2023 год Выпуск 12.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2023 год Выпуск 12. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 54
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАгрессивность в юношеском возрасте как отдаленое последствие пережитого в детстве физического наказания(Барановичи : БарГУ, 2023) Остапчук, С. В.; Крылова, А. С.В статье рассматривается проблема влияния физических наказаний на психическое развитие ребенка, приводятся исследования, подтвердившие отдаленные последствия физического насилия для ребенка. Подчеркивается, что физические наказания служат мощным стрессовым фактором для ребенка В проведённом исследовании установлена взаимосвязь между физическим насилием, перенесенным в детстве, и уровнем агрессивности в юности по таким показателям как «физическая агрессия», «враждебность», «гнев». Подчеркивается необходимость знаний родителями ненасильственных методов воспитания и указывается на важность просвещения родителей в вопросах воспитания для предупреждения физического насилия над детьми в семьях. Заключительная часть данной работы содержит рекомендации по ненасильственному общению и по ненасильственным методам поддержания дисциплины с детьми. The article examines the problem of the impact of physical punishment on the child's mental development. The studies that confirmed the long-term consequences of physical abuse of a child are described in the article. It is emphasized that physical punishment is a powerful stress factor for a child. The study showed correlation between physical violence and the level of aggressiveness in youth according to such indicators as "physical aggression", "hostility", "anger". The article points out the need for parents to know how to use non-violent methods of raising children and the importance of educational work with parents. The final part of this work contains recommendations on non-violent communication and non-violent methods of maintaining discipline with children.
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.12)(Барановичи : БарГУ, 2023) Унсович, А. Н.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Джига, Н. Д.; Селиванов, В. В.; Клещёва, Е. А.; Жук, Г. В.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии, а также социальной философии, философской антропологии, философии религии, религиоведения. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементАрт-терапевтическое сопровождение образовательного процесса(Барановичи : БарГУ, 2023) Фищук, Ю. С.; Фогуэлл, В. А.В статье анализируется важность внедрения арт-терапевтического подхода в образовательную среду. Рассмотрены возможности арт-терапии как инструмента повышения профессиональной и личностной компетентности. Сделан акцент на том, что привлечение студентов-психологов к контакту с собой через метафору, через создание творческого продукта способствует гармонизации внутреннего состояния, оптимизации внутренних ресурсов, выстраиванию конструктивного взаимодействия с собой и окружающим миром. Пилотажное исследование, описанное в статье, направлено на формирование позитивного самовосприятия, повышение положительного отношения к собственному телу, принятие собственной уникальности, повышение интереса к собственной личности, как на одобрение себя в целом, так и ожидания положительного отношения к себе от окружающих. Полученные результаты показывают положительное терапевтическое воздействие обучения основам арт-терапии на самоотношение студентов. Following article attempts to analyze the importance of implementing arttherapeutic methods into educational environment. Article examines possibility of arttherapeutic practices to provide an instrument for increasing professional and personal competence among students. Article accentuates, that engaging students into productive dialog through offering them a metaphorical exercise, through participation in artistic endeavor, provides harmonization of interior conditions, optimization of inner resources and development of constructive communication with and between inner selves and outer environment. Pre-requisite research, presented in the following article, finds its objectives in developing self-confidence, increasing positive understanding of own physicality and personality, developing a practice of self-appreciation, as well as acceptance of self-uniqueness, among students. Results, acquired in the process of presented research, do display positive therapeutic effects, experienced by most students through their self-perspective under influence of studying the basics of art-therapeutic methods and practices.
- ЭлементАрт-терапия как способ психологической помощи младшим школьникам в стрессовой и кризисной ситуациях(Барановичи : БарГУ, 2023) Приступа, Е. Н.; Юрченко, А. С.; Пивина, Д. Д.В данной научной статье рассматривается один из главных психокоррекционных и психотерапевтических методов в современной психологии - «Арт-терапия» - за счёт более подробного анализа данного феномена с точки зрения его подходов, путей воздействия, целей и видов, с последующим изучением специфики использования терапии в стрессовых и кризисных ситуациях у определенного возрастного периода - младших школьников. In this article examines one of the main psychocorrective and psychotherapeutic methods in modern psychology - "Art therapy" - due to a more detailed analysis of this phenomenon in terms of its approaches, ways of influence, goals and types, followed by a study of the specifics of using therapy in stressful and crisis situations in a certain age period - younger schoolchildren.
