ъ2025 год Выпуск 17.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать ъ2025 год Выпуск 17. по названию
Сейчас показывают 1 - 13 из 13
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементВзаимосвязь одиночества и склонности к девиантному поведению у подростков(БарГУ, 2025) Терещенко, М. В.; Корзун, С. А.; Tereshchenko, M. V.; Korzun, S. A.Статья освещает проблему одиночества и девиантного поведения в подростковом возрасте. Рассмотрен ряд подходов к проблеме одиночества. Феномен одиночества можно представить в диапазоне от чувства одиночества и социальной изоляции до болезненного переживания вынужденной изоляции или добровольного уединения, связанного с экзистенциальным кризисом и поиском выхода из него. В статье представлены результаты эмпирического исследования. Установленные взаимосвязи позволяют предположить, что переживание подростками чувства одиночества провоцирует их «в уход» в аддиктивное, делинквентное и аутодеструктивное поведение. Мальчики-подростки демонстрируют в большей степени склонность к делинквентному поведению, преодолению норм и правил, агрессии и насилию. Девочки-подростки демонстрируют неприятие своей женской роли, склонность к делинквентному поведению, преодолению норм и правил, самоповреждающему и саморазрушающему поведению. This article highlights the problem of loneliness and deviant behavior inclinations in adolescence. A number of approaches to the problem of loneliness are considered. The phenomenon of loneliness can be presented in the range from a feeling of loneliness and social isolation to a painful experience of forced isolation or voluntary solitude associated with an existential crisis and the search for a way out of it. The article presents the empirical study results. The established relationships suggest that the feeling of loneliness by adolescents provokes them to “escape” into addictive, delinquent and self-destructive behavior. Adolescent boys demonstrate a greater tendency to delinquent behavior, to get over the norms and rules, to aggression and violence. Adolescent girls demonstrate their female role rejection, a tendency to delinquent behavior, to get over the norms and rules, and a tendency to self-harming and selfdestructive behavior.
- ЭлементКоммуникативные знания как основа формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов инклюзивного образовательного пространства(БарГУ, 2025) Кривуть, М. Л.; Krivut, M. L.В статье обоснована значимость овладения коммуникативными знаниями будущими педагогами как компонентом коммуникативной компетентности педагога, необходимой для успешного решения задач обучения и воспитания в инклюзивном образовательном пространстве. Приводится авторская дефиниция коммуникативной компетентности педагога. Представлено содержательное описание уровней сформированности коммуникативных знаний педагога, выполняющего свои профессиональные функции в условиях реализации принципа инклюзии в образовании. Описаны результаты эмпирического исследования коммуникативных знаний студентов выпускных курсов педагогических специальностей, полученные с применением авторского диагностического инструментария. Обоснована роль изучения учебной дисциплины «Коммуникативная деятельность педагога инклюзивного образования» для формирования у будущих педагогов коммуникативных знаний. Показана значимость дополнительной подготовки будущих педагогов для накопления коммуникативных знаний, необходимых для качественной педагогической деятельности в условиях инклюзивного образовательного пространства. The article substantiates the importance of mastering communicative knowledge by future teachers as a component of the communicative competence of a teacher, necessary for the successful solution of the problems of training and education in an inclusive educational space. The author’s definition of the communicative competence of a teacher is given. A meaningful description of the levels of formation of communicative knowledge of a teacher performing his professional functions in the context of implementing the principle of inclusion in education is presented. The results of an empirical study of communicative knowledge of final-year students of pedagogical specialties, obtained using the author's diagnostic tools, are described. The role of studying the academic discipline “Communicative activity of a teacher of inclusive education” for the formation of communicative knowledge in future teachers is substantiated. The importance of additional training of future teachers for the accumulation of communicative knowledge necessary for high-quality pedagogical activity in an inclusive educational space is shown.
