2018 год Выпуск 7.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2018 год Выпуск 7. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 20 из 34
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементПсихологическая культура личности как условие и цель развития одаренности(БарГУ, 2018) Коломинский, Я. Л.; Нестер, Е. Ф.; Kolominsky, Ya. L.; Nester, E. F.В статье рассматривается психологическая культура личности как условие и цель развития одаренности. Представлены различные подходы к определению данного феномена. Описаны структурные компоненты психологической культуры. Указаны принципы формирования психологической культуры. In the article psychological culture of a person as a condition and the purpose of development of giftedness is considered. Different approaches to the definition of this phenomenon are presented. Structural components of psychological culture are described. The principles of the formation of psychological culture are indicated.
- ЭлементПсихологический анализ ошибок семейного воспитания детей раннего возраста(БарГУ, 2018) Валитова, И. Е.; Чайчиц, Н. Н.; Valitova, I. E.; Chaychits, N. N.Статья посвящена проблемам воспитания в семье детей раннего возраста. Рассматриваются характеристики типов родительского отношения, представления родителей о задачах развития ребенка и способах их решения. Причины ошибок воспитания объясняются позицией матери: в ее представлении ребенок несамостоятельный и нуждается в присмотре, однако она приписывает ему возможности детей более старшего возраста. Матери добиваются от ребенка послушания и соответствия его поведения нормам и правилам, при этом они не знают возрастных особенностей детей. The article is devoted to the problems of education in the family of young children. The characteristics of the types of the parental relationship, the views of the parents about the developmental tasks of the child and the ways to solve them are considered. The reasons for mistakes in education are explained by the position of the mother: in her view, the child is dependent and needs to be looked after, but she attributes to him the opportunities of older children. Mothers seek obedience from the child and the conformity of his behavior with norms and rules, while they do not know the age characteristics of children.
- ЭлементПсихология инициальных типов личности(БарГУ, 2018) Заика, В. Н.; Zaika, V. N.В статье на основе многомерной теории личности обоснованы и представлены: типология жизненных кризисов человека, типология инициальных тенденций трансформации личности в ходе преодоления кризисных состояний. Это позволяет ученым и практикам психологической отрасли более развернуто взглянуть на феномен кризисных явлений, которые касаются каждого человека и затрагивают почти все сферы его жизни, типологизировать и классифицировать кризисы и изучить личностный потенциал преодоления кризисов. In the article on the basis of the multidimensional theory of personality, the typology of human life crises, the typology of initial tendencies of personality transformation in the course of overcoming crisis conditions are substantiated and presented. This allows scientists and practitioners of the psychological industry to take a more detailed look at the phenomenon of crisis phenomena that concern every person and affect almost all areas of his life, typologize and classify crises and explore the personal potential of overcoming crises.
- ЭлементРоль педагога-тьютора в реализации инклюзивной практики в сфере дошкольного образования(БарГУ, 2018) Семенова, В. В.; Мойстус, И. А.; Semenova, V. V.; Moistus, I. A.В статье приводится обоснование важности введения должности педагога-тьютора в учреждения дошкольного образования. Рассматриваются направления деятельности и функции педагога-тьютора по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях, а также требования к профессиональным и личностным качествам педагога, претендующего на должность тьютора. The article substantiates the importance of introducing a position of a teacher-tutor in pre-school education institutions. The directions of activity and functions of the teacher-tutor for accompanying children with disabilities in pre-school educational organizations, as well as the requirements for the professional and personal qualities of the teacher who claims to be a tutor are considered.
- ЭлементВзаимосвязь перфекционизма и жизненной перспективы у студентов педагогических специальностей(БарГУ, 2018) Шишко, А. Н.; Shishko, A. N.В статье актуализирована проблема становления жизненной перспективы в юношеском возрасте. Перфекционизм рассматривается как личностное свойство, определяющее специфику планирования человеком жизненной песрпективы. Приведены результаты эмпирического исследования ценностной, целевой, характерологической составляющих жизненной перспективы студентов с нормальным и патологическим перфекционизмом. The article actualizes the problem of the formation of life prospects in adolescence. Perfectionism is seen as a personal property that determines the specifics of planning a person’s life-story. The results of empirical research of the value, target, characterological components of the students' life prospects with normal and pathological perfectionism are presented.
