2024 год Выпуск 15.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2024 год Выпуск 15. по дате издания
Сейчас показывают 1 - 18 из 18
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементПрименение группового рефлексивного подхода к оценке образовательного и содержательного компонентов грамотности будущих учителей иностранного языка(Барановичи : БарГУ, 2024) Ванюк, Ю. В.; Пинюта, И. В.; Vaniuk, Yu. V.; Piniuta, I. V.The article addresses the challenge of redefining assessment approaches in higher education, focusing on the content and educational literacy of pre-service foreign language teachers. Traditional assessment methods, which emphasize test scores and grades, prove inadequate in capturing the complexity of learning processes and neglecting critical competencies such as critical thinking and problem-solving. This study introduces the reflective collaborative approach, founded on two core principles: reflection and collaboration. It emphasizes the core strategies and techniques to foster a deeper understanding of the subject matter. The reflective collaborative approach relies on three key strategies: self-reflection and error detection, peer training and evaluation, group cross-questioning. The article considers rubrics, classroom observations, interviews, group discussion and action planning as primary tools used to promote the reflective collaborative approach. These methods, constituting together a reflexive approach, offer a promising alternative to traditional evaluation methods. Статья посвящена анализу и пересмотру подходов к оценке в учреждениях высшего образования с акцентом на содержательный и образовательный компоненты грамотности будущих преподавателей иностранных языков. Традиционные методы оценки, ориентированные на результаты тестирования и отметки, оказываются неэффективными, поскольку не отражают всей сложности процессов обучения и не учитывают такие важные компетенции, как критическое мышление и проблемное обучение. В данном исследовании представлен групповой рефлексивный подход, в основе которого лежат два принципа: рефлексии и сотрудничества. При этом особое внимание уделяется стратегиям и методам, способствующим более глубокому пониманию предмета. Групповой рефлексивный подход опирается на три ключевые стратегии: самоанализ и выявление ошибок, обучение и оценку со стороны коллег, групповое перекрестное анкетирование. Использование рубрик, наблюдения, интервью, групповых дискуссий и планирования рассматривается как главный инструмент для продвижения группового рефлексивного подхода. Данные методы, в совокупности составляющие рефлексивный подход, предлагают перспективную альтернативу традиционным методам оценки.
- ЭлементПрактико-ориентированное сетевое взаимодействие лаборатории университета с учреждениями-партнерами в процессе международного сотрудничества(Барановичи : БарГУ, 2024) Дубешко, Н. Г.; Унсович, А. Н.; Dubeshka, N. G.; Unsovich, А. N.В статье отмечена актуальность и необходимость создания условий для сетевого взаимодействия лаборатории университета с учреждениями-партнерами при реализации образовательных программ общего высшего образования по педагогическим специальностям, наиболее востребованным экономикой. Анализируется образовательная и научно-педагогическая деятельность лаборатории педагогики детства учреждения образования «Барановичский государственный университет». Дана характеристика сетевого взаимодействия как вида международного сотрудничества для использования в академических и научно-практических целях методических ресурсов и дидактических возможностей учреждений-партнеров. Определены условия создания сетевой организации в форме ассоциации или объединения по интересам в процессе международного сотрудничества. Представлен перечень мероприятий в «Дорожных картах», реализованных посредством четырехстороннего международного сотрудничества с университетами-партнерами и заказчиками педагогических кадров в направлении повышения практикоориентированности образовательного процесса. The article notes the relevance and necessity of creating conditions for the network interaction of the university laboratory with partner institutions in the implementation of educational programs of general higher education in pedagogical specialties most in demand by the economy. The article analyzes the educational and scientific-pedagogical activities of the Сhildhood Pedagogy laboratory of Baranovichi State University. The network interaction characteristic as a type of international cooperation for the use of methodological resources and didactic capabilities of partner institutions for academic and scientific-practical purposes is given. The conditions for the creation of a network organization in the form of an association or association of interests in the process of international cooperation are defined. The list of activities in the “Roadmaps” is presented, implemented through quadrilateral international cooperation with partner universities and teaching staffcustomers in the direction of improving the practice orientation of the educational process.