- ЭлементКонвергентный подход как методологическое основание педагогических исследований технологической направленности(БарГУ, 2025) Астрейко, С. Я.; Лукашеня, З. В.; Astreyko, S. Ya.; Lukashenia, Z. V.В статье представлены результаты исследования конвергенции как инструмента продуктивности педагогических исследований будущих учителей трудовой и технологической подготовки учащихся. На основе последовательного терминологического анализа авторами выведено собственное понимание дефиниции «конвергентный подход». В педагогическом исследовании технологической направленности он трактуется как совокупность принципов (междисциплинарности, рефлексивной итеративности, практической направленности, инновационной открытости к новым идеям), способствующих интеграции различных технологий и методов, теорий и практик осуществления исследуемой технологической или художественной деятельности для более глубокого понимания, реализуемых в её составе процессов и явлений. Конвергентный подход, по мнению авторов, помогает создать более полное и комплексное понимание технологических процессов, реализуемых в составе исследуемой деятельности, что, в свою очередь, способствует разработке эффективных решений и стратегий использования их в педагогике. The article presents the results of the study of convergence as a tool for the pedagogical research productivity of future teachers of labor and technological training of students. Based on a consistent terminological analysis, the authors have derived their own understanding of the “convergent approach” definition. In the pedagogical research of technological orientation, it is interpreted as a set of principles (interdisciplinarity, reflexive iterativity, practical orientation, innovative openness to new ideas) that facilitate the integration of various technologies and methods, theories and practices of implementing the studied technological or artistic activity for a deeper understanding of the processes and phenomena implemented in its composition. The convergent approach, according to the authors, helps to create a more complete and comprehensive understanding of the technological processes implemented in the studied activity composition, which, in its turn, contributes to the development of effective solutions and strategies for their use in pedagogy.
- ЭлементМодель ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода(БарГУ, 2025) Пузыревич, Н. Л.; Puzyrevich, N. L.В статье представлены результаты теоретико-методологического и эмпирического анализа проблемы ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода. На примере анализа работ Б. Г. Ананьева, Ш. Бюлер, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Х. Томэ доказана целесообразность выбора событийно-биографического подхода в качестве методологического основания для решения проблемы формирования ценности жизни в подростковом возрасте. Отмечается, что ценность жизни связана с жизненным опытом подростков, включающим отношение, переживание и преодоление кризисных событий жизненного пути. Разработана модель ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода, позволяющая рассматривать процесс преобразования безусловной ценности жизни в условную ценность жизни как маркер антивитальных переживаний - обратимых предсуицидальных состояний, характеризующихся невозможностью события с кризисными событиями жизненного пути и отсутствием рефлексивной позиции по отношению к жизни. Сделан вывод о целесообразности смены парадигмы превентивной работы по проблеме суицидального поведения подростков в направлении перехода от риск-ориентированных подходов к укреплению протективных факторов. The article presents the results of a theoretical, methodological and empirical analysis of the problem of the value of adolescents’ live in the context of an event-biographical approach. Using the example of the analysis of the works of B. G. Ananyev, S. Buler, E. I. Golovakhi, A. A. Kronik, N. A. Rybnikov, S. L. Rubinstein, H. Tome, the expediency of choosing an event-biographical approach as a methodological basis for solving the problem of forming the value of life in adolescence is proved. It is noted that the value of life is related to the life experience of adolescents, including the attitude, experience and overcoming of crisis events of the life path. The value of adolescents’ life model has been developed in the context of an event-biographical approach, which makes it possible to consider the process of converting the unconditional value of life into the conditional value of life as a marker of anti-life experiences - reversible pre-suicidal states characterized by the inability to cope with the crisis events in life and the lack of a reflexive attitude towards life. The conclusion is made about the expediency of changing the preventive work paradigm on the problem of suicidal behavior of adolescents in the direction of moving from risk-oriented approaches to strengthening protective factors.
