2018 год Выпуск 7.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2018 год Выпуск 7. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 34
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАктуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов (Вып. 7)(БарГУ, 2018) Кочурко, В. И.; Яценко, Т. Е.; Игумнов, С. А.; Коломинский, Я. Л.; Лосик, Г. В.; Рубцов, В. В.; Панов, В. И.; Савчин, М. В.; Селиванов, В. В.; Ореховская, Н. А.; Белановская, О. В.; Велента, Т. Ф.; Карягина, Т. Д.; Клещёва, Е. А.; Медведская, Е. И.; Олифирович, Н. И.; Быковская, Е. Д.Межвузовский сборник содержит статьи, посвященные актуальным проблемам возрастной, педагогической и социальной психологии. Представлены результаты теоретико-эмпирических исследований и авторские методические разработки. Адресуется специалистам системы профессионального образования, студентам учреждений высшего образования, аспирантам, научным и практическим работникам в области образования.
- ЭлементВзаимосвязь мотивации учебной деятельности и перфекционизма в ранней юности(БарГУ, 2018) Коптева, С. И.; Kopteva, S. I.В статье представлены сущностные характеристики мотивации учебной деятельности и перфекционизма как личностного свойства. Приведена дифференциация перфекционизма на здоровый и патологический, систематизированы признаки невротического перфекционизма. Представлены результаты исследования учебной мотивации и перфекционизма в раннем юношеском возрасте. Описаны особенности мотивации учения старшеклассников, обладающих перфекционизмом, ориентированным на себя, на других людей, и социально предписанным перфекционизмом. The article presents the essential characteristics of motivation of educational activity and perfectionism as a personal property. The differentiation of perfectionism into healthy and pathological is given, signs of neurotic perfectionism are systematized. The results of the study of educational motivation and perfectionism in early adolescence are presented. The features of the motivation of the teaching of senior pupils who have perfectionism oriented toward themselves, on other people, and socially prescribed perfectionism are described.
- ЭлементВзаимосвязь образа «Я-виртуальное» и склонности к интернет-аддикции у мужчин экспрессивного типа личности(БарГУ, 2018) Олифирович, Н. И.; Быковская, Е. Д.; Olifirovich, N. I.; Bykovskaya, E. D.В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи экспрессивных черт личности мужчин, обладающих разным уровнем интернет-аддикции, и качеств, составляющих их образ «Я-виртуальное». Качества, включенные в образы «Я-виртуальное» мужчин на разных стадиях интернет-аддикции, анализируются по параметру конгруэнтности / неконгруэнтности экспрессивным чертам личности. Описаны критерии идентификации экспрессивных мужчин в социальных сетях Интернет по особенностям ведения виртуальной коммуникации и реализации специфической формы самопрезентации. The article presents the results of the study of the relationship between the expressive personality traits of men with different levels of Internet addiction and the qualities that make up their image of ―I-virtual‖. The qualities included in the images of ―I-virtual‖ men at different stages of the Internet addiction are analyzed by the congruence /incongruence parameter expressive personality traits. The criteria for the identification of expressive men in social networks of the Internet are described in terms of the peculiarities of virtual communication and the implementation of a specific form of self-presentation.
- ЭлементВзаимосвязь перфекционизма и жизненной перспективы у студентов педагогических специальностей(БарГУ, 2018) Шишко, А. Н.; Shishko, A. N.В статье актуализирована проблема становления жизненной перспективы в юношеском возрасте. Перфекционизм рассматривается как личностное свойство, определяющее специфику планирования человеком жизненной песрпективы. Приведены результаты эмпирического исследования ценностной, целевой, характерологической составляющих жизненной перспективы студентов с нормальным и патологическим перфекционизмом. The article actualizes the problem of the formation of life prospects in adolescence. Perfectionism is seen as a personal property that determines the specifics of planning a person’s life-story. The results of empirical research of the value, target, characterological components of the students' life prospects with normal and pathological perfectionism are presented.