- ЭлементМотивационный компонент ригидности и его связь с мотивационной сферой личности(Барановичи : БарГУ, 2024) Певнева, А. Н.; Pevneva, A. N.В статье представлена взаимосвязь актуальной ригидности, выступающей в качестве мотивационного компонента ригидности, и мотивационной сферы личности в рамках общей психологии. Выявленные характеристики корреляции представлены когерентностью, интегрированностью, т. е. синтезированностью переменных в определенную целостность, а также устойчивостью. На основе проведения структурографического анализа были выделены ведущий и базовые компоненты матрицы. Ведущим компонентом матрицы коррелограммы представлена актуальная ригидность, которая связана с фокусом продвижения и фокусом профилактики, со стремлением к порядку, предсказуемостью и закрытостью мышления, с решительностью и избеганием двойственности. Результаты «матричного» анализа, дополненные факторным, позволили трактовать актуальную ригидность как мотивационную и выявить биполярный характер мотивационного компонента ригидности. Данные эмпирического исследования дополняют представления о психологической модели ригидности, ее структурной организации, включающей когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты в ракурсе концепции когнитивно-личностного развития. The article presents the relationship between actual rigidity, which acts as a motivational component of rigidity, and the motivational sphere of the individual within the framework of general psychology. The identified correlation characteristics are represented by coherence, integration, i.e. synthesis of variables into a certain integrity, as well as stability. Based on the structurographic analysis, the leading and basic components of the matrix were identified. The leading component of the correlogram matrix is the current rigidity, which is associated with the focus of promotion and the focus of prevention, with the desire for order, predictability and closed thinking, with determination and avoidance of ambiguity. The results of the “matrix” analysis, supplemented by a factor analysis, made it possible to interpret current rigidity as motivational, and to reveal the bipolar nature of the motivational component of rigidity. Data from empirical research complement the understanding of the psychological model of rigidity, its structural organization, including cognitive, emotional and motivational components from the perspective of the concept of cognitive-personal development.
- ЭлементTeaching translation and translation studies: in search of the science and art synergy(Барановичи : БарГУ, 2024) Maslov, Y. V.; Маслов, Ю. Д.The material presents a review of a collective monograph “Multidimensional Translation, from Science to the Arts”, published in the English language and based on the materials presented at an international scientific conference dedicated to Translation Studies theory and teaching translation as a specific form of speech activity. The author briefly reviews the content of all the research papers paying attention to particular elements of research methodologies. An attempt is made to analyze the quality of their approaches and their practical value for the process of foreign language training both in our country and abroad. An important aspect of the material is the fact that the monograph contains the research conducted by one of the educators working at the Professional Foreign Language Training Chair of Baranovichi State University. В материале представлена рецензия на коллективную монографию на английском языке «Многоплановый перевод: от науки к искусству», изданную по итогам проведения международной научной конференции, посвященной проблемам переводоведения и обучения переводу как специфическому виду речевой деятельности. Рецензия включает краткое содержание всех опубликованных в данной книге материалов с описанием отдельных элементов методологии авторских исследований. Сделана попытка проанализировать представленные подходы, определить степень их практической значимости для решения актуальных задач иноязычного образования в нашей стране и за рубежом. Важным моментом является то, что в монографии опубликовано исследование одного из преподавателей кафедры профессиональной иноязычной подготовки учреждения образования «Барановичский государственный университет».
