2023 год Выпуск 13.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2023 год Выпуск 13. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 13 из 13
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементThe “Terra cognita” of educational technology: what educators can and should do today(БарГУ, 2023) Maslov, Y. V.; Маслов, Ю. В.Second Language Teaching in the Digital Era: Perspectives and Practices / editor by E. Chaika. - Cambridge : Cambridge Scholars Publishing, 2022. - 193 p. The article presents a review of a collective monograph published in the English language by one of the leading publishing houses abroad and dedicated to the problems of teaching foreign languages in conditions of the introduction of various information and communication technologies in education. The author briefly reviews the content of all the research works paying attention to particular elements of research methodologies and attempts at analyzing the quality of their approaches and their practical value for the process of foreign language training both in our country and abroad. An important aspect of the material is the fact that the monograph contains the research conducted by a leading educator working at the Professional Foreign Language Training chair of Baranovichi State University. Обучение второму языку в эру цифровых технологий: перспективы и практики / под редакцией Е. Чайки. - Кембридж : Научное издание Кембриджа, 2022. - 193 с. В статье представлена рецензия на коллективную монографию, изданную на английском языке в одном из ведущих зарубежных издательств и посвященную проблемам обучения иностранным языкам в условиях внедрения в образовательный процесс различных информационно-коммуникационных технологий. В рецензии представлено краткое содержание всех опубликованных в ней материалов с описанием отдельных элементов методологии авторских исследований. Сделана попытка провести качественный анализ представленных подходов, определить степень их практической значимости для решения актуальных задач иноязычного образования в нашей стране и за рубежом. Важным моментом является то, что в монографии представлено исследование ведущего преподавателя кафедры профессиональной иноязычной подготовки учреждения образования «Барановичский государственный университет».
- ЭлементФормирование речевых лексических навыков с использованием электронных тренировочных упражнений(БарГУ, 2023) Нагорная, Т. В.В статье определяется эффективность разработанного комплекса электронных упражнений для дополнительной тренировки лексических единиц во внеаудиторное время на этапе формирования речевых лексических навыков. Проведенное опытное обучение подтверждает, что наиболее высокая степень усвоения лексических единиц достигается при систематическом использовании продуктивной лексики во время аудиторной работы в сочетании с электронными тренировочными упражнениями во внеаудиторное время. Наибольшая эффективность применения комплекса электронных тренировочных упражнений для формирования лексических навыков обнаружена в эпизодическом использовании продуктивной лексики во время учебных занятий. Автором выдвинуто предположение об увеличении фокуса внимания на изучаемой лексике по дисциплине в целом при ежедневном использовании электронных тренировочных упражнений. Выявлено, что предложенная модель формирования лексических навыков имеет высокую эффективность без аудиторной тренировки для стилистически нейтральной лексики, обозначающей конкретные предметы и явления. The article defines the effectiveness of the developed set of electronic exercises for additional training of lexical units in extracurricular time at the stage of speech lexical skills formation. The conducted experimental training confirms that the highest degree of internalizingthe lexical units is achieved with the systematic use of productive vocabulary during classroom work in combination with electronic training exercises during extracurricular time. The greatest effectiveness of the set of electronic training exercises use for the formation of lexical skills was found in the case of occasional use of productive vocabulary during classes. The author makes an assumption about an increase in the focus of attention on the studied vocabulary of the discipline with the daily use of electronic training exercises. It was revealed that the proposed model of the formation of lexical skills is highly effective without classroom training for stylistically neutral vocabulary denoting concrete objects and phenomena.
- ЭлементСоциализация подростков Китая в условиях медиасреды(БарГУ, 2023) Чэн ВэньВ статье рассмотрены особенности социализации современных подростков Китая, связанные с изменениями, происходящими в обществе. Представляя собой сложное явление, социализация современных подростков подвержена влиянию медиасреды и именуется современными исследователями как «киберсоциализация». С позиций социального конструктивизма описаны существенные изменения социальной адаптации, социальной активности и социальной автономности подростков, связанные с социализацией. Определены факторы положительного и отрицательного воздействия Интернета на освоение ими культурных норм и ценностей общества. Показано, как у подростков изменяются социальные установки и трансформируются социальные нормы, появляются серьёзные проблемы, негативно влияющие на их становление и развитие. Выделение сторон влияния Интернета на социализацию подростков позволяет наметить пути повышения успешности их социальной адаптации, повышения их социальной автономности и социальной активности. The article deals with the features of socialization of modern teenagers in China, associated with the changes taking place in the society, which leave a certain imprint on its implementation. Representing a complex phenomenon, the socialization of modern adolescents is influenced by the media environment, which, from the point of view of modern researchers, is defined as “cyber socialization”. From the standpoint of social constructionism significant changes in adolescents associated with socialization processes of social adaptation, social activity and social autonomy, some factors of the positive and negative impact of the Internet on their assimilation of cultural norms and values of society are identified. Such a detailed description allows us to see how social attitudes change in adolescents and social norms are transformed, serious problems appear that negatively affect their formation and development. Highlighting the influence of the Internet on the socialization of adolescents allows us to outline the ways to improve their processes of social adaptation, social autonomy and social activity.
- ЭлементНаучно-методическая деятельность Лаборатории педагогики детства как центра профессионального дошкольного образования(БарГУ, 2023) Дубешко, Н. Г.; Унсович, А. Н.В статье рассматриваются аспекты профессионального образования, предполагающего не только академические формы высшего образования, но и создание практико-ориентированных объединений в университете. Проанализированы направления деятельности университетской лаборатории по развитию профессионального образования. Дано определение и характеристика Лаборатории педагогики детства по целевой направленности и функциональному назначению. Представлено обоснование научно-методической деятельности Лаборатории педагогики детства в области педагогического дизайна детской игры. Раскрыто содержание новой функции Лаборатории педагогики детства — деятельность по оказанию научно-методической и консультативной помощи организациям-партнёрам, организациям — заказчикам кадров, педагогическим работникам, руководителям и специалистам учреждений образования в профессиональном дошкольном образовании. Представлен план научно-методической деятельности Лаборатории педагогики детства, спрогнозированы возможные пути устойчивого развития в целях обеспечения качества профессионального дошкольного образования и ожидаемые результаты. The article deals with the vocational education aspects, which involves not only academic forms of higher education but also the creation of practice-oriented associations at the university. The directions of the university laboratory activity for the development of vocational education are analyzed. The definition and characteristics of the Laboratory of Childhood Pedagogy according to the target orientation and functional purpose are given. The substantiation of the scientific and methodological activity of the Laboratory of Childhood Pedagogy in the field of pedagogical design of childrenʼs games is presented. The content of the new function of the Laboratory of Pedagogy of Childhood is revealed — activities to provide scientific, methodological and advisory assistance to partner organizations, customer organizations, teachers, managers and specialists of educational institutions in professional preschool education. A scientific and methodological activities plan of the Laboratory of Childhood Pedagogy is drawn up and possible ways of sustainable development are predicted in order to ensure the quality of professional preschool education and the expected results.
- ЭлементПолихудожественная среда в эстетическом образовании как средство социокультурного развития личности(БарГУ, 2023) Захарина, Ю. Ю.В статье раскрываются особенности социокультурного развития личности на всех ступенях непрерывного эстетического образования в Республике Беларусь. Выявляются доминирующие принципы социокультурного развития обучающихся в контексте полихудожественной образовательной среды. Раскрывается дефиниция понятия «социокультурная компетентность» как способность личности к восприятию, принятию и ретрансляции культурных ценностей, общественных норм в контексте среды, пространства и времени. Ставится акцент на творческую деятельность обучающихся как константу эстетического образования. Устанавливается универсальная триада принципов социализации и инкультурации личности в эстетическом образовании средней и высшей школ. Делается вывод о том, что константность принципов коммуникативности, творческой активности и интеграции гуманитарных знаний в полихудожественной среде обеспечивает подготовку обучающегося к будущей профессиональной деятельности. The article reveals the features of the socio-cultural development of the individual at all stages of continuous aesthetic education in the Republic of Belarus. The dominant principles of sociocultural development of students in the context of polyartistic educational environment are revealed. The definition of the “sociocultural competence” concept is revealed as the ability of a personality to perceive, accept and relay cultural values, social norms in the context of the environment, space and time. The emphasis is placed on the creative activity of students as an aesthetic education constant. A universal triad of principles of the individual socialization and inculturation is established in the secondary and higher schools aesthetic education. It is concluded that the constancy of the principles of communication, creative activity and the integration of humanitarian knowledge in the polyartistic environment ensure the training of the student for future professional activities.
