2023 год Выпуск 12.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2023 год Выпуск 12. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 54
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементОпределение взаимосвязи между педагогическими условиями продуктивного использования интерактивных технологий тестового контроля и учебными достижениями студентов(Барановичи : БарГУ, 2023) Боровикова, Н. А.В статье представлен теоретический и практический материал, касающийся проблемы влияния педагогических условий, обеспечивающих продуктивное использование интерактивных технологий тестового контроля в образовательном процессе университета, на учебные достижения студентов. Автор объясняет, как использование интерактивных технологий с целью контроля учебных достижений обучающихся помогает увеличить эффективность образовательного процесса при соблюдении ряда педагогических условий. The article presents theoretical and practical material concerning the problem of the interrelation between the pedagogical conditions, ensuring the productive use of interactive test control technologies in the university educational process, on the academic achievements of students. The author explains how the use of interactive technologies with the aim of control of students’ academic achievements helps to increase the effectiveness of the educational process while observing a number of pedagogical conditions.
- ЭлементО проблеме формирования коммуникативной компетенции медицинского работника(Барановичи : БарГУ, 2023) Банул, К. А.В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции медицинского работника. Описывается алгоритм приема пациента. Автор считает, что придерживание алгоритма приема пациента способствует построению эффективной коммуникации с ним, а также помогает грамотно распределить время приема. Раскрываются проблемы использования коммуникативных техник, повышающих коммуникативную эффективность при взаимодействии с пациентом. В рамках медицинской деятельности коммуникативная компетенция рассматривается как одна из ведущих профессиональных компетенций медицинского работника, оказывающих решающее влияние на социально-перцептивную и коммуникативную сферы в системе «медицинский работник-пациент». The article deals with the problem of formation of the communicative competence of a medical worker. The patient admission algorithm is described. The author believes that adhering to the algorithm for receiving a patient contributes to building effective communication with him, and also helps to correctly allocate the time of admission. The problems of using communicative techniques that increase communicative efficiency when interacting with a patient are revealed. Within the framework of medical activity, communicative competence is considered as one of the leading professional competencies of a medical worker, which has a decisive influence on the socialperceptual and communicative spheres in the «health worker-patient» system.
- ЭлементВзаимосвязь факторов суицидального риска и особенностей межличностных отношений обучающихся раннего юношеского возраста(Барановичи : БарГУ, 2023) Ануфрикова, Н. С.Статья посвящена проблеме выраженности факторов суицидального поведения в раннем юношеском возрасте, их взаимосвязи с особенностями межличностных отношений. Установлено, что как агрессивность, так и навязчивое дружелюбие и альтруизм коррелируют с отдельными факторами суицидального риска в раннем юношеском возрасте. Выявлено, что у обучающихся раннего юношеского возраста с низким уровнем суицидального риска межличностные отношения основаны на доверии, ощущении внутренней свободы, способности защитить свои границы, не нарушая границ другого человека. The article is devoted to the problem of the severity of factors of suicidal behavior in early adolescence their relationship with the characteristics of interpersonal relationships. It has been established that both aggressiveness and obsessive friendliness and altruism correlate with individual suicidal risk factors in early adolescence. It was revealed that among students of early adolescence with a low level of suicidal risk interpersonal relationships are based on trust a sense of inner freedom, the ability to protect their boundaries without violating the boundaries of another person.
- ЭлементЭмоциональное выгорание как критерий состояния психического здоровья педагога(Барановичи : БарГУ, 2023) Бараева, Е. И.; Василевская, Л. В.В статье рассматривается проблема сохранения психического здоровья педагога в контексте изучения эмоционального выгорания выгорания педагога: описаны симптомы и фазы развития эмоционального выгорания, психологические детерминанты выгорания. Представлен анализ результатов анкетирования преподавателей учреждений высшего образования и учреждений общего среднего образования на предмет оценки рисков возникновения эмоционального выгорания в сравнительном плане. The article deals with the problem of maintaining the mental health of a teacher in the context of studying the emotional burnout of a teacher's burnout: the symptoms and phases of the development of emotional burnout, the psychological determinants of burnout are described. An analysis of the results of a survey of teachers of the Higher Educational Institution and the Higher Educational Institutions of Education for the purpose of assessing the risks of emotional burnout in a comparative sense is presented.
- ЭлементКультурологический анализ динамики формирования национальной традиции философствования(Барановичи : БарГУ, 2023) Медиченко, Л. Е.Дискуссия об особенностях белорусской национальной философии очертила проблему: существует ли вообще собственная национальная философская традиция? Возросший интерес к белорусской национальной философии, связанный с потребностью белорусского общества в теоретическом обосновании опыта своего исторического развития, переосмысления богатого культурного наследия, актуализировал проблему формирования национальных традиций философствования. The discussion of the peculiarities of the Belarusian national philosophy has marked the problem: is there even a national philosophical tradition of its own? Increased interest in Belarusian national philosophy, which was connected with the need of Belarusian society for a theoretical justification of the experience of its historical development, rethinking the rich cultural heritage, made the problem of the formation of national traditions of philosophizing relevant.
- ЭлементРоль накопления знаний в реализации аффордансов артефактов (на примере оружия)(Барановичи : БарГУ, 2023) Ларионов, В. В.В статье на примере оружия рассматривается процесс появления новых функций (аффордансов) у артефактов, как результат экспоненциального роста накопления знаний. В качестве методологической основы исследования использована теория М. Коула. Под «артефактом» понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определенной цели. Процесс появления аффордансов у артефактов рассматривается с позиции конструктивного (деятельностного) реализма. Автор предлагает дополнить существующие подходы и методики проведения экспертизы функций артефактов комплексным анализом аффордансов, как потенциально возможных способов использования материальных объектов и технологий в качестве оружия. In the article, on the example of weapons, the process of the emergence of new functions (affordances) of artifacts is considered as a result of the exponential growth in the accumulation of knowledge. The theory of M. Cole was used as the methodological basis of the study. An “artifact” is a material object created by man and intended for a specific purpose. The process of emergence of affordances in artifacts is considered from the standpoint of constructive (activity) realism. The author proposes to supplement the existing approaches and methods for the examination of the functions of artifacts with a comprehensive analysis of affordances, as potentially possible ways of using material objects and technologies as weapons.
- ЭлементДевиантная креативность личности в юношеском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Яценко, Т. Е.; Олифирович, Н. И.; Мусийчук, М. В.В статье актуализирована проблема девиантной креативности, обозначены формы ее проявления в современном обществе, уточнена группа риска, с точки зрения склонности к проявлению девиантной креативности. Приведены результаты эмпирического исследования, отражающие предикторы вербальной, физической, косвенной, предметной, эмоциональной агрессии и аутоагрессии из числа составляющих личностной креативности и творческого самовыражения, включающего проявления творческого мышления и поведения. Описаны психологические механизмы применения юношами и девушками креативности с целью реализации деструктивных мотивов. The article actualizes the problem of deviant creativity, outlines the forms of its manifestation in modern society, clarifies the risk group in terms of the tendency to manifest deviant creativity. The results of an empirical study are presented, reflecting the predictors of verbal, physical, indirect, objective, emotional aggression and autoaggression from among the components of personal creativity and creative selfexpression, including manifestations of creative thinking and behavior. The psychological mechanisms of the use of creativity by boys and girls in order to implement destructive motives are described.
- ЭлементОсобенности религиозной ориентации у обучающихся учреждений среднего специального и высшего образования(Барановичи : БарГУ, 2023) Иценко, А. Г.; Едко, В. А.В статье рассматривается проблема особенностей религиозной ориентации у юношей и девушек, обучающихся в разных типах учреждений образования: учреждениях высшего и среднего специального образования. Раскрыто состояние изученности данного феномена, а также проделан историко-концептуальный экскурс в понятийную проблематику категорий «религия» и «религиозность». Основываясь на данных эмпирического исследования на достаточно репрезентативной выборке, авторы показывают специфику в религиозной ориентации обучающихся указанных образовательных учреждений. The article deals with the problem of the peculiarities of religious orientation among boys and girls studying in different types of educational institutions: institutions of higher and secondary specialized education. The state of the study of this phenomenon is revealed, as well as a historical and conceptual digression into the conceptual problems of the categories "religion" and "religiosity". Based on the data of an empirical study on a fairly representative sample, the authors show the specifics in the religious orientation of students of these educational institutions.
