2018 год Выпуск 6.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2018 год Выпуск 6. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 21
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементВестник БарГУ. Серия, Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки (литературоведение) 2018 Выпуск 6.(БарГУ, 2018) Кочурко, В. И.; Климук, В. В.; Клещёва, Е. А.; Kochurko, V. I.; Klimuk, V. V.; Kleschеva, Y. А.
- ЭлементВзаимосвязь психологической культуры личности и самоактуализации учащейся молодежи(БарГУ, 2018) Селезнёв, А. А.; Seleznyov, A. A.В контексте гуманизации профессионального образования взаимосвязь психологической культуры и самоактуализации личности является одной из ключевых, недостаточно изученных проблем. Развитие психологической культуры и становление характеристик самоактуализации будущих специалистов является актуальным направлением совершенствования психолого-педагогической практики, требующим научного обоснования, разработки и внедрения здоровьесберегающего подхода в практику работы учреждений профессионального образования, предусматривающего включение показателей психологической культуры и самоактуализации обучающихся в оценку качества психологического сопровождения профессионального образования. Изучение заявленной проблемы позволяет выявить структурно-содержательные компоненты психологической культуры и направления деятельности учащихся, развитие которых способствует самоактуализации личности, снижению затрат государства на профилактическую работу. Результаты исследования взаимосвязи психологической культуры и самоактуализации учащейся молодежи могут быть использованы для расширения научных представлений об объекте исследования, разработки образовательных программ, здоровьесберегающих педагогических технологий. In the context of humanization of vocational education, the interconnection of psychological culture and selfactualization of a personality is one of the insufficiently studied key problems. The development of future specialists’ psychological culture and their characteristics of self-actualization is a promising direction of improving of students’ psychological and pedagogical training. This direction requires elaboration of its scientific background and implementation of the health-preserving approach in the vocational training. This approach presupposes the inclusion of the data concerning students’ psychological culture and their self-actualization in the evaluation of the quality of psychological support of the vocational training. The study of this problem allows us determine the structure and content of psychological culture and the directions of students’ activities. Their development promotes selfactualization of the individual and reducing of the state’s costs for preventive work. The results of the study devoted to the interconnection of students’ psychological culture and self-actualization can be used for the expansion of the ideas about the object of research, the development of syllabi and health-saving pedagogical technology.
- ЭлементВременная перспектива подростков из городской и сельской местности(БарГУ, 2018) Яценко, Т. Е.; Бутько, А. Ю.; Yatsenka, Т. E.; Butsko, А. Yu.В статье приводятся результаты эмпирического исследования содержательных характеристик временной перспективы подростков, проживающих в городской и сельской местности. Представлены характеристики психологического прошлого, настоящего и будущего подростков по факторам: активность, эмоциональность, величина, структура, ощущаемость. Показаны сходство и различия во временной перспективе городских и сельских подростков. The article presents the results of an empirical study of the content characteristics of the temporal perspective of the adolescents who live in the urban and rural areas. The characteristics of the psychological past, present and future of the adolescents are presented in the dimensions of activity, emotionality, size, structure and sensibility. Similarities and differences in the temporal perspective of urban and rural adolescents are presented.