- ЭлементО специфике и оценке эффективности методической системы компьютерно-педагогического сопровождения практико-ориентированного обучения математике будущих инженеров(БарГУ, 2025) Бадак, Б. А.; Badak, B. A.В статье описаны особенности практико-ориентированной математической подготовки будущих инженеров в Республике Беларусь. Приведены выявленные автором психолого-педагогические предпосылки трансформации процесса обучения математике студентов технического университета, обеспечивающие формирование практико-ориентированной цифровой математической компетенции будущих инженеров. Представлены установленные автором дидактические принципы, обеспечивающие функционирование методической системы компьютерно-педагогического сопровождения при практико-ориентированном обучении математике студентов инженерных специальностей: актуализации универсальных компетенций, первичности практико-ориентированной учебной деятельности, практико-ориентированного целеполагания, межпредметной интеграции, активного включения, а также требования гуманизации, фундаментализации, профессиональной мотивации посредством реализации компьютерного математического моделирования, преемственности в обучении математике. Особенность методической системы выражается в дополнении всех ее компонентов обновленным межпредметным содержанием в условиях цифровизации современного инженерного образования. Анализ эффективности приведённой методической системы практико-ориентированного обучения математике будущих инженеров посредством статистических методов подтвердил успешность внедренной методики. The article describes the features of practice-oriented mathematical training of future engineers in the Republic of Belarus. The author identifies psychological and pedagogical prerequisites for transforming the process of teaching mathematics to students of a technical university, ensuring the formation of practice-oriented digital mathematical competence of future engineers. The didactic principles established by the author are presented, ensuring the functioning of the methodological system of computerpedagogical support in practice-oriented teaching of mathematics to students of engineering specialties: updating universal competencies, the primacy of practice-oriented educational activities, practice-oriented goal-setting, interdisciplinary integration, active inclusion, as well as the requirements of humanization, fundamentalization, professional motivation through the implementation of computer mathematical modeling, continuity in teaching mathematics. The peculiarity of the methodological system is expressed in the addition of all its components with updated interdisciplinary content in the context of digitalization of modern engineering education. The analysis of the effectiveness of the presented methodological system of practice-oriented teaching of mathematics to future engineers using statistical methods confirmed the success of the implemented methodology.
- ЭлементОпыт привлечения абитуриентов на специальности «образование в области физической культуры» и «организация и управление физической культурой, спортом и туризмом»(БарГУ, 2025) Унсович, А. Н.; Филимонова, Н. И.; Unsovich, А. N.; Filimonova, N. I.В статье актуализирована проблема осознанного выбора абитуриентами специальностей для получения высшего образования. Представлены результаты анкетирования студентов I курса специальностей «образование в области физической культуры» и «организация и управление физической культурой, спортом и туризмом» по выявлению факторов выбора специальности. Определена роль преподавателей, учителей физической культуры и здоровья в организации профориентационной деятельности. Выявлены ключевые условия эффективности деятельности профильных спортивно-педагогических классов. Для обеспечения осознанного выбора учащимися будущей профессиональной деятельности и дальнейшего обучения представлена технология работы по профориентации обучающихся спортивно-педагогических классов средствами учебного предмета «Физическая культура и здоровье». Описан опыт профориентационной деятельности учреждения образования «Барановичский государственный университет» в аспекте проводимых мероприятий для абитуриентов спортивно-педагогических специальностей. Определены перспективы совершенствования профориентационной работы кафедры психологии и физического воспитания. The article actualizes the problem of conscious choice of specialties for obtaining higher education by applicants. The results of the survey of first-year students of the specialties “Education in the field of physical education” and “Organization and management of physical culture, sports and tourism” to identify the factors of choosing a specialty are presented. The role of teachers, physical education and health teachers in organizing career guidance activities is determined. The key conditions for the effectiveness of specialized sports and pedagogical classes are identified. In order to ensure an informed choice by students of future professional activities and further education, a technology of work on career guidance for students of sports and pedagogical classes by means of the subject “Physical Education and Health” is presented. The experience of career guidance activities of the institution of education “Baranavichy State University” is described in the aspect of events held for applicants of sports and pedagogical specialties. Prospects for improving the career guidance work of the Department of Psychology and Physical Education are determined.