- ЭлементВзаимосвязь копинг-стратегий и склонности к суицидальному риску в старшем школьном возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Нифонтова, Т. А.; Корзун, С. А.В статье представлен анализ причин и триггеров суицидального поведения у несовершеннолетних. В результате исследования установлены наиболее стрессогенные факторы в старшем школьном возрасте, такие как «Отношения с окружающими», «Деньги и проблемы с ними». Установленные положительные взаимосвязи копинг-стратегий и склонностей к суицидальному риску дают возможность предположить о существовании просуицидальных копинг-стратегий, повышающих суицидальный риск в подростковом возрасте и антисуицидальных - способствующих минимизации суицидального риска. The article presents an analysis of the causes and triggers of suicidal behavior in minors. As a result of the study, the most stressful factors in senior school age, such as "Relationships with others", "Money and problems with them" were established. The established positive relationships between coping strategies and suicidal risk tendencies suggest the existence of pro-suicidal coping strategies that increase suicidal risk in adolescence and anti-suicidal strategies that help minimize suicidal risk.
- ЭлементВзаимосвязь паттернов семейного взаимодействия и образа детства у супругов(Барановичи : БарГУ, 2023) Клещёва, Е. А.; Корпик, Д. В.В статье доказывается, что паттерн семейного взаимодействия связан с образом детства взрослого члена семьи и проявляется в типах семейного взаимодействия. Образ детства участвует в создании паттернов поведения. Образ детства является частью действий субъекта, он подстраивается под обстоятельства, накапливая в себе продуктивный опыт практического взаимодействия субъекта с окружающей средой. Паттерны семейного взаимодействия определяются совместной деятельностью членов семьи и являются источником создания модели поведения ребенка в обществе. В статье представлены результаты исследования паттернов семейного взаимодействия, образа детства у супругов и установлена взаимосвязь паттернов семейного взаимодействия и образа детства у супругов. The article proves that the patterns of family interaction are associated with the image of childhood of an adult family member and is manifested in the types of family interaction. The image of childhood is involved in the creation of patterns of behavior. The image of childhood is part of the subject's actions, it adapts to circumstances, accumulating productive experience of the subject's practical interaction with the environment. Patterns of family interaction are determined by the joint activities of family members and are the source of creating a model of child behavior in society. The article presents the results of a study of patterns of family interaction, the image of childhood in spouses and establishes the relationship between patterns of family interaction and the image of childhood in spouses.
- ЭлементВзаимосвязь саморегуляции и депрессивной симптоматики(Барановичи : БарГУ, 2023) Новик, З. А.Представлены результаты корреляционного исследования влияния, методов саморегуляции на депрессивную симптоматику у студентов в возрасте от 18 до22 лет. Шкалы планирование, моделирование, гибкость, оценивание результатов слабая, незначительная взаимосвязь на депрессивную симптоматику. Обнаружена обратно пропорционально взаимосвязь с показателем программирования. Влияние саморегуляции на депрессивную симптоматику слабое. This paper presents the correlation study results of the influence of self-regulation methods on depressive symptomatology among the students aged 18 to 22. The scale planning, modeling, flexibility, assessment of results is weak. Insignificant correlation of depressive symptomatology was diagnosed. Inversely proportional correlation with programming level was found. The influence of self-regulation on depressive symptoms is weak.
- ЭлементВзаимосвязь факторов суицидального риска и особенностей межличностных отношений обучающихся раннего юношеского возраста(Барановичи : БарГУ, 2023) Ануфрикова, Н. С.Статья посвящена проблеме выраженности факторов суицидального поведения в раннем юношеском возрасте, их взаимосвязи с особенностями межличностных отношений. Установлено, что как агрессивность, так и навязчивое дружелюбие и альтруизм коррелируют с отдельными факторами суицидального риска в раннем юношеском возрасте. Выявлено, что у обучающихся раннего юношеского возраста с низким уровнем суицидального риска межличностные отношения основаны на доверии, ощущении внутренней свободы, способности защитить свои границы, не нарушая границ другого человека. The article is devoted to the problem of the severity of factors of suicidal behavior in early adolescence their relationship with the characteristics of interpersonal relationships. It has been established that both aggressiveness and obsessive friendliness and altruism correlate with individual suicidal risk factors in early adolescence. It was revealed that among students of early adolescence with a low level of suicidal risk interpersonal relationships are based on trust a sense of inner freedom, the ability to protect their boundaries without violating the boundaries of another person.