- ЭлементЗмястоўная форма «вясковага» рамана ў беларускай прозе 1956-1965 гадоў (да праблемы літаратурных дыскусій)(БарГУ, 2018) Новосельцева, Г. В.; Навасельцава, Г. В.; Navaseltseva, G. V.Эстэтычны ўзор «вясковага» рамана, якім выступаў шматгеройны сацыяльна-бытавы раман з элементамі этнаграфізму (А. Чарнышэвіч «Світанне», П. Пестрак «Серадзібор»), змяняецца пад уплывам як літарататурных, так і пазалітаратурных фактараў. Творчая манера І. Мележа («Людзі на балоце», «Подых навальніцы») не толькі раскрывае наватарства аўтара, але і дазваляе прасачыць унутрыжанравую эвалюцыю. І. Мележ, у параўнанні з А. Чарнышэвічам і П. Пестраком, адмовіўся ад падзейнасці як вядучага эстэтычнага прынцыпу адлюстравання рэчаіснасці, выразна раскрыў раманную сітуацыю, акрэсліў галоўных герояў і герояў так званага мікраасяроддзя. Пісьменнік выявіў рэпрэзентатыўных персанажаў, якія выступаюць носьбітамі аўтарскай думкі, перажываюць духоўную эвалюцыю, а не з’яўляюцца статычнымі, адмовіўся ад сацыялагічнай зададзенасці і спрошчанасці. У выніку быў створаны новы ўзор шматгеройнага рамана, плённы для мастацкай распрацоўкі вясковай тэмы. The aesthetic model of the “village” novel, which is a multi-hero social-and-domestic novel with elements of ethnography (e.g., “Dawn” by A. Chernyshevich, “Seradibor” by P. Pestrak), changes under the influence of both literary and extraliterary factors. The creative manner of I. Melezh (“People in the swamp”, “Storm breathing”) not only reveals the author’s innovation, but also allows us to examine the evolution of the genre. I. Melezh, compared with A. Chernyshevich and P. Pestrak, refused eventness as the leading aesthetic principle of reflection of reality; he clearly revealed a novel situation, outlined the main characters and heroes of the so-called microenvironment. The writer found the representative characters, who act as carriers of the author’s thoughts, experience spiritual evolution and are not static; he abandoned sociological stereotypes and simplicity. As a result, a new model of multi-hero novel was founded, which was fruitful for the artistic development of the rural theme.
- ЭлементКомпьютерные игры и игровая деятельность младших школьников(БарГУ, 2018) Илюкович, Т. П.; Ilyukovich, T. P.В статье представлен краткий теоретический обзор литературных источников, посвященных игровой деятельности, а также результаты эмпирического исследования особенностей структуры деятельности младших школьников, в том числе игровой компьютерной (предпочитаемые жанры компьютерных игр, реальное и желаемое количество игрового времени). The article presents a brief theoretical overview of literary sources devoted to gaming activities, as well as the results of an empirical study of the peculiarities of the structure of young schoolchildren activities, including the computer gaming (preferable genres of computer games, real and desired amount of playing time).
- ЭлементКонсалтинговая функция университета: тенденции и перспективы реализации(БарГУ, 2018) Лукашеня, З. В.; Lukashenia, Z. V.Согласно предположению автора, с момента возникновения высшей школы для сервисного обеспечения реализуемых ею процессов используется консалтинговая функция, которая присутствует в латентном состоянии в составе ведущих функций образовательного учреждения. Используя контент-анализ, автор с позиций системно-структурного подхода обосновывает данное предположение. Представленные в статье результаты анализа научной литературы и анкетирования констатируют перечень реализуемых университетом процессов, которые нуждаются в консалтинговом сопровождении. Реализация консалтинговой функции университета предлагается автором в форме консалтинга как педагогической технологии, способствующей инновационному развитию учреждения высшего образования. According to the author’s suggestion, since the emergence of higher education, the consulting function is used for service provision of its processes, which is present in the latent state as part of the leading functions of the educational institution. Using the content analysis, the author justifies this assumption from the positions of the systemic and structural approach. The results of the analysis of scientific literature and questionnaires state the list of implemented by the University processes that need the consulting support. The implementation of the University’s consulting function is offered in the form of consulting as a pedagogical technology that contributes to the innovative development of the University.
- ЭлементМетатехнологии психологического консультирования: принципы консультирования в практике консультативного диалога(БарГУ, 2018) Арпентьева, М. Р.; Arpentieva, M. R.Консультативная психология - область множества подходов, парадигм, форм и форматов помощи человека человеку. Она включает в себя социально-психологическое консультирование, возрастно-психологическое, клинико-психологическое и кризисное консультирование. Во всех этих видах консультирования огромное значение имеют общие принципы. В работе осуществляется интегративный анализ принципов психологического консультирования и психотерапии, их проявления в трех основных модусах консультативного взаимодействия (оказание воздействия, построение отношений, понимание себя и мира), которые рассматриваются как метатехнологии — технологии, управляющие другими технологиями. Опираясь на тетраду принципов психологического консультирования, выделенную в школе К. Р. Роджерса, автор рассматривает их проявления и особенности в трех основных аспектах измерениях консультативного взаимодействия: власть, компетентность, любовь, - преобразовательной, диалогической и отношенческой интенциях, а также по отношению к жизнедеятельности консультанта в целом. Метатехнологии, в отличие от технологий, являются общими, а технологии и методики консультирования обладают спецификой (зависящей от психотерапевтического подхода, парадигмы, формы и формата помощи и т. д.). Counseling psychology is a field of many approaches, paradigms, forms and formats that help person to person. It includes social and psychological; age-related psychological; clinical and psychological; and crisis counseling. In all these types of counseling, general principles have a significant role. In this work, we carried out the integrative analysis of the principles of counseling and psychotherapy, their manifestations in the three main modes of advisory interaction (influence, relationship building, understanding of oneself and the world), that are treated as metatechnology. Meta-technology is the technology that governs other technologies. Relying on the tetrad of principles of psychological counseling which were highlighted by the C. R. Rogers’ school, the author examines their manifestations and peculiarities in three basic aspects of counseling interaction measurement: power, competence, love, - transformational, dialogical and relational intentions, as well as in relation to life of the consultant in general. Metatechnology unlike technologies is common, meanwhile technologies and techniques of counseling have specificity. They depend on the psychotherapeutic approach to counseling, paradigm, form and format of support, etc.