- ЭлементУсловия формирования коммуникативной компетентности будущего социального педагога(БарГУ, 2018) Супруненко, Г. А.; Suprunenko, G. A.В статье рассматривается структура коммуникативной компетентности, обозначено ее профессиональное своеобразие, обоснована необходимость ее целенаправленного формирования в процессе вузовского обучения у будущих социальных педагогов. Позиционируется идея о коммуникативной компетентности социального педагога в процессе взаимодействия с клиентом как важном условии эффективности профессиональной деятельности. Выделяются условия, при соблюдении которых формирование коммуникативной компетентности у будущих социальных педагогов в высшей школе становится максимально эффективным. The article deals with the structure of communicative competence, identifies its professional identity, substantiates the need for its purposeful formation in the process of higher education in future social educators. The idea of the communicative competence of the social pedagogue in the process of interaction with the client as an important condition for the effectiveness of professional activity is positioned. Conditions are singled out, under which the formation of communicative competence among future social educators in higher education becomes most effective.
- ЭлементУсловия эффективности инклюзивного образования(БарГУ, 2018) Пономарёва, Е. И.; Кузьмина, И. М.; Ponomareva, E. I.; Kuzmina, I. M.В статье актуализирована проблема инклюзии в образовании. Обозначены организационные и психолого-педагогические барьеры эффективного внедрения идей инклюзивного образования в образовательную практику. Выделены и охарактеризованы основные организационно-педагогические и психологические условия успешного продвижения идей инклюзивного образования и их продуктивного внедрения в систему общего среднего образования. In the article the problem of inclusion in education is actualized. Organizational and psychological-pedagogical barriers to effective implementation of the ideas of inclusive education in educational practice are indicated. The main organizational, pedagogical and psychological conditions for successfully promoting the ideas of inclusive education and their productive introduction into the system of general secondary education are singled out and characterized.
- ЭлементОсобенности профессионального выбора абитуриентов учреждения инклюзивного высшего образования(БарГУ, 2018) Вязовова, Н. В.; Толстошеина, В. М.; Vyazovova, N. V.; Tolstosheina, V. M.Статья посвящена актуализации проблемы профессионального выбора лиц с ограниченными возможностями здоровья и создания условий для профессиональной ментализации данного контингента лиц в условиях инклюзивного высшего образования. Представлены результаты эмпирического исследования системы мотивов профессионального выбора абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и абитуриентов с нормативными показателями в развитии. Описаны различия в субъективных и объективных факторах выбора профессии и учреждения высшего образования, в мотивационных предпочтениях двух указанных категорий лиц. The article is devoted to the actualization of the problem of the professional choice of persons with disabilities and the creation of conditions for professional mentalization of this contingent in the context of inclusive higher education. The results of an empirical study of the system of motives for the professional choice of applicants with limited health opportunities and entrants with normative indicators in development are presented. Differences in the subjective and objective factors of the choice of the profession and institution of higher education, in the motivational preferences of the two specified categories of persons are described.
- ЭлементКросс-культурные различия стратегий разрешения конфликтов в белорусских и израильских супружеских парах(БарГУ, 2018) Грицевич, Т. Д.; Олих, Ю. В.; Gritsevich, T. D.; Olikh, Yu. V.В статье представлены эмпирически выявленные различия в выборе стратегий при разрешении конфликтов супружескими парами, проживающими в Республике Беларусь и в Израиле. Приведено описание преобладающих стратегий поведения в конфликте, характерных для белорусских и израильских мужчин и женщин, а также зависимость этих стратегий от важнейших ценностей. The article presents empirically revealed differences in the choice of strategies for resolving conflicts by married couples living in the Republic of Belarus and in Israel. The description of the prevailing strategies of behavior in the conflict, characteristic for Belarusian and Israeli men and women, as well as the dependence of these strategies on the most important values.
- ЭлементПсихологическое сопровождение готовности подростков к инклюзивному образованию(БарГУ, 2018) Маркевич, О. В.; Белова, Е. А.; Markevich, O. V.; Belova, E. A.Статья посвящена актуализации вопросов готовности подростков к инклюзивному образованию. Представлены результаты исследования психологической готовности подростков к инклюзивному образованию, а также предложена программа психологического сопровождения формирования готовности подростков к инклюзивному образованию. The article is devoted to the actualization of issues of adolescents’ readiness for inclusive education. The article presents the results of the study of the psychological readiness of adolescents for inclusive education, as well as a program of psychological support for the formation of adolescents’ readiness for inclusive education.