- ЭлементВзаимосвязь склонности к интернет-аддикции с учебной и межличностной тревожностью в ранней юности(БарГУ, 2018) Яценко, Т. Е.; Черник, А. В.; Yatsenko, T. E.; Chernik, A. V.Статья посвящена проблеме роста интернет-аддиктивного поведения юношей и девушек, переживающих кризис учебной и социально-психологической адаптации. Приведены данные, доказывающие массовость и стремительное распространение проблемы интернет-аддикции среди обучающихся. Обозначены сущностные характеристики интернет-аддикции и тревожности как психологических феноменов. Описаны симптоматические проявления интернет-аддикции, характерные для юношей и девушек, обладающих высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности в учебной деятельности и межличностных отношениях. The article is devoted to the problem of the growth of the Internet addictive behavior of young men and girls experiencing a crisis of educational and socio-psychological adap-tation. The data proving the mass character and rapid spread of the problem of Internet addiction among students are given. The essential characteristics of Internet addiction and anxiety as psychological phenomena are indicated. Symptomatic manifestations of Internet addiction, characteristic for young men and women, possessing a high level of personal and situational anxiety in educational activity and interpersonal relations are described.
- ЭлементКонтекстное наполнение представлений о патриотизме у учащейся молодежи(БарГУ, 2018) Кишея, И. Л.; Kisheya, I. L.В статье рассмотрены результаты изучения представлений о патриотизме у учащейся молодежи. Приводятся сравнительные эмпирические данные, полученные в ходе изучения специфики представлений о патриотизме. С помощью метода контент-анализа установлены содержательные контекстные особенности представлений о патриотизме. Эмпирически выявлена специфика «косвенных» представлений о патриотизме у современной молодежи на разных возрастных этапах. The article presents the results of studying of the ideas about patriotism among students. Comparative empirical data obtained in the course of studying of the specifics of ideas about patriotism are given. With the help of the method of content analysis, the content contextual features of the notions of patriotism have been established. The specificity of the ―indirect‖ ideas about patriotism among young people at different age stages has been revealed empirically
- ЭлементКросс-культурные различия стратегий разрешения конфликтов в белорусских и израильских супружеских парах(БарГУ, 2018) Грицевич, Т. Д.; Олих, Ю. В.; Gritsevich, T. D.; Olikh, Yu. V.В статье представлены эмпирически выявленные различия в выборе стратегий при разрешении конфликтов супружескими парами, проживающими в Республике Беларусь и в Израиле. Приведено описание преобладающих стратегий поведения в конфликте, характерных для белорусских и израильских мужчин и женщин, а также зависимость этих стратегий от важнейших ценностей. The article presents empirically revealed differences in the choice of strategies for resolving conflicts by married couples living in the Republic of Belarus and in Israel. The description of the prevailing strategies of behavior in the conflict, characteristic for Belarusian and Israeli men and women, as well as the dependence of these strategies on the most important values.
- ЭлементКультурно-психологогический фрейм воспитания в преподавании педагогической психологии(БарГУ, 2018) Малиновский, Е. Л.; Malinovsky, E. L.Статья посвящена актуализации вопросов воспитания посредством фрейма логически нормативных и ценностно-образных компонентов личности, что позволяет адекватно моделировать персональные компетенции субъекта деятельности, исполняя их структуру интердетерминантами взаимопонимания в условиях культурного многообразия и индивидуальных различий. The article is devoted to the actualization of the issues of upbringing by means of a frame of logically normative and value-figurative components of the personality that allows to adequately model the personal competences of the subject of activity, fulfilling their structure by the interdeterminants of mutual understanding in conditions of cultural diversity and individual differences.
- ЭлементМежэтническая толерантность как фундамент межличностных отношений в современном образовательном пространстве(БарГУ, 2018) Котько, Е. Л.; Косая, Д. В.; Katsko, E. L.; Kosaya, D. V.Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования межэтнической толерантности в современном образовательном пространстве. Раскрыта сущность феномена «толерантность». Предложены пути расширения и углубления у студентов знаний об межэтнических взаимоотношениях. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей межэтнических отношений студентов. The article is devoted to the problem of the formation of interethnic tolerance in the modern educational space. The essence of the phenomenon of ―tolerance‖ is revealed. Proposed the ways to expand and deepen students’ knowledge about interethnic relationships are revealed. The results of an empirical study of the peculiarities of interethnic relations of students are described.
- ЭлементМодель формирования профессионально-личностного профиля будущего педагога инклюзивного образования(БарГУ, 2018) Пономарёва, Е. И.; Герасимович, Е. Н.; Ponomareva, E. I.; Gerasimovich, E. N.В статье рассмотрено понятие «профессионально-личностный профиль педагога инклюзивного образования». Предложено описание макета модели формирования профессионально-личностного профиля будущего педагога инклюзивного образования. In the article the concept "professional-personal profile of the teacher of inclusive education" is considered. A description of the model of the formation of the professional and personal profile of the future teacher of inclusive education is proposed.