- ЭлементОбучение готовым речевым образцам в неязыковом учреждении высшего образования(БарГУ, 2018) Здоронок, Ю. А.; Zdaranok, Y. А.В статье представлены результаты опытного обучения готовым речевым образцам в неязыковом университете. С целью формирования навыков и умений употребления готовых речевых образцов была создана модель управления речевыми действиями обучающихся. Для стимулирования речевого высказывания были подключены зрительный, слуховой и моторный анализаторы. При обучении готовым речевым образцам были использованы упражнения с доминантой стимулирования, регулирования и контроля. Контроль правильности использования готовых речевых образцов в неподготовленной речи осуществлялся преподавателем в ходе ролевой игры. Результаты обучения нашли свое отражение при подсчете коэффициента усвоенности готовым речевым образцам. Опытное обучение готовым речевым образцам помогло преподавателям повысить мотивацию обучения языку, развить коммуникабельность обучающихся и овладеть техникой ведения диалога. Об этом свидетельствуют отзывы преподавателей-респондентов. The article presents the results of an experimental training of speech patterns at the non-linguistic University. In order to develop skills and abilities that are necessary to use ready-made speech patterns, a model for managing the students’ speech actions was created. To stimulate the speech utterance, visual, auditory and motor analyzers were connected. Exercises with the dominant stimulation, regulation and control were used to train ready-made speech patterns. Control of the correct use of ready-made speech patterns in an unprepared speech was carried out by the teacher during role-plays. The results of training were reflected in calculating the coefficient of mastery of ready-made speech patterns. Experiential training of ready-made speech patterns helped teachers to increase motivation for language learning, develop learners’ communicative skills and master interaction techniques. This is evidenced by the reviews of teachers-respondents.
- ЭлементПейзаж у лірыцы Канстанцыі Буйло(БарГУ, 2018) Криштоп, И. С.; Kryshtop, I. S.; Крыштоп, І. С.У артыкуле разглядаецца індывідуальна-аўтарская своеасаблівасць пейзажаў, прадстаўленых у паэзіі К. Буйло 1910-1920-х гадоў. Устаноўлена, што, акрамя апісання рэальна існуючых карцін прыроды, прадстаўніца беларускай літаратуры стварае «фантастычныя», у аснове якіх - яркія персаніфікаваныя вобразы дрэў, кветак, птушак, міфалагічныя матывы. У творах паэтэсы прыроднае асяроддзе прадстаўлена як неаспрэчны маральна-эстэтычны ідэал, які далучае да анталагічнай гармоніі. З дапамогай вясновай метафорыкі аўтар выражае надзею на пазітыўныя змены як у асабістым, так і ў нацыянальным жыцці. The article studies the individual peculiarities of the landscapes presented in K. Buylo’s poetry of 1910—20s. It is determined that the representative of Belarusian literature, along with descriptions of real places, creates “fantastic” sceneries based on vivid personified images of trees, flowers, birds and mythological motifs. In K. Buylo’s works the nature is depicted as an indisputable moral and aesthetic ideal that attaches to ontological harmony. By means of spring revival metaphors, the author expresses the hopes for positive changes in both personal and national life.
