2019 год Выпуск 8.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2019 год Выпуск 8. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 43
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементОтношение будущих педагогов к лицам с особенностями психофизического развития как к потенциально виктимной категории людей(БарГУ, 2019) Русецкая, Л. А.; Rusetskaya, L. A.В статье представлены результаты исследования когнитивной составляющей отношения будущих педагогов к лицам с особенностями психофизического развития. Описаны различия в представлениях студентов факультета педагогики и психологии и студентов факультета славянских и германских языков о межличностных качествах, личностных характеристиках лиц с особенностями психофизического развития. The article presents the results of a study of the cognitive component of the attitude of future teachers to people with peculiar psychophysical development. The differences in the ideas of students of the Faculty of Pedagogy and Psychology and students of the Faculty of Slavic and Germanic languages about interpersonal qualities, personal characteristics of people with peculiar psychophysical development are described.
- ЭлементВзаимосвязь детско-родительских отношений и креативности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста(БарГУ, 2019) Нестер, Е. Ф.; Шевко, Т. Н.; Nester, E. F.; Shevko, T. N.В статье представлены результаты исследования взаимосвязи детско- родительских отношений и креативности детей старшего дошкольного возраста. Представлено детализированное описание связи детско-родительских отношений и креативности девочек и мальчиков 5-6 лет. The article presents the results of the study of the relationship between child-parent relations and the creativity of children of senior preschool age. A detailed description of the relationship between child and parent relationships and the creativity of girls and boys aged 5-6 is presented.
- ЭлементПроявление просоциального поведения и его компонентов у детей младшего школьного возраста(БарГУ, 2019) Скрипачева, Е. И.; Scripachyova, E. I.Статья посвящена развитию просоциального поведения в младшем школьном возрасте. Рассматриваются основные компоненты проявления просоциальности на данном возрастном этапе. The article is devoted to the development of prosocial behaviour of the pupils of infant school. It describes the main components of prosociality at this age.
- ЭлементПроблема одаренности в психологических исследованиях российских и зарубежных ученых(БарГУ, 2019) Мазилов, В. А.; Слепко, Ю. Н.; Mazilov, V. A.; Slepko, Y. N.В статье представлены результаты исследования проблемы одаренности в работах российских и зарубежных психологов, выполненные во второй половине XX и начале XXI века. В ходе анализа исследований выделяется классификация различных исследований, дается их сравнительный анализ, формулируются психолого-педагогические проблемы, требующие решения. The article presents the results of the study of the problem of giftedness in the works of Russian and foreign psychologists, performed in the second half of the XX and beginning of the XXI century. In the course of the analysis of studies, the classification of various studies is highlighted, their comparative analysis is given, psychological and pedagogical problems requiring solutions are formulated.
- ЭлементСмысложизненные ориентации студентов в начале XXI века(БарГУ, 2019) Водяха, С. А.; Водяха, Ю. Е.; Vodyakha, S. A.; Vodyakha, Yu. E.В статье представлены результаты эмпирического исследования смысложизненных ориентаций соверемнных студентов. Результаты исследования показали, что чем более уверен студент в себе, в своей уникальности, в своих возможностях добиться успеха, в своей способности вызвать у других людей уважение и симпатию, тем осмысленнее его жизнь. Чем выше склонность студентов контролировать свою собственную жизнь и способность свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, тем выше самодостаточность, самоэффективность, понимание своих достоинств и ограничений. The article presents the results of an empirical study of life-meaning orientations of contemporary students. The results of the study showed that the more confident a student is in himself, in his uniqueness, in his ability to succeed, in his ability to cause other people to have respect and sympathy, the more meaningful his life. The higher the students’ inclination to control their own lives and the ability to freely make decisions and implement them, the higher the self-sufficiency, self-efficacy, and understanding of their own merits and limitations.
- ЭлементОсобенности проявления тревожности у студентов(БарГУ, 2019) Белоус, Р. Н.; Довженко, В. С.; Bilous, R. M.; Dovzhenko, V. S.В статье представлен теоретический анализ и результаты эмпирического исследования феномена тревожности, особенностей его проявления в студенческие годы. Рассмотрены основные причины возникновения данного состояния: психофизиологические, социальные и психологические. Выявлены особенности проявления тревожности в период студенчества: эмоциональный дискомфорт, астенические, фобические реакции, тревожная оценка перспективы и социальная защита. This article represents the theoretical analysis and results of empirical reseach of the phenomenon of anxiety, its peculiatities of manifestation during student period of life. Main reasons of origin of this state are covered: psycho-physiological, social and psychological ones. Main peculiarities of anxiety manifestation were revealed during student period of life: emotional discomfort, asthenic, phobic reactions, anxious evaluation of perspective and social protection.