- ЭлементЦифровая трансформация образования: проблемы, риски и перспективы развития(Барановичи : БарГУ, 2024) Лозицкий, В. Л.; Lozitsky, V. L.В статье рассматривается комплекс проблемных вопросов осуществления процессов цифровой трансформации образования. В рамках сформулированных задач исследования и осуществляемой научной рефлексии конкретизирован понятийно-терминологический аппарат, определены феноменологические признаки цифровизации образования. Автором осуществлен анализ факторов, детерминирующих динамичное и решительное развитие технологизации образовательной сферы в Республике Беларусь и на постсоветском пространстве. Выделены характеристики основных в своей значимости инновационных информационно-коммуникационных технологий в образовании, а также проблемные аспекты их интеграции в образовательный процесс на уровнях общего среднего и высшего образования. Внимание акцентируется на важных проблемах вызревания, связанных с цифровизацией образования рисков и угроз глобального характера. Автором предлагаются императивы, учёт которых позволит преодолеть возникающие противоречия техногенного и социоприродного характера в эффективном обеспечении преемственности в образовании на всех его системных уровнях. The article considers a set of problematic issues of implementing the processes of digital transformation of education. Within the framework of the formulated tasks of the study and the scientific reflection carried out, the conceptual and terminological apparatus was specified, phenomenological signs of education digitalization were determined. The author analyzed the factors determining the dynamic and decisive development of the technologization of the educational sphere in the Republic of Belarus and in the post-Soviet space. The main characteristics of innovative information and communication technologies in education, as well as problematic aspects of their integration into the educational process at the levels of general secondary and higher education are highlighted. Attention is focused on the important problems of maturation associated with the digitalization of the formation of risks and threats of a global nature. The author proposes imperatives, the accounting of which will make it possible to overcome the emerging contradictions of a technogenic and social nature in effectively ensuring continuity in education at all its systemic levels.
- ЭлементОценка качества коррекционно-образовательного процесса в дошкольных группах центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации(Барановичи : БарГУ, 2024) Лемех, Е. А.; Lemekh, E. A.В статье представлены результаты работы, выполненной в рамках Республиканского инновационного проекта «Внедрение системы оценки качества специального образования в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» на базе 18 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации всех областей Республики Беларусь и г. Минска (приказ Министерства образования Республики Беларусь № 589 от 11.08.2021 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году», приказ Министерства образования Республики Беларусь № 517 от 22.08.2022 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»). Описан один из компонентов шкал для комплексной оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития («Оценка качества коррекционно-образовательного процесса в дошкольных группах центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»). The article describes the results of the research carried out in the frames of the Republican innovation project “Implementation of quality assessment system of special education in the conditions of a correction- and developmenttraining center” on the basis of 18 correction- and development-training centers in all regions of the Republic of Belarus and Minsk city (Order of the Ministry of Education of the Republic of Belarus No. 589, August 11, 2021 “On experimental and innovative activities in the 2021/2022 academic year”, Order of the Ministry of Education of the Republic of Belarus No. 517, August 22, 2022 “On experimental and innovative activities in the 2022/2023 academic year”). One of the components of the scales of a comprehensive assessment of the quality of education among individuals with severe multiple disorders (“Quality assessment of correctional and educational process in preschool groups of correction- and development-training centre) is described.
- ЭлементХарактеристики агрессивности креативной личности в юношеском возрасте(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Криворученко, В. А.; Yatsenkо, T. E.; Krivoruchenko, V. A.В статье актуализирована проблема креативности и агрессивности личности в юности. Отмечается неоднозначность конструктивности/деструктивности агрессивности и креативности юношей и девушек в современном мире. Раскрыта психологическая сущность антисоциальной креативности. Отражено состояние разработанности проблемы креативности и агрессивности в юности в белорусской психологии. Приведены результаты эмпирического исследования склонности к различным видам агрессивности юношей и девушек, обладающих личностной, социальной и невербальной креативностью. Показаны отличительные особенности агрессивности креативной личности в юности в виртуальной и реальной среде. Отражены различия в агрессивности юношей и девушек, склонных к видам креативности просоциальной и антисоциальной направленности. Отмечены векторы риска деструктивного применения креативности личностью в юношеском возрасте, установленные по результатам эмпирического исследования. The article actualizes the problem of creativity and aggressiveness of a person in his youth. The ambiguity of constructiveness/destructiveness of aggressiveness and creativity of boys and girls in the modern world is noted. The psychological essence of antisocial creativity is revealed. The state of the problem development of creativity and aggressiveness in youth in Russian and Belarusian psychology is reflected. The results of an empirical study of the propensity to various types of aggressiveness of young men and women with personal, social and non-verbal creativity are presented. The distinctive features of a creative personality aggressiveness in youth in a virtual and real environment are shown. Differences in the aggressiveness of boys and girls, who are prone to types of creativity of pro-social and antisocial orientation, are reflected. The risk vectors of destructive use of creativity by a person in adolescence, established by the results of an empirical study, are noted.
