2025 год Выпуск 17.

Постоянная ссылка для этой коллекции

Просмотреть

Последние поступления

Сейчас показывают 1 - 5 из 18
  • Элемент
    Отдельные вопросы законодательного обеспечения свободы творчества и преподавания в Республике Беларусь
    (БарГУ, 2025) Шаро, О. У.; Sharo, O. U.
    Согласно Конституции Республики Беларусь, Республика Беларусь - демократическое правовое государство (ч. 1 ст. 1), в котором каждому гарантируется свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ч. 2 ст. 51). В современном мире процесс создания условий для полноценной реализации творческого потенциала человека выходит на существенно новый уровень. Консолидация творчества и преподавания служит реализации гуманитарного прогресса общества практически во всех сферах общественной и государственной жизни. Доктринальный анализ конституционно-правового закрепления и обеспечения свободы творчества и преподавания в Республике Беларусь до настоящего времени не проводился. Творчество и преподавание как конституционно-правовые категории непосредственно связаны с рядом политических, социально-экономических, культурных и иных прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, так как реализация этих прав и свобод, в свою очередь, сопряжена с осуществлением творческих способностей человека. Согласно конституционно-правовой норме, гарантирована реализация человека в художественной, научной и технической сферах и преподавании, однако, исследуя данную категорию шире, можно прийти к выводу, что указанный перечень не может рассматриваться в качестве исчерпывающего. Конституционное право на свободу творчества и преподавания до сих пор не становилось предметом научного интереса белорусских ученых. Вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что необходимость теоретического обоснования свободы творчества и преподавания является насущной задачей современной науки конституционного права. According to the Constitution of the Republic of Belarus (hereinafter referred to as the Constitution), the Republic of Belarus is a democratic State governed by the rule of law (Part one of Article 1 of the Constitution), in which everyone is guaranteed freedom of artistic, scientific, technical creativity and teaching (part two of Article 51 of the Constitution). In the modern world, the process of creating conditions for the full realization of a person's creative potential is reaching a significantly new level. The consolidation of creativity and teaching serves to realize the humanitarian progress of society in almost all spheres of public and state life. A doctrinal analysis of the constitutional and legal consolidation and provision of freedom of creativity and teaching in the Republic of Belarus has not been carried out to date. Creativity and teaching as constitutional and legal categories are directly related to a number of political, socioeconomic, cultural and other human rights and freedoms provided for by the Constitution, since the realization of these rights and freedoms, in turn, is associated with the exercise of human creative abilities. According to the constitutional and legal norm, the realization of a person in the artistic, scientific and technical fields and teaching is guaranteed, however, considering this category more broadly, it can be concluded that this list cannot be considered exhaustive. The constitutional right to freedom of creativity and teaching has not yet become a subject of scientific interest for Belarusian scientists. At the same time, attention should be focused on the fact that the need for a theoretical justification of freedom of creativity and teaching is an urgent task of the modern science of constitutional law.
  • Элемент
    Влияние искусственного интеллекта на профессиональное развитие юристов: новые горизонты и вызовы
    (БарГУ, 2025) Сокол, А. В.; Sokol, A. V.
    В данной статье исследуются ключевые аспекты влияния искусственного интеллекта на профессиональное развитие и трансформацию юридической профессии. Проводится комплексный анализ текущих тенденций внедрения технологий искусственного интеллекта в юридическую практику, рассматриваются возможности и риски автоматизации рутинных юридических задач. Особое внимание уделяется необходимости адаптации образовательных программ и развития новых компетенций юристов в условиях цифровой трансформации. На основе анализа международного опыта и экспертных оценок формулируются рекомендации по эффективной интеграции технологий искусственного интеллекта в юридическую практику при сохранении ключевой роли человека-юриста в принятии правовых решений. Результаты исследования представляют практическую ценность для юридических фирм, образовательных учреждений и специалистов в области права. This article explores key aspects of the impact of artificial intelligence (AI) on the professional development and transformation of the legal profession. A comprehensive analysis of current trends in the introduction of AI technologies in legal practice is carried out, and the opportunities and risks of automating routine legal tasks are considered. Special attention is paid to the need to adapt educational programs and develop new competencies of lawyers in the conditions of digital transformation. Based on the analysis of international experience and expert assessments, recommendations are formulated for the effective integration of AI technologies into legal practice while maintaining the key role of human lawyers in making legal decisions. The results of the study are of practical value for law firms, educational institutions and legal professionals.