- ЭлементКультура отцовства в белорусском обществе: актуальное состояние, проблемы и пути их решения(БарГУ, 2023) Будрик, Е. Г.В статье представлены результаты исследования культуры отцовства в современном белорусском обществе. На основе полученных результатов исследователь рассматривает тенденции современной белорусской культуры отцовства, характеризующиеся рядом проблем. Во-первых, доминирующими в рождении детей являются экономические мотивы. Во-вторых, совместное времяпрепровождение детей и отцов в большинстве случаев ограничивается просмотром телевизора и компьютерными играми. В-третьих, конституциональные практики по привлечению отцов к активному воспитанию детей в достаточной степени развиты в Республике Беларусь, однако сами же отцы неохотно принимают в них участие. Анализ выделенных проблем развития культуры отцовства в современном белорусском обществе позволил автору статьи выделить ряд противоречий, которые описываются в статье. The article presents the results of our research in the culture of fatherhood in modern Belarusian society. Based on the results obtained, the researcher points out the trends in the development of the modern Belarusian culture of fatherhood, characterized by a number of problems. Firstly, economic motives are dominant at the birth of children. Secondly, the joint time spent by children and fathers in most cases is limited to watching TV and playing computer games. Thirdly, constitutional practices for involving fathers in the active upbringing of children are sufficiently developed in the Republic of Belarus, but fathers themselves are reluctant to take part in them. The analysis of the highlighted problems in the development of fatherhood culture in modern Belarusian society allowed the author to identify a number of contradictions that are described in the article.
- ЭлементThe short fiction of Eudora Welty, Peter Taylor and Flannery O’Connor: from anecdote to epiphany(БарГУ, 2023) Kudriavtseva, I. K.; Кудрявцева, И. К.The article deals with the role of such elements of the short story poetics as the anecdotal situation and the character’s epiphanic insight. The short story’s movement from entertainment to revealing serious moral, social, philosophical and religious issues is demonstrated on the material of the short fiction of Eudora Welty, Peter Taylor and Flannery O’Connor, representatives of the “southern school” of 20th-century American literature. In the analysis of the functioning of the anecdote and the epiphany in the representative works of these authors, the common, typological features are emphasized as caused by the specificity of the regional context, as well as the individual authors’ differences. The introduction of the anecdote and the epiphany into the plots of the short stories becomes for these authors an important tool to reveal the dialectic of the local and the universal that is characteristic of their artistic paradigms. В статье раскрывается значимость таких элементов поэтики рассказа, как анекдотическая ситуация и эпифаническое внутреннее «озарение» героя. На материале малой прозы Юдоры Уэлти, Питера Тейлора и Фланнери О’Коннор, представителей «южной школы» в литературе США XX века, демонстрируется движение рассказа от занимательности к раскрытию серьезной нравственной, социальной, философской, религиозной проблематики. При анализе наиболее репрезентативных произведений данных авторов с точки зрения функционирования в них анекдота и эпифании акцентируется как типологическая общность, обусловленная спецификой регионального контекста их творчества, так и индивидуально-авторские различия. Введение авторами в сюжет произведений анекдотических ситуаций и эпифанических моментов рассматривается как способ актуализации диалектики локального и универсального, характерной для их творчества.