- ЭлементСвязи зависимости руководителей от социальных сетей с макиавеллизмом, направленностью личности и коммуникативными умениями(Барановичи : БарГУ, 2024) Шейнов, В. П.; Сапего, Е. И.; Sheinov, V. P.; Sapego, К. I.В предыдущих исследованиях рассматривались взаимосвязи зависимости от социальных сетей с проявлениями психологического неблагополучия у активных пользователей сетей. Целью настоящего исследования является обнаружение у белорусских руководителей возможных связей их зависимости от социальных сетей с макиавеллизмом, коммуникативными умениями и возрастом. В статье представлены полученные результаты: зависимость от социальных сетей руководителей обоих полов положительно связана с зависимостью от смартфона и с макиавеллизмом (склонностью к манипуляциям). У мужчин-руководителей - еще и положительная связь с навыками агрессивной коммуникации, в то время как у женщин-руководителей была обнаружена отрицательная связь с навыками уверенной коммуникации и положительная корреляция с навыками зависимой коммуникации. Приведены доказательства того, что зависимость от социальных сетей у руководителей (мужчин и женщин) уменьшается с возрастом. Раскрыта положительная связь зависимости руководителей мужского пола от социальных сетей с направленностью на себя, в то же время отсутствует связь с направленностью личности зависимости руководителей женского пола от социальных сетей. Макиавеллизм отрицательно коррелирует с навыками уверенного поведения и положительно связан с навыками зависимого и агрессивного поведения. Представлен вывод о связи между макиавеллизмом и зависимостью от социальных сетей, который согласуется с результатами зарубежных авторов, однако корреляции между зависимостью от социальных сетей и направленностью личности ранее никем не изучались. Практическим приложением полученных результатов является их использование в разъяснительной работе в целях профилактики формирования зависимости от социальных сетей. Previous studies have examined the relationship between social media addiction and psychological distress among heavy network users. The purpose of this study is to discover among Belarusian managers possible connections between their dependence on social networks and Machiavellianism, communication skills and age. The article presents the results obtained: dependence on social networks of managers of both sexes is positively associated with smartphone addiction and Machiavellianism (tendency to manipulate). Male managers also had a positive correlation with aggressive communication skills, while female managers had a negative correlation with assertive communication skills and a positive correlation with dependent communication skills. Evidence is provided that the dependence on social networks among managers (men and women) decreases with age. A positive connection between the dependence of male managers on social networks and self-direction has been revealed, while at the same time there is no connection between the dependence of female managers on social networks and the personality orientation. Machiavellianism is negatively correlated with assertive behavior skills and positively associated with dependent and aggressive behavior skills. A conclusion is presented about the connection between Machiavellianism and addiction to social networks, which is consistent with the results of foreign authors, however, the correlations between addiction to social networks and personality orientation have not been studied by anyone previously. A practical application of the results obtained is their use in explanatory work to prevent the formation of addiction to social networks.
- ЭлементВзаимосвязь субъективного благополучия и эмоционального интеллекта в период поздней взрослости(Барановичи : БарГУ, 2024) Журкевич, А. А.; Олифирович, Н. И.; Zhurkevich, А. A.; Olifirovich, N. I.В статье раскрыты сущностные характеристики феноменов «субъективное благополучие» и «эмоциональный интеллект» с позиции различных психологических подходов. Приводятся теоретические основания рассмотрения эмоционального интеллекта как одного из факторов субъективного благополучия личности. Авторы анализируют результаты нескольких исследований и приходят к выводу, что у женщин присутствует более сильная связь между субъективным благополучием и эмоциональным интеллектом, чем у мужчин. Детально рассматриваются различные аспекты эмоционального интеллекта, включая самосознание, управление эмоциями, понимание эмоций и управление отношениями, и их влияние на субъективное благополучие. Результаты исследований отражают потребность усиливать психологическое сопровождение пожилых людей, включая развитие их эмоционального интеллекта, помощь в адаптации к пожилому возрасту и преодолении возможных психологических трудностей. The article reveals the essential characteristics of the phenomena “subjective well-being” and “emotional intelligence” from the perspective of various psychological approaches. Theoretical grounds for considering emotional intelligence as one of the factors of subjective well-being of an individual are given. The authors analyze the results of several studies and conclude that women have a stronger connection between subjective well-being and emotional intelligence than men. Various aspects of emotional intelligence are examined in detail, including self-awareness, emotion management, emotion understanding, and relationship management, and their impact on subjective well-being. The research results reflect the need to strengthen psychological support for older people, including the development of their emotional intelligence, assistance in adapting to old age and overcoming possible psychological difficulties.
