2024 год Выпуск 13.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2024 год Выпуск 13. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 31
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементМежличностные потребности и дисгармонии в межличностных отношениях современных подростков(Барановичи : БарГУ, 2024) Новик, Е. А.В статье описаны возможные вариации межличностных отношений в подростковом возрасте, которые могут рассматриваться как стадии углубления доверительности в межличностных отношениях. Отмечено, что в современном мире появляются новые проявления дисфункциональности межличностных отношений подростков со сверстниками, приводящие к возникновению различного рода деформаций взрослеющей личности. Описаны результаты эмпирического исследования межличностных потребностей включения, контроля и аффекта, а также таких межличностных дисгармоний подростков, как напряженность, отчужденность, агрессия, конфликтность. The article describes possible variations of interpersonal relationships in adolescence, which can be considered as stages of deepening trust in interpersonal relationships. It is noted that in the modern world there are new manifestations of dysfunctional interpersonal relations between adolescents and peers, leading to the emergence of various kinds of deformations of a maturing personality. The results of an empirical study of interpersonal needs of inclusion, control and affect, as well as such interpersonal disharmony of adolescents as tension, alienation, aggression, conflict are described.
- ЭлементМотивационная направленность студентов-педагогов в зависимости от уровня профессиональной идентичности(Барановичи : БарГУ, 2024) Басанова, Е. Е.В статье представлены результаты исследования мотивации и профессиональной идентичности студентов педагогических специальностей с позиции теорий идентичности Э. Эриксона и Л. Б. Шнейдер, а также представлений о внутренней и внешней мотивации К. Замфир. Выявлены различия мотивационной структуры студентов с различным уровнем профессиональной идентичности, представлены рекомендации по организации учебного процесса и формированию профессиональной мотивации у студентов педагогических специальностей. The article presents the results of a study of the motivation and professional identity of students of pedagogical specialties from the standpoint of the theories identity of E. Erickson and of L. U. Schneider, and ideas about intrinsic and extrinsic motivation K. Zamfir. Differences in the motivational structure of students with different levels of professional identity are revealed, recommendations are presented on the organization of the educational process and the formation of professional motivation among students of pedagogical specialties.
- ЭлементРазвитие цифровой компетентности преподавателей в контексте виртуализации образовательного процесса(Барановичи : БарГУ, 2024) Краснова, Т. И.Основная цель статьи состоит в том, чтобы обосновать необходимость поддержки преподавателей высшей школы в развитии их цифровой компетентности. В статье обозначены основные тренды цифровизации высшего образования. Проанализированы проблемы: создания условий на уровне УВО; разработки образовательных программ повышения квалификации преподавателей; качества разрабатываемых онлайн курсов в контексте развития компетенций преподавателей в области работы в виртуальном пространстве. Представлена рамочная модель цифровых компетенций преподавателя. Описаны способы решения задачи повышения интерактивности разрабатываемых онлайн курсов. The main purpose of the article is to justify the need to support higher education teachers in the development of their digital competence. The article outlines the main trends in the digitalization of higher education. Problems are analyzed: creating conditions at the level of HEIs; development of educational programs for advanced training of teachers; the quality of the developed online courses in the context of developing the competencies of teachers in the field of work in the virtual space. A framework model of teacher's digital competencies is presented. The ways of solving the problem of increasing the interactivity of developed online courses are described.
- ЭлементАдаптивные стратегии поведения личности в ранней юности, склонной к межличностной виктимности(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Назаренко, М. А.В статье проведена дифференциация понятий «адаптивность» и «адаптивное поведение», приведена дефиниция понятия «адаптивные стратегии поведения». Раскрыта психологическая сущность виктимности с позиции субъектно-средового подхода. Приведены основания классификации виктимности в современной психологии. Сделан акцент на выделении видов виктимности, обусловленных социальным контекстом ситуации и отсутствием у личности успешного опыта совладания с виктимизирующим воздействием конкретного вида. Представлены результаты эмпирического исследования видов виктимизации, к совладанию с которыми у студентов в ранней юности отсутствуют необходимые ассертивные умения. Описаны эмпирически установленные стратегии адаптивного поведения юношей и девушек, предрасположенных к проявлению виктимных реакций в конкретных ситуациях виктимизации со стороны сверстников. Проведена оценка данных стратегий по критерию эффективности. The article differentiates the concepts of «adaptability» and «adaptive behavior», provides a definition of the concept of «adaptive behavior strategies». The psychological essence of victimization is revealed from the position of the subject-environmental approach. The grounds for the classification of victimization in modern psychology are given. Emphasis is placed on the identification of types of victimization, due to thesocial context of the situation and the lack of a successful experience of coping with the victimizing impact of a particular type. The article presents the results of an empirical study of the types of victimization, to cope with which students in early adolescence lack the necessary assertive skills. Empirically established strategies for the adaptive behavior of young men and women who are predisposed to the manifestation of victim reactions in specific situations of victimization by peers are described. The evaluation of these strategies according to the criterion of effectiveness.
