Показать по автору "Валитова, И. Е."
Сейчас показывают 1 - 16 из 16
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАнализ нормативно-правового обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития(ВГУ им. П. М. Машерова, 2017) Клещёва, Е. А.; Пономарева, Е. И.; Валитова, И. Е.Система образования Республики Беларусь подвергается серьезным изменениям на современном этапе развития общества. Гуманизация образовательного процесса способствует пересмотру его организации. Наряду с интегрированным обучением и воспитанием появилась необходимость в инклюзивном образовании, которое предполагает удовлетворение образовательных потребностей всех обучающихся в одном образовательном пространстве вне зависимости от их особенностей развития, реализуя тем самым конституциональное право каждого на образование. Цель исследования - определение актуального состояния нормативно-правовой поддержки психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования. Материал и методы. Материалом для анализа нормативной базы выступило содержание сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития и иных субъектов образовательного процесса на этапе внедрения инклюзивного образования. Свое исследование мы построили на сравнительном анализе психологических и педагогических подходов к содержанию сопровождения и взаимосвязей дефиниций «поддержка», «помощь», «сопровождение», а также на анализе актуальной нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. Результаты и их обсуждение. Внедрение инклюзивного образования в систему образования Республики Беларусь предполагает среди прочего и организацию психолого-педагогического сопровождения обучения и социализации обучающихся с особенностями психофизического развития (ОПФР). Проблемы организации и осуществления психологического сопровождения обучающихся с ОПФР обусловлены переосмыслением задач, которые предстоит решить педагогическому сообществу в ходе реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Педагоги-психологи как специалисты социально-педагогической и психологической службы выполняют ряд профессиональных функций, которые определены актуальными нормативно-правовыми документами. Заключение. Анализ профессиональных функций, представленный в данной статье, позволил утверждать необходимость пересмотра функционала педагога-психолога в части психологического сопровождения обучающихся с ОПФР. Данное исследование является результатом одного из этапов выполнения научно-исследовательской работы по заказу Министерства образования Республики Беларусь «Разработка модели психологического сопровождения обучающихся как субъектов инклюзивного образования» по договору № ГБ 001/17 от 03.01.2017 г. The system of education of the Republic of Belarus undergoes serious modifications at the present stage of social development. Humanization of the educational process promotes reconsideration of its organization. Along with integrated education there is a necessity in inclusive education, which presupposes satisfaction of academic needs of all pupils in one educational environment regardless peculiarities of their development, thus implementing the constitutional right for education. The purpose of the study is identification of the current state of the normative and legal support for psychological and pedagogical accompaniment of general secondary school pupils with psychophysical development peculiarities. Material and methods. The material for the normative base analysis is the content of the accompaniment of pupils with psychophysical peculiarities as well as other education process subjects at the stage of the introduction of inclusive education. We have built our research on the comparative analysis of psychological and pedagogical approaches to the content of the accompaniment and interconnections of the definitions of “support", “assistance”, “accompaniment” as well as on the analysis of the current normative and legal documents which regulate work of the general secondary school teacherpsychologist in the Republic of Belarus. Findings and their discussion. Introduction of the inclusive education into the system of education in the Republic of Belarus means, among others, setting up psychological and pedagogical accompaniment of teaching and socialization of pupils with psychophysical development peculiarities (PDP). Problems of setting up and implementation of psychological accompaniment of PDP pupils are conditioned by the reconsideration of tasks which have to be solved by the pedagogical community in the course of the implementation of the Concept of the Development of Inclusive Education of People with Psychophysical Development Peculiarities in the Republic of Belarus. Teachers-psychologists as specialists of the social and pedagogical as well as the psychological service perform a number of professional functions which are prescribed by current normative and legal documents. Conclusion. The analysis of professional functions, which is presented in the article, makes it possible to state the necessity in reconsideration of the teacher-psychologist performance related to psychological accompaniment of PDP pupils. The study is a stage of the research program commissioned by the Ministry of Education of the Republic of Belarus “Elaboration of the Model of Psychological Accompaniment of Pupils as Subjects of Inclusive Education”, in accordance with № GB 001/17 03.01.2017 Agreement.
- ЭлементВзаимосвязь речевого и двигательного развития детей в дошкольном детстве(БарГУ, 2014) Валитова, И. Е.В статье описана методика определения уровня речевого и двигательного развития детей 2—7 лет. Установлено, что уровень развития речи в период от 2 до 6 лет не связан с уровнем развития общей моторики, но в возрасте 2—3 года наиболее тесно связан с уровнем развития тонкой моторики. Обнаружен феномен расхождения уровней развития речи и развития тонкой моторики у детей 4—5 лет. Данные формирующего эксперимента свидетельствуют о влиянии развития тонкой моторики на речевое развитие детей 2—3 лет; у детей в возрасте 4—5 лет развитие тонкой моторики имеет самостоятельное значение и не влияет на развитие речи.
