2023 год Выпуск 14.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2023 год Выпуск 14. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 22
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАсноўныя падыходы да вызначэння паняцця «культурны код» у літаратуразнаўстве і мовазнаўстве(Барановичи : БарГУ, 2023) Дуктава, Л. Г.У артыкуле разгледжаны асноўныя падыходы да вызначэння паняцця «культурны код», зроблены агляд работ па выкарыстанні культурных кодаў у творах прыгожага пісьменства. Прааналізавана месца кода ў мадэлях камунікацыі Р. Якабсана, Ю. Лотмана, У. Эка. Тэрмін «культурны код» упершыню ў лінгвакультуралогіі выкарыстала В. Целія, пад якім была разгледжана сукупнасць культурных уяўленняў пра карціну свету соцыуму. Даследчыкі М. Талстой, С. Талстая, М. Каўшова, Д. Гудкоў, М. Эпштэйн разглядаюць культурны код як сістэму знакаў. Набор спосабаў сацыяльнай практыкі складае сутнасць культурнага кода, на думку В. Маславай, М. Піменавай, Г. Мезенка. А. Мельнікава сцвярджае, што культурны код - гэта глыбінныя сэнсы пэўнай культуры. The article deals with the main approaches to the definition of the concept of “cultural code” and reviews the work on the use of culture codes in literary works. The place of the code in the communicative models of R. Jacobson, Yu. Lotman and U. Eco is considered. The term “cultural code” was first used in linguoculturology by V. Telia, under which the totality of cultural ideas about the picture of the world was considered. Researchers M. Tolstoy, S. Tolstaya, M. Kaushova, M. Gudkov, M. Epstein consider the cultural code as a system of signs. The totality of methods of social practice, “the rules of the game of collective being” are the essence of the cultural code, according to V. Maslovа, M. Pimenova, G. Mezenka. A. Melnikova argues that cultural codes are the deep meanings of a certain culture.
- ЭлементВербальная креативность как предиктор совладающего поведения в юношеском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2023) Несрер, Е. Ф.В данной статье рассмотрен феномен совладающего поведения. Кратко представлены ключевые ресурсные базы личности в совладании со стрессом. Сделан акцент на юношеском возрасте как сензитивном периоде для развития основных социогенных потенций человека. Креативность рассмотрена как копинг, играющий важную, но неоднозначную роль в совладании с трудными жизненными ситуациями. Описаны характерологические особенности креативной личности. Понятие «креативность» представлено с позиции Е. П. Торренса и Дж. Гилфорда. Дано определение вербальной креативности в широком и узком смыслах. Раскрыты эмпирически установленные адаптивные и неадаптивные способы совладающего поведения, способы проактивного совладающего поведения, копинг-стрессовые поведенческие стратегии, копинг-ответы на стресс, предикторами которых могут выступать вербальная креативность, вербальная оригинальность, вербальная гибкость и вербальная беглость. This article deals with the phenomenon of coping behavior. The key resource bases of the personality in coping with stress are briefly presented. Emphasis is given to adolescence as a sensitive period for the development of the main sociogenic potentials of a person. Creativity is considered as coping, which plays an important but ambiguous role in coping with difficult life situations. The characterological features of a creative personality are described. The concept of “creativity” is presented from the perspective of E. P. Torrens and J. Gilford. The definition of verbal creativity in the broad and narrow senses is given. Empirically established adaptive and nonadaptive ways of coping behavior, ways of proactive coping behavior, coping-stress behavioral strategies, coping responses to stress, which can be predicted by verbal creativity, verbal originality, verbal flexibility and verbal fluency are disclosed.