- ЭлементПрограмма патриотического воспитания как средство формирования патриотизма младших школьников во внеучебной деятельности(Барановичи : БарГУ, 2024) Ульдинович, Т. П.; Василевич, Н. А.; Uldinovich, T. P.; Vasilevich, N. A.Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающих поколений обусловливается необходимостью формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. В статье приведены результаты исследования форм и методов работы учителей учреждений общего среднего образования по формированию патриотизма у младших школьников, а также преобладающих направлений патриотического воспитания учащихся, установленные на основе анализа школьной документации и в ходе исследовательской беседы с учителями. Описана разработанная программа патриотического воспитания: цель и задачи использования программы, направления патриотического воспитания, специфика тематического планирования, нормативные документы, определяющие ее содержание. Описаны выделенные критерии и показатели сформированности патриотизма. Представлены результаты констатирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента по реализации программы патриотического воспитания младших школьников во внеучебной деятельности. The relevance of the problem of patriotic education of younger generations is determined by the need to form an objective attitude of society towards the historical past, to preserve and strengthen the unity of the Belarusian people. The article presents the results of a study of the forms and methods of work of teachers of general secondary education institutions on the formation of patriotism among junior schoolchildren, as well as the prevailing directions of students’ patriotic education, established on the basis of school documentation analysis and during a research conversation with teachers. The worked-out program of patriotic education is described: the purpose and objectives of using the program, directions of patriotic education, the thematic planning specifics, regulatory documents defining its content. The selected criteria and indicators of patriotism formation are described. The results of the ascertaining and control stages of the pedagogical experiment on the implementation of patriotic education of junior schoolchildren program in extracurricular activities are presented.
- ЭлементРазвитие рефлексивных умений у обучающихся в условиях профильного обучения(Барановичи : БарГУ, 2024) Романчук, Н. В.; Кот, М. В.; Romanchuk, N. V.; Kоt, M. V.В статье раскрывается сущность рефлексивных умений. Приводятся характеристики профильного обучения. Представлены результаты исследования уровня развития рефлексивных умений у обучающихся старшего школьного возраста профильных классов, уровня выраженности и направленности рефлексии по шкалам саморефлексии и социорефлексии. Представлены результаты анкетирования педагогов по определению методов и форм работы, наиболее эффективных для развития рефлексивных умений у обучающихся, а также сложностей в организации данной работы. Отражены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие рефлексивных умений у обучающихся старшего школьного возраста. Предложены рекомендации педагогам по развитию рефлексивных умений обучающихся профильных классов, охватывающие планирование рефлексивной деятельности, организацию, стимулирование обучающихся к ее осуществлению, преломление рефлексивной деятельности через призму будущей профессиональной деятельности школьников. The article reveals the essence of reflexive skills. The characteristics of specialized training are given. The results of a study of the level of development of reflective skills in high school students of specialized classes, the level of expression and direction of reflection on the self-reflection and socioreflection scales are presented. The results of a survey of teachers to determine the methods and forms of work that are most effective for the development of reflective skills in students, as well as difficulties in organizing this work, are presented. The pedagogical conditions that ensure the effective development of reflective skills in high school students are reflected. Recommendations are offered to teachers on the development of reflective skills of students in specialized classes, covering the planning of reflective activities, organization, stimulation of students to carry them out, refraction of reflective activities through the prism of future professional activities of schoolchildren.