- ЭлементДеятельность педагога-психолога учреждений общего среднего образования по психологическому сопровождению обучающихся с особенностями психофизического развития(БарГУ, 2018) Клещёва, Е. А.; Валитова, И. Е.; Пономарёва, Е. И.Практическое руководство является результатом коллективной научно- исследовательской работы по договору № ГБ 20170343 от 16.03.2016 «Разработка модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся как субъектов инклюзивного образования», в котором представлена модель психологического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития и нормотипичных обучающихся. Предназначено для сотрудников социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования, а также может использоваться педагогом-психологом в условиях инклюзивного образования. Содержит авторские методические разработки, которые будут способствовать внедрению данной модели в школьную практику.
- ЭлементКомпенсация как основной механизм развития ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях инклюзивного образования(РИО БарГУ, 2016) Валитова, И. Е.
- ЭлементМежличностные отношения между детьми младшего школьного возраста в классах интегрированного обучения и воспитания(БарГУ, 2017) Валитова, И. Е.; Явтухович, Ю. И.
- ЭлементОсобенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с избыточной массой тела(РИО БарГУ, 2017) Валитова, И. Е.; Чемеревская, В. А.; Valitova, I. E.; Chemerevskaya, V. A.В статье обсуждаются особенности детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с избыточной массой тела, а также их отличия от семей, имеющих детей с нормальной массой тела. Представлены результаты исследования стилей детско-родительских отношений, а также личностных особенностей родителей, определяющих выбор стиля поведения с ребёнком. Выявлены представления детей об особенностях детско-родительских отношений. Описаны образы худого и полного ребёнка в сознании родителей и связь образа ребёнка, имеющегося у родителей, с его массой тела. Составлен психологический портрет семьи, имеющей ребёнка с избыточной массой тела. Установлено, что проблемы избыточной массы тела у детей связаны с особенностями детско-родительских отношений. The article discusses the peculiarities of parent-child relationship in the families where children are overweight and the differences from the families with children whose weight is a norm. The results of the research of parent-child relationship styles, parents’ personality characteristics which determine the choice of the style of behaviour with a child are presented. Children’s representations of the peculiarities of parent-child relationship have been revealed. The images of “a thin child” and “a plump child” in the parents’ minds and the connection of the child’s image with its body weight are described. The psychological portrait of the family with an overweight child is made. It was found that the problems of overweight are connected with the peculiarities of parent-child relationship.
- ЭлементОсобенности эмоционального компонента взаимодействия матери и ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии(БарГУ, 2020) Валитова, И. Е.; Valitova, I. E.В статье рассматриваются особенности эмоционального взаимодействия (далее — ЭВ) в диаде «мать — ребенок раннего возраста». Выявлена высокая эмоциональная насыщенность детско-материнского взаимодействия в раннем возрасте, эмпатия и принятие ребенка матерью. Матери детей раннего возраста характеризуются недостаточным уровнем чувствительности к ребенку и ориентацией на его состояние при построении взаимодействия. Матери детей с неврологической патологией испытывают стремление к телесному контакту с ребенком и демонстрируют выраженные позитивные эмоциональные состояния. Обнаружены различия ЭВ матери с ребенком в зависимости от его возраста: ориентация матери на состояние ребенка улучшается по мере его взросления. The article discusses the features of emotional interaction in the dyad “mother — early age child.” The author reveals high emotional richness of the child-mother interaction at an early age, empathy and acceptance of the child by the mother. Mothers of young children are characterized by an insufficient level of sensitivity to the child and orientation to his condition when building interaction. Mothers of children with neurological pathology tend to have body contact with the child and show explicit positive emotional states. Differences were found in the emotional interaction of the mother with the child depending on his/her age: the mother’s orientation to the child’s state improves as he/she grows older.