- Элемент
- ЭлементВосприятие красоты как источник развития интеллектуально-творческих возможностей дошкольников(Барановичи : БарГУ, 2023) Никашина, Г. А.В статье раскрыта сущность понятия «красота» в контексте влияния процесса её восприятия и чувственного познания на развитие интеллектуально-творческих возможностей детей дошкольного возраста. Рассмотрены нейропсихологические основы восприятия человеком красоты. В развитии интеллектуально-творческих возможностей ребёнка дошкольного возраста в процессе восприятия красоты определены активаторы, выражающиеся в формировании новых связей с окружающим миром, интенсивном становлении познавательной потребности в ярких впечатлениях, возникновении импрессинга, обеспечивающего эмоциональную активацию детей и событийность их переживаний. Обосновано влияние процесса восприятия красоты окружающего мира и искусства на развитие интеллектуально-творческих возможностей ребенка в дошкольном детстве, описаны его последействия в дальнейшей жизнедеятельности ребёнка, обусловленные деятельностью механизма подражания, эстетических эмоций, переживаний и чувств. The article reveals the essence of the concept of “beauty” in the context of the influence of the process of its perception and sensory cognition on the development of the preschool children intellectual and creative abilities. The neuropsychological foundations of human perception of beauty are considered. In the development of the intellectual and creative abilities of a preschool child in the process of perceiving beauty, activators have been identified that are expressed in the formation of new connections with the outside world, the intensive formation of a cognitive need for vivid impressions, the emergence of an impression that provides emotional activation of children and the eventfulness of their experiences. The influence of the process of beauty perception of the surrounding world and art on the development of the intellectual and creative abilities of the child in preschool childhood is substantiated and its aftereffects in the further life of the child are described, due to the activity of the mechanism of imitation, aesthetic emotions, experiences and feelings.
- ЭлементДифференцированность границ «Я» супругов: возможности эмпирического исследования(Барановичи : БарГУ, 2023) Жогаль, Е. М.; Слепкова, В. И.Статья посвящена актуальной для практической психологии проблеме эмпирического изучения психологических границ «Я» личности. Представлен краткий обзор основных направлений применения процедуры «Совместный тест Роршаха» в исследовательской и клинической практике. Рассматривается потенциал данного психодиагностического инструмента в исследовании структурно-динамических изменений личностей супругов, которые возникают в процессе их актуального межличностного взаимодействия. Демонстрируются возможности данного инструмента в обнаружении и определении степени психологической дифференциации границ «Я» супругов на примере анализа супружеского взаимодействия с учетом межличностной и интрапсихической динамики. Представлена клиническая иллюстрация эмпирического исследования динамики дифференцированности границ «Я» супругов, в которой также отражены данные о качестве адаптивного потенциала межличностного взаимодействия супругов. The article is devoted to the problem of empirical study of the psychological boundaries of the “I” personality which is relevant for practical psychology. A brief review of the main areas of the Joint Rorschach Test procedure application in research and clinical practice is presented. The potential of this psychodiagnostic tool in the study of structural and dynamic changes in the personalities of spouses that arise in the process of their actual interpersonal interaction is considered. The possibilities of this tool in detecting and determining the degree of psychological differentiation of the boundaries of the “I” of the spouses are demonstrated on the example of the analysis of marital interaction, taking into account interpersonal and intrapsychic dynamics. A clinical illustration of an empirical study of the dynamics of the differentiation of the boundaries of the “I” of the spouses is presented, that also reflects data on the quality of the adaptive potential of the interpersonal interaction of the spouses.
- ЭлементКогнитивно-личностное развитие младших школьников с разной успешностью обучения(Барановичи : БарГУ, 2023) Комкова, Е. И.; Кондыбайло, Е. М.В статье представлены результаты динамики когнитивно-личностного развития детей младшего школьного возраста. Под успешностью обучения понимается положительный результат учащегося в учебе, подкрепленный позитивно-адекватной самооценкой ученика достигнутого результата и положительным отношением окружения учащегося к его результатам, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием. На основе проведённого эмпирического исследования интеллектуальных и личностных характеристик младших школьников установлены психологические характеристики детей, которые находятся во взаимосвязи с успешностью в обучении: социальная адаптированность, отношения между учеником и учителем, отношения с одноклассниками, самооценка. Доказано, что когнитивно-личностное развитие ребенка характеризуется процессом взаимосвязи личностных и когнитивных (интеллектуальных) компонентов, которые непосредственно влияют на дальнейшее развитие и становление личности, а уровень когнитивно-личностного развития слабо определяется уровнем самооценки и ценностных ориентаций младших школьников. The article presents the results of the dynamics of the cognitive and personal development of children of primary school age. Learning success is understood as a positive result of the student in studies, supported by the student's positive and adequate selfassessment of the achieved result and the positive attitude of the student’s environment towards his results, accompanied by a positive emotional state. On the basis of the empirical study of the intellectual and personal characteristics of younger students, the psychological characteristics of children were established, which are interconnected with success in learning, namely, social adaptation, relations between the student and the teacher, relations with classmates, self-esteem. It has been proved that the cognitive and personal development of a child is characterized by the process of the relationship between personal and cognitive (intellectual) components that directly affect the further development and formation of the personality, and the level of cognitive and personal development is weakly determined by the level of self-esteem and value orientations of younger students.