- ЭлементДинамика концепта «патриотизм» в сознании студенческой молодежи(Барановичи : БарГУ, 2024) Кишея, И. Л.; Kisheya, I. L.В статье представлены результаты изучения динамического аспекта представлений о концепте «патриотизм» у студенческой молодежи на основе применения метода определения понятий. Приводятся зафиксированные частотные дескрипторы концепта «патриотизм» у студентов на первом и втором этапах исследования, проведенных с интервалом в один год. Описаны основные линии и показатели изменений в понимании студентами феномена «патриотизм», происходящие в силу возраста и влияния профессионального обучения, социализирующих факторов. Приводятся сравнительные эмпирические данные, полученные в ходе изучения динамики содержательного наполнения отдельных дескрипторов феномена «патриотизм» у студенческой молодежи: «защита Родины», «гордость за страну», «знание истории» «уважение языка», «преданность», «любовь», «любовь к дому», «чувство к Родине», «уважение и сохранение традиций», «уважение страны». The article presents the results of the dynamic aspect study of ideas about the concept of “patriotism” in student youth based on the application of the definition of concepts method. Fixed frequency descriptors of the “patriotism” concept among students are given at the first stage of the research and at the second stage of it conducted at the interval of one year. The main lines and indicators of changes in the students’ understanding of “patriotism” phenomenon, which occur due to the age and influence of vocational training, socializing factors, are described. Comparative empirical data are given in the course of studying the content filling dynamics of individual “patriotism” phenomenon descriptors among student youth: “Protection of the Motherland”, “Pride for My Homeland”, “Knowledge of History”, ”Respect for Language”, “Devotion”, “Love”, “Love for My Home”, “Feeling for the Homeland”, “Respect and Keeping the Traditions”, “Respect for the Country”.
- ЭлементБолевые точки современности (в романе А. Проханова «Гость»)(Барановичи : БарГУ, 2024) Гулевич, Е. В.; Hulevich A. V.Цель статьи — выявить ориентиры духовного развития современного общества сквозь призму индикаторов, которые представлены в романе А. Проханова «Гость». Данные индикаторы служат своего рода лакмусовой бумажкой, на фоне которой проявляются тревожные черты современности. К ним относятся: гедонистическая ментальность, формирование общества потребления, а также мироустройство, функционирующее согласно теории хаоса. Как представитель философии русского космизма, писатель считает, что детерминированный хаос предопределяет процессы в мироздании, когда действия одного человека способны менять мировые события, ход истории, служить причиной глобальных катастроф либо спасения тысяч жизней. В романе «Гость» А. Проханов показывает, что гедонистическая ментальность, определяющая современного человека, стала общей тенденцией и дала начало обществу потребления, которое сегодня является проблемой не только западного, но и славянского мира. В своем романе А. Проханов обращается к рубежному периоду распада великой Красной империи, прослеживает тревожные изменения, которые произошли в человеке за переходный период; описывает крах традиционных славянских ценностей, которые подменяются западными идеалами, ведущими к разложению общества. При этом писатель уверен, что глубинные славянские коды, которые есть суть нации, призваны возродить славянский мир, вернуть ему силу и величие. The aim of the given article is to present the trends in the modern Slavic society viewed through the perspective of markers presented in the novel “The Guest” by A. Prokhanov. These markers serve as the so called litmus test, against which troublesome features of the modern society are revealed. These are: hedonistic mentality of the contemporary man, consumer society, and the world order dynamism functioning according to the chaos theory. Being the representative of the Russian cosmism philosophy, the writer considers that the chaos dynamism determines all processes in the Universe, when actions of a single person can change the processes in the whole world, the course of history and may become a trigger for global disasters, as well as may save thousands of lives. The writer believes that the hedonistic mentality has become a common trend that gave rise to a consumer society. Today, it stands a problem not only for Western countries but also for the Slavic world. In his novel “The Guest”, A. Prokhanov depicts a critical period of the great Soviet Empire collapse - the USSR, tracing the troublesome changes that have taken place in the described period. The writer also reveals the loss of traditional values of Slavic history, which are being replaced by Western ideals that lead to the spiritual destruction of the modern society. At the same time, A. Prokhanov strongly believes that great Slavic codes are to revive the nation and bring back the nation’s power and greatness.
