счастья, включающую биологический, психологический и социальный компоненты, автор выявляет место поликультурной компетентности в социальном уровне личностно-ориентированной концепции счастья и определяет этапы ее формирования, учитывающие ее биологические, психологические и социальные основы. Подчеркивается важность последовательного развития компонентов когнитивного, эмоционального, социального и культурного видов интеллекта релевантных для реализации личностной уникальности и гармоничного развития обучающихся. The article discusses the challenges of achieving happiness and well-being in modern society, where the rapid pace of change, social media and economic pressure can lead to feelings of inadequacy and depression. Having studied the multi-level model of the person-oriented conception of happiness, which includes biological, psychological and social components, the author identifies the place of multicultural competence in the social level of the person-oriented conception of happiness and determines the stages of its formation, taking into account its biological, psychological and social foundations. The importance of the consistent development of the components of cognitive, emotional, social and cultural types of intelligence relevant for the realization of personal uniqueness and harmonious development of students is emphasized.
- ЭлементОпределение уровня сформированности комплексной грамотности у будущих учителей иностранного языка(Барановичи : БарГУ, 2025) Слука, Я. В.; Sluka, Y. V.В статье представлена методика определения уровня сформированности комплексной грамотности у будущих учителей иностранного языка. Исследование проведено в учреждении образования «Барановичский государственный университет» и включает анализ самооценки студентов, а также использование таксономии Блума для оценки уровня грамотности. Результаты исследования позволяют выявить области совершенствования методики формирования комплексной грамотности и подчеркивают важность применения личностно-ориентированного подхода для достижения лучших результатов. The article presents a methodology for determining the level of future foreign language teachers’ multiliteracies. The study was conducted at Baranovichi State University and includes an analysis of students’ self-assessment, the use of Bloom’s taxonomy to assess literacy levels. The results of the study allow us to identify the areas for improvement in the development of multiliteracies and emphasize the importance of personalized approach to achieve better results.
- ЭлементПрофессиональное иноязычное образование в контексте инноваций XXI века(Барановичи : БарГУ, 2025) Лобковская, Е. А.; Прадун, А. В.; Воробей, А. Н.; Криштоп, И. С.; Леон, О. В.; Пинюта, И. В.В сборнике освещены направления использования современных образовательных технологий в иноязычной подготовке, особенности межкультурной коммуникации в online-и offline-пространстве, аспекты перевода и интерпретации текстов культуры в языковом образовании, а также развития личности через призму поликультурного образования. Статьи авторов - представителей учреждений высшего образования Республики Беларусь и Российской Федерации - представлены на русском и английском языках, аннотированные материалы - на английском и русском языках, с целью расширения географии читателей. Сборник будет полезен преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам, учащимся, другим заинтересованным в изучении актуальных проблем профессионального иноязычного образования.
- ЭлементПути преодоления клипового мышления у студентов лингвистического профиля(Барановичи : БарГУ, 2025) Лобковская, Е. А.; Lobkovskaya, E. A.; Bulataya, E. V.; Булатая, Е. В.В статье рассматривается феномен клипового мышления в академической среде университета. Устанавливаются положительные и отрицательные стороны влияния клипового мышления у студентов на процесс обучения. Определяются пути преодоления клипового мышления у студентов при изучении иностранного языка в учреждении высшего образования, при этом отмечается особая роль визуализации учебного материала. Выявляются особенности применения кроссенса и метода шести мыслительных шляп Э. де Боно на занятиях по иностранному языку. The article is devoted to the phenomenon of clip thinking in the academic environment of the university. The positive and negative aspects of the influence of clip thinking in students on the learning process are established. The ways of overcoming clipped thinking by students when they study a foreign language in a higher education institution are defined, and the special role of visualisation of educational material is noted. The peculiarities of the application of “cross sense” and E. de Bono’s method of six thinking hats in foreign language classes are revealed.
- ЭлементРазвитие «гибких навыков» у студентов-лингвистов в ходе преподавания иностранного языка в вузе(Барановичи : БарГУ, 2025) Старостина, Н. Н.; Starostina, N. N.Данная статья освещает проблему развития «гибких навыков» студентов в ходе обучения в вузе. Исследуемая проблема активно обсуждается в научно-педагогических кругах с позиции методики развития «гибких навыков», педагогических условий, необходимых для развития этих навыков и уместности введения специальных элективных курсов по развитию «гибких навыков». Авторы статьи задаются вопросом о возможности развития «гибких навыков» студентов-лингвистов в ходе обучения в вузе. Анализ научной литературы по изучаемой проблематике позволяет спроектировать и в последующем осуществить опытно-практическую работу по развитию «гибких навыков» студентов-лингвистов в ходе преподавания дисциплины «Практический курс иностранного языка». This article highlights the problem of developing students’ “soft skills” during university studies. The problem under study is actively discussed in scientific and pedagogical circles from the point of view of the methodology for the development of “soft skills”, the pedagogical conditions necessary for the development of these skills and the appropriateness of introducing special elective courses for the development of “soft skills”. The authors of the article ask about the possibility of developing the “soft skills” of students-linguists during their studies at the university. The analysis of the scientific literature on the studied problems allows us to design and subsequently carry out experimental and practical work on the development of “soft skills” of studentslinguists during the teaching of the discipline “Practical course of foreign language”.