- ЭлементРоль исторической личности в творчестве Сьюзен-Лори Паркс(БарГУ, 2023) Криштоп, И. С.В данной статье исследовательский фокус направлен на изучение пьес американского драматурга Сьюзен-Лори Паркс, в творчестве которой акцентируются проблемы самоидентификации, взаимоотношения разных групп общества, социальная несправедливость, несовпадение поступков и убеждений, вопросы ответственности, долга и семьи. Установлено, что в произведениях «Забава по-американски» и «Победитель/неудачник» автор стремится не только точно воспроизвести и проанализировать исторические события, связанные с личностью Авраама Линкольна и периодом рабовладения в США, но и передать парадоксы человеческой жизни. Поэтому в художественном мире писателя имеет место отказ от строгой документальности и линейности, переход от социально-культурной к частной хронологии и наоборот. Для главных персонажей пьес, как и подлинных исторических лиц, личная трагедия становится закономерным результатом влияния внешних обстоятельств. The article focuses on the plays of the American playwright Suzan-Lori Parks, whose worksreveal the problem of self-identification, relationships between different racial groups, social injustice, discrepancyin actions and beliefs, issues of responsibility, duty, andfamily. It has been proved that in the plays “The America Play” and “Topdog/Underdog” the author does not only seek to accurately reproduce and analyze the historical events associated with the personality of Abraham Lincoln and the period of slavery in the United States, but she also conveys theparadoxes of the human life. Therefore, in the playwright’s artistic world there is a rejection of strict documentary and linearity, a transition from socio-cultural to private chronology and vice versa. Personal tragedy becomes a natural result of the influence of external circumstances for both the main characters of the plays and famous historical figures.
- ЭлементПрофили личности детей из детоцентрических семей(2023) Клещёва, Е. А.В статье описаны профили личности детей из детоцентрических семей. Профили личности рассматриваются в контексте ресурсов личности ребёнка, которые он приобретает, являясь частью семейной системы детоцентрических семей разных типов: неполной однодетной и малодетной, полной однодетной и малодетной. Профили личности ребёнка рассматриваются также с позиции рисков развития ребёнка в детоцентрической семье. Методологическим основанием исследования выступили ресурсный подход и факторный анализ личности. Путём сравнения эмпирических данных по полу и порядку рождения детей, а также типу детоцентрической семьи определены различия профилей личности ребёнка для осуществления превентивных действий при профессиональном психологическом сопровождении современной семьи. Доказано, что очерёдность ребёнка по рождению не является фактором, определяющим специфику профиля личности ребёнка. Пол ребёнка в незначительной мере определяет его профиль личности. Специфику профиля личности определяет в большей степени состав детоцентрической семьи. The article describes the personality profiles of children from child-centered families. The personality profiles are considered in the context of the child’s personality resources, which the child acquires, being a part of the childcentered family system of different types: incomplete one-child and small families, complete one-child and small families. Child personality profiles are also considered from the perspective of the risks of a child’s development in a child-centered family. The methodological basis of the study was the resource approach and factor analysis of personality. By comparing empirical data on the sex and birth order of children, as well as the type of child-centric family, the differences in the profiles of the child’s personality were determined for the implementation of preventive actions with professional psychological support for a modern family. It has been proven that the order of a child birth is not a factor that determines the specifics of the child’s personality profile. The sex of the child determines to a small extent his personality profile. The personality profile specificity is determined to a greater extent by the composition of the child-centered family.
- ЭлементИспользование принципа единства рекреации и познания в подготовке педагогических работников к организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста(БарГУ, 2023) Пшеницына, Л. А.Статья посвящена проблеме подготовки педагогических работников к организации досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста на основе реализации принципа единства рекреации и познания. Рассмотрены понятия «досуг», «культура досуга», «рекреация», «отдых», «познание», представленные в философских, культурологических и психолого-педагогических исследованиях. Раскрыто содержание принципа единства рекреации и познания как исходного положения, способствующего реализации воспитательного потенциала досуговой деятельности. Представлены составляющие подготовки педагогических работников к организации праздников, развлечений, физкультурных досугов с детьми дошкольного возраста, включающие теоретико-гуманистический, организационно-методический и интегративно-культурологический компоненты. Обоснованы возможности применения принципа единства рекреации и познания в повышении готовности педагогических работников к организации досуговой деятельности в учреждениях дошкольного образования с учетом реалий современности и тенденций развития профессионального педагогического образования. The article is devoted to the problem of training teachers for organizing leisure activities with preschool children based on the implementation of the principle of the recreation and cognition unity. The basic concepts of “leisure”, “leisure culture”, “recreation”, “rest”, “cognition”, presented in philosophical, cultural, psychological and pedagogical studies, are considered. The content of the principle of the recreation and cognition unity is revealed as a starting position that contributes to the realization of the educational potential of leisure activities. The components of the teaching staff training for the organization of holidays, entertainment, sports activities with children of preschool age, including the theoretical-humanistic, organizational-methodical and integrative-culturological components, are presented. The possibilities of applying the principle of the recreation and cognition unity in increasing the readiness of teachers to organize leisure activities in preschool education institutions are substantiated, taking into account the realities of the present and trends in the development of professional pedagogical education.
