Показать по автору "Пономарева, Е. И."
Сейчас показывают 1 - 6 из 6
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАнализ нормативно-правового обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития(ВГУ им. П. М. Машерова, 2017) Клещёва, Е. А.; Пономарева, Е. И.; Валитова, И. Е.Система образования Республики Беларусь подвергается серьезным изменениям на современном этапе развития общества. Гуманизация образовательного процесса способствует пересмотру его организации. Наряду с интегрированным обучением и воспитанием появилась необходимость в инклюзивном образовании, которое предполагает удовлетворение образовательных потребностей всех обучающихся в одном образовательном пространстве вне зависимости от их особенностей развития, реализуя тем самым конституциональное право каждого на образование. Цель исследования - определение актуального состояния нормативно-правовой поддержки психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития в учреждениях общего среднего образования. Материал и методы. Материалом для анализа нормативной базы выступило содержание сопровождения обучающихся с особенностями психофизического развития и иных субъектов образовательного процесса на этапе внедрения инклюзивного образования. Свое исследование мы построили на сравнительном анализе психологических и педагогических подходов к содержанию сопровождения и взаимосвязей дефиниций «поддержка», «помощь», «сопровождение», а также на анализе актуальной нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога учреждений общего среднего образования Республики Беларусь. Результаты и их обсуждение. Внедрение инклюзивного образования в систему образования Республики Беларусь предполагает среди прочего и организацию психолого-педагогического сопровождения обучения и социализации обучающихся с особенностями психофизического развития (ОПФР). Проблемы организации и осуществления психологического сопровождения обучающихся с ОПФР обусловлены переосмыслением задач, которые предстоит решить педагогическому сообществу в ходе реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь. Педагоги-психологи как специалисты социально-педагогической и психологической службы выполняют ряд профессиональных функций, которые определены актуальными нормативно-правовыми документами. Заключение. Анализ профессиональных функций, представленный в данной статье, позволил утверждать необходимость пересмотра функционала педагога-психолога в части психологического сопровождения обучающихся с ОПФР. Данное исследование является результатом одного из этапов выполнения научно-исследовательской работы по заказу Министерства образования Республики Беларусь «Разработка модели психологического сопровождения обучающихся как субъектов инклюзивного образования» по договору № ГБ 001/17 от 03.01.2017 г. The system of education of the Republic of Belarus undergoes serious modifications at the present stage of social development. Humanization of the educational process promotes reconsideration of its organization. Along with integrated education there is a necessity in inclusive education, which presupposes satisfaction of academic needs of all pupils in one educational environment regardless peculiarities of their development, thus implementing the constitutional right for education. The purpose of the study is identification of the current state of the normative and legal support for psychological and pedagogical accompaniment of general secondary school pupils with psychophysical development peculiarities. Material and methods. The material for the normative base analysis is the content of the accompaniment of pupils with psychophysical peculiarities as well as other education process subjects at the stage of the introduction of inclusive education. We have built our research on the comparative analysis of psychological and pedagogical approaches to the content of the accompaniment and interconnections of the definitions of “support", “assistance”, “accompaniment” as well as on the analysis of the current normative and legal documents which regulate work of the general secondary school teacherpsychologist in the Republic of Belarus. Findings and their discussion. Introduction of the inclusive education into the system of education in the Republic of Belarus means, among others, setting up psychological and pedagogical accompaniment of teaching and socialization of pupils with psychophysical development peculiarities (PDP). Problems of setting up and implementation of psychological accompaniment of PDP pupils are conditioned by the reconsideration of tasks which have to be solved by the pedagogical community in the course of the implementation of the Concept of the Development of Inclusive Education of People with Psychophysical Development Peculiarities in the Republic of Belarus. Teachers-psychologists as specialists of the social and pedagogical as well as the psychological service perform a number of professional functions which are prescribed by current normative and legal documents. Conclusion. The analysis of professional functions, which is presented in the article, makes it possible to state the necessity in reconsideration of the teacher-psychologist performance related to psychological accompaniment of PDP pupils. The study is a stage of the research program commissioned by the Ministry of Education of the Republic of Belarus “Elaboration of the Model of Psychological Accompaniment of Pupils as Subjects of Inclusive Education”, in accordance with № GB 001/17 03.01.2017 Agreement.
- ЭлементГотовность будущих педагогов к сопровождению детей с особенностями психофизического развития в условиях образовательной инклюзии: к вопросу об условиях формирования(БрГУ им. А. С. Пушкина, 2013) Хитрюк, В. В.; Пономарева, Е. И.о перспективе создания в качестве структурного подразделения университета, реализующего образовательные программы подготовки будущих педагогов, ресурсного центра инклюзивного образования.
- ЭлементИнклюзивная готовность будущих педагогов: механизмы обеспечения(МДПУ імя І. П. Шамякіна, 2013) Хитрюк, В. В.; Симаева, И. Н.; Пономарева, Е. И.В статье приводятся результаты эмпирического исследования когнитивного и эмоционального компонентов инклюзивной готовности будущих педагогов; устанавливается связь между образовательными результатами (компетенциями) и образовательными эффектами (готовность к реализации в практической деятельности образовательных результатов). В качестве механизма обеспечения формирования инклюзивной готовности предлагается введение учебной дисциплины «Основы инклюзивного образования», реализующей компетентностный подход в подготовке специалистов.
- ЭлементМодель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование(МГППУ, 2011) Хитрюк, В. В.; Пономарева, Е. И.
- ЭлементПсихолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве(БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014) Хитрюк, В. В.; Пономарева, Е. И.
- ЭлементПсихолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: принципы организации и осуществления(МДПУ імя І. П. Шамякіна, 2011) Хитрюк, В. В.; Пономарева, Е. И.; Коршун, А. Р.; Юрчёнок, Л. А.В статье на основе анализа специальной литературы рассматривается актуальная проблема – психолого-педагогическое сопровождение студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) в образовательном пространстве вуза. Установлено, что психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостный системный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых, который строится на основе специальных принципов. Анализируются различные классификации принципов организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения студентов, имеющих физические и психические особенности развития. Предложен оптимальный набор принципов, обеспечивающих эффективность процесса взаимодействия субъектов сопровождения.