- ЭлементМотивационный компонент обучения в условиях учреждения высшего образования(Барановичи : БарГУ, 2023) Грицевич, Т. Д.; Деменчук, О. Ю.В статье рассматривается мотивация студентов как фактор и движущая сила к обучению в учреждении высшего образования. Раскрыты сущностные характеристики мотивации в условиях обучения в системе высшего образования Республики Беларусь. Сформулированы определения, связанные с мотивами и мотивацией к обучению. Определены сущностные характеристики и составляющие компоненты мотивации к обучению в условиях учреждения высшего образования. Охарактеризованы факторы и причины нарушения мотивационных составляющих в учебно-познавательной, общественной и социально значимой деятельности при обучении в учреждении высшего образования. Мотивы и мотивация к обучению в учреждении высшего образования раскрыты с точки зрения их содержания и структуры. Дана характеристика ряду условий, при которых у человека формируется адекватная мотивированность к учебно-познавательной, профессиональной и научной деятельности. The article considers the motivation of students as a factor and a driving force for studying in a higher educational institution. Based on the analysis of scientific sources, the essential characteristics of the phenomenon of motivation in the conditions of training in the system of higher education of the Republic of Belarus are revealed. The definitions related to the motives and motivation for learning are formulated, as well as the essential characteristics and constituent components of the phenomenon of motivation for learning in the conditions of a higher education institution. The factors and reasons for the violation of motivational components in educational, cognitive, social and socially significant activities during training in a higher education institution are characterized. The motives and motivation to study in a higher education institution are disclosed in terms of their content and structure. The characteristic is given to a number of conditions under which an adequate motivation for educational, cognitive, professional and scientific activities is formed.
- ЭлементОрганизация деятельности субъектов инновационной инфраструктуры в направлении реализации образовательных программ в сфере трансфера технологий(Барановичи : БарГУ, 2023) Унсович, А. Н.; Толкач, А. Г.В рамках развития инновационной системы на основе взаимодействия учреждений высшего, общего среднего образования и субъектов инновационной инфраструктуры рассмотрены организационные, учебно-методические подходы к разработке и внедрению программ lополнительного образования, направленных на развитие знаний и навыков в области трансфера технологий. Представлена нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность субъектов инновационной инфраструктуры. Отражены организационные этапы и алгоритм создания субъекта инновационной инфраструктуры, действующего при учреждении высшего образования. Описаны основные направления деятельности обособленного подразделения «Центр трансфера технологий» учреждения образования «Барановичский государственный университет», а также опыт его функционирования в направлении внедрения новых образовательных программ в высокотехнологичных областях науки. Отражено содержание основных модулей образовательных программ, реализуемых в обособленном подразделении «Центр трансфера технологий», на примере программы объединения по интересам «Академия технологий». As part of the development of an innovation system based on the interaction of institutions of higher, general secondary education and subjects of innovation infrastructure, organizational, educational and methodological approaches to the development and implementation of additional education programs aimed at developing knowledge and skills in the field of technology transfer are considered. the activities of the subjects of the innovation infrastructure. The organizational stages and the algorithm for creating the subject of the innovation infrastructure operating at the institution of higher education are reflected. The main activities of the separate subdivision “Technology Transfer Center” of the educational institution “Baranovichi State University” are described, as well as the experience of its functioning in the direction of introducing new educational programs in high-tech fields of science. The content of the main modules of educational programs implemented in the separate subdivision “Technology Transfer Center” is reflected on the example of the program of the Association of Interests “Academy of Technology”.
- ЭлементОсобенности логического мышления взрослых активных интернет-пользователей(Барановичи : БарГУ, 2023) Медвецкая, Е. И.В статье представлены результаты исследования мышления взрослых, отдающих предпочтения разным знаковым системам кодирования информации (традиционной или печатной и современной или цифровой). Исследование организовывалось в комбинированном дизайне: квазиэксперимент по схеме ex-post-factum (читатели и активные интернет-пользователи), осуществляемый внутри поперечных срезов («доцифровой» человек и современный молодой человек). Для диагностики мышления была использована методика «Существенные признаки», позволяющая оценивать логичность и произвольность рассуждений. Приводятся результаты, иллюстрирующие снижение показателей логичности и устойчивости мышления у взрослых активных интернет-пользователей, даже в большей степени, чем у молодых интернет-пользователей. Установлено, что правильность логического мышления современных читателей соответствует доцифровым нормативам, а у взрослых активных интернет-пользователей существенно ниже данных нормативов. The article presents the results of a study of the thinking of adults who prefer different sign systems for encoding information (traditional or printed and modern or digital). The study was organized in a combined design, namely: a quasi-experiment according to the ex-post-factum scheme (readers and active Internet users), carried out inside cross sections (“pre-digital” person and modern young person). For the diagnosis of thinking, the “Essential Features” technique was used, which allows assessing the logic and arbitrariness of reasoning. The results are presented illustrating the decrease in indicators of logic and stability of thinking in active adult Internet users, even to a greater extent than in young Internet users. It has been established that the correctness of the logical thinking of modern readers corresponds to pre-digital standards, and adult active Internet users are significantly lower than these standards.
- ЭлементОсобенности семейного воспитания в детоцентрической и традиционной современной семье(Барановичи : БарГУ, 2023) Клещёва, Е. А.В статье представляются результаты теоретического и эмпирического исследования типов семейного воспитания в детоцентрических семьях. Проанализирована система отношений, паттерны детско-родительского взаимодействия в детоцентрических семьях. Раскрыто понятие интенсивного родительства, базирующегося на идее детоцентризма. Предлагаются детально описанные результаты эмпирического исследования паттернов семейного взаимодействия в детоцентрических семьях, установленных путём сравнения с паттернами семейного взаимодействия в традиционных семьях с лидерской позицией родителя в семейной иерархии и выявленных при изучении полных малодетных и однодетных семей; неполных мало- детных и однодетных семей. Доказано, что основным маркером детоцентризма в семье является наличие потворствующей гиперпротекции. Потворствующая гиперпротекция выявлена в полной детоцентрической семье: в однодетной семье - у отца в отношении девочки, в малодетной - у матери в отношении младшего мальчика. The article presents the results of a theoretical and empirical study of the types of family education in child-centric families. The system of relations, patterns of child-parent interaction in child-centric families are analyzed. The concept of intensive parenting based on the idea of child-centrism is revealed. Detailed results of an empirical study of family interaction patterns in child-centric families are proposed, obtained by comparing with family interaction patterns in traditional families with a parentʼs leadership position in the family hierarchy, revealed in the study of complete families with few children and one-child families; incomplete small and one-child families. It has been proved that the main marker of detocentrism in the family is the presence of indulgent hyper protection. Indulgent hyper protection was revealed in a complete child-centric family: in a one-child family - in the father in relation to the girl, in a small family - in the mother in relation to the youngest boy.
- ЭлементОтношение к жизни подростков с антивитальными переживаниями(Барановичи : БарГУ, 2023) Пузыревич, Н. Л.В статье представлены результаты анализа отношения к жизни подростков с антивитальными переживаниями. Антивитальные переживания рассматриваются как обратимые предсуицидальные состояния, характеризующиеся невозможностью события с кризисными событиями жизненного пути и отсутствием рефлексивной позиции по отношению к жизни. Отмечается, что социализация современных подростков происходит в условиях непрерывных экзистенциальных вызовов, следствием которых становится выход в бытийное экзистенциальное пространство. Обоснована целесообразность рассмотрения отношения к жизни подростков с антивитальными переживаниями с позиции биографически фундированной когнитивной теории личности Х. Томэ. Представлены результаты метода подростковых нарративов (M. Бамберг), свидетельствующие о специфике отношения к жизни подростков с антивитальными переживаниями. Доказана важность рассмотрения подростка с позиции эксперта собственной жизни, что позволяет определить актуальную для него систему ценностей и смыслов, составляющую основу опыта переживания кризисных событий жизненного пути. The article presents the results of the analysis of the attitude towards life of adolescents with anti-vital experiences. Anti-vital experiences are considered as reversible pre-suicidal states, characterized by the impossibility of co-existence with the crisis events of the life path and the absence of a reflexive position in relation to life. It is noted that the socialization of modern adolescents takes place in the conditions of continuous existential challenges, the result of which is an exit into the existential space. The expediency of considering the attitude to life of adolescents with anti-vital experiences from the standpoint of H. Tomeʼs biographically based cognitive theory of personality is substantiated. The results of the method of adolescent narratives (M. Bamberg) are presented, which testify to the specifics of the attitude towards life of adolescents with anti-vital experiences. The importance of considering a teenager from the position of an expert in his own life is proved, which allows us to determine the system of values and meanings that is relevant for him, which forms the basis of the experience of experiencing crisis events in his life path.