- ЭлементІнтэртэкстуальна-паэтычныя сувязі ў творчасці Ф. Багушэвіча і Цёткі(Барановичи : БарГУ, 2024) Карчашкіна, Д. В.; Karchashkina, D. V.У артыкуле разглядаюцца элементы ўплыву творчасці Францішка Багушэвіча (1840-1900) на ідэйны, стылістычнычны і тэматычны складнікі твораў Алаізы Пашкевіч (Цёткі) (1876-1916). Аб’ектам вывучэння сталі творы названых аўтараў. Прадметам даследавання з’яўляюцца як экспліцытныя, так і імпліцытныя інтэртэкстэмы, іх сувязь з культурным фонам эпохі. Падкрэсліваецца наяўнасць апасродкаванага часам і тэкстамі твораў «дыялогу» паміж дзвюма аўтарамі як паказчык усвядомленага працягу Цёткай багушэвічаўскай традыцыі народнай паэзіі. Адзначаецца, што інтэртэкстуальныя сувязі назіраюцца менавіта ў вершаванай творчасці абодвух аўтараў. Выяўлена, што вобраз аўтара ў асобных вершах Ф. Багушэвіча скіраваны не столькі на дзеянне, колькі на адлюстраванне мары аб чароўных інструментах пераўтварэння жыцця. У Цёткі вобраз аўтара дзейнічае ў рэальным часе. The article reveals the influence elements of Františko Bagushevich’s works (1840-1900) on the ideological, stylistic and thematic components of Alaiza Pashkevich works (Tsiotka) (1876-1916). The objects of study were the works of the named authors. The subject of research is both explicit and implicit intertexts, their connection with the cultural background of the era. The existence of a “dialogue” between two authors, mediated by time and texts is emphasized as an indicator of the deliberate continuation by Tsiotka Bagushevich’s tradition of folk poetry. It is noted that intertextual connections are observed precisely in the poetic work of both authors. It is revealed that the image of the author in individual poems of F. Bogushevich is not so much directed to action as to the reflection of a dream about magical tools of life transformation. In the works of Tsiotka the image of the author acts in real time.
- ЭлементМастацкая рэпрэзентацыя вобраза Віцебска ў беларускамоўнай рэгіянальнай паэзіі(Барановичи : БарГУ, 2024) Дубоўская, Т. А.; Dubovskaya, Т. A.У артыкуле на прыкладзе беларускамоўных паэтычных тэкстаў, у тым ліку сеткавых, даследуюцца асноўныя вектары мастацкага асэнсавання вобраза Віцебска рэгіянальнымі творцамі. На аснове праведзенага даследавання можна сцвярджаць, што названы вышэй вобраз часцей за ўсё рэпрэзентуецца лірыкамі як: рэгіянальная каштоўнасць, што знаходзіць сваё ўвасабленне ў асаблівай духоўнай аўры гарадскога асяроддзя; сакральная поліканфесійная прастора са сваімі культавымі архітэктурнымі дамінантамі; адзін з самых старажытных гарадоў Беларусі са шматвекавым, часам драматычным, гістарычным мінулым; месца зліцця трох рэк - Заходняй Дзвіны, Віцьбы і Лучосы - сімвалаў жыцця, духоўнай сілы, спрадвечнай сувязі чалавека з прыродай; жыватворная крыніца натхнення і плённай працы для многіх айчынных і замежных культурных дзеячаў; запаветная радзіма сусветна вядомага мастака Марка Шагала. The article explores the main vectors of artistic comprehension of the image of Vitebsk by regional masters of words (or authors) on the example of Belarusian-language poetic texts, including online (meaning texts posted on the Internet). Thus, on the basis of the study, it can be argued that the above image is most often represented by lyricists as: regional value, which is embodied in a special spiritual aura of the urban environment; the sacral polyconfessional space with its cult architectural dominants; one of the oldest cities of Belarus with a centuries-old, sometimes dramatic, historical past; the confluence of three rivers - Western Dvina, Vitba and Luchesa - symbols of life, spiritual strength, the primordial connection of man with nature; the invigorating source of inspiration and fruitful work for many domestic and foreign cultural figures; the cherished homeland of the world famous artist Marc Chagall.