- Элемент
- ЭлементКопинг-стратегии студентов из числа сирот (на примере сравнительного анализа институционального и семейного воспитания)(БарГУ, 2023) Олифирович, Н. И.; Станибула, С. А.В статье рассмотрены основные проблемы адаптации студентов из числа сирот. Обозначена актуальность изучения копинг-стратегий студентов из числа сирот, учитывая их возраст и социальный статус (обучающиеся учреждений высшего образования). Представлены результаты эмпирического исследования копинг-стратегий трех социальных групп: не имеют опыта нахождения в приемных или замещающих семьях и до поступления в учреждения высшего/среднего специального образования находились в домах-интернатах для сирот; остались без попечения родителей и были устроены в приемные или замещающие семьи; студенты из полных семей, имеющие обоих родителей и проживающие с ними. Показано, что копинг-стратегии воспитанников интернатов характеризуются неконструктивностью, дефицитарностью и ригидностью. Воспитанников приемных семей отличает просоциальная направленность совладания с кризисными ситуациями. Достаточное внимание в статье уделено описанию интенсивности накопления и потери ресурсов у студентов из числа сирот. The article deals with the main problems of adaptation of students from among orphans. The relevance of studying the coping strategies of students from among orphans is indicated, taking into account their age and social status (students of institutions of higher education). The results of an empirical study of coping strategies of three social groups are presented: they have no experience of being in foster or substitute families and, before entering institutions of higher/secondary specialized education, were in boarding schools for orphans; were left without parental care and were placed in foster or foster families; students from complete families who have both parents and live with them. It is shown that the coping strategies of boarding school students are characterized by non-constructiveness, deficiency and rigidity. Foster families pupils are distinguished by the pro-social orientation of coping with crisis situations. Sufficient attention in the article is paid to the description of the intensity of accumulation and loss of resources among students from among orphans.
- ЭлементАксиологическая компетентность как фактор профессионального становления студентов - будущих воспитателей дошкольного образования(БарГУ, 2023) Кондратюк, С. В.Рассматривается содержание аксиологической компетентности в структуре профессиональной компетентности обучающегося — будущего воспитателя дошкольного образования. Раскрывается структура аксиологической компетентности через содержание когнитивного, деятельностного и личностного компонентов. Характеризуется содержание компонентов аксиологической компетентности. Когнитивный компонент рассматривается как система ценностей образования и профессиональных педагогических ценностей. Содержание деятельностного компонента определяется как система умений осуществлять ценностно ориентированную деятельность. Личностный компонент представлен через описание инструментальных ценностей, включающих личностные качества и субъективно-личностные ценностные ориентации. Определяются критерии изучения когнитивного компонента аксиологической компетентности согласно выделенным компонентам аксиологической компетентности. Представлены результаты изучения ценностей студентов специальности «Дошкольное образование», мотивирующих выбор профессии, профессиональное становление, понимание престижа и значимости будущей профессии для себя лично. The content of axiological competence in the structure of the professional competence of the student — a future teacher of preschool education is considered. The structure of axiological competence is revealed through the content of cognitive, activity and personal components. The content of the components of axiological competence is characterized. The cognitive component is considered as a system of educational values and professional pedagogical values. The content of the activity component is defined as a system of skills to carry out value-oriented activities. The personal component is presented through a description of instrumental values, including personal qualities and subjective-personal value orientations. Criteria for studying the cognitive component of axiological competence are determined according to the selected components of axiological competence. The results of studying the values of students of the specialty “Preschool Education”, motivating the choice of the profession, professional development, understanding the prestige and significance of the future profession for themselves are presented.