- ЭлементПерцэптыўны свет і філасофія быцця ў паэзіі Уладзіміра Чараухіна: ад міфапаэтыкі да экзістэнцыйнай лірыкі(БарГУ, 2025) Бараноўскі, А. А.; Baranovsky, A. A.Артыкул прысвечаны аналізу паэтычнай творчасці Уладзіміра Чараухіна, якая вылучаецца адметным спалучэннем перцэптыўнага светаўспрымання, глыбокай філасофскай рэфлексіі і арыгінальнага выкарыстання міфапаэтычных элементаў. Асноўная ўвага надаецца даследаванню фальклорных матываў, сінестэтычных вобразаў і экзістэнцыйных аспектаў яго лірыкі. Асэнсаванне асаблівасцей паэтычнай мовы і светабачання аўтара дазваляе выявіць яго ролю ў развіцці сучаснай беларускай літаратуры і ўзаемасувязь з нацыянальнай культурнай традыцыяй. Таксама даследчык звяртае ўвагу на ТАТМІР — творчы тандэм Таццяны Дарошка і Уладзіміра Чараухіна, літаратурны феномен, які аб’ядноўвае ўнікальныя паэтычныя галасы ў адзіную мастацкую плынь. Іх сумесныя тэксты спалучаюць быццёвую філасофію і тонкі лірызм, даследуючы фундаментальныя пытанні чалавечага існавання. Не засталіся па-за ўвагай пісьменнікаў і творчыя эксперыменты, якія выяўляюцца як у формах, так і ў змесце іх твораў, спрыяючы пашырэнню межаў айчыннага прыгожага пісьменства. The article is dedicated to analyzing the poetic works of Uladzimir Charaukhіn, that are distinguished by a unique combination of perceptual worldview, profound philosophical reflection, and original use of mythopoetic elements. Particular attention is paid to the exploration of folkloric motifs, synesthetic imagery, and existential aspects of his poetry. The study of the author’s poetic language and worldview reveals his role in the development of contemporary Belarusian literature and connection to the national cultural tradition. The researcher also highlights TATMIR - a creative tandem of Tatsiana Daroshka and Uladzimir Charaukhіn, a literary phenomenon that unites their unique poetic voices into a single artistic stream. Their collaborative texts blend existential philosophy with delicate lyricism, addressing fundamental questions of human existence. The writers’ creative experiments in both form and content have not gone unnoticed, contributing to the expansion of the boundaries of Belarusian literature.
- ЭлементПроект философской психологии С. Л. Франка(БарГУ, 2025) Иценко, А. Г.; Itsenko, A. G.В статье автор продолжает рассматривать воззрения русского философа С. Л. Франка в их философско-психологическом сегменте. Поднимаются такие блоки в рамках указанной философско-психологической проблематики, как соотношение внутреннего духовного мира человека и физиологических закономерностей, связь социального и индивидуального, проблемы целостности личности и концепции «души», единства душевной жизни, возможности опытного познания духовной жизни, динамизм внутреннего мира человека, а также связь узкопсихологических и гносеологических возможностей «души» и др. Показано, что С. Л. Франк оставался верен как своим методологическим установкам, так и базовым философско-психологическим идеям. Автор приходит к выводу, что религиозно-философские и антропологические установки философа, с одной стороны, ограничивали научный анализ «души», с другой - открывали определённые перспективы изучения внутреннего мира человека. In the article, the author continues to consider the views of the Russian philosopher S. L. Frank in their philosophical and psychological segment. The following blocks are raised within the framework of the specified philosophical and psychological problems, such as the relationship between the person’s inner spiritual world and physiological laws, the connection between the social and the individual, the problem of the integrity of the person and the concept of “soul”, the unity of the spiritual life, the possibility of experiential knowledge of the spiritual life, the dynamism of the inner human world and, as well as the close connection between the psychological and epistemological possibilities of the “soul”, etc. It is shown that S. L. Frank remained true to both his methodological attitudes and basic philosophical and psychological ideas. The author comes to the conclusion that the philosopher’s religious-philosophical and anthropological attitudes, on the one hand, limited the scientific analysis of the “soul”, and on the other hand, opened up certain perspectives for the study of the Man’s spiritual world.