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып.13)(Барановичи : БарГУ, 2024) Унсович, А. Н.; Яценко, Т. Е.; Иценко, А. Г.; Джига, Н. Д.; Ореховская, Н. А.; Клещёва, Е. А.; Жук, Г. В.; Олифирович, Н. И.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам психологии и педагогики, а также социальной философии, философской антропологии, философии религии, религиоведения. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, магистрантам, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементПсихологический аспект специфики патриотизма и гражданской идентичности в современном обществе(Барановичи : БарГУ, 2024) Кишея, И. Л.; Гнедько, Д. Г.Статья посвящена изучению психологической специфики патриотизма и гражданской идентичности, как составляющих феномена «ментальность». Обосновывается необходимость изучения ментальности, в связи с выявлением особенностей проявления патриотизма гражданской идентичности. Представлены результаты изучения степени выраженности когнитивного, мотивационного и поведенческого компонента гражданской идентичности в период юности и средней взрослости. The article is devoted to the study of the psychological specifics of patriotism and civic identity as components of the phenomenon of "mentality". The necessity of studying mentality is substantiated in connection with the identification of the peculiarities of the manifestation of patriotism of civic identity. The results of studying the degree of expression of the cognitive, motivational and behavioral components of civic identity during adolescence and middle adulthood are presented.
- ЭлементГендерная специфика представлений студентов российских вузов о харассменте(Барановичи : БарГУ, 2024) Ястреб, Н. А.; Корякина, К. А.Статья посвящена гендерной специфике представлений студентов российских вузов о харассменте. Приводятся данные, полученные путем анонимного дистанционного анкетирования. Выявлено, что юноши чаще отрицают существование харассмента, редко с ним сталкиваются и в большей степени склонны рассчитывать только на собственные силы при решении сложных ситуаций. Девушки чаще сталкиваются с харассментом и понимают его шире, чем юноши. Студенты гендерно сбалансированных групп реже сталкиваются с харассментом и имеют более зрелые представления о нем. The article is devoted to the gender specificity of perceptions about harassment among Russian university students. The data obtained by anonymous remote questioning are presented. It was revealed that young men more often deny the existence of harassment, face it less often and are more inclined to rely only on their own strength in solving difficult situations. Girls are more likely to encounter harassment and understand it more widely than boys. Students of gender-balanced groups are less likely to encounter harassment and have more mature ideas about it.
- ЭлементИнновационные формы профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательных организациях (опыт Вологодского государственного университета)(Барановичи : БарГУ, 2024) Ракова, С. С.В статье представлен анализ современных форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями, используемых в настоящее время в условиях российских общеобразовательных учреждений. Представлены инновационные формы профориентации, а также отдельные «инновационные профориентационные активности». Раскрыта сущность «real-нетворкинга» как способа знакомства абитуриентов - возможных будущих студентов с реальностью и «бытом» ВУЗов. Рассмотрен вариант «real-нетворкинга» в виде ряда профориентационных мероприятий для школьников, успешно реализуемых в ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет». Также в статье уделено внимание профориентационному проекту «Первая профессия» для обучающихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Вологодской области. The article presents an analysis of modern forms of career guidance work with students and their parents, currently used in Russian educational institutions. Innovative forms of career guidance are presented, as well as individual «innovative career guidance activities». The essence of «real-networking» is revealed as a way of acquaintance of applicants - potential future students with the reality and «everyday life» of universities. A variant of «real networking» is considered in the form of a series of career guidance activities for schoolchildren, successfully implemented in The Vologda State University. Also the article pays attention to the career guidance project «The first profession», which started on February 1, 2022, for students in grades 8-11 of educational institutions of the Vologda region.