- ЭлементПроблема перевода поэтонимов на примере романа И. Мележа «Люди на болоте»(БарГУ, 2018) Брынина, Е. С.; Brynina, E. S.Статья посвящена изучению проблемы перевода имен собственных в художественном повествовательном тексте на примере романа И. Мележа «Люди на болоте». Использование иноязычного имени собственного в произведении рассматривается как акт межъязыковой и межкультурной коммуникации, результатом которого является взаимодействие двух культурных традиций. Поэтонимы являются носителями экстралингвистической информации, национального колорита, и потому проблема их перевода является особенно актуальной. В настоящей статье исследуются различные способы перевода имен собственных романа «Люди на болоте» на славянские (русский, польский) и германские (немецкий, английский) языки. Научная новизна данной работы заключается в том, что проблема передачи эквивалентности поэтонимов рассматривается с учетом фонетических и лексических особенностей славянских и германских языков, что дает возможность оценить фактор адекватности эстетического воздействия оригинала и его переводов на различные языки. The article is devoted to the consideration of the problem of the translation of proper nouns in a literary narrative text on the example of the novel “People in the marsh” which was written by I. Melezh. The use of a foreign proper noun is seen as an act of interlingual and cross-cultural communication, the result of which is interaction of two cultural traditions. Poethonyms are regarded as a medium of extralinguistic information and national colouring, thus the problem of poethonyms translation is particularly topical. The article deals with different ways to translate the proper nouns used by I. Melezh in the novel “People in the marsh” into the Slavic (Russian and Polish) and Germanic (German and English) languages. The novelty of this work lies in the fact that the problem of transfering of the equivalence of poethonyms is considered taking into account phonetic and lexical peculiarities of the Slavic and Germanic languages. This approach allows us to assess the appropriateness of the aesthetic influence of the original text and its translations into different languages.
- ЭлементПроблемы генезиса русскоязычной литературы Беларуси(БарГУ, 2018) Романова, С. В.; Romanova, S. V.В статье представлены результаты исследования по проблеме генезиса русскоязычной литературы Беларуси. Со второй половины ХХ века в литературном процессе Беларуси отдельное место стало занимать творчество русскоязычных писателей. Развиваясь в непростых исторических условиях, русскоязычная литература Беларуси представляет своеобразный культурный феномен. Проблема генезиса русскоязычной литературы Беларуси объясняется изолированным положением авторов в новых исторических условиях, взаимодействием культурных дискурсов (белорусского и русского). В истории развития русскоязычной литературы условно выделяют два периода. Первый (1960-е - 1990-е годы) связан с деятельностью уже признанных авторов и творческим подъемом писателей неформального объединения «Минская школа». Второй период (1990-е - до настоящего времени), широко представленный именами всех поколений писателей, характеризуется расширением идейно-тематического диапазона произведений, жанрово-стилевым многообразием. В конце ХХ - начале ХХI века возникла проблема создания истории русскоязычной литературы Беларуси, сложность которого определяется рядом факторов: трудностью написания историко-литературного комментария к художественным произведениям, наличием тесных культурных связей с классической русской и белорусской литературой, отсутствием художественных произведений высокого образца и литературной критики. Тем не менее, творчество русскоязычных авторов активно развивается и сегодня представляет сложную систему, характеризующуюся множеством тенденций, жанрово-стилевым разнообразием, эклектичностью форм и методов, идейно-тематическим своеобразием. The article presents the results of a study on the problem of genesis of Russian-language literature of Belarus. Since the second half of the twentieth century, the creativity of Russian-language writers has occupied a special place in the literary process of Belarus. Developed in difficult historical conditions, the Russian-language literature of Belarus is a kind of cultural phenomenon. The ambiguous genesis of the Russian-language literature of Belarus is explained by an isolated position of the authors in the new historical conditions, and the interaction of cultural discourses (Belarusian and Russian). There are two main periods in the history of Russian-language literature. The first one (1960s-1990s) was connected with activities of already recognized authors and the creative rise of writers of the informal association “Minsk school”. The second period (1990s - present), which is widely represented by the names of all generations of writers, is characterized by increasing ideological and thematic range of works, genre and stylistic diversity. From the end of the XX - beginning of the XXI century, the question of creating the history of the Russianlanguage literature of Belarus arises; its complexity is determined by a range of factors: the difficulty of writing a historical and literary commentary on artistic works, the existence of close cultural ties with classic Russian and Belarusian literature, the lack of high-quality artistic works, and literary criticism. However, the creativity of Russianspeaking authors is actively developing and today represents a complex system, which is characterized by a number of trends, genre and stylistic diversity, the eclecticism of forms and methods, and ideological and thematic originality.
