2017 год Выпуск 5.

Постоянная ссылка для этой коллекции

Просмотреть

Последние поступления

Сейчас показывают 1 - 5 из 18
  • Элемент
    Псевдоморфные инферналы украинской и немецкой литератур конца ХVІІІ - 1-й половины ХІХ века
    (РИО БарГУ, 2017) Николова, А. А.; Nikolova, A. А.
    В данной статье рассматривается вопрос о специфическом феномене — псевдоморфных персонажах: их характерной чертой является несоответствие сущности и её формальной презентации/рецепции, мнимость, иллюзорность. Псевдоморфные инферналы — демонические потусторонние существа, которые посредством метаморфоз, «очеловечивания» выдают себя за причастных к человеческому миру, живых людей. Такие образы особенно популярны в фантастических произведениях фольклора и литературы (сказках, балладах, «страшных» рассказах). Мы анализируем специфику их художественной реализации в украинской и немецкой литературах конца ХVІІІ — 1-й половины ХІХ века (творчестве И. В. Гёте, А. фон Шамиссо, В. Гауфа, Г.-А. Бюргера, П. Белецкого-Носенко, Ф. Куприенко, Г. Квитки-Основьяненко и др.), а также указываем на связь с традиционными мотивами («мёртвый жених/муж приходит к своей невесте/жене», «человек общается с очеловеченным дьяволом»). В статье сделан вывод о популярности псевдоморфных инферналов и перспективах их компаративных исследований в различных культурных контекстах. The article deals with the question of pseudomorphic personages as a specific phenomenon. We indicate that a characteristic feature of pseudomorphic personages is the discrepancy of form and essence. Pseudomorphic infernals have hellish, otherworldly essence, but they present themselves as people. They are especially popular in fiction. Аim of the article is analysis the specifics of research of pseudomorphic infernals in Ukrainian and German literature’s fantastic discourse in the end of the 18th — first half of the 19th centuries (works of J. W. Goethe, A. von Chamisso, V. Hauff, G.-А. Burger, P. Beletsky-Nosenko, F. Kuprienko, G. Kvitka-Osnovyanenko). We define the genre range of personages use. They function in folklore and literary fairy tales, ballads, gothic stories. Also we characterize traditional motives, which associated with them: “dead groom or husband comes to his bride or his wife”, “a person communicates with the devil, that looks like a man” and others. We conclude that pseudomorphic characters are very popular in literatures of different nations and about the prospects of studying of this phenomenon in different contexts.
  • Элемент
    Жанр рамана ў творчасці Міхася Зарэцкага
    (РИО БарГУ, 2017) Навасельцава, Г. В.; Navaseltseva, G. V.
    В статье рассматривается жанрово-стилевая специфика романа на примере произведений Михася Зарецкого «Сцежкі-дарожкі», «Крывічы», «Вязьмо», литературоведческие оценки которых не однажды существенно корректировались. Анализируется образ главного героя, выражающего морально-этические проблемы своего времени, раскрывается философская система писателя, основанная на утверждении гуманистических ценностей, духовной традиции белорусов. Стиль автора отмечается романтическим пафосом, образностью, эмоциональностью, углубленным психологизмом. Творческие достижения Михася Зарецкого выявились в успешном художественном освоении эпического опыта, отображении обостренного драматического конфликта и раскрытии проникновенного лиризма. Такие произведения, как «Сцежкі-дарожкі», «Вязьмо», существенно повляли на процесс формирования жанра романа в белорусской литературе.
  • Элемент
    Отражение принципов чистого искусства в статьях Л. Лунца
    (РИО БарГУ, 2017) Данилович, Т. В.; Danilovich, T. V.
    В статье освещается характер осмысления литературными критиками, литературоведами, политическими деятелями вопроса о принадлежности участников литературного объединения «Серапионовы братья» к числу апологетов чистого искусства. Утверждается мысль о влиянии «искусства для искусства» на творческое сознание Л. Лунца — одного из главных теоретиков содружества «серапионов». Затрагивается тема их отношения к известной статье писателя «Почему мы Серапионовы Братья?» Рассматривается, какие положения теории чистого искусства находят отражение в литературной критике Л. Лунца. Выявляются особенности их интерпретации писателем, акценты, связанные с идеей чистоты искусства, расставляемые в каждой из анализируемых лунцевских статей. The article deals with the views of literary critics, politicians on the question of ownership “Serapion Brothers” to the followers of pure art. Thought about the impact of “art for art” on L. Lunz — one of the main theoreticians of the commonwealth “Serapions” — is asserted in the article. The author touches upon the subject of their relationship to the well-known article “Why do we are Serapion Brothers?” of L. Lunz. The provisions of pure art's theory which are reflected in his literary criticism are considered. The article discusses the features of the interpretation of pure art theory in articles by L. Lunz.
  • Элемент
    Мастацкая крыптаграфія як сукупнасць сігналаў эстэтычнай інфармацыі ў прозе 1920-1930-х гадоў
    (РИО БарГУ, 2017) Белая, А. І.; Belaya, A. I.
    В статье исследуются приемы «поэтики тайнописи», которая стала необходимой во времена увеличения разрыва между реальностью и официально-казенной риторикой, усиления цензурного контроля. На примере произведений З. Бядули, М. Зарецкого, П. Головача, С. Барановых, М. Горецкого рассматриваются методы импликации смысла, которые имела в распоряжении и плодотворно использовала проза переходной эпохи. Наиболее распространены разнообразные по сложности приемы буквенного зашифровывания идеи, прием переодевания. Уточнению авторской позиции способствует исследование влияний Ветхого и Нового Завета, обращение к историческим прецедентам. Особое внимание уделяется тем, на первый взгляд, периферийным, второстепенным, несущественным образам и персонажам, которые в свете «доказательной парадигмы» выявляются концептуально значимыми. The article examines the poetics of cryptography (or micropoetics) which was in demand during the period when there was an increasing gap between the reality and official bureaucratic rhetoric (or the vulgarization of reality), the intensification of censorship. The most effective and complicated techniques of meaning implication in prose of the transitional epoch are analyzed on the basis of Z. Bedulya’s, M. Zaretsky’s, P. Golovach’s, S. Baranavyh’s, M. Gorki’s works. The study shows that the most widely used literary devices are letter enciphering of ideas and the technique of “disguise”. As well the influence of the Old and New Testament, reference to historical precedents on writers’ ideas are described. The use of “evidence-based” method proves that the seemingly peripheral, secondary, unessential images and characters turn out to be conceptually meaningful.