- Элемент
- Элемент«Барановичский текст»: находки и перспективы(Барановичи : БарГУ, 2024) Белая, Е. И.; Belaya, E. I.; Белая, А. І.В статье представлены результаты анализа произведений, написанных в разные периоды представителями разных литератур и имеющих, по мнению автора, определённую значимость для создания «барановичского текста», так как в них воссозданы объекты ландшафта отдельных городов, воплощающие элементы универсальной художественной модели городского бытия. Одним из них является железнодорожная магистраль - топос, который порождает многие философские смыслы. Приводятся теоретические положения и выводы, которые могут послужить отправными точками формирования «барановичского текста». Высказано предположение о причине несоответствия цивилизационного потенциала города и его проекций в литературном творчестве. Помимо фрагментов, описывающих объекты городской топики Баранович, интерпретируются иные городские тексты, имманентные решению поставленных задач. Термин «барановичский текст» пока не является общеупотребительным, поскольку систематизация художественных текстов/фрагментов о городе Барановичи в их семантической и семиотической связи представляется длительным процессом, требующим обращения к значительному объёму произведений. Материалом данного исследования выступили произведения А. Толстого, Ш.-Алейхема, С. Песецкого, В. Шкловского, В. Бутрима. The article presents the results of the works analysis written in different periods by the representatives of different literatures and that all these elements, in the author’s opinion, have a certain significance for the creation of the “Baranovichi text”, since they recreate the landscape objects of individual cities, embodying elements of a universal artistic model of urban existence. One of them is the railway line - a topos that gives rise to many philosophical meanings. Theoretical provisions and conclusions are given that can serve as the starting points for the “Baranovichi text” formation. An assumption has been made about the reason for the discrepancy between the civilizational potential of the city and its projections in literary works. In addition to fragments describing the objects of the urban topic of Baranovichi, other urban texts are interpreted, immanent in solving the assigned problems. The term “Baranovichi text” is not yet in common use, since the literary texts/fragments systematization about the city of Baranovichi in their semantic and semiotic connection seems to be a long process that requires reference to a significant volume of works. The works by A. Tolstoy, Sh.-Aleichem, S. Pesetsky, V. Shklovsky, V. Butrim have become the study material.
- ЭлементХарактеристики адаптивности и стратегий адаптивного поведения виктимных будущих специалистов(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Назаренко, М. А.; Yatsenkо, T. E.; Nazarenko, M. A.В статье актуализирована проблема адаптивности и адаптивного поведения студентов как будущих молодых специалистов. Обоснована важность адаптивности и эффективных адаптивных стратегий для конкурентоспособности, мобильности и стрессоустойчивости молодых специалистов в транзитивном обществе. Акцентировано внимание на личностной уязвимости виктимных студентов, особенно в транзитивном обществе и онтологической неопределенности мира. Раскрыты теоретические признаки понятий «адаптивность», «адаптивное поведение». Приведена классификационная характеристика стратегий адаптивного поведения и параметры их дифференциации. Описаны результаты эмпирического исследования адаптивных стратегий поведения юношей и девушек, обучающихся на III-IV курсах на дневной форме получения образования, при различных виктимных деформациях личности. Представлены векторы психопрофилактической работы в высшей школе, необходимые в психологическом сопровождении студентов, проявляющих склонность к различным видам виктимного поведения. The article updates the problem of adaptability and adaptive behavior of students as future young professionals. The importance of adaptability and effective adaptive strategies for the competitiveness, mobility and stress resistance of young professionals in a transitional society is substantiated. Attention is focused on the personal vulnerability of victimized students, especially in a transitive society and the ontological uncertainty of the world. Theoretical features of the concepts “adaptability” and “adaptive behavior” are revealed. The classification characteristics of adaptive behavior strategies and their differentiation parameters are given. The results of an empirical study of adaptive behavior strategies of boys and girls studying in the III-IV year of full-time education with various victimized personality deformations are described. The vectors of psychoprophylactic work in higher education, necessary in the psychological support of students who are prone to various types of victim behavior, are presented.