- ЭлементВлияние дисфункциональности семьи на социальное развитие ребенка(Барановичи : БарГУ, 2023) Стрепеткова, А. А.; Щербина, А. И.В данной статье рассматривается влияние дисфункциональности семьи на социальное развитие ребенка, есть оно или оно не оказывает никакого воздействия на растущего человека. Также в статье дается одно из определений семьи, определяются её виды и функции. Далее определяется понятие неблагополучия в семье, изъясняется понятие дисфункциональности семьи. В данной работе следом приводятся результаты исследований, в которых говорится о том, насколько влияет данным вид семьи на ребенка, и какие роли в дальнейшем он может играть, проживая в таком социуме. This article examines the impact of family dysfunctionality on the social development of a child, whether it exists or it has no effect on a growing person. The article also gives one of the definitions of the family, defines its types and functions. Further, the concept of trouble in the family is defined, the concept of family dysfunctionality is explained. In this paper, the results of research are given next, which talk about how much this type of family affects the child, and what roles he can play in the future, living in such a society.
- ЭлементВозможности использования психологического портрета преступника при раскрытии и расследовании киберпреступлений(Барановичи : БарГУ, 2023) Морозикова, И. М.; Бакулина, В. С.Статья посвящена рассмотрению психологического портрета киберпреступника, особенностей его содержания. Автор приходит к выводам о целесообразности использования психологического портрета киберпреступника в ходе проведения мероприятий по раскрытию и расследованию и необходимости разработки рекомендаций по его составлению для дальнейшего введения в практическую деятельность. The article is devoted to the consideration of the psychological portrait of a cybercriminal, the features of its content. The author comes to conclusions about the expediency of using a psychological portrait of a cybercriminal in the course of disclosure and investigation activities and the need to develop recommendations for its compilation for further introduction into practice.
- ЭлементГлавная философская проблема ХХI века - человек(Барановичи : БарГУ, 2023) Трофимчук, М. Ф.В данной статье описана основная антропологическая проблема философии - проблема духовной сущности и ценностных ориентаций человека в ХХI веке - веке научно-технического прогресса во всех областях жизни. В эпоху феноменальных открытий и потрясений человек занял ведущее место в социально-гуманитарных науках. До сих пор окончательно не изучен человеческий потенциал, но ученые всех отраслей пытаются постичь самые глубинные возможности человека, чтобы использовать их на благо развития человечества. Философское пробуждение человека происходит в тот момент, когда он начинает интересоваться происхождением своих убеждений. И каково удивление людей, когда они, обратившись к философии, понимают, что она дает нам язык говорения о сложных вещах. This article describes the main anthropological problem of philosophy - the problem of the spiritual essence and value orientations of a person in the ХХIst century - the century of scientific and technological progress in all areas of life. In the era of phenomenal discoveries and upheavals, man has taken a leading place in the social and human sciences. Until now, the human potential has not been finally studied, but scientists of all industries are trying to comprehend the deepest human capabilities in order to use them for the benefit of human development. The philosophical awakening of a person occurs at the moment when he begins to wonder about the origin of his beliefs. And what is the surprise of people when, having turned to philosophy, they understand that it gives us a language for speaking about complex things.
- ЭлементДевиантная креативность личности в юношеском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Яценко, Т. Е.; Олифирович, Н. И.; Мусийчук, М. В.В статье актуализирована проблема девиантной креативности, обозначены формы ее проявления в современном обществе, уточнена группа риска, с точки зрения склонности к проявлению девиантной креативности. Приведены результаты эмпирического исследования, отражающие предикторы вербальной, физической, косвенной, предметной, эмоциональной агрессии и аутоагрессии из числа составляющих личностной креативности и творческого самовыражения, включающего проявления творческого мышления и поведения. Описаны психологические механизмы применения юношами и девушками креативности с целью реализации деструктивных мотивов. The article actualizes the problem of deviant creativity, outlines the forms of its manifestation in modern society, clarifies the risk group in terms of the tendency to manifest deviant creativity. The results of an empirical study are presented, reflecting the predictors of verbal, physical, indirect, objective, emotional aggression and autoaggression from among the components of personal creativity and creative selfexpression, including manifestations of creative thinking and behavior. The psychological mechanisms of the use of creativity by boys and girls in order to implement destructive motives are described.