- ЭлементПроблема эвтаназии в XXI веке: философско-этический аспект(Барановичи : БарГУ, 2023) Вируцкая, С. В.; Чернявская, П. С.Статья посвящена философско-этическим аспектам проблемы эвтаназии в XXI веке. Раскрыто понятие «эвтаназия», рассмотрены такие философские аспекты, как жизнь и смерть. Проблема проанализирована с этических позиций добра и зла, показана классификация эвтаназии. Авторы предлагают рассмотреть право человека на эвтаназию с точки зрения социальной философии, собственно этики, медицины, биоэтики, а также антропологии. Также в статье исследуется возможность права добровольного ухода из жизни в случае смертельного заболевания и об отношении современных сообществ к эвтаназии. Показано, что философско-этические аспекты эвтаназии не допускают однозначного решения этого вопроса и вызывают дискуссии как в философском сообществе, так и в обществе в целом. The article is devoted to the philosophical and ethical aspects of the problem of euthanasia in the 21st century. The concept of "euthanasia" is disclosed, such philosophical aspects as life and death are considered. The problem is analyzed from the ethical positions of good and evil, and the classification of euthanasia is shown. The authors propose to consider the human right to euthanasia from the point of view of social philosophy, ethics proper, medicine, bioethics, and anthropology. The article also explores the possibility of the right to voluntarily die in the event of a fatal disease and the attitude of modern communities to euthanasia. It is shown that the philosophical and ethical aspects of euthanasia do not allow an unambiguous solution to this issue and cause discussions both in the philosophical community and in society as a whole.
- ЭлементХарактеристики субъективного благополучия личности в юношеском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Яценко, Т. Е.; Лелес А. С.В статье раскрыта психологическая сущность благополучия в контексте различных подходов. Дифференцированы понятия «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие». Описаны результаты исследования составляющих психологического благополучия как разновидности субъективного благополучия, а также видов субъективного благополучия у обучающихся высшей школы юношеского возраста. Указаны половые различия в субъективном благополучии юношей и девушек, имеющих социальный статус студентов. The article reveals the psychological essence of well-being in the context of various approaches. The concepts of «psychological well-being» and «subjective well-being» are differentiated. The results of the study of the components of psychological wellbeing as a kind of subjective well-being, as well as types of subjective well-being in students of higher school of youthful age are described. Gender differences in the subjective well-being of boys and girls with the social status of students are indicated.
- ЭлементПриемы остроумия как когнитивно-аффективная аргументация в оперении «черного лебедя» Нассима Николаса Талеба(Барановичи : БарГУ, 2023) Мусийчук, М. В.В статье представлен анализ проблемы когнитивно-аффективной аргументации посредством юмора (приёмов остроумия) обусловлена необходимостью анализа эффективных средств коммуникации. Научная новизна проблемы заключается в выявлении приемов остроумия с целью аргументации проблемы «черных лебедей» посредством дискуссии с трудами теоретиков и практиков в области неопределенности. Новым является авторский подход к анализу аргументации на основе когнитивно-аффективного подхода в изучении приемов остроумия. The article presents an analysis of the problem of cognitive-affective argumentation through humor (techniques of wit) due to the need to analyze effective means of communication. The scientific novelty of the problem lies in the identification of witty techniques in order to argue the problem of "black swans" through discussion with the works of theorists and practitioners in the field of uncertainty. What is new is the author's approach to the analysis of argumentation based on the cognitive-affective approach in the study of witty techniques.
