Роль и место нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития (с позиции матери и нормотипичного ребенка)

Эскиз недоступен
Дата
2024
Название журнала
Номер ISSN
Название тома
Издатель
Барановичи : БарГУ
Анотация
В статье предпринята попытка анализа роли нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития с точки зрения системного подхода. Появление ребенка с особенностями психофизического развития рассматривается как стрессовое событие, затрагивающее эмоциональное состояние членов семьи и требующее изменения в ее функционировании. Обращается внимание на участие и роль нормотипичного ребенка во всех внутрисемейных процессах. Приведены данные исследования, проведенного в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка/детей, позволяющие описать содержание такого участия и его влияние на семейную систему. Нормотипичный ребенок выполняет роль стабилизатора семейной системы, позволяющего фиксировать ее в текущем положении, одновременно снижающего ее гибкость. Другой функцией нормотипичного ребенка рассматривается редукция эмоционального напряжения, связанного с проблемами ребенка с особенностями психофизического развития, через манифестацию сиблинговой агрессии, более социально приемлемой, чем агрессия родительская. Поднимается вопрос о возможности внутриличностного конфликта нормотипичного ребенка в связи с выполнением вышеописанных функций. The article attempts to analyze the role of a normotypical child in a family raising a child with special needs from the point of view of a systems approach. The appearance of a child with special needs is considered as a stressful event that affects the emotional state of family members and requires changes in its functioning. Attention is drawn to the participation and role of a normotypical child in all family processes. Data from a study conducted in families raising a child with musculoskeletal disorders and a normotypical child/children are presented, which allows us to describe the content of such participation and its impact on the family system. A normotypical child plays the role of a stabilizer of the family system, allowing it to be fixed in its current position, while simultaneously reducing its flexibility. Another function of a normotypical child is the reduction of emotional stress associated with the problems of a child with special needs, through the manifestation of sibling aggression that is more socially acceptable than parental aggression. The question about the possibility of intrapersonal conflict in a normotypical child in connection with the performance of the above-described functions is raised.
Описание
Ключевые слова
психология семьи, дети с особенностями психофизического развития, нормотипичные дети, семейный стресс, сиблинги, family, family stress, siblings, children with special needs, normotypical children
Библиографическое описание
Коженевская, Е. Ю. Роль и место нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития (с позиции матери и нормотипичного ребенка) / Е. Ю. Коженевская // Вестник БарГУ. Сер. Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки (литературоведение). – 2024. – Вып. 16. – С. 69-74.