- ЭлементПатриотизм как элемент технологической культуры будущего учителя обслуживающего труда(Барановичи : БарГУ, 2023) Лукашеня, З. В.; Руднева, А. Э.В статье представлены результаты исследования по актуализации патриотического элемента в процессуально-содержательном компоненте процесса профессиональной подготовки будущих учителей обслуживающего труда. Раскрыты философский, социально-педагогический и психолого-педагогический аспекты рассмотрения дефиниции феномена «патриотизм». Особенности структуры и содержания технологической культуры специалистов данного профиля способствуют включению патриотизма как её элемента. Отражена динамика понимания студентами сущностных характеристик феномена «патриотизм» в процессе планомерного формирования базовых патриотических ценностей и ценностных ориентаций средствами специально организованных мероприятий и профильных учебных дисциплин. Для формирования этого элемента на основе конвергентного подхода осуществлено включение в содержание специальных дисциплин патриотической составляющей: элементов национальной культуры и традиций, белорусских народных промыслов и ремесел, национальной символики, сырья и оборудования белорусских производителей. По мнению авторов, конвергенция педагогических и производственно-ремесленных технологий приведёт к эффекту синергии в процессе формирования патриотизма обучающихся. The article presents the study results on the actualization of the patriotic element in the procedural-content component of the process of professional training of future service work teachers. The philosophical, socio-pedagogical and psychological-pedagogical aspects of considering the definition of the “patriotism” phenomenon are disclosed. Features of the structure and content of the technological culture of specialists in this field contribute to the inclusion of patriotism as its element. The dynamics of studentsʼ understanding of the essential characteristics of the phenomenon of “patriotism” in the process of systematic formation of basic patriotic values and value orientations by means of specially organized events and specialized academic disciplines is reflected. To form this element on the basis of a convergent approach, a patriotic component was included in the content of special disciplines: elements of national culture and traditions, Belarusian folk crafts and crafts, national symbols, raw materials and equipment of Belarusian manufacturers. According to the authors, the convergence of pedagogical and production and craft technologies will lead to a synergy effect in the process of forming studentsʼ patriotism.
- ЭлементПонятия фестиваля и студенческого фестивального движения в современном научном знании(Барановичи : БарГУ, 2023) Сюй СяоВ статье представлена характеристика понятий «фестиваль» и «студенческое фестивальное движение» на основе анализа ключевых положений современных научных исследований в области педагогического и гуманитарного (искусствоведение, культурология) знания. Для широты контекста привлекались научные работы, в которых освещены вопросы фестивального праздника в различных странах (Беларусь, Россия, Китай). Понятие фестиваля находится на этапе развития теории: очерчены границы, выяснены основные характеристики явления, определены критерии его типологий, сущность и структура. Систематизированы трактовки понятия «фестиваль» в работах различных ученых, описаны функции фестиваля. Дана характеристика компонентам фестиваля (художественная концепция, положение, оргкомитет, состав фестивальных мероприятий, фестивальная аудитория (участники и зрители), фестивальный маркетинг). Делается вывод о различной степени разработанности двух понятий в специальной научной литературе. The article presents a description of the concepts of “festival” and “student festival movement” based on the analysis of the key provisions of modern scientific research in the field of pedagogical and humanitarian (art history, cultural studies) knowledge. For the breadth of the context, scientific works were involved, which highlight the issues of the festival holiday in various countries (Belarus, Russia, China). The concept of the festival is at the stage of theory development: the boundaries are outlined, the main characteristics of the phenomenon are clarified, the criteria for its typologies, essence and structure are determined. The interpretations of the concept of “festival” in the works of various scientists are systematized, the functions of the festival are described. The characteristics of the components of the festival (artistic concept, position, organizing committee, composition of festival events, festival audience (participants and spectators), festival marketing) are given. The conclusion is made about the different degrees of development of the two concepts in the special scientific literature.