- ЭлементПроектирование педагогического дискурса: из опыта подготовки студентов к межкультурному общению(БарГУ, 2018) Пинюта, И. В.; Piniuta, I. V.В статье представлен обобщенный опыт учебно-методического обеспечения дисциплины «Основы межкультурной коммуникации» с позиций коммуникативной лингвистики, рассматривается способ реализации модели педагогического дискурса на занятии по иностранному языку в учреждении высшего образования, направленного на подготовку студентов - будущих учителей иностранного языка - к межкультурному общению. Определены основные типологические признаки и характеристики педагогического дискурса в указанных дидактических условиях. Предложена классификация коммуникативных стратегий и способы реализации тактик речевого поведения преподавателя на материале английского языка на основе учета уровня сложности мыслительных процессов, осуществляемых студентами. В качестве примера проектирования педагогического дискурса использовано учебное пособие автора. Его анализ позволил представить разнообразие приемов, используемых в образовательном процессе. Приведены аргументы относительно использования модели педагогического дискурса для разработки учебных материалов с целью подготовки обучающихся к речевому общению на иностранном языке, межкультурной коммуникации и осуществлению педагогического дискурса. Представленные материалы могут быть полезными для проведения лингвистического анализа в сопоставлении с другими типами дискурса. The article presents the experience of educational and methodological support of the discipline “Intercultural communication” from the positions of communicative linguistics. The paper considers a way to use the model of pedagogical discourse in a foreign language class in a higher educational institution aimed at students’, future foreign language teachers’, intercultural training. The grounds, main typological features and characteristics of pedagogical discourse are singled out in the indicated didactic conditions. A classification of communicative strategies and ways of implementing the teacher’s tactics of verbal behaviour in English are proposed. The peculiarity of this typology is the consideration of the level of complexity of mental processes carried out by students. As an example of the pedagogical discourse design, the author’s course book is used. Its analysis made it possible to present a variety of techniques used in the educational process. It is recommended to use the model of pedagogical discourse for the development of teaching aids in order to prepare students for verbal communication in a foreign language, intercultural communication and pedagogical discourse. Additionally, the materials can be helpful to carry out the linguistic analysis in comparison with other types of discourse.
- ЭлементСовесть как структурный компонент самосознания у современных молодых людей(БарГУ, 2018) Богдан, Е. Г.; Bogdan, E. G.Обсуждается определение совести в психологии как структурный компонент самосознания личности - осознанный образ «Я в будущем». Выявлено четыре группы взаимосвязей образа «Я» со структурно-формальными характеристиками представлений о совести у современных молодых людей: 1) отсутствуют и образ «Я в будущем» («Я диффузное»), и представления о совести; 2) «Я в будущем» как «Я социальное», представления о совести в форме допонятийного мышления; 3) «Я в будущем» как «Я имманентное», представления о совести в форме или допонятийного, или понятийного мышления; 4) «Я в будущем» как «Я трансцендентное», представления о совести в форме понятийного мышления. Статистическая обработка данных указывает на то, что юношеский возраст является сензитивным периодом для становления образа «Я в будущем» во взаимосвязи с развитием представлений о совести. The article is devoted to the consideration of conscience as a structural component of person’s self-identification, a deliberate image of the “future self”. Four groups of interconnections of self-image are revealed, the structural and formal characteristics of conscience perception by contemporary youth are presented: (1) lack of perception of conscience and the “future self” (“diffusive self”); (2) the “future self” as a “social self”, the perception of conscience in the form of pre-conceptual thinking; (3) the “future self” as an “immanent self”, the perception of conscience in the form of pre-conceptual or conceptual thinking; (4) the “future self” as a “transcendent self”, the perception of conscience in the form of conceptual thinking. The statistical analysis of the data shows that adolescence is a sensitive period to create the image of the “future self” in connection with the development of the perception of conscience.
- ЭлементСовременная лексикография как неотъемлемый компонент школьного образования(БарГУ, 2018) Королькова, А. В.; Korolkova, A. V.В статье представлены наблюдения за состоянием современной лексикографии и возможностями использования лингвистических и литературоведческих энциклопедий, а также школьных словарей крылатых выражений и афоризмов в современном образовательном процессе. Лексикография, представляющая собой квинтэссенцию достижений лексикологии, фразеологии и других разделов языкознания, должна стать неотъемлемой частью преподавания гуманитарных дисциплин в современной школе. The article presents the results of monitoring of the state of modern lexicography and the possibilities of using linguistic and literary encyclopedia, as well as school dictionaries of winged expressions and aphorisms in the modern educational process. Lexicography, which is the quintessence of achievements of lexicology, phraseology and other branches of linguistics, should become an integral part of teaching of humanitarian disciplines in the modern school.
- ЭлементСпецифические потребности субъектов инклюзивного образования как основа их психологического сопровождения(БарГУ, 2018) Клещёва, Е. А.; Валитова, И. Е.; Пономарёва, Е. И.; Klescheva, Е. A.; Valitova, I. E.; Panamarova, E. I.В статье рассматриваются субъекты инклюзивного образования и их специфические потребности. Анализ потребностей необходим для определения содержания их психологического сопровождения, которое потребует модернизации в связи с появлением новых субъектов инклюзивного образования и новых отношений между ними. К субъектам инклюзивного образования авторы относят детей с особыми образовательными потребностями (ООП), обычных детей, родителей особых детей и родителей обычных детей, педагогов. В статье систематизированы и описаны специфические потребности в соответствии с классификацией потребностей А. Маслоу. The article deals with the subjects of inclusive education and their specific needs. Needs analysis is necessary to determine the content of their psychological support, which will require modernization due to the emergence of new subjects of inclusive education and new relationships between them. To the subjects of inclusive education, the authors refer children with special educational needs, ordinary children, special children’s parents, parents of ordinary children and educators. The article systematizes and describes the specific needs in accordance with the classification of needs presented by A. Maslow.
- ЭлементСтруктурно-содержательные компоненты инклюзивной культуры будущего педагога(БарГУ, 2018) Янусова, О. Б.; Yanusava, O. B.В развитии инклюзивного образования специалистами выделяются три важнейших аспекта: инклюзивная политика, инклюзивная практика и инклюзивная культура. При этом особое внимание уделяется формированию инклюзивной культуры, которая является основой проводимых реформ и изменений. В связи с этим всё большее значение приобретает проблема формирования инклюзивной культуры у будущих педагогов. В целях выявления сущностных компонентов и условий формирования инклюзивной культуры у будущих педагогов нами проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие как практикующие, так и будущие педагоги. Результаты, полученные в ходе исследования, а также анализ психолого-педагогической литературы позволили выделить структурно-содержательные компоненты инклюзивной культуры будущего педагога: личностно-коммуникативный, аксиологический и когнитивный. In the development of the inclusive education, experts highlight three main dimensions: inclusive policies, practices and culture. Special attention is paid to the development of inclusive culture, which is the ground for the ongoing reforms and changes. In this context, the problem of the development of future pedagogue’s inclusive culture is of great importance. In order to identify the essential components and conditions for the development of future pedagogue’s inclusive culture, an empirical study was conducted. Both in- and pre-service teachers participated in the study. The obtained results and the analysis of psychological and pedagogical literature allowed us to highlight the following structural and content components of the future pedagogue’s inclusive culture: personal-communicative, axiological and cognitive components.
- ЭлементСущностная характеристика системы педагогических метазнаний(БарГУ, 2018) Котько, Е. Л.; Kotko, E. L.Данная статья посвящена рассмотрению системы метазнаний как ориентировочной основы усвоения знаний, обеспечивающей переход от существующей практики дробления знаний к целостному образному восприятию учебного материала. Обосновано использование системы метазнаний при изучении педагогических дисциплин, обеспечивающей освоение способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. The article is devoted to the consideration of the system of metaknowledge as the indicative framework for learning, which provides the transition from the current practices of knowledge fragmentation to the holistic figurative perception of learning material. It justifies the application of the system of metaknowledge in the study of pedagogical disciplines that provides mastering of the activity methods, which are applicable both in the educational process and real-life situations.