- ЭлементПрофессионализация будущего педагога в современной информационно-образовательной среде(БарГУ, 2025) Петрушко, Т. В.; Petrushko, T. V.В статье проведен обзор источников психолого-педагогической литературы, направленный на исследование содержания ключевых понятий, необходимых для определения сущности профессионализации. Представлены основные компоненты и стратегии профессионализации будущего педагога в условиях современной информационно-образовательной среды. Отмечен вклад профессиональной ориентации обучающихся на этапе выбора профессии, профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов в успешность профессионализации педагогов. Описана сущность профессионализма как результата профессионализации педагогов. Предложена модель веб-сайта ресурсного центра профессионализации, определены методологические подходы, принципы, цель, направления и ожидаемые результаты деятельности, которые обусловливают создание системы поддержки, способствующей качественному образованию и подготовке специалистов, определены условия деятельности, обеспечивающие доступ к качественным образовательным ресурсам, взаимодействие со специалистами и возможности для самореализации. The article provides an overview of the sources of psychological and pedagogical literature aimed at researching the content of key concepts necessary to determine the essence of professionalization. The main components and strategies of professionalization of a future teacher in a modern information and educational environment are presented. The contribution of the professional orientation of students at the stage of choosing a profession, the professional training of students as future specialists to the success of the professionalization of teachers is noted. The essence of professionalism as a result of the professionalization of teachers is described. A model of the website of the Resource Center for Professionalization is proposed, methodological approaches, principles, goals, directions and expected results of activities are identified, which determine the creation of a support system that promotes high-quality education and training of specialists, the conditions of activity providing access to high-quality educational resources, interaction with specialists and opportunities for self-realization are defined.
- ЭлементТипология психологического благополучия профессионально успешных и неуспешных педагогов(БарГУ, 2025) Касперович, В. В.; Kasperovich, V. V.В статье актуализирована проблема психологического благополучия педагога. Рассмотрены подходы к пониманию понятия «психологическое благополучие», уточнены научные представления о содержании и структуре психологического благополучия. Проанализированы детерминанты психологического благополучия личности в педагогической деятельности. Обосновано, что возможность профессиональной самореализации имеет связь с профессиональной успешностью. В этой связи психологическое благополучие педагога рассматривается как предиктор профессиональной успешности. Представлены результаты эмпирического исследования педагогов по показателям психологического благополучия и его личностных детерминант (индивидуально-личностные черты, ценности и жизнестойкость). С использованием кластерного анализа данных определены типы педагогов, отличающихся личностными чертами, характеристиками жизнестойкости, приверженностью ценностям, уровнем самоэффективности, параметрами субъективного благополучия: относительно благополучные, благополучные и жизнестойкие, недостаточно благополучные, неблагополучные. The article actualizes the problem of psychological well-being of a teacher. The approaches to understanding the concept of “psychological well-being” are considered, scientific ideas about the content and structure of psychological well-being are clarified. The determinants of psychological well-being of an individual in pedagogical activity are analyzed. It is substantiated that the possibility of professional self-realization is related to professional success. In this regard, the psychological well-being of a teacher is considered as a predictor of professional success. The results of an empirical study of teachers on indicators of psychological well-being and its personal determinants (individual and personal traits, values and resilience) are presented. Using cluster analysis of data, types of teachers are determined that differ in personal traits, characteristics of resilience, commitment to values, level of self-efficacy, parameters of subjective well-being: relatively prosperous, prosperous and resilient, insufficiently prosperous, and disadvantaged teachers.
- ЭлементХарактеристики эмоционального интеллекта и эмоциональной саморегуляции мальчиков-подростков, исполняющих различные роли в буллинге(БарГУ, 2025) Яценко, Т. Е.; Милодовская, А. В.; Yatsenko, T. E.; Milodovskaya, A. V.В статье актуализирована проблема сохранения буллинг-процессов в подростковой среде вследствие низкого уровня развития эмоционального интеллекта и ориентации подростков на неэффективные стратегии регуляции эмоций. Описаны психологические механизмы влияния навыков понимания и управления подростками эмоциями на занятие ими одной из позиций в буллинге (преследователь, помощник преследователя, жертва, защитник жертвы, наблюдатель). Представлены эмпирически установленные структурно-содержательные характеристики внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, когнитивных стратегий регуляции эмоций мальчиков-подростков в зависимости от привычной для них роли в буллинге. Отражены выявленные в исследовании инвариантные и вариативные характеристики эмоциональной саморегуляции и эмоционального интеллекта мальчиков-подростков, являющихся жертвами разных видов буллинга (жертвы социального исключения, отвержения статусными фигурами, отвержения в диадных отношениях и пр.), а также мальчиков-подростков, прибегающих к разным видам виктимизации сверстников (прямой, косвенный, физический, психологический буллинг и пр.). The article actualizes the problem of the persistence of bullying processes in the teenage environment due to the low level of emotional intelligence development and the orientation of teenagers to ineffective strategies of emotion regulation. The psychological mechanisms of the skills influence of understanding and managing teenagers’ emotions on their occupation of one of the positions in bullying (persecutor, assistant to the persecutor, victim, defender of the victim, observer) are described. The empirically established structural and substantive characteristics of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence, cognitive strategies of emotion regulation of teenage boys depending on their usual role in bullying are presented. The invariant and variable characteristics of emotional self-regulation and emotional intelligence of adolescent boys who are victims of different types of bullying (victims of social exclusion, rejection by status figures, rejection in dyadic relationships, etc.), as well as adolescent boys who resort to different types of peer victimization (direct, indirect, physical, psychological bullying, etc.) are reflected in the study.