- ЭлементРазвитие коммуникативных стратегий взаимодействия сотрудников силовых структур в условиях профессиональной деятельности(Барановичи : БарГУ, 2024) Таратута, Д. А.; Хребина, С. В.В статье представлен теоретический анализ понятий «коммуникативная компетентность», «коммуникативная стратегия» Определены психологические условия развития коммуникативных стратегий взаимодействия сотрудников силовых структур. Обоснована актуальность и значимость исследуемой проблемы. Описана авторская психотехнология развития коммуникативных стратегий взаимодействия в условиях профессиональной деятельности сотрудников силовых структур. The article presents a theoretical analysis of the concepts of «communicative competence », «communicative strategy». The psychological conditions for the development of communicative strategies for the interaction of law enforcement officers are determined. The relevance and significance of the problem under study is substantiated. The author’s psychotechnology for the development of communicative strategies of interaction in the conditions of professional activity of law enforcement officers is described.
- ЭлементМетоды и технологии социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, попавших под воздействие идеологии терроризма и экстремизма(Барановичи : БарГУ, 2024) Эннс, Е. А.; Шаповалова, М. Л.; Сердюкова, Е. Ф.В статье рассмотрены методы и технологии социально-психологической реабилитации несовершеннолетних, попавших под воздействие идеологии терроризма и экстремизма, деструктивных сект и культов. Авторы говорят о необходимости создания комплексного подхода к реабилитации на основании использования системы методов. Рассмотрена модель социально-психологической реабилитации, риски и трудности ее реализации, важность комплексной работы с личностью и ближайшим окружением несовершеннолетних. The article discusses the methods and technologies for the socio-psychological rehabilitation of minors who have fallen under the influence of the ideology of terrorism and extremism, destructive sects and cults. The authors talk about the need to create an integrated approach to rehabilitation based on the use of a system of methods. The model of socio-psychological rehabilitation, the risks and difficulties of its implementation, the importance of complex work with the personality and the immediate environment of minors are considered.
- ЭлементОсобенности построения межличностных отношений со сверстниками девочками-подростками с разными типами эмоциональной привязанности к матери(Барановичи : БарГУ, 2024) Новик, Е. А.В статье обоснована необходимость исследования межличностных отношений подростков и их влияния на последующую социализацию личности и ее развитие. Обосновано рассмотрение эмоциональной привязанности к матери как значимого фактора функциональности / дисфункциональности межличностных отношений со сверстниками. Отражено состояние изученности феномена эмоциональной привязанности личности в современной психологии. Описаны межличностные потребности и дисгармонии межличностных отношений со сверстниками, характерные для девочек подросткового возраста с безопасным и небезопасными типами эмоциональной привязанности к матери. The article substantiates the need to study the interpersonal relations of adolescents and their influence on the subsequent socialization of the individual and its development. The consideration of emotional attachment to the mother as a significant factor in the functionality / dysfunctionality of interpersonal relationships with peers is substantiated. The state of the study of the phenomenon of emotional attachment of a person in modern psychology is reflected. Interpersonal needs and disharmony of interpersonal relationships with peers are described, which are typical for adolescent girls with safe and unsafe types of emotional attachment to their mother.
- ЭлементТолерантность к неопределенности как интегральная способность личности к обеспечению психологической безопасности(Барановичи : БарГУ, 2024) Томашивский, Т. А.В статье приводится теоретический анализ феномена толерантности к неопределенности как специфической интегральной способности личности к обеспечению психологической безопасности. Приводятся ключевые факторы, под влиянием которых происходит формирование и обеспечение психологической безопасности личности. Анализируются ключевые подходы к характеристике толерантности к неопределенности как интегральной способности личности к обеспечению психологической безопасности. Формулируются выводы относительно потенциала феномена толерантности к неопределенности в процессе обеспечения и поддержания психологической безопасности личности. The article provides a theoretical analysis of the phenomenon of tolerance for uncertainty as a specific integral ability of a person to ensure psychological security. The key factors are given, under the influence of which the formation and maintenance of the psychological security of the individual takes place. Key approaches to the characterization of tolerance to uncertainty as an integral ability of a person to ensure psychological safety are analyzed. Conclusions are formulated regarding the potential of the phenomenon of tolerance to uncertainty in the process of ensuring and maintaining the psychological security of the individual.
- ЭлементАнализ психолингвистического аспекта идентичности в самоописании юношей(Барановичи : БарГУ, 2024) Янчий, А. И.; Сурдова, Л. А.В статье представлены результаты анализа психолингвистического аспекта идентичности в самоописании юношей. Акцентируется внимание на том, что язык является не только средством коммуникации, но и отражением культурных ценностей и традиций. Богатый словарный запас и возможность более свободного оперирования лексико-грамматических конструктами, понимание семантики слов может стать важным этапом в успешном построении социального взаимодействии. The article presents the results of the analysis of the psycholinguistic aspect of identity in the self-description of young men. Attention is focused on the fact that language is not only a means of communication, but also a reflection of cultural values and traditions. A rich vocabulary and the possibility of more free operation of lexical and grammatical constructs, understanding the semantics of words can become an important stage in the successful construction of social interaction.