- ЭлементСтили любовных отношений у юношей и девушек(БарГУ, 2018) Соловьёва, Е. М.; Журавлёва, Д. А.; Solovyeva, E. M.; Zhuravleva, D. A.В статье рассматриваются стили любовных отношений у юношей и девушек. Изучены типы любовного взаимодействия, а также описаны стили любовных отношений. Выявлены значимые различия у юношей и девушек в предпочтении стиля любовного взаимодействия. Для девушек в большей степени, чем для юношей характерны дружеские, прагматичные, легкие отношения с элементами флирта. The article deals with the styles of love relationships in young men and women. The types of love interaction are studied, and the styles of love relationships are described. Significant differences among young men and women in preferring a style of love interaction were revealed. For girls in a greater degree, than for young men friendly, pragmatic, easy relations with elements of flirting are characteristic.
- ЭлементВзаимосвязь образа «Я-виртуальное» и склонности к интернет-аддикции у мужчин экспрессивного типа личности(БарГУ, 2018) Олифирович, Н. И.; Быковская, Е. Д.; Olifirovich, N. I.; Bykovskaya, E. D.В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи экспрессивных черт личности мужчин, обладающих разным уровнем интернет-аддикции, и качеств, составляющих их образ «Я-виртуальное». Качества, включенные в образы «Я-виртуальное» мужчин на разных стадиях интернет-аддикции, анализируются по параметру конгруэнтности / неконгруэнтности экспрессивным чертам личности. Описаны критерии идентификации экспрессивных мужчин в социальных сетях Интернет по особенностям ведения виртуальной коммуникации и реализации специфической формы самопрезентации. The article presents the results of the study of the relationship between the expressive personality traits of men with different levels of Internet addiction and the qualities that make up their image of ―I-virtual‖. The qualities included in the images of ―I-virtual‖ men at different stages of the Internet addiction are analyzed by the congruence /incongruence parameter expressive personality traits. The criteria for the identification of expressive men in social networks of the Internet are described in terms of the peculiarities of virtual communication and the implementation of a specific form of self-presentation.
- ЭлементКультурно-психологогический фрейм воспитания в преподавании педагогической психологии(БарГУ, 2018) Малиновский, Е. Л.; Malinovsky, E. L.Статья посвящена актуализации вопросов воспитания посредством фрейма логически нормативных и ценностно-образных компонентов личности, что позволяет адекватно моделировать персональные компетенции субъекта деятельности, исполняя их структуру интердетерминантами взаимопонимания в условиях культурного многообразия и индивидуальных различий. The article is devoted to the actualization of the issues of upbringing by means of a frame of logically normative and value-figurative components of the personality that allows to adequately model the personal competences of the subject of activity, fulfilling their structure by the interdeterminants of mutual understanding in conditions of cultural diversity and individual differences.
- ЭлементПсихологические особенности женщин, переживших домашнее насилие(БарГУ, 2018) Синюк, Д. Э.; Павлюковец, О. А.; Sinyuk, D. E.; Pavlyukovets, A. A.В статье раскрывается проблема изучения психологических особенностей женщин, переживших домашнее насилие. Дана содержательная характеристика базисных убеждений, копинг-стратегий и защитных механизмов этой категории женщин. The article reveals the problem of studying the psychological characteristics of women who survived domestic violence. The content of basic beliefs, coping strategies and protective mechanisms of this category of women is given.
- ЭлементОсновные тенденции поведения в конфликте руководителей учреждений образования(БарГУ, 2018) Грицевич, Т. Д.; Жерко, Д. И.; Gritsevich, Т. D.; Zherko, D. I.В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с особенностями поведения в конфликте руководителей учреждений образования. Описываются виды и стили конфликтного поведения, причины, предшествующие возникновению конфликтной ситуации. В работе представлены результаты исследования основных и преобладающих тенденций поведения в конфликте руководителей. The article deals with topical issues related to the specifics of behavior in the conflict of heads of educational institutions. The types and styles of conflict behavior, the causes that precede the emergence of a conflict situation are described. The paper presents the results of the study of the main and prevailing tendencies of behavior in the leaders’ conflict.
