2024 год Выпуск 16.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать 2024 год Выпуск 16. по названию
Сейчас показывают 1 - 20 из 22
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементБеларуска-польскае паэтычнае памежжа (1830-1918): ацэнкі літаратуразнаўства і перспектывы даследавання(Барановичи : БарГУ, 2024) Брусевіч, А. А.; Brusevich, A. A.Мэта дадзенага артыкула - разгледзець асноўныя этапы вывучэння замежным і айчынным літаратуразнаўствам феномену беларуска-польскага паэтычнага памежжа ў перыяд інтэнсіўнага абнаўлення і ўзаемадзеяння мастацкіх традыцый (1830-1918). Даследаванні ў гэтай галіне літаратуразнаўства складаюцца з манаграфій і артыкулаў, прысвечаных творчасці Адама Міцкевіча і ўплыву на яго эстэтыку і паэтычную свядомасць беларускай народнай культуры, а таксама з прац, у якіх аналізуюцца польскі ўплыў на вербальнае мастацтва беларусаў і спецыфіка беларускага дыскурсу ў польскамоўнай літаратуры Беларусі і літаратуры Польшчы. Каштоўнасць навуковых распрацовак у дадзенай сферы відавочная: яны могуць праліць святло на мноства новых цікавых аспектаў узаемаўплыву паэтычных парадыгм унутры дзвюх культурных сістэм, што дазволіць лепш зразумець іх агульную гісторыю і сучасны стан. The purpose of this article is to consider the main stages of the study of the Belarusian-Polish poetic borderland phenomenon by foreign and domestic literary studies during the period of intense renewal and interaction of artistic traditions (1830-1918). The research in this field of literary studies consists of monographs and articles devoted to the works by Adam Mitskevich and his influence on the aesthetics and poetic consciousness of the Belarusian folk culture, as well as works that analyze the Polish influence on the verbal art of the Belarusians and the specifics of the Belarusian discourse in the Polish-language literature of Belarus and literature of Poland. The value of scientific developments in this field is obvious: they can shed light on many new interesting aspects of the interaction of poetic paradigms within two cultural systems, which will allow a better understanding of their common history and current state.
- Элемент
- ЭлементВиды чувства вины и стыда, обусловливающие субъективное благополучие юношей и девушек в различных жизненных сферах(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Лелес, А. С.; Yatsenko, T. E.; Leles, A. S.В статье актуализирована проблема амбивалентного влияния склонности переживать различные виды чувства вины и стыда на субъективное благополучие личности в юности. Раскрыта сущность феноменов «субъективное благополучие», «стыд», «чувство вины». Отражено позитивное и негативное влияние чувства вины на функционирование личности в обществе. Описаны эмпирически выявленные предикторы субъективного благополучия личности в юности из числа видов чувства вины и стыда в различных жизненных сферах (учебно-профессиональная сфера, сфера достижений, материальная сфера, социальная сфера, сфера саморазвития), не являющиеся идентичными. Отмечены инвариантные и вариативные предикторы субъективного благополучия у юношей и девушек. Описано и обосновано амбивалентное влияние склонности к переживанию неадаптивных видов чувства вины на субъективное благополучие юношей в различных жизненных сферах. The article actualizes the problem of ambivalent influence of the tendency to experience various types of guilt and shame on the subjective well-being of the individual in adolescence. The essence of the phenomena “subjective well-being”, “shame”, “guilt” is revealed. The positive and negative influence of guilt on the functioning of the individual in society is reflected. The empirically identified predictors of subjective well-being of the individual in adolescence from among the types of guilt and shame in various life spheres (educational and professional sphere, sphere of achievements, material sphere, social sphere, sphere of self-development), which are not identical, are described. Invariant and variable predictors of subjective well-being in young men and women are noted. The ambivalent influence of the tendency to experience maladaptive types of guilt on the subjective well-being of young men in various life spheres is described and substantiated.