- ЭлементОтношение матерей детей раннего возраста с отклонениями в развитии к себе и ребенку в контексте временных измерений своего жизненного пути(БарГУ, 2021) Валитова, И. Е.; Valitova, I. E.В статье рассматриваются особенности эмоционального отношения матери к себе и своему ребенку раннего возраста с неврологической патологией в связи с ее отношением к своему прошлому, настоящему и будущему. В статье получены новые данные об эмоциональном благополучии матерей детей раннего возраста с неврологической патологией, о преобладании позитивного отношения матерей к своему ребенку, к самим себе, а также к своему прошлому, настоящему и будущему. Установлено, что негативное отношение матерей значительно чаще наблюдается по отношению к своему прошлому. С помощью невербального цветового теста отношений получены результаты, дополняющие и подтверждающие данные о преимущественно позитивном отношении матерей к детям раннего возраста с неврологической патологией, полученные с помощью опросников. The article examines the features of the emotional relation of a mother to herself and to her early age child with neurological pathology in connection with her relation to the past, present and future. The article provides new data on the emotional well-being of mothers of early age children with neurological pathology, on the prevalence of positive attitudes of mothers to their child, to themselves, as well as to their past, present and future. Negative attitude of mothers is much more often observed in relation to their past. Using a non-verbal “color relationship test”, the results were obtained that complement and confirm the data on the predominantly positive attitude of mothers to early age children with neurological pathology obtained using questionnaires.
- ЭлементПодготовка психологов и педагогов к работе с детьми раннего возраста в системе ранней комплексной помощи(БарГУ, 2018) Валитова, И. Е.
- ЭлементПредставления матерей о трудностях воспитания детей раннего возраста(БарГУ, 2018) Валитова, И. Е.; Valitova, I. E.Статья посвящена проблемам взаимодействия матери и ребенка раннего возраста: рассматриваются представления матерей о трудностях воспитания детей второго и третьего года жизни. В эмпирическом исследовании установлен ранговый перечень трудностей и описаны представления матерей о причинах проблемного поведения ребенка. Установлено, что представления матерей о детях лишь частично соответствуют научным данным. Полученные данные убедительно доказывают необходимость проведения просветительской работы с родителями детей раннего возраста. The article is devoted to the problems of mother and child interaction of early age: mothers’ views on the difficulties of raising children of the second and third years of life are considered. The empirical study establishes a ranked list of difficulties and describes the views of mothers about the causes of problematic behavior of the child. It is established that the mother’s representations of children only partially correspond to scientific data. The obtained data convincingly prove the necessity of carrying out educational work with parents of young children.
- ЭлементПроблемы удовлетворения потребностей субъектов инклюзивного образования(БарГУ, 2017) Валитова, И. Е.; Клещёва, Е. А.
- ЭлементПрошлое в структуре самосознания детей дошкольного и младшего школьного возраста(РИО БарГУ, 2016) Валитова, И. Е.; Valitova, I. Ye.Психологическое время личности рассматривается как осознание субъектом себя в разных временных измерениях - в прошлом, настоящем и будущем. В статье анализируется осознание себя в прошлом на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. С помощью анализа дневниковых записей о развитии ребёнка получены важные факты и установлены закономерности осознания ребёнком себя в прошлом, которое обозначается детьми как время «когда я был маленьким». С помощью авторской методики «Рисунок из прошлого» определены особенности возрастной динамики осознания своего прошлого и отношения к прошлому на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Установлено, что личностное отношение к своему прошлому появляется уже в младшем дошкольном возрасте, на протяжении дошкольного возраста дети относятся к своему прошлому по аналогии с настоящим. В период 6-7 лет наблюдается отстранённое отношение к своему прошлому, что свидетельствует о появлении в самосознании связей между временными измерениями. Представления детей о своём прошлом начинают выполнять регулирующие функции. The psychological time of a personality is regarded as a self-awareness of the subject in different time dimensions — the past, the present and the future. The article studies the child’s self-awareness in the past at preschool and early school age. The analyzing of the parents’ diary about their child’s development has resulted in some facts and regularities attesting. The past is acknowledged by children as the time ‘‘when I was little’’. By means of the elaborated methods ‘‘The drawing from the past’’ the features of the age dynamics of the awareness of their past and the attitude to the past at preschool and early school age have been found out. It is fixed that the personal attitude to the past is already spotted at preschool age, preschool age children treat their past on the analogy with the present. At 6-7 there can be a detached attitude to the past, which indicates that the emergence of the relations between the time dimensions in self-consciousness appear in this period. Children’s ideas of their past tend to perform regulatory functions.