- ЭлементСемантика артефактов сквозь призму метаязыковой деятельности носителей английского языка(Барановичи : БарГУ, 2025) Цеханович, И. Г.; Tsekhanovich, I. G.В статье предпринята попытка описания семантики артефактов по данным краудсорсингового словаря Urban Dictionary, в котором носители английского языка в свободной форме фиксируют результаты своей метаязыковой деятельности. Исследование лексического значения данной категории лексики представляется чрезвычайно важным, так как предметы, вещи, созданные человеком, являются неотъемлемой частью всех без исключения сфер его жизнедеятельности. В результате проведенного компонентного анализа дефиниций артефактов было выявлено наличие двенадцати сем, среди которых наличествуют дифференциальные признаки, затрагивающие различные аспекты, характеризующие поименованные объекты действительности, наиболее частотными среди которых оказались актанты, род осуществляемой деятельности, утилитарные характеристики, а также оценочный компонент. The article attempts to describe the semantics of artifacts according to the data of the crowdsourcing dictionary Urban Dictionary, in which native speakers record the results of their metalanguage activity in a free way. The study of the lexical meaning of this category of vocabulary is extremely important since objects created by man are an integral part of all spheres of his life without exceptions. As the result of component analysis of the definitions of the artifacts the presence of twelve semes was revealed, among which there are differential features, touching various aspects characterizing the named objects of reality, the most frequent of which are actants, the type of activity carried out, utilitarian characteristics, as well as evaluation component.
- ЭлементСоздание интерактивной образовательной среды для формирования языковой компетенции(Барановичи : БарГУ, 2025) Пинюта, И. В.; Шкляревская, К. Д.; Piniuta, I. V.; Shklyarevskaya, K. D.В исследовании анализируются проблемы создания интерактивной образовательной среды для формирования языковой компетенции у учащихся учреждений общего среднего образования. Проведенное исследование выявило различия в создании такой среды студентами-практикантами и опытными учителями иностранного языка. В результате, в статье предлагается методический инструментарий для решения выявленной проблемы. Данная работа способствует популяризации интерактивного обучения, разработке и применению интерактивных методов и технологий обучения. The study analyzes the problems of creating an interactive educational environment for the development of students’ linguistic competence in general secondary educational institutions. The study revealed the differences in the creation of such an environment by student trainees and experienced foreign language teachers. As a result, the article proposes methodological tools for solving the identified problem. This research contributes to the popularization of interactive learning, the development and application of interactive teaching methods and technologies.
- ЭлементСпособы экспликации концептуальных представлений о структуре сюжета в англоязычном биографическом нарративе(Барановичи : БарГУ, 2025) Леон, О. В.; Leon, O. V.Статья посвящена концептуальным представлениям о сюжете и его структуре, отраженным во фрагментах англоязычного биографического нарратива, маркированных лексемами метанарративного уровня из семантической группы «Сюжет и его структура», используемыми для реализации метафорических смыслов. Внимание уделяется семантическим и функциональным особенностям подобного рода лексем в англоязычных биографических произведениях 2010–2013 годов издания. В результате исследования установлены структурные компоненты и свойства сюжета, концептуализованные в языковом сознании нарраторов англоязычных биографий и автобиографий и мотивирующие акты метафорического переноса. Помимо этого, выявлены наиболее продуктивные формы экспликации данных представлений в современном англоязычном биографическом нарративе. The article observes conceptual perspectives of the plot and its structure, reflected in the excerpts from English biographical narrative marked by metanarrative lexemes from the semantic group “Plot and its Structure” expressing metaphorical meanings. The semantic and functional features of such lexemes in English literary biographies published in 2010–2013 are examined. Thus, a restricted selection of structural components and properties of the plot conceptualized in the linguistic consciousness of English-speaking narrators of biographies and autobiographies is established to motivate acts of metaphorical transfer. Additionally, the most productive forms explicating these perspectives in modern English biographies were identified.
- ЭлементСтруктурные компоненты модели формирования плюрилингвальной компетенции у магистрантов языкового профиля(Барановичи : БарГУ, 2025) Пятакова, Т. С.; Piatakova, T. S.Статья посвящена изучению нового тренда в лингвистическом образовании - плюрилингвальной компетенции и структурным компонентам модели ее развития у студентов лингвистических специальностей, получающих углубленное высшее образование в БарГУ. Уточнены понятия «плюрилингвизм» и «мультилингвизм» относительно языковой политики Совета Европы, РФ и РБ в сфере профессиональной иноязычной подготовки в учреждении высшего образования. The article analyzes a plurilingual competence as a new educational trend in language education from the prospective of its framework structure development to be implemented within Master’s Students in Linguistics professional training at BarSU. “Plurilingualism” and “multilingualism” are distinguished according to language policy of Council of Europe, the Russian Federation and the Republic of Belarus in the field of foreign teachers training.
- ЭлементТеоретический аспект использования чат-ботов в обучении иностранному языку(Барановичи : БарГУ, 2025) Занько, К. А.; Zanko, K. А.В статье рассматривается использование чат-ботов для обучения иностранному языку. Приведены определение «чат-бота», функциональные возможности ботов, а также описан их лингводидактический потенциал как образовательных инструментов. Также проанализированы наиболее используемые чат-боты для изучения английского языка, выявлены их преимущества и недостатки. The article considers the usage of chatbots in teaching foreign languages. The article provides the definition of the chatbot, the functional capabilities of chatbots. It also describes the linguodidactic potential of chatbots as educational instruments. The most frequently used chatbots for learning English have also been analyzed, and their advantages and disadvantages have been identified.