- ЭлементЭкологическое сознание и современный литературный процесс(БарГУ, 2025) Криштоп, И. С.; Kryshtop, I. S.На современном этапе формирование экологического мировоззрения невозможно рассматривать вне его художественного воплощения, поэтому целью данной работы выступило уточнение специфики отражения экологического сознания общества в литературном творчестве. Установлено, что осмысление взаимоотношений людей и природы трансформировалось по мере того, как изменялись представления о возможностях и границах человеческого развития. Более того, в художественных произведениях экологическая тематика и соответствующие мотивы свидетельствуют не только о перманентном конфликте человека и природы, но и о переходе к экоцентрической эстетике, выраженной посредством отрицания главенствующей роли человека и признания равных прав всего живого на существование. Учитывая специфику изображаемой действительности, произведения с экологической проблематикой можно разделить на две группы: литература об экологической катастрофе и литература о коэволюции. Nowadays the formation of ecological worldview cannot be considered over and above its artistic realization, so the aim of this article is to identify the specificity of the reflection of ecological consciousness in modern fiction. It has been established that the interpretation of the relationship between people and nature has been transformed as ideas about the possibilities and limits of human development have changed. Moreover, ecological themes and motifs in literature testify not only for the permanent human-nature conflict, but also draw attention to ecocentric aesthetics which is expressed in the denial of the predominant role of a man and the acknowledgement of equal rights of all living beings to exist. Taking into account the peculiarities of reality construction contemporary fiction can be divided into two groups: literature about ecological catastrophe and literature about coevolution.
- ЭлементЯзык романов С. И. Виткевича(БарГУ, 2025) Михалевич, И. А.; Mikhalewich, I. A.Главное достоинство любого романа - богатый литературный язык, на котором он написан, а автор является не только его носителем, но и творцом. При создании художественного произведения каждый писатель использует ту лексическую базу, которая находится в его распоряжении. Станислав Игнаций Виткевич умело применяет не только выразительные средства родного языка, но и активно внедряет заимствования, что придает его романам особый колорит. Настоящая статья посвящена анализу отличительных особенностей художественного стиля писателя. Говоря об авторском стиле в контексте данной работы, мы имеем в виду уникальность языка романиста и его манеру изложения. В результате проведенного исследования установлено, что своеобразие прозы польского писателя полностью передает стремление Виткевича показать катастрофизм мира, вырождение культуры и, соответственно, языка. Это отражается в нагромождении текста романов всевозможными комментариями, кавычками, примечаниями, новыми непонятными словами, а также вульгаризмами и разговорной лексикой. The main advantage of any novel is the rich literary language in which it is written, and the author is not only its native speaker, but also its creator. When creating a work of art, each writer turns to the lexical fund of the language that is at his disposal. Stanislav Ignacy Vitkevich skillfully uses not only the expressive means of his native language, but also actively introduces borrowings, that gives his novels a special flavor. This article is devoted to the analysis of the writer’s artistic style distinctive features. Speaking about the author’s style in the context of this work, we mean the uniqueness of the novelist’s language and his manner of presentation. As a result of the research, it was discovered that the originality of the Polish writer's prose fully conveys Vitkevich’s desire to show the catastrophism of the world, the degeneration of culture and, consequently, language. This is reflected in the piling up of the text of novels with all kinds of comments, quotation marks, notes, new incomprehensible words, as well as vulgarisms and colloquial vocabulary.