- ЭлементХарактеристика навыков общения у детей с ранним аутизмом(БарГУ, 2018) Белановская, О. В.; Радионова, И. Б.; Belanovskaya, O. V.; Radionova, I. B.В статье представлен теоретический обзор исследований, раскрывающих особенности коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Приведены результаты эмпирического исследования навыков общения у детей с ранним аутизмом. Результаты исследования могут быть использованы в построении коррекционно-развивающих мероприятий с группами детей с РАС. The article presents a theoretical review of studies revealing the communication features in children with autism spectrum disorders. The results of an empirical study of communication skills in children with early autism are presented. The results of the study can be used in the construction of corrective-developing measures with groups of children with autism spectrum disorders (RAS).
- ЭлементПроблемы языка науки в контексте формирования психологической культуры будущего(БарГУ, 2018) Слепко, Ю. Н.; Slepko, Yu. N.Статья посвящена актуализации вопросов языка психологической науки, решение которых связано с разработкой проблем интеграции психологического знания и психологического сообщества. Утверждается, что среди актуальных проблем языка психологической науки могут быть выделены проблемы терминологического аппарата, междисциплинарного характера языка психологии, использования естественнонаучных моделей понимания предмета психологии, взаимосвязи языка теории и практики психологии. Формулируется идея о том, что на этапе подготовки специалиста-психолога могут формироваться как конструктивные, так и деструктивные модели восприятия и отношения к языковым системам психологического знания. The article is devoted to the actualization of the issues of the language of psychological science, the solution of which is connected with the development of the problems of integration of psychological knowledge and the psychological community. It is asserted that among the actual problems of the language of psychological science can be identified the problems of the terminological apparatus, the interdisciplinary nature of the language of psychology, the use of natural-science models of understanding the subject of psychology, the relationship between the language of theory and practice of psychology. An idea is formulated that at the stage of preparation of a specialist-psychologist both constructive and destructive models of perception and attitudes towards linguistic systems of psychological knowledge can be formed.
- ЭлементМежэтническая толерантность как фундамент межличностных отношений в современном образовательном пространстве(БарГУ, 2018) Котько, Е. Л.; Косая, Д. В.; Katsko, E. L.; Kosaya, D. V.Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования межэтнической толерантности в современном образовательном пространстве. Раскрыта сущность феномена «толерантность». Предложены пути расширения и углубления у студентов знаний об межэтнических взаимоотношениях. Описаны результаты эмпирического исследования особенностей межэтнических отношений студентов. The article is devoted to the problem of the formation of interethnic tolerance in the modern educational space. The essence of the phenomenon of ―tolerance‖ is revealed. Proposed the ways to expand and deepen students’ knowledge about interethnic relationships are revealed. The results of an empirical study of the peculiarities of interethnic relations of students are described.
- ЭлементТемпоральные ориентации подростков, проживающих в городской и сельской местности(БарГУ, 2018) Бутько, А. Ю.; Яценко, Т. Е.; Butko, A. Yu.; Yatsenko, T. E.В статье актуализирована проблема формирования временной перспективы личности, а также когнитивных темпоральных предубеждений в подростковом возрасте. Обозначены сущностные характеристики темпоральных ориентаций личности. Приведены результаты эмпирического исследования темпоральных ориентаций под-ростков, обозначены их особенности у подростков из сельской местности в сравнении с подростками, проживающими в городе. Описана событийная насыщенность прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе подростков. The article actualizes the problem of forming a temporary perspective of the individual, as well as cognitive temporal prejudices in adolescence. The essential characteristics of the temporal orientations of the personality are indicated. The results of an empirical study of the temporal orientations of adolescents are presented, their features are indicated in adolescents from rural areas in comparison with adolescents living in the city. The eventful saturation of the past, present and future in the temporary perspective of adolescents is described.
- ЭлементПсихологическая профилактика террористической виктимности(БарГУ, 2018) Лисова, Е. Н.; Lisova, E. N.Статья посвящена актуализации вопросов психологической профилактики террористической виктимности. В ней раскрываются аспекты изученности этого феномена в научной литературе, а также предлагаются условия, принципы и ориентиры по ее организации. The article is devoted to the actualization of questions of psychological prevention of terrorist victimization. It reveals aspects of the study of this phenomenon in the scien-tific literature, and also offers conditions, principles and guidelines for its organization.