- ЭлементСущность готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в логике потребностного и компетентностного подходов(БарГУ, 2018) Козел, В. И.; Kozel, V. I.Готовность будущего педагога к воспитательной деятельности (в силу двуединства процесса профессиональной подготовки будущего педагога: воспитания личности будущего педагога и формирования у него компетентности воспитателя) рассматривается нами с позиции компетентностного и потребностного подходов. Воспитательные компетенции и гуманно-личностные ориентации составляют сущность исследуемой готовности, определяют качество педагога-воспитателя с «доминантой на человека». Воспитание в будущем учителе «внутреннего человека», способного «поднять себя до уровня человеко-созидательной деятельности» (И. А. Колесникова), актуализирует в структуре данной готовности созидательные потребности (в профессиональном самоутверждении, творческом самовыражении, активном освоении мира, целостном чувстве собственного достоинства, в познании и совершенствовании растущего человека, собственной личности). The readiness of future teacher for educational activity (due to the duality of teacher vocational training: the upbringing of the personality of the future teacher and the formation of the educational competence) is viewed from the position of needs and competence approaches. Educational competences and human-personal orientations constitute the essence of the readiness under study; they determine the quality of educator who is characterized by “focusing on the human”. The upbringing of the “inner person”, who is capable for “elevating him-/herself to the level of human-constructive activity” (I. A. Kolesnikova), actualizes creative needs in the structure of this readiness. They include professional self-assertion, creative self-expression, active world exploration, a holistic sense of one’s own dignity, knowledge and development of a growing person and his / her own personality.
- ЭлементУзбагачэнне рытміка-інтанацыйных структур у паэзіі Янкі Лучыны(БарГУ, 2018) Круглова, О. В.; Круглова, В. В.; Kruglova, О.Артыкул з’яўляецца першай працай у беларускім літаратуразнаўстве, у якой разглядаюцца асаблівасці функцыяніравання пэўных рытміка-інтанацыйных структур у лірычнай творчасці Янкі Лучыны. У даследаванні разглядаецца роля рытму і інтанацыі ў структуры вершаванага твора. Аўтар прыводзіць прыклады разнастайных рытмічных і інтанацыйных кампанентаў у паэзіі Янкі Лучыны. У ходзе аналізу вызначаецца роля кожнага з рытмічных і інтанацыйных кампанентаў, якая часцей за ўсё заключаецца ў неабходнасці падкрэсліць пэўную думку і зрабіць на адрасата максімальна моцнае сугестыўнае ўздзеянне. Аўтар прыходзіць да высновы, што найбольш часта Янкам Лучынам выкарыстоўваліся разнастайныя паўторы. У артыкуле паказана, што выкарыстанне паўтораў - адна з вызначальных рыс лірычнай творчасці Янкі Лучыны. The article is the first work in Belarusian literary criticism, which considers the peculiarities of functioning of certain rhythm and intonation patterns in Luchina’s lyrical creative work. The study examined the role of rhythm and intonation in the structure of poetry. The author gives examples of the diverse intonation and rhythmic components in poetry by Yanka Luchina. The analysis helped to define the role of each of the rhythm and intonation component, which results mainly in the need to emphasize a particular idea and make a maximum strong suggestive effect on the addressee. The author concludes that Yanka Luchina used different repetitions very often. The article shows that the use of repetitions is one of the distinctive features of all the lyrical creativity by Yanka Luchina.
- ЭлементХарактеристика модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования(БарГУ, 2018) Васильева, О. К.; Vasilyeva, O. K.На основе анализа научной литературы определяется значение сюжетно-ролевой игры в становлении личности детей дошкольного возраста и актуальность использования педагогического сопровождения игры как эффективной тактики руководства ею. Изложены методологические подходы к построению структурно- функциональной модели педагогического сопровождения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. Представлен подробный конструкт модели и охарактеризованы её компоненты (блоки): целевой; методологический, включающий подходы, принципы осуществления игры; организационно-процессуальный, рассматривающий факторы, условия, этапы организации игры, содержательные компоненты взаимодействия субъектов в игре, формы и методы взаимодействия субъектов в игре, технологию её организации. Оценочно-результативный блок включает критерии и уровни сформированности игровых умений у детей. On the basis of the literature analysis, the significance of the narrative role-plays in the formation of the personality of preschool children and the relevance of pedagogical support of the game — as an effective strategy to guide it — are determined. The methodological approaches to the construction of the structural and functional model of the pedagogical support of the narrative role-plays of preschool children are outlined. The detailed structure of the model is presented, and its elements (blocks) are characterized: target, methodological (includes approaches and principles of the game), organizational-procedural (considers factors, conditions, stages of the organization of the game, content based interaction of the subjects in the game), forms and methods of interaction of the subjects in the game, and the technology of its organization. The evaluation-outcome block includes criteria and levels of children’s playing skills development.