- ЭлементПроектная деятельность как средство формирования знаний, коммуникативных умений и повышения уровня физической подготовленности обучающихся 6-7 лет на факультативных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»(Барановичи : БарГУ, 2023) Рудая, Д. В.В статье актуализирована проблема реализации проектной детальности с обучающимися 6-7 лет на факультативных занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Рассмотрена целесообразность применения межпредметных связей при разработке содержания модульного факультативного курса «К олимпийским вершинам». Аргументирована целесообразность применения в образовательном процессе в начальной школе разработанного автором статьи такого средства обучения в теоретической части факультативного курса, как рабочая тетрадь. Описаны содержание и процедура проектной деятельности учащихся на занятиях факультативного курса, особенности совместной деятельности младших школьников по созданию проектного продукта - тематической интерактивной папки (лэпбука). Представлены результаты эмпирического исследования, указывающие на эффективность применения тематической интерактивной папки и спортивной квест-игры при реализации проектной деятельности для формирования знаний, коммуникативных умений и повышения уровня физической подготовленности обучающихся 6-7 лет. The article actualizes the problem of implementation of project details with students aged 6-7 years in optional classes in the subject “Physical Culture and Health”. The expediency of using interdisciplinary connections in the development of the content of the modular optional course “To the Olympic Heights” is considered. The expediency of using in the educational process in elementary school the teaching aid developed by the author of the article in the theoretical part of the optional course - a workbook is argued. The content and procedure of the project activity of students in the optional course classes, the features of the joint activity of younger students to create a project product - a thematic interactive folder (lapbook) are described. The results of an empirical study are presented, indicating the effectiveness of the use of a thematic interactive folder and a sports quest game in the implementation of project activities for the formation of knowledge, communication skills and increasing the level of physical fitness of 6-7 year old students.
- ЭлементПрофессиональный отбор операторов для беспилотной авиационной деятельности(Барановичи : БарГУ, 2023) Сапожников, В. О.В статье рассматривается проблема профессионального психологического отбора операторов беспилотных летательных аппаратов. Профессиональный отбор - важный элемент организации и осуществления любой профессиональной деятельности, особенно в профессиях, связанных с повышенным риском, как для субъекта этой деятельности, так и для общества в целом. Автор стремится проследить взаимосвязь и установить различия между операторской деятельностью военного летчика и оператора беспилотных летательных аппаратов. Проанализированы концепции профессионального отбора и пригодности, научные изыскания белорусских психологов в этой области. Обосновывается мысль о том, что эксплуатация сложной дорогостоящей военной техники требует наличия у оператора беспилотных летательных аппаратов определенных профессионально важных качеств и степени их развития, которые обеспечат приемлемый уровень эффективности и надежности профессиональной деятельности, оказав в конечном итоге положительное влияние на обороноспособность страны. The article deals with the problem of professional psychological selection of unmanned aerial vehicles operators. Professional selection is an important element in the organization and implementation of any professional activity, especially in the professions associated with the increased risk, both for the subject of this activity and for society as a whole. The author seeks to trace the relationship and establish differences between the operator activities of a military pilot and an operator of unmanned aerial vehicles. The concepts of professional selection and suitability, scientific research of Belarusian psychologists in this area are analyzed. The idea is substantiated that the operation of complex expensive military equipment requires the operator of unmanned aerial vehicles to have certain professionally important qualities and the degree of their development, which will ensure an acceptable level of efficiency and professional activity reliability, ultimately having a positive impact on the countryʼs defense capability.