- ЭлементДинамика характеристик пищевого поведения виктимных девушек на протяжении юношеского возраста(БарГУ, 2019) Яценко, Т. Е.; Вольнич, У. С.; Yatsenko, T. E.; Volnich, Y. S.В статье актуализирована проблема пищевого поведения в юношеском возрасте. Среди факторов деструктивного пищевого поведения рассматривается виктимность. Приведены результаты эмпирического исследования характеристик пищевого поведения аутовиктимных, виктимных и гипервиктимных девушек. Описаны возрастные различия пищевого поведения девушек, склонных к виктимному поведению, в ранней и поздней юности. The article updates the problem of eating behavior in adolescence. Among the factors of destructive eating behavior is considered victimization. The results of an empirical study of the characteristics of eating behavior of autistic victim, victim and hypervictimous girls are presented. The age-related differences in eating behavior of girls prone to victimization behavior in early and late adolescence, are described.
- ЭлементРазвитие духовно-нравственной культуры личности в процессе образования(БарГУ, 2019) Есикова, Т. В.; Лоек, К.; Yesikova, T. V.; Loek, K.В статье представлено исследование духовно-нравственного развития личности, психологических механизмов ее развития у студентов. Эмпирическое исследование особенностей духовно-нравственной сферы личности показало, что моральная нормативность влияет на интернальность молодых людей, возлагающих ответственность за происходящее на себя, основываясь при этом на духовно-нравственных принципах общества. Духовно-нравственная культура личности развивается на основе внутреннего локуса контроля личности, в процессе освоения моральных знаний и их интерироиризации во внутренний мир личности. Установлено, что формирование у молодых людей психологических установок на соблюдение духовно-нравственных норм осуществляется путем целенаправленной работы над ценностной сферой личности. Поведенческая регуляция молодого человека осуществляется на основе сформированных моральных убеждений и практики их актуализации в жизнедеятельности, что осуществимо в процессе образования. The article presents a study of the spiritual and moral development of the individual, the psychological mechanisms of its development among students. An empirical study of the characteristics of the spiritual and moral sphere of the individual showed that moral standardization affects the internality of young people who hold responsibility for what is happening, based on the spiritual and moral principles of society. The spiritual and moral culture of the individual develops on the basis of the internal locus of control of the individual, in the process of mastering moral knowledge and their interiorization into the inner world of the individual. It has been established that the formation in young people of psychological attitudes toward the observance of spiritual and moral norms is carried out by purposeful work on the value sphere of the personality. Behavioral regulation of a young person is carried out on the basis of formed moral beliefs and the practice of their actualization in life activity, which is feasible in the process of education.
- ЭлементГендерные особенности лидерства в супружеской паре(БарГУ, 2019) Олифирович, Н. И.; Дмуховская, О. П.В статье рассматривается проблема лидерства в супружеских парах. Раскрыта сущность феномена супружеского лидерства, его виды и функциональные характеристики. Приведены результаты эмпирического исследования лидерства в супружеских парах в зависимости от преобладания у супругов фемининных, маскулинных и андрогинных качеств. The article deals with the problem of leadership in married couples. The essence of the phenomenon of matrimonial leadership, its types and functional characteristics are revealed. The results of an empirical study of leadership in married couples depending on the prevalence of feminine, masculine and androgynous qualities in the spouses are given.
- ЭлементИнклюзия в образовании: особенности в российской реальности(БарГУ, 2019) Ореховская, Н. А.; Orekhovskaya, N. A.Современные социально-демографические условия требуют развития человеческого капитала и отдельной личности. Особенно это касается тех категорий населения, которые на настоящий момент задействованы не в полной мере, и остаются за «бортом» активной социальной и трудовой жизни. Это относится к людям с инвалидностью и раскрытию их потенциала, в том числе через образование. Однако серьёзной проблемой является принятие обществом этой категории граждан. Цель статьи направлена на выявление готовности российского общества, в частности системы высшего образования, к реализации инклюзивного обучения. Modern socio-demographic conditions require the development of human capital and the individual. Especially it concerns those categories of the population, which at the moment are involved to the full, and remain beyond the margins of the active social and work life. This applies to people with disabilities and their potential, including through education. However, a serious problem here is the acceptance of this category of citizens by society. The aim of the article is to identify the readiness of Russian society, in particular the system of higher education, to implement inclusive education.