- ЭлементПсихологический анализ ошибок семейного воспитания детей раннего возраста(БарГУ, 2018) Валитова, И. Е.; Чайчиц, Н. Н.; Valitova, I. E.; Chaychits, N. N.Статья посвящена проблемам воспитания в семье детей раннего возраста. Рассматриваются характеристики типов родительского отношения, представления родителей о задачах развития ребенка и способах их решения. Причины ошибок воспитания объясняются позицией матери: в ее представлении ребенок несамостоятельный и нуждается в присмотре, однако она приписывает ему возможности детей более старшего возраста. Матери добиваются от ребенка послушания и соответствия его поведения нормам и правилам, при этом они не знают возрастных особенностей детей. The article is devoted to the problems of education in the family of young children. The characteristics of the types of the parental relationship, the views of the parents about the developmental tasks of the child and the ways to solve them are considered. The reasons for mistakes in education are explained by the position of the mother: in her view, the child is dependent and needs to be looked after, but she attributes to him the opportunities of older children. Mothers seek obedience from the child and the conformity of his behavior with norms and rules, while they do not know the age characteristics of children.
- ЭлементПсихологический подход к работе с детьми с особенностями психофизического развития как субъектами инклюзивного образования: теоретическая модель(Изд-во БрГУ им. А. С. Пушкина, 2017) Валитова, И. Е.; Клещёва, Е. А.При внедрении инклюзивного образования функции педагога-психолога изменяются: появляются новые субъекты сопровождения - дети с особенностями психофизического развития (ОПФР), отношения между ними и нормотипичными детьми. Сопровождение психологом детей с ОПФР в новых условиях предполагает наличие у специалиста знаний и представлений о психологических особенностях детей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. В статье обосновывается необходимость смены парадигмы рассмотрения детей с разными видами нарушений развития: перенесение акцента с их недостаточности на их возможности и сильные стороны, а также описания тех характеристик ребенка, которые определяют специфику педагогического взаимодействия на основе их особых образовательных потребностей. Итогом систематизации информации является разработанная теоретическая модель характеристики учащихся с особенностями психофизического развития. Дан пример характеристики детей с церебральным параличом, составленной на основе систематизации медико-психолого-педагогических подходов к описанию нарушений развития. The functions of the educational psychologist change with the introduction of inclusive education: new subjects of professional support appear (children with disability, the relations between them and neurotypic children). The accompany of children with disability by psychologist in the new conditions assumes that the specialist has knowledge and understanding of psychological characteristics of children, which must be taken into account in the process of education and upbringing. The article substantiates the need to change the paradigm of consideration of children with different types of developmental disorders: shifting the emphasis from their deficits to their capabilities and strengths, as well as descriptions of those child characteristics that determine the specifics of pedagogical interaction on the basis of child special educational needs. Theoretical model of characteristic of pupil with disability is being built as a result of systematization of medical, psychological and pedagogical knowledge. The article also presents the psychological and pedagogical characteristics of children with cerebral palsy, based on the systematization of medical, psychological and pedagogical approaches to the description of developmental disorders.
- ЭлементРодительство отца и родительство отчима: сравнительная характеристика(БарГУ, 2013) Валитова, И. Е.; Клещёва, Е. А.Обсуждается проблема содержания родительства отчима в повторнобрачной семье. С помощью комплекса опросных и проективных методик выявляются отношения между отцом и его родным ребёнком и отчимом и его неродным ребёнком. Сравнение когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов отношений между отцом/отчимом и детьми показало специфику содержания родительства отчима. Родительство отчима может быть описано как более отстранённая отцовская позиция и как менее эмоционально насыщенное отношение к неродному ребёнку.
- ЭлементСпецифические потребности субъектов инклюзивного образования как основа их психологического сопровождения(БарГУ, 2018) Клещёва, Е. А.; Валитова, И. Е.; Пономарёва, Е. И.; Klescheva, Е. A.; Valitova, I. E.; Panamarova, E. I.В статье рассматриваются субъекты инклюзивного образования и их специфические потребности. Анализ потребностей необходим для определения содержания их психологического сопровождения, которое потребует модернизации в связи с появлением новых субъектов инклюзивного образования и новых отношений между ними. К субъектам инклюзивного образования авторы относят детей с особыми образовательными потребностями (ООП), обычных детей, родителей особых детей и родителей обычных детей, педагогов. В статье систематизированы и описаны специфические потребности в соответствии с классификацией потребностей А. Маслоу. The article deals with the subjects of inclusive education and their specific needs. Needs analysis is necessary to determine the content of their psychological support, which will require modernization due to the emergence of new subjects of inclusive education and new relationships between them. To the subjects of inclusive education, the authors refer children with special educational needs, ordinary children, special children’s parents, parents of ordinary children and educators. The article systematizes and describes the specific needs in accordance with the classification of needs presented by A. Maslow.