- ЭлементПсихология религии в религиозно-философском наследии профессора П. Я. Светлова(Барановичи : БарГУ, 2023) Иценко, А. Г.В статье представлено продолжение историко-психологического и философско-религиоведческого анализа религиозно-философских воззрений профессора Киевского императорского университета святого Владимира, доктора богословия, профессора П. Я. Светлова. Опираясь на целый корпус религиозно-философских трудов профессора П. Я. Светлова, а также вводя в научный оборот не известные широкому научному сообществу работы и архивные материалы, автор продолжает раскрывать различные аспекты проблематики психологии религии, затрагиваемые мыслителем. Авторский акцент сделан на дискуссии между П. Я. Светловым и профессором Московской духовной академии П. П. Соколовым в рамках проблемного поля на стыке зоопсихологии и религиозно-философской антропологии. Изучение творческого наследия профессора Павла Светлова показывает, что, несмотря на дискуссионность и неоднозначность многих его воззрений, в истории психологии религии этот российский представитель духовно-академической философии оставил заметный след. The article presents a continuation of the historical-psychological and philosophical-religious analysis of the religious-philosophical views of Professor P. Ya. Svetlov, the professor of the Kyiv Imperial University of St. Vladimir, Doctor of Theology. Relying on the whole corpus of philosophical and religious works of Professor P. Ya. Svetlov, as well as introducing into scientific circulation works and archival materials unknown to the wide scientific community, the author continues to reveal various aspects of the problems of the psychology of religion touched upon by the thinker. The author’s emphasis is on the discussion between P. Ya. Svetlov and Professor of the Moscow Theological Academy P. P. Sokolov within the framework of the problem field at the intersection of zoopsychology and religious-philosophical anthropology. The study of the creative heritage of Professor Pavel Svetlov shows that despite the debatability and ambiguity of many of his views, this Russian representative of spiritual and academic philosophy left a noticeable mark in the history of the psychology of religion.
- ЭлементРазвитие эмпатии, рефлексии, квазирефлексии и ретроспекции подростков в условиях цифровизации(Барановичи : БарГУ, 2023) Шевцов, А. В.; Джига, Н. Д.В статье представлены различные научные подходы к определению сущности и особенностей подросткового возраста. Описаны два фактора развития личности подростка: биологический и социальный. факторы. Отмечена роль рефлексии и эмпатии как личностных качеств, способствующих гармоничному развитию личности. Обозначено позитивное и негативное влияние цифровизации на жизнь современного человека. Представлена характеристика использования семи авторских развивающих компьютерных программ, использованных для развития эмпатии и рефлексии у обучающихся подросткового возраста. Описана эмпирически установленная динамика в уровне эмпатии, рефлексии, квазирефлексии и ретроспекции у подростков в возрасте 12—13 и 14 лет в условиях целенаправленного использования в образовательной среде семи авторских развивающих компьютерных программ и в условиях традиционного обучения. The article presents various scientific approaches to the definition of the essence and characteristics of adolescence. Two factors in the development of a teenager’s personality are described: biological and social factors. The role of reflection and empathy as personal qualities that contribute to the harmonious development of the personality is noted. The positive and negative impact of digitalization on the life of a modern person is indicated. The characteristics of the use of seven author's developing computer programs used to develop empathy and reflection in adolescent students are presented. The empirically established dynamics in the level of empathy, reflection, quasi-reflection and retrospection in adolescents aged 12-13 and 14 years old is described in the context of the targeted use of seven author’s developing computer programs in the educational environment and in the context of traditional learning.
- ЭлементРеформирование содержания дошкольного образования Китая как проблема научных исследований(Барановичи : БарГУ, 2023) Кайжун Ван; Титовец, Т. Е.В статье представлены результаты обобщения и систематизации результатов научных исследований, посвященных проблеме реформирования содержания дошкольного образования в Китае. Описываются три группы исследований: посвященные анализу последствий образовательных реформ; направленные на выявление отношения участников образовательного процесса к реализуемой реформе; раскрывающие факторы, способствующие или препятствующие динамике дошкольного образования и реализации реформы. Научно обосновывается важность выбора культурного релятивизма как ценностного императива, лежащего в основе научных исследований на данную тематику. Делается вывод о том, что в научном кругу наблюдается тенденция смещения теоретических основ историко-педагогического исследования феномена реформирования содержания дошкольного образования от методологии педагогической науки к социокультурному дискурсу и научному аппарату социологических и культурологических исследований. The article presents the results of generalization and systematization of the results of scientific research on the problem of reforming the content of preschool education in China. The article describes studies devoted to the analysis of the consequences of educational reforms, studies aimed at identifying the attitude of participants in the educational process to the reform being implemented, studies revealing factors contributing to or hindering the dynamics of preschool education and the implementation of the reform. The importance of choosing cultural relativism as a value imperative underlying scientific research on this topic is scientifically substantiated. It is concluded that there is a tendency in the scientific community to shift the theoretical foundations of the study of historical and pedagogical research into the curricula reforms of preschool education from the methodology of pedagogical science to the socio-cultural discourse and the scientific apparatus of sociological and cultural studies.