- ЭлементВзаимосвязь самоотношения юношей и склонности к интернет-аддикции(БарГУ, 2019) Быковская, Е. Д.; Андрущенко, П. В.; Bykovskaya, E. D.; Andrushchenko, P. V.В статье раскрывается актуальность исследования проблемы интернет-аддикции в юношеском возрасте. Представлены понятие «самоотношение», сущность феномена интернет-аддикции. Приведены результаты исследования составляющих самоотношения юношей, обусловливающих высокий уровень интернет-аддикции. The article reveals the relevance of research of adolescence in the context of the problem of Internet addiction. The notion of self-attitude is disclosed, and the essence of the phenomenon of Internet addiction is considered. The article presents the results of the study ofinfluence of categories of self-attitude on a binding to the Internet by the young men possessing a different levels of Internet addiction.
- ЭлементСоциально-психологические характеристики личности студентов-волонтеров(БарГУ, 2019) Тхорик, Н. С.; Полещук, М. С.; Барташевич, С. А.; Thorik, N. S.; Polecsuk, M. S.; Bartachevich, S. A.В статье представлены результаты теоретического исследования социально- психологических характеристик, определяющих потенциальные возможности студентов овладевать и успешно заниматься волонтерской деятельностью. Приведены результаты эмпирического исследования субъективного контроля и динамического взаимодействия потерь и приобретений жизненных ресурсов у студентов-волонтеров. The article presents the results of a theoretical study of the socio-psychological characteristics that determine the potential opportunities for students to master and successfully engage in volunteer activities. The results of an empirical study of the subjective control and dynamic interaction of losses and acquisitions of vital resources from student volunteers are presented.
- ЭлементОсобенности проявления копинг-стратегий у курсантов с разным уровнем локуса контроля(БарГУ, 2019) Михайлова, Е. С.; Mihaylova, E. S.В статье дается краткий обзор классификаций копинг-стратегий. Приведено краткое теоретическое описание двух видов локуса контроля (экстернального и интернального). Продемонстрированы результаты эмпирического исследования копинг-стратегий курсонтов с экстернальным и интернальным локусом контроля. The article provides a brief overview of the classifications of coping strategies. A brief theoretical description of two types of locus of control (external and internal) is given. The results of an empirical study of Courson coping strategies with external and interna control locusl.
- ЭлементДисфункции родительской семьи как фактор нарушения социализации личности(БарГУ, 2019) Белановская, Л. М.; Олифирович, Н. И.; Belanovskaya, М. L.; Olifirovich, N. I.В статье обосновывается актуальность изучения семьи как фактора нарушения социализации личности. Внимание сфокусировано на аспекте влияния семейной системы и ее дисфункций на представления индивида о браке и семье и на готовность молодых людей к браку. Приведены результаты эмпирического исследования представлений девушек из полных и неполных семей о своей будущей семье, об актуальных взаимоотношениях респонденток с противоположным полом, отношения девушек к браку и готовности к нему. С помощью статистических критериев определено влияние родительской семьи девушек на исследуемые параметры. The article proves the urgency of studying the family as a factor in the violation of the socialization of the individual. Attention is focused on the aspect of the influence of the family system and its dysfunctions on the individual’s ideas about marriage and the family and on the willingness of young people to marry. The results of empirical research of the representations of girls from full and incomplete families about their future family, about the actual relationships of respondents with the opposite sex, the relationship of girls to marriage and readiness for it are presented. With the help of statistical criteria, the influence of the parents’ family on the parameters studied is determined.
- ЭлементСтруктура пефрекционизма студентов-прокрастинаторов(БарГУ, 2019) Яценко, Т. Е.; Вольнич, Я. С.; Yatsenkа, T. E.; Volnich, Ya. S.В статье актуализирована проблема прокрастинации девушек, обучающихся в учреждении высшего образования. Предикторами прокрастинации девушек рассматриваются виды перфекционизма. Отмечены выраженные виды перфекционизма у девушек, склонных к общей прокрастинации, академической прокрастинации, прокрастинации в принятии решений, личностно-обусловленной и ситуативно-обусловленной прокрастинации. The article updates the problem of procrastination of girls enrolled in a higher education institution. Predictors of procrastination of girls are considered types of perfectionism. Marked types of perfectionism in girls prone to general procrastination, academic procrastination, procrastination in decision-making, personality-conditioned and situational-related procrastination are noted.