- ЭлементОсобенности религиозных ориентаций юношей и девушек, обучающихся в учреждении высшего образования(Барановичи : БарГУ, 2024) Иценко, А. Г.; Дудек, Д. А.Авторы статьи поднимают проблему религиозности и её проявлений в студенческой среде учреждения высшего образования. Показаны различные исследовательские точки зрения на феномен религии/религиозности (философский, собственно религиоведческий, психологии религии). Опираясь на концептуальные наработки знаменитых зарубежных (теория «внутренней» и «внешней» религиозных ориентаций Г. Олпорта - Дж. Росса) и российских (концепция «индивидуальной религиозности» Ю. В. Щербатых, М. С. Кравцовой и И.Ф. Мягкова) ученых в области психологии религии, а также принциы и методологические подходы академического религиоведения (объективности, внеконфессиональности, мировоззренческого плюрализма, принципа исключения трансцендентного), авторы осуществляют эмпирическое исследование религиозных ориентаций в период ранней юности (на примере студентов Барановичского государственного университета). Отмечено, что в целом по выборке у респондентов фиксируется высокий показатель внутренней религиозности, а в структуре индивидуальной религиозности имеются определённые различия по половому признаку. The authors of the article raise the problem of religiosity and its manifestations in the student environment of a higher education institution. Various research points of view on the phenomenon of religion/religiosity (philosophical, religious studies proper, psychology of religion) are shown. Based on the conceptual developments of famous foreign (the theory of «internal» and «external» religious orientations by G. Allport -J. Ross) and russian (the concept of “individual religiosity” by Yu. V. Shcherbatykh, M. S. Kravtsova and I. F. Myagkov) scientists in the field of the psychology of religion, as well as the principles and methodological approaches of academic religious studies (objectivity, non-confessionalism, ideological pluralism, the principle of exclusion of the transcendent), the authors carry out an empirical study of religious orientations in early adolescence (on the example of students of Baranovichi State University). It is noted that in general, in the sample, the respondents have a high indicator of internal religiosity, and in the structure of individual religiosity there are certain differences by gender.
- ЭлементПсихология религии в исследовательских стратегиях профессора Б. С. Братуся(Барановичи : БарГУ, 2024) Иценко, А. Г.; Милодовская, А. В.; Проторская, Я. Д.В статье предпринимается попытка осмысления исследовательской позиции выдающегося современного российского психолога, специалиста в области психологии личности, профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Б. С. Братуся в проблемном поле психологии религии. Показано, что взгляды Б. С. Братуся претерпели определенную эволюцию и на рубеже веков он концентрирует свою исследовательскую траекторию в сторону достаточно специфической сферы психологии религии - т. н. «христианской психологии». Идейно-концептуальным основанием «хритианской психологии» выступает ориентация на православную антропологию, при этом, профессор Б. С. Братусь максимально пытается сохранить в своих исследованиях научные принциы психологии. The article attempts to comprehend the research position of the outstanding modern Russian psychologist, specialist in the field of personality psychology, professor of Lomonosov Moscow State University. B.S. Bratus in the problem field of the psychology of religion. It is shown that the views of B.S. Bratus have undergone a certain evolution and at the turn of the century he concentrates his research trajectory towards a rather specific area of the psychology of religion - the so-called. «Christian psychology». The ideological and conceptual basis of «Chritian psychology» is the orientation towards Orthodox anthropology, while Professor B.S. Bratus tries to preserve the scientific principles of psychology in his research as much as possible.
- ЭлементОбразование в XXI веке: философский, психологический, педагогический аспекты(Барановичи : БарГУ, 2024) Лейбутина, Т. О.В статье рассматривается образование в XXI веке с философской, психологической и педагогической точек зрения. Философские концепции гуманизации образования и постоянного обучения определяют цели и задачи образования, а также ориентируют нас на то, каким должно быть обучение в XXI веке. Психологические исследования показывают, что каждый учащийся уникален и имеет свои индивидуальные потребности и интересы. Педагогические концепции дифференцированного и интерактивного обучения предполагают индивидуальный подход к каждому учащемуся и активное участие в процессе обучения. The article deals with education in the 21st century from a philosophical, psychological and pedagogical point of view. The philosophical concepts of the humanization of education and continuous learning define the goals and objectives of education, as well as orient us towards what education should be like in the 21st century. Psychological research shows that every student is unique and has their own individual needs and interests. The pedagogical concepts of differentiated and interactive learning involve an individual approach to each student and active participation in the learning process.