- ЭлементДудек, Д. А. Предикторы структурно-содержательных характеристик эмпатии из числа экзистенциальных характеристик личности студентов в зависимости от специальности(Барановичи : БарГУ, 2024) Дудек, Д. А.; Dudek, D. A.В статье актуализирована проблема развития эмпатии у будущих специалистов, ее амбивалентное влияние на психическое благополучие человека. Акцентировано внимание на экзистенциальных характеристиках личности, в частности, на составляющих экзистенциальных мотиваций как предикторах развития эмпатии у студентов разных специальностей. Приведены эмпирически выявленные предикторы развития видов и составляющих эмпатии (сопереживание, децентрация, эмпатическая забота, ведущие каналы эмпатии, эмпатические способности) из числа экзистенциальных мотиваций личности у студентов педагогических, лингвистических и инженерных специальностей. Описаны экзистенциальные характеристики личности, влияющие на возникновение у будущих специалистов склонности к эмпатическому дистрессу. Сформулированы практические рекомендации по организации воспитательной работы в университетах со студентами, нацеленной на развитие эмпатии посредством формирования экзистенциальных характеристик личности. The article actualizes the problem of developing empathy in future specialists and its ambivalent impact on a person’s mental well-being. Attention is focused on the existential characteristics of the individual, in particular on the components of existential motivations, as predictors of the development of empathy in students of different specialties. Empirically identified predictors of the development of types and components of empathy (empathy, decentration, empathic concern, leading channels of empathy, empathic abilities) from among the existential motivations of the individual among students of pedagogical, linguistic and engineering specialties are presented. Existential personality characteristics are described that influence the emergence of a tendency toward empathic distress in future specialists. Practical recommendations have been formulated for organizing educational work at universities with students, aimed at developing empathy through the formation of existential characteristics of the individual.
- ЭлементИнтерактивные средства профессиональной педагогики как структурный компонент музейной педагогики(Барановичи : БарГУ, 2024) Подлесная, А. С.; Podlesnaya, A. S.Процесс информатизации всех сторон жизни общества обусловливает необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс современных технологий, методов, форм организации образовательного процесса и средств обучения, использование которых будет способствовать наиболее эффективному формированию профессиональных компетенций будущего специалиста. Обоснована необходимость внедрения объектов музейного пространства в образовательный процесс. Описаны виды средств обучения, основания их классификационных характеристик, выделены интерактивные средства музейной педагогики, обладающие значительным потенциалом для подготовки высококвалифицированных педагогических работников учреждений образования. Раскрыты направления использования идей музейной педагогики в образовательном процессе в русле различных подходов. Предложена дефиниция понятия «средства профессиональной педагогики». Выделены преимущества использования средств музейной педагогики в решении образовательных задач. The process of informatization of all aspects of society’s life necessitates the development and implementation of modern technologies, methods, organization forms of the educational process and teaching aids into the educational process, the use of which will contribute to the most effective formation of professional competencies of the future specialist. The necessity of introducing museum space objects into the educational process is substantiated. The types of teaching aids, the bases of their classification characteristics are described, highlighting interactive means of museum pedagogy, which have significant potential for training highly qualified teaching staff of educational institutions. The directions of using the ideas of museum pedagogy in the educational process in line with various approaches are revealed. A definition of the concept of “means of professional pedagogy” is proposed. The advantages of using museum pedagogy in solving educational problems are highlighted.
- ЭлементКонцептуальные основания формирования культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности(Барановичи : БарГУ, 2024) Паталашко, Н. Р.; Patalashko, N. R.В статье осуществлен теоретический анализ основополагающих идей, подходов, концепций ученых, раскрывающих сущность межличностных отношений и рассматривающих культуру данных отношений в качестве составной части общей культуры личности. На основе данного анализа определены концептуальные основания формирования культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности, которые представлены ключевыми понятиями: «межличностные отношения», «культура межличностных отношений», «двигательная деятельность». Дифинициальный статус представленных понятий позволяет более полно отразить сущность рассматриваемой проблемы. Кроме того, в статье на основе социологических и психолого-педагогических научных трудов, посвященных проблемам взаимосвязи общества и личности, взаимоотношений личности в коллективе, становления межличностных отношений детей дошкольного возраста, формирования навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания, раскрыто содержание оснований формирования культуры межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в двигательной деятельности. The article presents a theoretical analysis of the fundamental ideas, approaches, and concepts of scientists that reveal the essence of interpersonal relationships and consider the culture of these relationships as an integral part of the individual’s general culture. Based on this analysis, the conceptual foundations for the formation of the culture of interpersonal relationships of senior preschool children in motor activity are defined, which are represented by the key concepts: “interpersonal relationships”, “culture of interpersonal relationships”, “motor activity”. The definitive status of the presented concepts allows us to more fully reflect the essence of the problem under consideration. In addition, the article, based on sociological and psycho-pedagogical scientific works devoted to the problems of the relationship between society and the individual, the relationship of the individual in a team, the formation of interpersonal relationships of preschool children, the formation of interaction skills in preschool children by means of physical education, reveals the content of the foundations for the formation of the culture of interpersonal relationships of senior preschool children in motor activity.
- ЭлементКонь як персанаж мастацкай анімалістыкі ў міжлітаратурным кантэксце(Барановичи : БарГУ, 2024) Белая, А. І.; Іваноўская, Н. Ч.; Belaya, E. I.; Ivanovskaya, N. Ch.; Белая, Е. И.У артыкуле разглядаецца актуальнае пытанне даследавання анімалістычнай вобразнасці ў літаратуры як аднаго з рэзерваў і імпульсаў развіцця сучаснага гуманізму; прасочваецца дынаміка развіцця беларускай мастацкай анімалістыкі ў яе рэалістычным кірунку; асэнсоўваецца праблема літаратурных сувязей і ўплываў у стварэнні анімалістычных вобразаў. Разглядаюцца творы беларускай, рускай, яўрэйскай, англійскай літаратур, загалоўкавым персанажам якіх з’яўляецца конь: «Біяграфія Косача» У. Сыракомлі, «Буланы» К. Чорнага, «Халстамер» Л. Талстога, «Мафусаіл» Шолам-Алейхема, «Чорны прыгажун» Г. Сьюэл. Вызначаюцца асноўныя формы і прынцыпы функцыянавання дадзенага анімалістычнага вобраза, у сувязі з чым інтэрпрэтуюцца паняцці «эстэтычны антрапамарфізм», «гіпатэтычная псіхалогія каня»; аналізуецца адметнасць перадачы адчуванняў жывой істоты як варыянт псіхалагізму; робяцца высновы пра характар пераемнасці і ролю міжлітаратурных уплываў. The article examines the relevant issue of researching animal imagery in fiction as one of the provisions and impulses for the development of modern humanism; the development of Belarusian artistic animalism in its realistic direction is traced; the problem of literary connections and influences in the creation of animal images is discussed. The works of Belarusian, Russian, Jewish, and English literature with the horse as the main character are considered: “Biography of Kosach” by U. Syrakomlya, “Bulany” by K. Chorny, “Holstomer” by L. Tolstoy, “Methuselah” by Sholem-Aleichem, “Black Beauty” by A. Sewell.The main forms and principles of functioning of this animal image are determined through the lens of the concepts of “aesthetic anthropomorphism”, “hypothetical psychology of a horse”; the distinctiveness of the transmission of a living being sensations as a variant of psychologismis analyzed; conclusions about the nature of continuity and the quality of interliterary influencesare made.
- ЭлементКритическое мышление как феномен в исследованиях отечественных и зарубежных ученых(Барановичи : БарГУ, 2024) Король, М. А.; Korol, M. A.В статье обоснована актуальность развития критического мышления у субъектов образования в современном мире. Отражена позиция критического мышления в системе мягких компетенций, востребованных вне зависимости от сферы профессиональной деятельности человека. Рассмотрены взгляды зарубежных и отечественных ученых на понимание феномена «критическое мышление». Приведены примеры современных актуальных исследований при рассмотрении и изучении проблемы критического мышления. Обозначены подходы к пониманию природы критического мышления. Описаны отличительные черты критического мышления от других видов мышления. Обозначены качества и факторы, позволяющие формировать критическое мышление у современной личности. Систематизированы признаки критического мышления. Предпринята попытка рассмотрения значения эмоций и склонности к творчеству в функционировании критического мышления человека. The article substantiates the relevance of the development of critical thinking among subjects of education in the modern world. The position of critical thinking in the system of soft competencies that are in demand regardless of the sphere of a person’s professional activity is reflected. The views of foreign and domestic scientists on understanding the phenomenon of “critical thinking” are considered. Examples of modern relevant research are given when considering and studying the problem of critical thinking. Approaches to understanding the nature of critical thinking are outlined. The distinctive features of critical thinking from other types of thinking are described. The qualities and factors that allow the formation of critical thinking in a modern personality are identified. The signs of critical thinking are systematized. An attempt has been made to consider the significance of emotions and the propensity for creativity in the functioning of human critical thinking.
- ЭлементОсобенности профессионального самоопределения современных первокурсников учреждения высшего образования(Барановичи : БарГУ, 2024) Грицевич, Т. Д.; Деменчук, О. Ю.; Gritsevich, T. D.; Dzemenchuk, A. Y.В статье описывается сущность процесса профессионального самоопределения студентов. Приведены дефиниции понятия «профессиональное самоопределение». Описаны отличительные черты профессионального самоопределения студентов первых курсов учреждений высшего образования, определены показатели успешности процесса и факторы профессионального самоопределения. Проанализированы последствия нарушения процесса профессионального самоопределения и основные трудности, с которыми сталкиваются первокурсники при освоении профессии. Представлены результаты эмпирического исследования составляющих профессионального самоопределения первокурсников: мотивы выбора профессии и карьерные ориентации. Раскрыты половые различия в карьерных ориентациях и мотивах выбора профессии первокурсников. Сделан вывод о наличии у студентов I курса нарушений процесса профессионального самоопределения: не сформирована устойчивая мотивация к освоению профессии, что приводит к отвлечению на иные виды деятельности, альтернативные учебно-профессиональной. The article describes the essence of the students professional self-determination process. The definitions of the concept of “professional self-determination” are given. The distinctive features of professional self-determination of firstyear students of higher education institutions are described, indicators of the success of the process and factors of professional self-determination are determined. The consequences of disruption of the process of professional selfdetermination and the main difficulties that first-year students face when mastering a profession are analyzed. The results of an empirical study of the components of professional self-determination of first-year students are presented: motives for choosing a profession and career orientations. Gender differences in career orientations and motives for choosing a profession among first-year students are revealed. It was concluded that first-year students have violations of the process of professional self-determination: a stable motivation to master the profession has not been formed, which leads to distraction by other types of activities that are alternative to educational and professional.
- ЭлементПроект философской психологии С. Л. Франка(Барановичи : БарГУ, 2024) Иценко, А. Г.; Itsenko, A. G.В статье представлен историко-философский анализ воззрений русского философа-интуитивиста С. Л. Франка (1877-1950) на особенности соотношения философии и психологии в его версии проекта философской психологии. В контексте антропологической системы ученого анализируются его представления о природе человеческой личности и законах функционирования человеческой психики. В результате формулируется целостная концепция человека в научной философско-психологической системе С. Л. Франка. Делается вывод об оригинальном вкладе ученого в концептуализацию проекта философской психологии, который был широко представлен в психологической науке в России конца XIX - начала ХХ века. Резюмируется, что исходной позицией мыслителя выступает необходимость возвращения «души» в психологию как важной антропологической единицы, не редуцируемой ни к чувственно-психической, ни к физиологической составляющим человеческой природы, а проект в целом был логическим продолжением философско-религиозных интуитивистских, гносеологических и онтологических воззрений С. Л. Франка. This article presents a historical and philosophical analysis of the views of the Russian intuitionist philosopher S. L. Frank (1877-1950) on the peculiarities of the relationship between philosophy and psychology in his version of the philosophical psychology project. In the context of the scientist’s anthropological system, his ideas about the nature of the human personality and the laws of functioning of the human psyche are analyzed. As a result, a holistic concept of man is formulated in the scientific philosophical and psychological system of S. L. Frank. The conclusion is made about the original contribution of the scientist to the conceptualization of the project of philosophical psychology, which was widely represented in psychological science in Russia in the late 19th - early 20th centuries. It is summarized that the thinker’s initial position was the need to return the “soul” to psychology, as an important anthropological unit, not reducible to either the sensory-psychic or physiological components of human nature, and the project as a whole was a logical continuation of the philosophical and religious intuitionist, epistemological and ontological views of S. L. Frank.
- ЭлементРазвитие творческого воображения и мотивации учащихся к обучению изобразительному искусству средствами технологии дополненной реальности(Барановичи : БарГУ, 2024) Джига, Н. Д.; Луговская, О. В.; Dzhiga, N. D.; Lugovskaya, O. V.В статье раскрыта актуальность применений современных инновационных образовательных информационных технологий в образовательном процессе в целом и в системе дополнительного образования в частности. Раскрыты содержательные характеристики, возможности технологии дополненной реальности в реализации образовательного процесса по обучению изобразительному искусству в центре дополнительного образования детей и молодежи. Описаны компьютерные приложения, применяемые для создания дополненной реальности. Представлен авторский опыт применения информационных технологий дополненной реальности в обучении изобразительному искусству в объединении по интересам «Юный художник» государственного учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи “Ранак” г. Минска». Подтверждена эффективность применения авторских разработок с элементами дополненной реальности для развития творческого воображения и мотивации к обучению изобразительному искусству воспитанников центра. The article reveals the relevance of the applications of modern innovative educational information technologies in the educational process in general and in the system of additional education in particular. The content characteristics and possibilities of augmented reality technology in the implementation of the educational process of teaching fine arts in the center of additional education for children and youth are revealed. Computer applications used to create augmented reality are described. The author’s experience of using augmented reality information technologies in teaching fine arts in the association of interests “Young Artist” of the state educational institution “Center for Additional Education of Children and Youth «Ranak»” in Minsk is presented. The effectiveness of the use of proprietary developments with elements of augmented reality for the development of creative imagination and motivation to teach fine arts to the Center’s students has been confirmed.