- ЭлементСоциально-психологические факторы репродуктивных установок девушек с разной степенью религиозного мировоззрения(Барановичи : БарГУ, 2023) Войтко, О. К.; Минчик, Е. С.В статье представлены результаты исследования социальных и психологических факторов формирования репродуктивных установок у девушек юношеского возраста. Акцентируется внимание на актуальности проблемы духовно-нравственных ценностей молодёжи подросткового и юношеского возраста с учётом национальных традиций, историко-культурных ценностей, социально-политических условий, а также индивидуально-личностного развития данной возрастной группы. Подчёркивается значимость формирования духовно-нравственной сферы в молодёжной среде как многоаспектного процесса, обеспечивающего развитие позитивных репродуктивных установок в семейном воспитании и в образовательной среде. В исследовании выявлены причины, детерминирующие отрицательные репродуктивные установки, связанные с трудностями формирования когнитивной составляющей духовно-нравственных ценностей как первичного компонента системы ценностных ориентаций. The article presents the results of a study of social and psychological factors in the formation of reproductive attitudes in adolescent girls. Attention is focused on the relevance of the problem of spiritual and moral values of youth of adolescence and youth, considering national traditions, historical and culturalvalues, socio-political conditions, as well as individual and personal development. The importance of the formation of the spiritual and moral sphere in the youth environment is emphasized as a multidimensional process that ensures the development of positive reproductive attitudes in family education and in the educational environment. The study revealed the causes that determine negative reproductive attitudes associated with the difficulties in the formation of the cognitive component of spiritual and moral values as the primary component of the system of value orientations.
- ЭлементСоциокультурное развитие обучающихся учреждения высшего образования по программам художественно-эстетического образования: критерии и показатели(Барановичи : БарГУ, 2023) Захарина, Ю. Ю.В статье обосновывается необходимость вычленения критериев и показателей социализации и инкультурации личности обучающегося высшей школы в контексте подготовки специалиста к будущей профессиональной деятельности. В основу дифференциации критериев и показателей социокультурного развития обучающихся, служащих базой оценки и корректировки уровня сформированных социальных и художественных ценностей, мировоззренческих позиций, духовных и нравственных идеалов, положены механизмы обучения, воспитания и развития личности цифровой эпохи. Критерии и показатели социокультурного развития обучающихся учреждения высшего образования по программам художественно-эстетического образования выявляются и раскрываются во взаимосвязи с позиций компетентностного, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов. Коммуникативный и деятельностно-творческий критерии как доминирующие в художественно-эстетическом образовании презентуются в двух формах: контактной и виртуальной. Доказывается, что оценка уровня социокультурного развития обучающегося учреждения высшего образования по художественно-эстетическим специальностям служит основанием выявления несоответствий и позволяет вносить коррективы в образовательные программы на уровне учебных планов и учебных программ по учебным дисциплинам. The article substantiates the need to point out the criteria and indicators of socialization and inculturation of the personality of a student of higher education in the context of preparing a specialist for future professional activities. The differentiation of criteria and indicators of the students socio-cultural development, which serve as the basis for assessing and adjusting the level of formed social and artistic values, worldview positions, spiritual and moral ideals, is based on the mechanisms of training, education and development of the digital era personality. The criteria and indicators of the socio-cultural development of students of higher education institutions in the programs of artistic and aesthetic education are identified and disclosed in connection with the positions of competency-based, differentiated and personality-oriented approaches. Communicative and activity-creative criteria as dominant in artistic and aesthetic education are presented in two forms: contact and virtual. It is proved that the assessment of the level of socio-cultural development of a student of a higher education institution in artistic and aesthetic specialties serves as the basis for identifying inconsistencies and allows you to make adjustments to educational programs at the level of curricula and curricula for academic disciplines.