- ЭлементДемотивирующая дихотомия ожиданий и актуализации операционно-профессиональной деятельности молодых специалистов экономических специальностей(Барановичи : БарГУ, 2023) Лизакова, Р. А.В статье детерминируются приоритетные факторы, обуславливающие наличие психологического разочарования и неудовлетворенности молодых специалистов экономических специальностей операционно-исполнительной спецификой своей работы. Характеризуются аккумулированные институциональные блоки негативных социально-экономических аспектов актуализации демотивирующей психологической дихотомии. Вырабатываются векторные предложения и рекомендации по комплексному нивелированию системообразующих причин, создающих базу для потенциального психологического разочарования и несостоятельности в профессии. Позиционируются маркеры краеугольных блоков институциональной конкурентоспособности. The article determines the priority factors that determine the presence of psychological disappointment and dissatisfaction of young specialists in economic specialties with the operational and executive specifics of their work. The accumulated institutional blocks of negative socio-economic aspects of the actualization of the demotivating psychological dichotomy are characterized. Vector proposals and recommendations are being developed for the complex leveling of system-forming reasons that create the basis for potential psychological disappointment and inconsistency in the profession. The markers of the cornerstone blocks of institutional competitiveness are positioned.
- ЭлементДетерминанты выбора карьеры педагога(Барановичи : БарГУ, 2023) Коломиец, О. В.; Гори, Н. Ю.В статье рассматривается профессиональное самоопределение педагога как процесс становления его субъектности, определяются механизмы, закономерности и противоречивые тенденции данного процесса. Описывается важность формирования внутренней готовности к осознанному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального развития карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме карьерного роста педагогов. Сформулированы выводы на контрольном этапе эксперимента, с целью планирования коррекционно-развивающей работы, направленной на повышение внутренней мотивации обогащения педагогического опыта, педагогического мастерства и карьерного роста. The article examines the professional self-determination of a teacher as a process of becoming his subjectivity, determines the mechanisms, patterns and contradictory trends of this process. The importance of the formation of internal readiness for the conscious construction, adjustment and realization of the prospects of professional career development is described. The results of an empirical study on the problem of career growth of teachers are presented. Conclusions are formulated at the control stage of the experiment, in order to plan correctional and developmental work aimed at increasing internal motivation for enriching pedagogical experience, pedagogical skills and career growth.
- ЭлементДомашнее насилие как угроза безопасности личности и общества(Барановичи : БарГУ, 2023) Редюк, А. Н.Статья посвящена феномену домашнего насилия, подрывающего основы безопасной жизнедеятельности не только отдельной личности в семье, но и общества в целом, что, в свою очередь, значительно затрудняет или даже полностью блокирует личностное и общественное развитие. Рассматриваются истоки и различные виды насилия, раскрывается социальная опасность этого явления. Приводится возможный алгоритм по снижению уровня проявления насилия. The article is devoted to the phenomenon of domestic violence, which undermines the foundations of safe life not only for an individual in the family, but also for society as a whole, which, in turn, significantly complicates or even completely blocks personal and social development. The origins and various types of violence are considered, the social danger of this phenomenon is revealed. A possible algorithm is given to reduce the level of manifestation of violence.
- ЭлементЖизнестойкость как предмет психологических исследований(Барановичи : БарГУ, 2023) Яценко, Т. Е.; Комлач, Д. В.Статья посвящена обобщению исследований психологов в области изучения жизнестойкости. Описаны сущностные характеристики, факторы и компоненты жизнестойкости личности. Проведена дифференциация жизнестойкости со схожими психологическими феноменами. Описаны векторы современных исследований жизнестойкости в психологии. The article is devoted to summarizing the research of psychologists in the field of resilience. The essential characteristics, factors and components of a person's resilience are described. The differentiation of resilience with similar psychological phenomena was carried out. The vectors of modern researches of resilience in psychology are described.