  • Элемент
    Отдельные аспекты правового регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных
    (БарГУ, 2025) Журова, Ю. А.; Zhurova, Y. A.
    Подготовка, переподготовка и повышение квалификации выступают в качестве одной из ключевых мер, направленных на содействие занятости населения и сокращения безработицы. В условиях стремительно меняющегося рынка труда, вызванного технологическими процессами, глобализацией и экономическими кризисами, возникает необходимость постоянного обновления и развития своих навыков. Повышение уровня профессиональных навыков способствует росту производительности труда, увеличивает конкурентоспособность и тем самым укрепляет экономическую стабильность страны. В рамках данной статьи автор исследует положения национального законодательства в области обучения безработных, выделяет его ключевые особенности. На основании проведенного исследования выработаны предложения по совершенствованию правового регулирования в рассматриваемой области. Training, retraining and advanced training are one of the key measures aimed at promoting employment and reducing unemployment. In the rapidly changing labor market caused by technological processes, globalization and economic crises, there is a need to constantly update and develop their skills. Improving the level of professional skills contributes to the growth of labor productivity, increases competitiveness and, thereby, strengthens the economic stability of the country. In this article, the author examines the provisions of national legislation in the field of education for the unemployed, highlights its key features. Based on the conducted research, proposals have been developed to improve the legal regulation in the field under consideration.
  • Элемент
    Право гражданина на изображение и защиту персональных данных: вопросы соотношения
    (БарГУ, 2025) Богустов, А. А.; Bogustov, A. A.
    В статье исследуется проблема отсутствия закрепления права гражданина на изображение в Гражданском кодексе Республики Беларусь, несмотря на признание Конституционным Судом необходимости такой регламентации для защиты неприкосновенности личной жизни. Автор анализирует возможность компенсации этого пробела действием законодательства о персональных данных, сопоставляя цели и механизмы защиты изображения и персональных данных. Установлено, что оба института направлены на охрану неприкосновенности частной жизни, но различаются по содержанию: законодательство о персональных данных регулирует обработку информации, в то время как право на изображение требует признания исключительных прав гражданина. Выявлены ключевые противоречия: не все изображения относятся к персональным данным, а исключения, содержащиеся в законодательстве о персональных данных, сужают защиту. Дополнительно подчеркивается, что общедоступность изображения в Интернете не отменяет необходимости согласия на его использование, что подтверждается международной практикой. На основе сравнительно-правового анализа сделан вывод о недостаточности законодательства о персональных данных для полноценной охраны права на изображение. Для устранения пробелов автор, учитывая опыт постсоветских стран, рекомендует закрепить самостоятельный характер этого права в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Исследование опирается на труды белорусских и российских юристов, решение Конституционного Суда Республики Беларусь и международные акты, что подчеркивает межотраслевой характер проблемы. The article examines the problem of the lack of enshrining the citizenʼs right to an image in the Civil Code of the Republic of Belarus, despite the recognition by the Constitutional Court of the need for such regulation to protect the inviolability of personal life. The author analyses the possibility of compensating for this gap by the legislation on personal data, comparing the purposes and mechanisms of image and personal data protection. It has been established that both institutions are aimed at protecting privacy, but differ in content: personal data legislation regulates the processing of information, while the right to an image requires recognition of the exclusive rights of a citizen. Key contradictions have been identified: not all images (e.g. artistic images) relate to personal data, and the exceptions contained in personal data legislation limit protection. It is additionally emphasized that the public availability of an image on the Internet does not cancel the need for consent to its use, which is confirmed by international practice. On the basis of comparative legal analysis it is concluded that the legislation on personal data is insufficient to fully protect the right to an image. In order to eliminate the gaps, the author, taking into account the experience of post-Soviet countries, recommends enshrining the independent nature of this right in the Civil Code of the Republic of Belarus. The study is based on the works of Belarusian and Russian lawyers, the Decision of the Constitutional Court of the Republic of Belarus and international acts, which emphasizes the intersectoral nature of the problem.