Взаимосвязь особенностей межполушарной асимметрии и механизмов речи у поздних билингвов
Эскиз недоступен
Дата
2021
Авторы
Название журнала
Номер ISSN
Название тома
Издатель
БарГУ
Анотация
Статья посвящена анализу теоретических представлений и данных экспериментальных исследований
отечественных и зарубежных ученых по вопросу особенностей функционирования межполушарной асимметрии головного мозга в процессе изучения иностранных языков и соотнесения их с механизмами речи у поздних
билингвов. Обнаружено, что многие авторы сходятся во мнении об активизации субдоминантного полушария
на начальном этапе изучения иностранного языка, что свидетельствует об использовании нетрадиционной для
обучающегося стратегии. В то же время сами компоненты механизмов речи остаются неизменными: в качестве
ключевых выступают вероятностное прогнозирование и переключение языковых кодов.
Автор приходит к выводу, что языковому прогнозированию необходимо специально обучать как умению
выдвигать гипотезы, причем на родном языке, а на иностранном — умению подтверждать их на всех языковых
уровнях. Однако стиль работы с правополушарными и левополушарными обучаемыми должен несколько разниться.
Автор выдвигает гипотезу о целесообразности изучения обучающего потенциала восприятия двуязычного аудитивного материала в дихотическом режиме.
The article is devoted to the analysis of domestic and foreign scientists’ theoretical ideas and research data on the
peculiarities of the brain interhemispheric asymmetry functioning during the process of foreign languages learning and
their correlation with the mechanisms of late bilinguals’ speech. It is found that many authors agree on the activation of
the subdominant hemisphere at the initial stage of a foreign language learning. Accordingly, during this period, a foreign
language linguistic reality is processed through a slightly different strategy, which is not peculiar to the student. At
the same time the key speech mechanism components remain themselves unchanged: probabilistic forecasting and language
code switching.
The author comes to the conclusion that language forecasting should be specially trained as the ability to put
forward hypotheses (on the bases of a native language), and in a foreign language — the ability to confirm the hypotheses
at all language levels. However, the style of work with right-brain and left-brain trainees should be somewhat different.
The author puts forward a hypothesis about the expediency of studying the learning potential of bilingual auditory
material perception in a dichotic mode.
Описание
Вестник БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки.– 2021. – Вып. 9. – 106 с.
Ключевые слова
обучение иностранным языкам, межполушарная асимметрия, механизмы речи, билингвизм, interhemispheric asymmetry, speech mechanisms, bilingualism
Библиографическое описание
Манкевич, Ж. Б. Взаимосвязь особенностей межполушарной асимметрии и механизмов речи у поздних билингвов / Ж. Б. Манкевич // Вестник БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки.– 2021. – Вып. 9. – С. 61–67.