- ЭлементИнновационные формы профориентации обучающихся общеобразовательных учреждений(Барановичи : БарГУ, 2023) Ракова, С. С.В статье представлен анализ современных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями, используемых в настоящее время в условиях российских общеобразовательных учреждений. Представлены инновационные формы профориентации, а также отдельные «инновационные профориентационные активности». Раскрыта сущность «real-нетворкинга», как способа знакомства абитуриентов - возможных будущих студентов с реальностью и «бытом» ВУЗов. Рассмотрен вариант «real-нетворкинга» в виде ряда профориентационных мероприятий для школьников, успешно реализуемых в ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет». Также в статье уделено внимание профориентационному проекту «Первая профессия», который стартовал с 1 февраля 2022 года, для обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Вологодской области. The article presents an analysis of modern forms of career guidance work with students and their parents, currently used in Russian educational institutions. Innovative forms of career guidance are presented, as well as individual «innovative career guidance activities». The essence of «real-networking» is revealed as a way of acquaintance of applicants - potential future students with the reality and «everyday life» of universities. A variant of «real networking» is considered in the form of a series of career guidance activities for schoolchildren, successfully implemented in The Vologda State University. Also the article pays attention to the career guidance project «The first profession», which started on February 1, 2022, for students in grades 8-11 of educational institutions of the Vologda region.
- ЭлементКультурологический анализ динамики формирования национальной традиции философствования(Барановичи : БарГУ, 2023) Медиченко, Л. Е.Дискуссия об особенностях белорусской национальной философии очертила проблему: существует ли вообще собственная национальная философская традиция? Возросший интерес к белорусской национальной философии, связанный с потребностью белорусского общества в теоретическом обосновании опыта своего исторического развития, переосмысления богатого культурного наследия, актуализировал проблему формирования национальных традиций философствования. The discussion of the peculiarities of the Belarusian national philosophy has marked the problem: is there even a national philosophical tradition of its own? Increased interest in Belarusian national philosophy, which was connected with the need of Belarusian society for a theoretical justification of the experience of its historical development, rethinking the rich cultural heritage, made the problem of the formation of national traditions of philosophizing relevant.
- ЭлементНейропедагогика о когнитивных процессах и развитии навыков саморегуляции в подростковом возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Кананчук, О. О.В статье раскрываются особенности когнитивных процессов и развития навыков саморегуляции в подростковом возрасте на основе данных образовательных нейронаук, которые лежат в основе новой области знаний - нейропедагогики. Использование нейропедагогического знания в преподавательской деятельности способствует индивидуализации процесса обучения, помогает педагогу совершенствоваться в собственной профессиональной деятельности. The article reveals the features of cognitive processes and the features of the development of self-regulation skills in adolescence based on the data of educational neuroscience, which are the basis of a new field of knowledge - neuropedagogy. The use of neuropedagogical knowledge in teaching contributes to the individualization of the learning process, helps the teacher to improve in his own professional activities.
- ЭлементО проблеме взаимосвязи кибербуллинга и суицидального риска у подростков(Барановичи : БарГУ, 2023) Кухар, Е. Н.; Короткевич, О. А.В статье представлена проблема кибербуллинга и суицидального риска в подростковой среде. В ней характеризуются такие понятия, как «кибербуллинг» и «суицидальное поведение». Рассмотрены методологические проблемы исследования кибербуллинга и современные научные подходы к исследованию суицидального риска среди подростков. Раскрываются их причины, факторы и психологические последствия. Представлены результаты эмпирического и статистического исследования взаимосвязи кибербуллинга и суицидального риска среди подростков. The article presents the problem of cyberbullying and suicidal risk among adolescents. It characterizes such concepts as «cyberbullying» and «suicidal behavior». Methodological problems of the study of cyberbullying and modern scientific approaches to the study of suicidal risk among adolescents are also considered. Their causes, factors and psychological consequences are revealed. It also presents the results of an empirical and statistical study of the relationship between cyberbullying and suicidal risk among adolescents.
- «
- 1 (current)
- 2
- 3
- »