- ЭлементОсновные тенденции поведения в конфликте руководителей учреждений образования(БарГУ, 2018) Грицевич, Т. Д.; Жерко, Д. И.; Gritsevich, Т. D.; Zherko, D. I.В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями поведения в конфликте руководителей учреждений образования. Описываются виды и стили конфликтного поведения, причины, предшествующие возникновению конфликтной ситуации. В работе представлены результаты исследования основных и преобладающих тенденций поведения в конфликте руководителей. The article deals with topical issues related to the specifics of behavior in the conflict of heads of educational institutions. The types and styles of conflict behavior, the causes that precede the emergence of a conflict situation are described. The paper presents the results of the study of the main and prevailing tendencies of behavior in the leaders’ conflict.
- ЭлементОсобенности гендерной идентичности в старшем юношеском возрасте(БарГУ, 2018) Москалюк, В. Ю.; Moskalyuk, V. Y.В статье актуализируется проблема гендерной идентичности на этапе поздней юности в ракурсе изучения содержательных характеристик гендерной идентичности в разных сферах жизнедеятельности, психологического пола личности, сходства и различия в содержании когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов гендерной идентичности у юношей и девушек. The article actualizes the problem of gender identity at the stage of late adolescence in the context of studying the content characteristics of gender identity in different spheres of life, the psychological sex of the person, the similarity and difference in the content of gender identity in young men and women.
- ЭлементОсобенности профессионального выбора абитуриентов учреждения инклюзивного высшего образования(БарГУ, 2018) Вязовова, Н. В.; Толстошеина, В. М.; Vyazovova, N. V.; Tolstosheina, V. M.Статья посвящена актуализации проблемы профессионального выбора лиц с ограниченными возможностями здоровья и создания условий для профессиональной ментализации данного контингента лиц в условиях инклюзивного высшего образования. Представлены результаты эмпирического исследования системы мотивов профессионального выбора абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и абитуриентов с нормативными показателями в развитии. Описаны различия в субъективных и объективных факторах выбора профессии и учреждения высшего образования, в мотивационных предпочтениях двух указанных категорий лиц. The article is devoted to the actualization of the problem of the professional choice of persons with disabilities and the creation of conditions for professional mentalization of this contingent in the context of inclusive higher education. The results of an empirical study of the system of motives for the professional choice of applicants with limited health opportunities and entrants with normative indicators in development are presented. Differences in the subjective and objective factors of the choice of the profession and institution of higher education, in the motivational preferences of the two specified categories of persons are described.
- ЭлементОсобенности стиля юмора у юношей и девушек(БарГУ, 2018) Соловьёва, Е. М.; Абдулова, В. А.; Solovyova, E. M.; Abdulova, V. A.В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей чувства юмора у юношей и девушек. Рассмотрены разные подходы к изучению стиля юмора. В результате эмпирического исследования получены результаты, доказывающие, что для юношей более характерен агрессивный стиль юмора, чем для девушек. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the characteristics of a sense of humor in young men and girls. Different approaches to studying the style of humor are considered. As a result of the empirical study, the results obtained prove that for boys the aggressive style of humor is more characteristic than for girls.
- ЭлементОсобенности эмпатических способностей педагогов, работающих в интегрированных классах(БарГУ, 2018) Аладьин, А. А.; Рзаева, Ж. В.; Лобец, Л. С.; Aladin, А. A.; Rzaeva, Zh. V.; Lobets, L. S.В статье определено место эмпатии в структуре профессиональных и личностных качеств работников системы образовании. Представлены результаты исследования эмпатических способностей у педагогов, осуществляющих свою профессиональную деятельность с разными категориями обучающихся и воспитан-ников: педагоги, работающие в интегрированных классах; педагоги, работающие в учреждениях специального образования; педагоги общеобразовательных школ. The article defines the place of empathy in the structure of professional and personal qualities of employees in the system of education. The results of the study of empathic abilities of teachers engaged in their professional activities with different categories of students and pupils are presented: teachers working in integrated classes; teachers working in institutions of special education; teachers of secondary schools.