- ЭлементХарактеристики креативности современных студентов регионального университета(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Криворученко, В. А.В статье актуализирована проблема развития креативного потенциала личности студентов и создания условий для формирования у студентов просоциальной направленности применения креативности. Систематизированы виды креативости, представленные в современных психологических исследованиях. Описаны результаты эмпирического исследования личностной, социальной, образной и антисоциальной креативности студентов. Приведены установленные половые различия в видах креативности современных студентов. The article actualizes the problem of developing the creative potential of the personality of students and creating conditions for the formation of a pro-social orientation in the application of creativity among students. The types of creativity presented in modern psychological research are systematized. The results of an empirical study of students' personal, social, figurative and antisocial creativity are described. The established gender differences in the types of creativity of modern students are given.
- ЭлементХарактеристики субъективного благополучия личности в юношеском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Лелес, А. С.В статье раскрыта психологическая сущность благополучия в контексте различных подходов. Дифференцированы понятия «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие». Описаны результаты исследования составляющих психологического благополучия как разновидности субъективного благополучия, а также видов субъективного благополучия у обучающихся высшей школы юношеского возраста. Указаны половые различия в субъективном благополучии юношей и девушек, имеющих социальный статус студентов. The article reveals the psychological essence of well-being in the context of various approaches. The concepts of «psychological well-being» and «subjective wellbeing » are differentiated. The results of the study of the components of psychological well-being as a kind of subjective well-being, as well as types of subjective well-being in students of higher school of youthful age are described. Gender differences in the subjective well-being of boys and girls with the social status of students are indicated.
- ЭлементСтилевые характеристики мышления студентов-белорусов и студентов-узбеков(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Хоружая, В. Г.В статье систематизированы исследования стилей мышления в современной психологии, в том числе исследования белорусских ученых. Представлены результаты эмпирического исследования типов мышления и стилей мышления студентов белорусской и узбекской национальностей. Описаны половые и национальные различия в стилевых характеристиках мышления студентов, которые могут быть учтены при построении образовательного процесса в высшей школе. The article systematizes research on thinking styles in modern psychology, including research by Belarusian scientists. The results of an empirical study of the types of thinking and thinking styles of students of Belarusian and Uzbek nationalities are presented. Gender and national differences in the stylistic characteristics of students' thinking are described, which can be taken into account when building the educational process in higher education.
- ЭлементИзобретения и наука в современном обществе(Барановичи : БарГУ, 2024) Щепочкина, Ю. А.Человек познает законы природы, общества и своего собственного мышления в процессе активной научной и изобретательской деятельности. В ХХI веке изобретения настолько влияют на науку, что зачастую даже сама глубина познания наукой объективной истины лимитируется создаваемыми новшествами. Большая доля создаваемых изобретений в настоящее время смещается в область изменения химического состава веществ и материалов, биотехнологии, использования различных полей, излучений, касается способов и устройств получения, хранения и переработки информации. Различные области науки и техники находятся на разных этапах эволюционного развития. Чем сложнее поставленная задача, тем важнее симбиоз научной и изобретательской деятельности. Изобретения, их количество и объём использования, включая трансфер патентованных технологий, являются одним из основных показателей экономического, технологического и социального состояния развитых и развивающихся стран. Научные достижения и изобретения можно рассматривать как некий постоянно пополняемый разными странами международный фонд, из которого своевременно или с запозданием выбираются и осваиваются те новшества, которые на данном этапе технологического или иного интеллектуального развития становятся востребованными мировым сообществом или сообществами отдельных стран. A person learns the laws of nature, society and his own thinking in the process of active scientific and inventive activity. In the 21st century, inventions have such an impact on science that often even the very depth of knowledge of objective truth by science is limited by the innovations created. A large proportion of the inventions being created are currently shifting to the field of modification of the chemical composition of substances and materials, biotechnology, the use of various fields, radiation, and concerns methods and devices for obtaining, storing and processing information. Different fields of science and technology are at different stages of evolutionary development. The more difficult the task, the more important the symbiosis of scientific and inventive activity. Inventions, their number and volume of use, including the transfer of patented technologies, are one of the main indicators of the economic, technological and social condition of developed and developing countries. Scientific achievements and inventions can be considered as a kind of international fund constantly replenished by different countries, from which those innovations that at this stage of technological or other intellectual development become in demand by the world community or communities of individual countries are selected and mastered in a timely or belated manner.