- ЭлементРелигия в условиях мировоззренческого плюрализма(Барановичи : БарГУ, 2023) Одиноченко, В. А.Мировоззренческий плюрализм является одним из элементов современной культуры. В Беларуси его установление непосредственно связано с процессом трансформации, которую можно схематично обозначить как переход от Советского Союза к независимому белорусскому государству. В Беларуси законодательно закреплены принципы свободы совести и свободы мнений. Кроме того, Беларусь традиционно является поликонфессиональной страной. Все это делает актуальной выработку религиозными организации способов деятельности в условиях мировоззренческого плюрализма. Наиболее эффективным способом взаимодействия между религиозными организациями, а также между людьми, которые придерживаются различных взглядов на религию, является диалог. Worldview pluralism is one of the elements of modern culture. In Belarus, its establishment is directly related to the process of transformation, which can be schematically described as the transition from the Soviet Union to an independent Belarusian state. The principles of freedom of conscience and freedom of opinion are enshrined in law in Belarus. In addition, Belarus is traditionally a polyconfessional country. All this makes it relevant for religious organizations to develop methods of activity in the conditions of worldview pluralism. The most effective way of interaction between religious organizations, as well as between people who hold different views on religion, is dialogue.
- ЭлементГлавная философская проблема ХХI века - человек(Барановичи : БарГУ, 2023) Трофимчук, М. Ф.В данной статье описана основная антропологическая проблема философии - проблема духовной сущности и ценностных ориентаций человека в ХХI веке - веке научно-технического прогресса во всех областях жизни. В эпоху феноменальных открытий и потрясений человек занял ведущее место в социально-гуманитарных науках. До сих пор окончательно не изучен человеческий потенциал, но ученые всех отраслей пытаются постичь самые глубинные возможности человека, чтобы использовать их на благо развития человечества. Философское пробуждение человека происходит в тот момент, когда он начинает интересоваться происхождением своих убеждений. И каково удивление людей, когда они, обратившись к философии, понимают, что она дает нам язык говорения о сложных вещах. This article describes the main anthropological problem of philosophy - the problem of the spiritual essence and value orientations of a person in the ХХIst century - the century of scientific and technological progress in all areas of life. In the era of phenomenal discoveries and upheavals, man has taken a leading place in the social and human sciences. Until now, the human potential has not been finally studied, but scientists of all industries are trying to comprehend the deepest human capabilities in order to use them for the benefit of human development. The philosophical awakening of a person occurs at the moment when he begins to wonder about the origin of his beliefs. And what is the surprise of people when, having turned to philosophy, they understand that it gives us a language for speaking about complex things.
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.12)(Барановичи : БарГУ, 2023) Унсович, А. Н.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Джига, Н. Д.; Селиванов, В. В.; Клещёва, Е. А.; Жук, Г. В.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии, а также социальной философии, философской антропологии, философии религии, религиоведения. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементВозможности использования психологического портрета преступника при раскрытии и расследовании киберпреступлений(Барановичи : БарГУ, 2023) Морозикова, И. М.; Бакулина, В. С.Статья посвящена рассмотрению психологического портрета киберпреступника, особенностей его содержания. Автор приходит к выводам о целесообразности использования психологического портрета киберпреступника в ходе проведения мероприятий по раскрытию и расследованию и необходимости разработки рекомендаций по его составлению для дальнейшего введения в практическую деятельность. The article is devoted to the consideration of the psychological portrait of a cybercriminal, the features of its content. The author comes to conclusions about the expediency of using a psychological portrait of a cybercriminal in the course of disclosure and investigation activities and the need to develop recommendations for its compilation for further introduction into practice.