- ЭлементФормирование навыков пересказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи на материале русских и чувашских народных сказок(БарГУ, 2019) Семенова, Т. Н.; Semenova, T. N.В данной статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме использования средств народной педагогики в развитии и коррекции детской речи. Раскрыты особенности сформированности навыков пересказа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи третьего уровня, представлены содержание и результаты формирующей коррекционно-логопедической работы по их формированию на материале русских и чувашских народных сказок. This article presents the results of an experimental study on the use of folk pedagogics in the development and correction of children’s speech. The features of formation of retelling skills in children 5-6 years with General underdevelopment of speech level III, the content and results of forming correctional speech therapy work on their formation on the basis of Russian and Chuvash folk tales.
- ЭлементО применении комплексного подхода к исследованию психологических особенностей профессиональной деформации личности(БарГУ, 2019) Дробышевская, Е. В.; Drobyshevskaya, E. V.В статье ставится задача проанализировать необходимость комплексного подхода к исследованию психологических особенностей профессиональной деформации личности. Рассмотрены факторы формирования патологических форм поведения, впоследствии обусловливающих возникновение профессиональной деформации. Описаны результаты применения комплексного подхода с использованием качественных и количественных методов психологического исследования. The article aims to analyze the need for a comprehensive approach to the study of psychological characteristics of professional deformation of the individual. Factors determining the formation of pathological forms of behavior, which subsequently contribute to the emergence of professional deformation, are considered. The results of the complex approach using qualitative and quantitative methods of psychological research are described.
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып. 8)(БарГУ, 2019) Кочурко, В. И.; Яценко, Т. Е.; Игумнов, С. А.; Коломинский, Я. Л.; Лосик, Г. В.; Рубцов, В. В.; Панов, В. И.; Савчин, М. В.; Селиванов, В. В.; Ореховская, Н. А.; Белановская, О. В.; Велента, Т. Ф.; Карягина, Т. Д.; Клещёва, Е. А.; Медведская, Е. И.; Олифирович, Н. И.; Бертош, О. Н.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементПсихологическая диагностика виктимности в подростковом и юношеском возрасте: новый психодиагностический инструментарий(БарГУ, 2019) Яценко, Т. Е.; Олифирович, Н. И.; Плавник, Н. К.; Yatsenkа, T. E.; Olifirovich, N. I.; Plavnik, N. K.В статье актуализирована проблема компетентной психодиагностики виктимности. Раскрыты сущность, признаки и негативные последствия виктимности в русле субъектно-средового подхода. Предложена авторская классификация виктимности. Представлено описание подходов к психодиагностике виктимности. Предложено описание пяти новых авторских опросников исследования личностной виктимности, виктимности в детско-родительских отношениях, академической виктимности, виртуальной виктимности, межличностной виктимности. The article addresses the problem of competent psychodiagnostics of victimhood. The essence, signs and negative consequences of victimization in line with the subject-environmental approach are disclosed. The author’s classification of victimization is proposed. The description of approaches to psychodiagnostics of victimhood is presented. A description of five new author questionnaires for the study of personal victimhood, victimhood in parent-child relationships, academic victimhood, virtual victimhood, and interpersonal victimization are proposed.
- ЭлементКритическое мышление как основа становления профессионализма: перспективы и сложности реализации подхода в постсоветском пространстве(БарГУ, 2019) Мерзлякова, Е. Л.; Волков, Е. Н.; Merzliakova, O. L.; Volkov, E. N.В статье представлен авторский опыт развития навыков критического мышления у представителей различных целевых аудиторий. Авторы публикации используют APA Delphi и Paul-Elder модели критического мышления. Обозначена важность развития критического мышления для широкого спектра профессий, подчеркнутая в докладе Всемирного экономического форума в Давосе 2016 г. Раскрыто взаимодействие когнитивных умений, которые являются составляющими критического мышления, личностных диспозиций и принципов реализации критического мышления в деятельности. Пилотное исследование выборки учителей продемонстрировало несоблюдение основных принципов критического мышления в их профессиональной самооценке. Предложены пути преодоления выявленных барьеров развития критического мышления. The article presents the author’s experience of developing critical thinking skills among representatives of different target audiences. The authors of the publication use the APA Delphi and Paul-Elder models of critical thinking. The importance of developing critical thinking for a lot of professions, highlighted in the report of the World Economic Forum in Davos, 2016, is highlighted. The interaction of cognitive skills, which are components of the critical thinking, personal dispositions and principles for implementing critical thinking in activity, is disclosed. Pilot study of the sample of teachers demonstrated non-observance of the basic principles of critical thinking in their professional self-assessment, which the authors of the publication attribute to the legacy of the Soviet pedagogical system. The ways are proposed to overcome the identified barriers to the development of critical thinking.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »