ъ2025 год Выпуск 17.
Постоянная ссылка для этой коллекции
Просмотреть
Показать ъ2025 год Выпуск 17. по ключевым словам "adolescence"
Сейчас показывают 1 - 2 из 2
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементМодель ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода(БарГУ, 2025) Пузыревич, Н. Л.; Puzyrevich, N. L.В статье представлены результаты теоретико-методологического и эмпирического анализа проблемы ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода. На примере анализа работ Б. Г. Ананьева, Ш. Бюлер, Е. И. Головахи, А. А. Кроника, Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Х. Томэ доказана целесообразность выбора событийно-биографического подхода в качестве методологического основания для решения проблемы формирования ценности жизни в подростковом возрасте. Отмечается, что ценность жизни связана с жизненным опытом подростков, включающим отношение, переживание и преодоление кризисных событий жизненного пути. Разработана модель ценности жизни подростков в контексте событийно-биографического подхода, позволяющая рассматривать процесс преобразования безусловной ценности жизни в условную ценность жизни как маркер антивитальных переживаний - обратимых предсуицидальных состояний, характеризующихся невозможностью события с кризисными событиями жизненного пути и отсутствием рефлексивной позиции по отношению к жизни. Сделан вывод о целесообразности смены парадигмы превентивной работы по проблеме суицидального поведения подростков в направлении перехода от риск-ориентированных подходов к укреплению протективных факторов. The article presents the results of a theoretical, methodological and empirical analysis of the problem of the value of adolescents’ live in the context of an event-biographical approach. Using the example of the analysis of the works of B. G. Ananyev, S. Buler, E. I. Golovakhi, A. A. Kronik, N. A. Rybnikov, S. L. Rubinstein, H. Tome, the expediency of choosing an event-biographical approach as a methodological basis for solving the problem of forming the value of life in adolescence is proved. It is noted that the value of life is related to the life experience of adolescents, including the attitude, experience and overcoming of crisis events of the life path. The value of adolescents’ life model has been developed in the context of an event-biographical approach, which makes it possible to consider the process of converting the unconditional value of life into the conditional value of life as a marker of anti-life experiences - reversible pre-suicidal states characterized by the inability to cope with the crisis events in life and the lack of a reflexive attitude towards life. The conclusion is made about the expediency of changing the preventive work paradigm on the problem of suicidal behavior of adolescents in the direction of moving from risk-oriented approaches to strengthening protective factors.
- ЭлементХарактеристики эмоционального интеллекта и эмоциональной саморегуляции мальчиков-подростков, исполняющих различные роли в буллинге(БарГУ, 2025) Яценко, Т. Е.; Милодовская, А. В.; Yatsenko, T. E.; Milodovskaya, A. V.В статье актуализирована проблема сохранения буллинг-процессов в подростковой среде вследствие низкого уровня развития эмоционального интеллекта и ориентации подростков на неэффективные стратегии регуляции эмоций. Описаны психологические механизмы влияния навыков понимания и управления подростками эмоциями на занятие ими одной из позиций в буллинге (преследователь, помощник преследователя, жертва, защитник жертвы, наблюдатель). Представлены эмпирически установленные структурно-содержательные характеристики внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, когнитивных стратегий регуляции эмоций мальчиков-подростков в зависимости от привычной для них роли в буллинге. Отражены выявленные в исследовании инвариантные и вариативные характеристики эмоциональной саморегуляции и эмоционального интеллекта мальчиков-подростков, являющихся жертвами разных видов буллинга (жертвы социального исключения, отвержения статусными фигурами, отвержения в диадных отношениях и пр.), а также мальчиков-подростков, прибегающих к разным видам виктимизации сверстников (прямой, косвенный, физический, психологический буллинг и пр.). The article actualizes the problem of the persistence of bullying processes in the teenage environment due to the low level of emotional intelligence development and the orientation of teenagers to ineffective strategies of emotion regulation. The psychological mechanisms of the skills influence of understanding and managing teenagers’ emotions on their occupation of one of the positions in bullying (persecutor, assistant to the persecutor, victim, defender of the victim, observer) are described. The empirically established structural and substantive characteristics of intrapersonal and interpersonal emotional intelligence, cognitive strategies of emotion regulation of teenage boys depending on their usual role in bullying are presented. The invariant and variable characteristics of emotional self-regulation and emotional intelligence of adolescent boys who are victims of different types of bullying (victims of social exclusion, rejection by status figures, rejection in dyadic relationships, etc.), as well as adolescent boys who resort to different types of peer victimization (direct, indirect, physical, psychological bullying, etc.) are reflected in the study.