- ЭлементОтношение к собственному профессиональному будущему студентов-психологов старших курсов(БарГУ, 2018) Васильева, Т. В.; Чайчиц, Н. Н.; Vasilyeva, T. V.; Chaychits, N. N.В статье раскрывается проблема изучения отношения к собственному профессиональному будущему студентов-психологов старших курсов как аспекта их профессиональной направленности. На основе эмпирических данных составлена содержательная характеристика положительного и отрицательного мотивационного отношения студентов к профессиональному будущему. The article reveals the problem of studying attitudes towards their own professional future for senior psychology students as an aspect of their professional orientation. On the basis of empirical data, a meaningful characterization of the positive and negative motivational attitudes of students towards a professional future is compiled.
- ЭлементПредставления матерей о трудностях воспитания детей раннего возраста(БарГУ, 2018) Валитова, И. Е.; Valitova, I. E.Статья посвящена проблемам взаимодействия матери и ребенка раннего возраста: рассматриваются представления матерей о трудностях воспитания детей второго и третьего года жизни. В эмпирическом исследовании установлен ранговый перечень трудностей и описаны представления матерей о причинах проблемного поведения ребенка. Установлено, что представления матерей о детях лишь частично соответствуют научным данным. Полученные данные убедительно доказывают необходимость проведения просветительской работы с родителями детей раннего возраста. The article is devoted to the problems of mother and child interaction of early age: mothers’ views on the difficulties of raising children of the second and third years of life are considered. The empirical study establishes a ranked list of difficulties and describes the views of mothers about the causes of problematic behavior of the child. It is established that the mother’s representations of children only partially correspond to scientific data. The obtained data convincingly prove the necessity of carrying out educational work with parents of young children.
- ЭлементПредупреждение интерференции внимания в детско-юношеском спорте(БарГУ, 2018) Гиринская, А. Ю.; Girinskaya, А. Yu.В статье отражена программа построения системы взаимоотношений в системе «тренер-психолог». Представленные занятия позволяют посредством предупреждения интерференции внимания юных спортсменов минимизировать их ошибочную деятельность в учебно-тренировочном процессе и повысить успешность выступлений на соревнованиях. The article reflects the program for constructing a system of relationships in thecoach—psychologist system. Presented classes allow, by preventing interference of attention of young athletes, to minimize their erroneous activity in the training process and increase the success of performances at competitions.
- ЭлементПроблема формирования психологической культуры педагога в современных условиях(БарГУ, 2018) Супрун, Н. Г.; Иржанова, А. А.; Suprun, N. G.; Irzhanova, A. A.В статье обосновывается необходимость формирования психологической культуры педагога. Приведена авторская дефиниция понятия «психологическая культура». Описаны структурно-содержательные характеристики психологической культуры педагога. Проведена дифференциация феномена психологической культуры со смежными понятиями. Выделены основные аспекты психологической культуры современного педагога. In the article, the need to form a psychological culture of the teacher is being reinforced. The author’s definition of the concept ―psychological culture‖ is given. The structural and content characteristics of the teacher’s psychological culture are described. The phenomenon of psychological culture and related concepts are differentiated. The main aspects of the psychological culture of the modern teacher are singled out.
- ЭлементПроблемы языка науки в контексте формирования психологической культуры будущего(БарГУ, 2018) Слепко, Ю. Н.; Slepko, Yu. N.Статья посвящена актуализации вопросов языка психологической науки, решение которых связано с разработкой проблем интеграции психологического знания и психологического сообщества. Утверждается, что среди актуальных проблем языка психологической науки могут быть выделены проблемы терминологического аппарата, междисциплинарного характера языка психологии, использования естественнонаучных моделей понимания предмета психологии, взаимосвязи языка теории и практики психологии. Формулируется идея о том, что на этапе подготовки специалиста-психолога могут формироваться как конструктивные, так и деструктивные модели восприятия и отношения к языковым системам психологического знания. The article is devoted to the actualization of the issues of the language of psychological science, the solution of which is connected with the development of the problems of integration of psychological knowledge and the psychological community. It is asserted that among the actual problems of the language of psychological science can be identified the problems of the terminological apparatus, the interdisciplinary nature of the language of psychology, the use of natural-science models of understanding the subject of psychology, the relationship between the language of theory and practice of psychology. An idea is formulated that at the stage of preparation of a specialist-psychologist both constructive and destructive models of perception and attitudes towards linguistic systems of psychological knowledge can be formed.