- ЭлементДемотивирующая дихотомия ожиданий и актуализации операционно-профессиональной деятельности молодых специалистов экономических специальностей(Барановичи : БарГУ, 2023) Лизакова, Р. А.В статье детерминируются приоритетные факторы, обуславливающие наличие психологического разочарования и неудовлетворенности молодых специалистов экономических специальностей операционно-исполнительной спецификой своей работы. Характеризуются аккумулированные институциональные блоки негативных социально-экономических аспектов актуализации демотивирующей психологической дихотомии. Вырабатываются векторные предложения и рекомендации по комплексному нивелированию системообразующих причин, создающих базу для потенциального психологического разочарования и несостоятельности в профессии. Позиционируются маркеры краеугольных блоков институциональной конкурентоспособности. The article determines the priority factors that determine the presence of psychological disappointment and dissatisfaction of young specialists in economic specialties with the operational and executive specifics of their work. The accumulated institutional blocks of negative socio-economic aspects of the actualization of the demotivating psychological dichotomy are characterized. Vector proposals and recommendations are being developed for the complex leveling of system-forming reasons that create the basis for potential psychological disappointment and inconsistency in the profession. The markers of the cornerstone blocks of institutional competitiveness are positioned.
- ЭлементПсихологические особенности виктимной личности в детском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Мещерякова, О. С.; Кочеткова, М. А.; Приступа, Е. Н.В статье изучаются психологические особенности виктимной личности в детском возрасте путем обзора прошлой и современной литературы о последствиях этого типа насилия. Жертвы насилия над детьми проявляют разнообразные симптомы и психологические особенности, зависящие от типа насилия, обстоятельств, при которых оно имело место и многих других факторов. В статье рассмотрены потенциальные когнитивные медиаторы, связанные с психологическим воздействием насилия в детстве. The article examines the psychological characteristics of a victimized personality in childhood by reviewing past and current literature on the consequences of this type of violence. Victims of child abuse exhibit a variety of symptoms and psychological characteristics depending on the type of abuse, the circumstances in which it occurred, and many other factors. The article examines potential cognitive mediators associated with the psychological impact of childhood abuse.
- ЭлементПоликультурная образовательная среда университета: концептуальные основы проектирования(Барановичи : БарГУ, 2023) Левчук, З. С.В статье рассмотрены роль и значение образовательной среды в развитии личности. Раскрыто сущностное значение понятия «поликультурная образовательная среда», выделены структурные компоненты образовательной среды университета. Проанализированы различные научные подходы к понятию. Рассмотрены концептуальные основы проектирования поликультурной образовательной среды университета. The article considers the role and importance of the educational environment in the development of personality. The essential meaning of the concept of "multicultural educational environment" is revealed, the structural components of the educational environment of the university are singled out. Various scientific approaches to the concept are analyzed. The conceptual foundations of designing a multicultural educational environment of the university are considered.
- ЭлементОсобенности применения различных копинг-стратегий протестантами(Барановичи : БарГУ, 2023) Мачуленко, Н. В.В статье рассматриваются вопросы, связанные с анализом применения копинг-стратегий верующими-протестантами. Особое внимание уделяется рассмотрению наиболее часто используемых копинг-стратегий верующими. Исследование позволяет определить особенности применения различных копинг-стратегий протестантами, определить различия между применяемыми стратегиями у верующих и неверующих. The article deals with issues related to the analysis of the coping strategies using by Protestant believers. Particular attention is paid to the most used coping strategies by believers. The study allows to determine the features of the various using of coping strategies by Protestants, to determine the differences between the strategies used by believers and non-believers.
- ЭлементВзаимосвязь копинг-стратегий и склонности к суицидальному риску в старшем школьном возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Нифонтова, Т. А.; Корзун, С. А.В статье представлен анализ причин и триггеров суицидального поведения у несовершеннолетних. В результате исследования установлены наиболее стрессогенные факторы в старшем школьном возрасте, такие как «Отношения с окружающими», «Деньги и проблемы с ними». Установленные положительные взаимосвязи копинг-стратегий и склонностей к суицидальному риску дают возможность предположить о существовании просуицидальных копинг-стратегий, повышающих суицидальный риск в подростковом возрасте и антисуицидальных - способствующих минимизации суицидального риска. The article presents an analysis of the causes and triggers of suicidal behavior in minors. As a result of the study, the most stressful factors in senior school age, such as "Relationships with others", "Money and problems with them" were established. The established positive relationships between coping strategies and suicidal risk tendencies suggest the existence of pro-suicidal coping strategies that increase suicidal risk in adolescence and anti-suicidal strategies that help minimize suicidal risk.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »