2020 год Выпуск 8.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2020 год Выпуск 8. по названию
Сейчас показывают 1 - 14 из 14
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементВестник БарГУ. Сер. Технические науки 2020 Выпуск 8.(Барановичи : БарГУ, 2020)
- ЭлементДаследаванне напружана-дэфармаванага стану драцянога рабочага элемента здрабняльнай машыны(БарГУ, 2020) Наліўка, А. І.; Русан, С. І.; Сівачэнка, Л. А.; Сівачэнка, Т. Л.; Naliuko, O. I.; Rusan, S. I.; Sivachenko, L. A.; Sivachenko, T. L.Выкладзена методыка даследавання напружана-дэфармаванага стану драцяных элементаў ротара здрабняльнай машыны. Улічаны як сілы інерцыі, так і сілы цяжару. Паказана, што апошнія можна ігнараваць. Апісана методыка вызначэння сілы ўзаемадзеяння драцянога элемента ротара здрабняльнай машыны з часціцай здрабняемага матэрыялу. Рабочы элемент ротара мадэлюецца пругкім стрыжнем, а часціца — матэрыяльным пунктам. The methodology for studying the stress-strain state of the wire elements of the rotor of a grinding machine is described. Both inertial forces and gravity are taken into account. It is shown that the latter can be neglected. The technique is described for determining the interaction force of the wire element of the rotor of a grinding machine with a particle of ground material. The operating element of the rotor is modeled by an elastic rod, and the particle is modeled by a material point.
- ЭлементИсследование влияния высокотемпературной термомеханической обработки на структуру и механические свойства сталей, применяемых для изготовления рубильных ножей(БарГУ, 2020) Алифанов, А. В.; Горецкий, Г. П.; Цуран, В. В.; Богданович, И. А.; Толкачева, О. А.; Alifanov, A. V.; Goretsky, G. P.; Tsuran, V. V.; Bogdanovich, I. А.; Tolkacheva, O. A.Для проведения исследований выбраны марки сталей, наиболее часто применяющиеся или по своим свойствам пригодные для изготовления рубильных ножей, в частности, Х12, Х12МФ, 5ХНМ, 6ХВ2С, У8А, 9ХС, ХВГ. Исследования структуры и твердости этих сталей показали, что у высокоуглеродистых сталей после высокотемпературной термомеханической обработки образуется мартенситная основа с большим количеством карбидов, что говорит о высокой твердости и малой пластичности большинства из рассматриваемых сталей, что делает их малопригодными для изготовления рубильных ножей, работающих в условиях ударных нагрузок. Для изготовления рубильных ножей можно рекомендовать стали 6ХВ2С, 5ХНМ и ХВГ, имеющие после высокотемпературной термомеханической обработки мелкодисперсную однородную структуру, которая обеспечивает как высокую твердость, так и достаточную пластичность. To conduct the research, steel grades were selected that are most often used or suitable for the manufacture of chipping knives, X12, X12MF, 5XHM, 6XB2S, U8, U8A, 9XC, HVG in particular. The studies of the structure and hardness of these steels showed that, after ausforming, high-carbon steels form a martensitic base with a large amount of carbides, which indicates the high hardness and low ductility of most of the steels under consideration, which makes them unsuitable for the manufacture of chipping knives operating under shock load conditions. For the manufacture of chopping knives, 6KHV2S, 5KHNM and KHVG steels can be recommended, which, after ausforming, have a finely dispersed homogeneous structure that provides both high hardness and sufficient ductility.
- ЭлементИсследование износа протекторов всесезонных автомобильных шин для грузовых механических транспортных средств(БарГУ, 2020) Пивоварчик, А. А.; Гавриленя, А. К.; Войтович, М. М.; Pivovarchyk, A. A.; Haurylenia, A. K.; Vaitovich, M. M.Целью настоящей работы является исследование величины износа протектора всесезонных автомобильных шин от различных производителей в зависимости от условий эксплуатации грузовых механических транспортных средств. Научная новизна работы состоит в получении новых экспериментальных данных по изменению величины протектора всесезонных автомобильных шин в зависимости от пробега, типа дорожного покрытия, сезонности эксплуатации транспортных средств. Введение содержит краткую информацию по вопросу износа протекторов автомобильных шин в зависимости от условий эксплуатации транспортных средств. Представлены требования, предъявляемые к величине протектора грузовой автомобильной шины. В основной части работы описана методика проведения исследований по определению величины износа протектора всесезонных автомобильных шин в зависимости от величины пробега транспортного средства, сезонности и типа дорожного покрытия. Показаны результаты исследования величины износа протектора всесезонных автомобильных грузовых шин различных марок. В ходе проведения исследований установлено, что лучшими эксплуатационными свойствами относительно величины износа протектора за весь период эксплуатации всесезонной автомобильной грузовой шины обладают шины марок Тriangle TR 693 (Китай) и Goodyear G46 (Турция, 2018). Установлено, что значение величины износа протектора шин данных марок в среднем на 4,2…22,8 % ниже, чем аналогичный показатель у других исследуемых марок шин. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при эксплуатации грузовых транспортных средств целесообразно использовать всесезонные грузовые автомобильные шины марок Тriangle TR 693 и Goodyear G46 ввиду их более высоких эксплуатационных характеристик. The aim of this paper is to study the tread wear of all-season automobile tires produced by various manufacturers, depending on the operating conditions of mechanical cargo vehicles. The scientific novelty of the work is to obtain new experimental data on the change in the tread size of allseason automobile tires depending on the mileage, type of road surface, and seasonality of vehicle operation. The introduction contains brief information on the wear of tire treads depending on the operating conditions of vehicles. The requirements for the tread size of a truck tire are presented. The main part of the article describes the research methodology for determining the tread wear of all-season automobile tires depending on the vehicle mileage, seasonality and type of road surface. The results of the study of the tread wear of all-season automobile truck tires of various brands are shown. In the course of the research it was found out that the best performance properties relative to the tread wear for the entire period of operation of an all-season truck tire are characteristic of Triangle TR 693 (China) and Goodyear G46 (Turkey, 2018) tires. It was established that the value of the tread wear of Triangle TR 693 (China) and Goodyear G46 (Turkey, 2018) brands of tires is on average 4.2…22.8 % lower than the same indicator for the other tire brands under consideration. Thus, a conclusion can be made that when operating cargo vehicles it is advisable to use all-season truck tires of Triangle TR 693 and Goodyear G46 brands due to their better performance characteristics. The research results will be useful to mechanical engineers when choosing a brand of all-season automobile tires during the operation of mechanical cargo vehicles.
- ЭлементИсследование статических боковых смещений ленты грузовой и порожняковой ветвей ленточного конвейера(БарГУ, 2020) Борис, Е. В.; Borys, Ya. V.Рассмотрено поведение грузовой и порожняковой ветвей ленточного конвейера при возникновении статических децентрирующих факторов. Исследовано боковое смещение ленты под действием децентрирующих факторов на линейной части жесткого и канатного ставов конвейера, не оборудованных центрирующими устройствами. Произведен сравнительный анализ различных типов роликоопор. В зависимости от деценрирующего фактора были получены соответствующие коэффициенты центрирования. Даны рекомендации по применению различного типа роликоопор с учетом их коэффициента центрирования. The behavior of the carrying and return lines of the conveyor belt under the emergence of static decentralizing factors is considered. The lateral displacement of the belt track under the influence of decentralizing factors on the linear part of the rigid and rope conveyor flights, not equipped with centering devices, was examined. A comparative analysis of various types of roller supports is carried out. Corresponding centering coefficients were obtained depending on the decentering factor. Recommendations are given on the use of various types of rollers based on their centering coefficient.
- ЭлементИсследование эксплуатационных свойств полусинтетических моторных масел, используемых в дизельных двигателях внутреннего сгорания(БарГУ, 2020) Пивоварчик, А. А.; Гавриленя, А. К.; Сергей, А. И.; Pivovarchyk, A. A.; Haurylenia, A. K.; Sergei, A. I.Целью настоящей работы является исследование возможной потери эксплуатационных свойств моторного масла в процессе эксплуатации транспортных средств, таких как плотность моторного масла при 15 °С, содержание механических примесей и воды, в целях уточнения фактических сроков замены моторного масла. Научная новизна работы состоит в получении новых экспериментальных данных по изменению плотности моторного масла при 15 °С, содержания механических примесей и воды в полусинтетических моторных маслах марки SAE 10W40 производителей компаний ЛУКОЙЛ и Ursa при изменении величины пробега транспортного средства. Введение содержит краткую информацию по эксплуатационным показателям моторного масла, таким как плотность моторного масла при 15 °С, содержание механических примесей и воды. В основной части работы представлены результаты исследования изменения свойств моторного масла в процессе эксплуатации транспортных средств. Показано, что содержание механических примесей в процессе эксплуатации транспортного средства у исследуемых марок масла находится в допустимом пределе при пробеге до 12 тыс. км. При пробеге транспортным средством более 16 тыс. км содержание механических примесей в исследуемых моторных маслах превышает допустимое значение. Выполненные исследования показали, что моторное масло марки АВАНГАРД УЛЬТРА SAE 10W40 обладает более высокими эксплуатационными свойствами по исследуемым показателям, чем моторное масло Ursa Premium TD SAE 10W40. Замену моторных масел целесообразно проводить после 16 тыс. км пробега ввиду значительного превышения содержания механических примесей в исследуемых образцах. Результаты исследований будут полезны инженерам-механикам при определении сроков замены моторного масла, используемого в дизельных двигателях внутреннего сгорания грузовых автобусов в целях увеличения надежности и работоспособности узлов и агрегатов двигателя. The aim of this paper is to study the possible loss of performance attributes of engine oil during the operation of vehicles such as: engine oil density at 15 °C, the content of mechanical impurities and water, in order to clarify the actual timing of engine oil change. The scientific novelty of the work consists in obtaining new experimental data on the change in the density of engine oil at 15 °C, the content of mechanical impurities and water in semi-synthetic motor oils of the SAE 10W40 brand manufactured by LUKOIL and Ursa, with an increase in vehicle mileage. The introduction contains brief information on the performance attributes of engine oil such as, engine oil density at 15 °C, the content of mechanical impurities and water. The main part of the article presents the results of a study of changes in the properties of motor oil in vehicle operation. It is shown that the mass fraction of mechanical impurities during the operation of the vehicle for the studied brands of oil is within the allowable limit with a mileage of up to 12 thousand km. When the vehicle has run more than 16 thousand km, the content of mechanical impurities in the engine oils under study exceeds the permissible value. Studies have shown that LUKOIL VANGUARD ULTRA SAE 10W40 motor oil possesses better performance attributes according to the studied parameters than Ursa Premium TD SAE 10W40 motor oil. It is advisable to replace the motor oil after 16 thousand km of run due to a significant excess of the content of mechanical impurities in the studied samples of motor oils. The results of the research will be useful to mechanical engineers when determining the timing for changing the engine oil used in diesel internal combustion engines of cargo buses in order to increase the reliability and efficiency of engine components and assemblies.
- ЭлементИсследования влияния аэродинамического звукового упрочнения на свойства твердых сплавов(БарГУ, 2020) Жигалов, А. Н.; Богдан, Д. Д.; Горавский, И. А.; Jigalov, A. N.; Bogdan, D. D.; Goravskii, I. А.Повышение ударной вязкости и предела прочности при изгибе для металлорежущего твердосплавного инструмента, работающего в условиях прерывистого резания с наличием ударных нагрузок, при сохранении полученной при изготовлении твердости возможно осуществить за счет аэродинамического звукового упрочнения (далее — АДУ). Экспериментально установлено, что метод АДУ способен повышать прочностные свойства твердых сплавов: происходит рост ударной вязкости по сравнению с неупрочненными образцами (на 23 % — для сплава Т15К6; 21 % — для Т5К10; 19 % — для ВК); предел прочности при изгибе у твердо- сплавных пластин сплавов Т5К10, Т15К6, ВК6, ВК8 увеличивается на 19…23 % по сравнению с неупрочненными. Подтверждено, что при методе упрочнения АДУ не происходит снижения твердости и плотности в отличие от всех методов упрочнения, связанных с энергетическими температурными воздействиями. В результате этого упрочнение методом АДУ позволяет получать твердосплавные пластины с улучшенными физико-механическими свойствами, причем с более высокими, чем стандартные. An increase in impact viscosity and transverse modulus of rupture for a metal-cutting carbide tool operating in intermittent cutting processes under buff loads, while maintaining the hardness obtained at manufacturing, can be achieved by aerodynamic sound hardening. It was established experimentally that the method of ASH is able to increase the strength properties of hard alloys: the impact viscosity increases as compared to unstrengthened samples by (23 % for the T15K6 alloy; 21 % — for T5K10; 19 % — for VK8); the transverse modulus of rupture for carbide plates of alloys T5K10, T15K6, VK6, VK8 increases by 19...23 % as compared to unstrengthened ones. It was confirmed that the method of ASH enables to avoid the decrease in hardness and density, in contrast to all hardening methods dealing with energetic thermal effects. As a result, hardening by the ASH method allows to obtain carbide inserts with new, previously unknown physical and mechanical properties, which are measured higher than standard ones.
- ЭлементЛазерное модифицирование газотермических покрытийиз нержавеющих сталей(БарГУ, 2020) Дьяченко, О. В.; Криуша, С. М.; Кардаполова, М. А.; Голубев, В. С.; Вегера, И. И.; Dyachenko, O. V.; Kriusha, S. M.; Kardapolova, M. A.; Golubev, V. S.; Vegera, I. I.В данной работе исследовались особенности влияния энергетических параметров и технологических факторов на эффективность поверхностной обработки с использованием лазерных способов. Изучалась возможность лазерной обработки нанесенных покрытий типа 95Х18 и AISI 316LSi в атмосфере различных газов: на воздухе, в аргоне и азоте. При лазерном легировании использовались порошки аморфного бора и некоторых карбидов и боридов. Изучено структурно-фазовое состояние и качество поверхностных и переходных слоев. Показано, что метод лазерного легирования может оказывать упрочняющий эффект как на напыленный слой, так и на слой основы. При использовании для легирования аморфного бора оплавленный слой покрытия из нержавеющей стали AISI 316LSi наблюдался практически на всех используемых режимах, причем на некоторых режимах наблюдалось достаточно равномерное распределение микротвердости по глубине. In this paper we studied the features of the influence of energy parameters and technological factors on the effectiveness of surface treatment using laser methods. The possibility of laser processing of deposited coatings of the 95X18 and AISI 316LSi type in the atmosphere of various gases (air, argon, nitrogen) was studied. In laser doping, powders of amorphous boron and some carbides and borides were used. The structural phase state and quality of surface and transition layers were studied. It is shown that the laser doping method can exert a strengthening effect on both the evaporated layer and the warp sheet. When using amorphous boron for doping, the melted coating layer of AISI 316LSi stainless steel was observed in almost all the modes used. Moreover, in some modes, a uniform distribution of microhardness in depth was found.
- ЭлементОборудование для дозирования и ленточного внесения удобрений к универсальному агрегату АУ-М1(БарГУ, 2020) Филиппов, А. И.; Аутко, А. А.; Заяц, Э. В.; Чеботарев, В. П.; Дубень, И. В.; Filippov, A. I.; Autko, A. A.; Zayats, E. V.; Chebotarev, V. P.; Duben, I. V.В результате исследований были обоснованы конструктивная схема и рабочие органы комбинированной машины для дозирования и ленточного внесения гранулированных удобрений в почву во время нарезания гряд и при уходе за растениями для эффективного выполнения агроприемов экологической направленности. Предварительные исследования показали возможность выполнения данными рабочими органами технологического процесса с учетом предъявляемых агротехнических требований. As a result of the studies, the constructive scheme and working bodies of the combined equipment for dosing and banding granular fertilizers into the soil at cutting seed rows and handling plants for the efficient implementation of environmental friendly agricultural methods were substantiated. Preliminary studies have shown that these operating devices can carry out the technological process taking into account the agrotechnical requirements.
- ЭлементОптимизация износа и ресурса металлорежущего твердосплавного инструмента сплава В35, упрочненного аэродинамическим звуковым методом(БарГУ, 2020) Жигалов, А. Н.; Горавский, И. А.; Богдан, Д. Д.; Jigalov, A. N.; Goravskii, I. А.; Bogdan, D. D.С использованием разработанной математической модели и методики параметрической оптимизации износа и ресурса металлорежущего инструмента установлено, что при обработке металлорежущими твердосплавными пластинами сплава В35, упрочненных аэродинамическим звуковым методом, при прерывистом фрезеровании чугуна СЧ20 на оптимальных режимах резания со значениями v = 146,5 м / мин, sz = 0,09 мм / зуб, t = 3,1 мм ресурс инструмента повышается на 209 %. Метод аэродинамического звукового упрочнения (далее — АДУ) рекомендуется не только для повышения ресурса металлорежущего твердосплавного инструмента, работающего при процессах прерывистого резания, но и для увеличения производительности обработки. By the use of the developed mathematical model and the method of parametric optimization of wear and resource of a metal-cutting tool, it was found out that at operating a metal-cutting carbide inserts of B35 alloy strengthened by the aerodynamic sound method, by intermittent milling of GC20 cast iron at optimal cutting conditions equal to v = 146.5 m / min, sz = 0.09 mm / tooth, t = 3.1 mm, the tool’s resource is increased by 209 %. The method of aerodynamic sound hardening is recommended not only to increase the resource of metal-cutting carbide tools used in intermittent cutting processes, but also to increase the productivity of processing.
- ЭлементПовышение долговечности приводов машин и механизмов на основе применения профильных моментопередающих соединений(БарГУ, 2020) Данилов, В. А.; Борис, Е. В.; Danilau, V. А.; Borys, Ya. V.Рассмотрены технологические и эксплуатационные преимущества профильных моментопередающих соединений, опыт их применения в машиностроении. Определены научно-технические и организационные задачи, связанные с производством и применением таких соединений в условиях единичного и мелкосерийного производства приводов и пути их решения. Дана характеристика прогрессивных схем формообразования профильных поверхностей (далее — ПС) с упрощенной кинематикой, рекомендуемых для реализации на универсальных станках. Приведен пример модернизации редуктора с заменой шлицевых соединений и зубчатых муфт ПС, обеспечившей его высокую долговечность. The technological and operational advantages of profile torque-transmitting joints, the experience of their application in mechanical engineering are considered. The scientific, technical and organizational tasks associated with the production and use of such joints in the conditions of single and small-scale production of drives and ways to solve them are determined. Progressive schemes of forming profile surfaces with simplified kinematics, recommended for implementation on versatile machine tools, are characterized. The example of the modernization of the gearbox with the replacement of splines and clutch couplings with profile joints, which ensures its high durability, is given.
- ЭлементПогрешность профилирования и качество синусоидальных цилиндрических поверхностей при ротационном точении эксцентрично установленным круглым резцом(БарГУ, 2020) Данилов, В. А.; Селицкий, А. Н.; Danilau, V. A.; Sialitskiy, А. N.Приведены результаты экспериментальных исследований точности профилирования и качества поверхностей, обработанных эксцентрично установленным принудительно вращающимся круглым резцом. Экспериментально подтверждено, что при обработке по первой схеме ротационного точения они имеют синусоидальный профиль, определена погрешность его формообразования. Установлено влияние параметров схемы обработки и элементов режима резания на шероховатость, твердость, топологию трехгранных и четырехгранных синусоидальных поверхностей, обработанных ротационным точением на шлицефрезерном станке. The results of experimental studies of the profiling accuracy and quality of surfaces treated with a motorized eccentric circular tool are presented. It was experimentally confirmed that, when processing according to the first rotary turning circuit, they have a sinusoidal profile, the error of its shaping is determined. The influence of the processing circuit parameters and the elements of the cutting mode on the roughness, hardness, topology of trihedral and tetrahedral sinusoidal surfaces processed by rotary turning on a spline mill is established.
- ЭлементУлучшение физико-механических свойств сталей для изготовления труб путем магнитно-импульсной обработки(БарГУ, 2020) Милюкова, А. М.; Алифанов, А. В.; Михлюк, А. И.; Горчанин, А. И.; Матяс, А. Н.; Milyukova, A. M.; Alifanov, A. V.; Mikhlyuk, A. I.; Gorchanin, A. I.; Matyas, A. N.Проведены исследования микроструктур и прочностных свойств (ударная вязкость, предел текучести, твердость) после магнитно-импульсной обработки при различных режимах. Показано, что магнитно-импульсное воздействие при определенных оптимальных режимах позволяет улучшить физико-механические свойства исследуемых марок для изготовления насосно-компрессорных труб. Microstructures and strength properties (impact strength, yield strength, hardness) after magnetic-pulse treatment under various conditions were studied. It is shown that the magnetic-pulse effect under certain optimal conditions can improve the physical and mechanical properties of the studied grades for the manufacture of tubing.
- ЭлементЦепной агрегат с волновой рабочей камерой и адаптивным механизмом силового воздействия для переработки влажных сырьевых материалов(БарГУ, 2020) Потапов, В. А.; Сиваченко, Л. А.; Potapov, V. A.; Sivachenko, L. A.Проведен анализ существующего оборудования в области переработки влажных сырьевых материалов. Рассмотрены конструкции цепных агрегатов и предложена конструкция цепного агрегата с волновой рабочей камерой и адаптивным механизмом силового воздействия на перерабатываемый материал, что позволит решать поставленные задачи с минимальными издержками. The analysis of equipment existing in the field of reprocessing humid raw materials is carried out, in particular, the design of chain units is considered and the design of a chain unit with a wave working chamber and adaptive mechanism of force influence on the processed material is suggested to enable the user to solve the goals set with minimal costs.