- ЭлементРолевая дифференциация как фактор участия обучающихся 6-7 лет в составе полного класса в спортивной квест-игре(Барановичи : БарГУ, 2024) Рудая, Д. В.; Rudaya, D. V.В статье актуализирована проблема участия всего контингента обучающихся 6-7 лет в спортивной квест-игре, поскольку выполнение ее соревновательно-игровых заданий требует учета возрастных особенностей развития, медицинских показаний и противопоказаний для совместных и разделенных действий, определяющих достижение общего результата. Раскрыты предпосылки применения спортивной квест-игры с обучающимися 6-7 лет на факультативных занятиях по учебному предмету «Физическая культура», обусловливающие актуализацию знаний в освоении учебного материала и повышение адаптации к школьному обучению. Описаны научно обоснованные особенности разработанной методики, выражающиеся в ролевой дифференциации при выполнении соревновательно-игровых заданий; определении индикаторов нагрузок; использовании ментальной карты в соревновательных условиях как полимодального метода; применении QR-кодов для самопроверки, обусловливающей повышение мотивации; определении критериев оценки эффективности тренирующих воздействий. The article actualizes the problem of participation of the entire contingent of students aged 6-7 in a sports quest game, since the implementation of its competitive and game tasks requires taking into account age-related developmental features, medical indications and contraindications for joint and separate actions that determine the achievement of a common result. The prerequisites for using a sports quest game with students aged 6-7 in optional classes on the subject “Physical Education” are revealed, which determine the actualization of knowledge in mastering the educational material and increasing adaptation to school education. The scientifically substantiated features of the developed methodology are described, expressed in role differentiation in the implementation of competitive and game tasks; determination of load indicators; use of a mental map in competitive conditions as a polymodal method; use of QR codes for self-testing, causing an increase in motivation; determination of criteria for assessing the effectiveness of training effects.
- ЭлементРоль и место нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития (с позиции матери и нормотипичного ребенка)(Барановичи : БарГУ, 2024) Коженевская, Е. Ю.; Kozhenevskaya, E. Yu.В статье предпринята попытка анализа роли нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития с точки зрения системного подхода. Появление ребенка с особенностями психофизического развития рассматривается как стрессовое событие, затрагивающее эмоциональное состояние членов семьи и требующее изменения в ее функционировании. Обращается внимание на участие и роль нормотипичного ребенка во всех внутрисемейных процессах. Приведены данные исследования, проведенного в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка/детей, позволяющие описать содержание такого участия и его влияние на семейную систему. Нормотипичный ребенок выполняет роль стабилизатора семейной системы, позволяющего фиксировать ее в текущем положении, одновременно снижающего ее гибкость. Другой функцией нормотипичного ребенка рассматривается редукция эмоционального напряжения, связанного с проблемами ребенка с особенностями психофизического развития, через манифестацию сиблинговой агрессии, более социально приемлемой, чем агрессия родительская. Поднимается вопрос о возможности внутриличностного конфликта нормотипичного ребенка в связи с выполнением вышеописанных функций. The article attempts to analyze the role of a normotypical child in a family raising a child with special needs from the point of view of a systems approach. The appearance of a child with special needs is considered as a stressful event that affects the emotional state of family members and requires changes in its functioning. Attention is drawn to the participation and role of a normotypical child in all family processes. Data from a study conducted in families raising a child with musculoskeletal disorders and a normotypical child/children are presented, which allows us to describe the content of such participation and its impact on the family system. A normotypical child plays the role of a stabilizer of the family system, allowing it to be fixed in its current position, while simultaneously reducing its flexibility. Another function of a normotypical child is the reduction of emotional stress associated with the problems of a child with special needs, through the manifestation of sibling aggression that is more socially acceptable than parental aggression. The question about the possibility of intrapersonal conflict in a normotypical child in connection with the performance of the above-described functions is raised.
- ЭлементСоциокультурное развитие обучающихся колледжей эстетического профиля средствами фольклора(Барановичи : БарГУ, 2024) Шатарова, М. А.; Shatarava, M. A.В статье определены сущность и содержание социокультурного развития обучающихся учреждений среднего специального образования эстетического профиля средствами фольклора, проанализирована специфика когнитивного, ситуативно-поведенческого, продуктивно-деятельностного и мотивационного критериев, а также соответствующих им показателей. В результате выделены уровни социокультурного развития обучающихся колледжей: высокий, средний и низкий; обозначены основные механизмы, обеспечивающие высокий уровень социокультурного развития средствами народной культуры: опора на единую природу искусства достижение целостности личности путем установления баланса между личностным развитием, социализацией и инкультурацией на основе освоения, присвоения и преобразования традиционной культуры; организация процесса усвоения и присвоения социальных и культурных норм, а также формирования собственных ценностных установок и отношений через познание и восприятие произведений народного искусства как образца и художественного образа для вдохновения и творчества. The article defines the essence and content of the sociocultural development of students in secondary specialized aesthetic institutions using the means of folklore, analyzes the specifics of cognitive, situational-behavioral, productiveactivity and motivational criteria, as well as their corresponding indicators. As a result, the levels of socio-cultural development of college students are identified: high, medium and low; and the main mechanisms that ensure a high level of socio-cultural development through the means of folk culture are identified: reliance on the unified nature of art; achieving personal integrity by establishing a balance between personal development, socialization and inculturation based on the development, appropriation and transformation of traditional culture; organizing the process of assimilation and appropriation of social and cultural norms, as well as the formation of one’s own values and relationships through the knowledge and perception of works of folk art as a model and artistic image for inspiration and creativity.
- ЭлементСпецифики когнитивной и личностной дисинхронности и гетерохронности в дошкольном возрасте(Барановичи : БарГУ, 2024) Комкова, Е. И.; Елупахина, А. В.; Мукосей, О. М.; Komkova, E. I.; Yelupakhina, A. V.; Mukosey, O. M.В статье рассматривается дисинхронность и гетерохронность психического развития как закономерность на этапе старшего дошкольного возраста. Описаны имеющиеся исследования по данной проблеме в психологической науке. Раскрыты сущностные характеристики несовпадения основных линий познавательных процессов, когнитивных функций, познавательных умений, а также социального и общего интеллекта в структуре личности ребенка на этапе дошкольного детства, включая половые различия. Определены сущностные характеристики феноменологии и составляющие компоненты когнитивно-личностного развития детей в дошкольном возрасте. Охарактеризованы причины несовпадения основных линий развития в познавательной и социальной деятельности на этапе старшего дошкольного возраста. Специфика гетерохронности и дисинхронности когнитивно-личностного развития представлена с точки зрения его содержания и структуры. The article examines the dissynchrony and heterochrony of mental development as a pattern at the stage of senior preschool age. The available research on this issue in psychological science is described. The essential characteristics of the discrepancy between the main lines of cognitive processes, cognitive functions, cognitive skills, as well as social and general intelligence in the structure of a child’s personality at the stage of preschool childhood, including gender differences, are revealed. The essential characteristics of phenomenology and the constituent components of the cognitive and personal development of children in preschool age are determined. The reasons for the discrepancy between the main lines of development in cognitive and social activities at the stage of senior preschool age are characterized. The specifics of heterochrony and disynchrony of cognitive-personal development are presented from the point of view of its content and structure.
- ЭлементСпособы взаимодействия обучающихся с искусством в условиях функционирования полихудожественной среды: социокультурный аспект(Барановичи : БарГУ, 2024) Захарина, Ю. Ю.; Zakharyna, Y. Y.В статье раскрывается специфика взаимодействия обучающихся с искусством с позиций социализации и инкультурации личности в полихудожественной среде. Вычленяется триада субъект-объектных взаимосвязей художественно-педагогического общения «педагог-обучающийся-искусство», которое является фундаментальной базой коммуницирования. На основе векторности коммуницирования в пределах триады, его характеристик и параметров осуществляется классификация способов взаимодействия обучающихся с искусством. Устанавливаются и раскрываются критерии дифференциации способов взаимодействия обучающихся с искусством: инициативность (направленность процесса коммуницирования), тип коммуницирования, сочлененность видов искусства (мультикомпонентность), уровень взаимодействия, форма взаимодействия. Отмечается, что коммуницирование в единстве трех компонентов (педагог-обучающийся-искусство) открывает возможность в дискурсивной творческой практике постичь обучающимися основы художественного языка и смыслы, моделируемые с его помощью в образах. Доказывается, что вариативность способов взаимодействия обучающихся с искусством в полихудожественной среде способствует развитию интереса к художественно-эстетической сфере деятельности, общественной жизни, стимулирует инициативность личности. The article reveals the specifics of students’ interaction with art from the standpoint of socialization and inculturation of the individual in a polyartistic environment. A triad of subject-object relationships of artistic and pedagogical communication “teacher-student-art” is identified, which is the fundamental basis of communication. Based on the vectorial nature of communication within the triad, its characteristics and parameters, a classification of ways of interaction between students and art are carried out. Criteria for differentiating ways of interaction between students and art are established and revealed: initiative (direction of the communication process), type of communication, articulation of art forms (multicomponentity), level of interaction, form of interaction. It is noted that communication in the unity of three components (teacher-student-art) opens up the opportunity in discursive creative practice for students to comprehend the basics of artistic language and the meanings modeled with its help in images. It is proven that the variability of ways students interact with art in a polyartistic environment contributes to the development of interest in the artistic and aesthetic sphere of activity, public life, and stimulates individual initiative.
- ЭлементСтили и стратегии совладающего поведения студентов-спортсменов в условиях неопределенности(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Веремеюк, Я. Н.; Yatsenko, T. E.; Veremeyuk, Y. N.В статье актуализирована проблема неопределенности как имманентной характеристики современной реальности, ставящей человека перед необходимостью определения к ней своего отношения и овладения эффективными стратегиями совладания с ситуациями неопределенности как в ведущей для конкретного возрастного периода деятельности, так и в иных видах деятельности, соответствующих увлечениям и способностям студентов. Раскрыты сущностные характеристики неопределенности, отмечено ее амбивалентное влияние на человека. Разграничены понятия «стиль совладания» и «стратегии совладания» с неопределенностью. Описаны эмпирически выявленные инвариантные и вариативные стилевые характеристики совладания с неопределенностью у юношей и девушек с учетом параметра «профессиональные занятия видом спорта». Раскрыты предпочитаемые стратегии совладания с неопределенностью девушками-спортсменами и юношами-спортсменами, обладающими интолерантностью/толерантностью к неопределенности и межличностной интолерантностью к неопределенности. Сформулированы названия стилей совладания с неопределенностью, отмечаемые у студентов-спортсменов, с учетом изученных переменных. The article actualizes the problem of uncertainty as an immanent characteristic of the modern reality, which confronts a person with the need to determine his attitude towards it and master effective strategies for coping with situations of uncertainty, both in activities leading to a specific age period, and in other types of activities that correspond to the hobbies and abilities of students. The essential characteristics of uncertainty are revealed, its ambivalent influence on a person is noted. The concepts of “coping style” and “strategies of coping” with uncertainty are differentiated. The empirically identified invariant and variable style characteristics of coping with uncertainty in boys and girls are described, taking into account the parameter “professional participation in sports”. The preferred strategies for coping with uncertainty by female athletes and male athletes with intolerance/tolerance to uncertainty and interpersonal intolerance to uncertainty are revealed. The names of the styles of coping with uncertainty noted among student-athletes are formulated, taking into account the studied variables.
- ЭлементСтруктура профессионального самосознания психологов, занимающихся частной практикой(Барановичи : БарГУ, 2024) Смык, А. А.; Smyk, А. А.В статье рассматривается проблема профессионального самосознания частных психологов. Описаны выявленные по результатам проведенного эмпирического исследования факторы, характеризующие профессиональное самосознание частных психологов на различных этапах профессионального становления: у частных психологов в возрасте 23—26 лет такими факторами являются профессиональная удовлетворенность, профессиональная вовлеченность, профессиональная эмоциональность; у частных психологов в возрасте 27-49 лет - профессиональная амбивалентность, профессиональный эгоизм, профессиональная насыщенность, профессиональная позитивность; у частных психологов в возрасте 50-64 лет - профессиональное благополучие, профессиональный баланс, профессиональный дисбаланс. Формулируется вывод о том, что профессиональное самосознание у частных психологов может быть определено различными факторами, которые меняются в зависимости от возраста и профессионального опыта. The article examines the problem of professional self-awareness of private psychologists. The factors identified from the results of the empirical study that characterize the professional self-awareness of private psychologists at various stages of professional development are described: for private psychologists aged 23-26 years, such factors are professional satisfaction, professional involvement, professional emotionality; among private psychologists aged 27-49 years - professional ambivalence, professional egoism, professional saturation, professional positivity; for private psychologists aged 50-64 years - professional well-being, professional balance, professional imbalance. The conclusion is formulated that professional self-awareness among private psychologists can be determined by various factors that vary depending on age and professional experience.
- ЭлементСубъективная модель личности идеального педагога у учащихся(Барановичи : БарГУ, 2024) Шишулина, Н. М.; Shishulina, N. M.В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению запроса современных учащихся на профессионально важные качества педагога. Свободное описание старшеклассниками личности идеального учителя позволило составить его обобщенный психологический портрет. Посредством факторизации данных сконструирована субъективная модель личности идеального педагога, которая образована четырьмя категориями: положительный морально-нравственный облик, многозадачник, развивающийся авторитет, добрый и справедливый педагог. Сравнительный анализ представлений современных обучающихся и учащихся «доцифровой» эпохи о личности идеального педагога позволил выделить общие качества. К этим качествам, находящимся вне контекста времени, относятся те, что позволяют устанавливать продуктивные межличностные отношения в системе «учитель-ученик». Сравнительный анализ представлений современных обучающихся с научными концепциями профессионально важных качеств личности педагога обнаруживает сходство их содержания. The article discusses the results of the research devoted to studying the demand of modern students for the professionally important qualities of a teacher. The free description by high school students of the personality of an ideal teacher made it possible to draw up a general psychological portrait. Through data factorization, a subjective personality model of an ideal teacher was constructed, which is formed by four categories: “Positive moral character”, “Multitasker”, “Developing authority” and “Kind and fair teacher”. A comparative analysis of the ideas of modern students and students of the “pre-digital” era about the personality of an ideal teacher made it possible to identify common qualities. These qualities, which are outside the context of time, include those that allow you to establish productive interpersonal relationships in the “teacher-student” system. A comparative analysis of the ideas of modern students with scientific concepts of professionally important qualities of a teacher’s personality reveals similarities in their content.
- ЭлементФакторы делинквентного поведения несовершеннолетних воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений(Барановичи : БарГУ, 2024) Мелихова, М. М.; Melihova, M. M.В статье актуализирована проблема классификационной характеристики факторов делинквентного (противоправного) поведения несовершеннолетних. Раскрыты позиции ученых по данному вопросу, отражено состояние изученности проблемы исследования в психологии, в том числе в белорусской психологической науке. Представлен авторский психодиагностический инструментарий - анкета «Выявление психолого-педагогических факторов делинквентного поведения молодежи», включающая четыре блока вопросов: «Индивидуальные характеристики», «Взаимоотношения в семье», «Взаимодействие в школе», «Криминальная заражённость». Описаны результаты эмпирического исследования несовершеннолетних воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений с помощью указанной анкеты. Сформулированы выводы о внешних и внутренних (субъективных) факторах делинквентного поведения несовершеннолетних воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений. Проведена оценка криминальной заряженности несовершеннолетних, склонных к делинквентному поведению, с выделением в ее структуре преобладающих компонентов (опыт участия в группе асоциальной направленности, наличие прозвища в асоциальной компании). The article updates the problem of classification characteristics of factors of delinquent (illegal) behavior of juveniles. The positions of scientists on this issue are revealed and the state of knowledge of the research problem in psychology is reflected, incl. in Belarusian psychological science. The author’s psychodiagnostic tools are presented - the questionnaire “Identification of psychological and pedagogical factors of delinquent behavior of youth”, including four blocks of questions “Individual characteristics”, “Relationships in the family”, “Interaction at school”, “Criminal infestation”. The results of an empirical study of juveniles in special educational institutions using the specified questionnaire are described. Conclusions are formulated about the external and internal (subjective) factors of delinquent behavior of juveniles in special educational institutions. An assessment was made of the criminal charge of juveniles prone to delinquent behavior, highlighting the predominant components in its structure (experience of participating in an antisocial group, having a nickname in an antisocial company).