Показать по автору "Yatsenko, T. E."
Сейчас показывают 1 - 8 из 8
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементВзаимосвязь склонности к интернет-аддикции с учебной и межличностной тревожностью в ранней юности(БарГУ, 2018) Яценко, Т. Е.; Черник, А. В.; Yatsenko, T. E.; Chernik, A. V.Статья посвящена проблеме роста интернет-аддиктивного поведения юношей и девушек, переживающих кризис учебной и социально-психологической адаптации. Приведены данные, доказывающие массовость и стремительное распространение проблемы интернет-аддикции среди обучающихся. Обозначены сущностные характеристики интернет-аддикции и тревожности как психологических феноменов. Описаны симптоматические проявления интернет-аддикции, характерные для юношей и девушек, обладающих высоким уровнем личностной и ситуативной тревожности в учебной деятельности и межличностных отношениях. The article is devoted to the problem of the growth of the Internet addictive behavior of young men and girls experiencing a crisis of educational and socio-psychological adap-tation. The data proving the mass character and rapid spread of the problem of Internet addiction among students are given. The essential characteristics of Internet addiction and anxiety as psychological phenomena are indicated. Symptomatic manifestations of Internet addiction, characteristic for young men and women, possessing a high level of personal and situational anxiety in educational activity and interpersonal relations are described.
- ЭлементВиды чувства вины и стыда, обусловливающие субъективное благополучие юношей и девушек в различных жизненных сферах(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Лелес, А. С.; Yatsenko, T. E.; Leles, A. S.В статье актуализирована проблема амбивалентного влияния склонности переживать различные виды чувства вины и стыда на субъективное благополучие личности в юности. Раскрыта сущность феноменов «субъективное благополучие», «стыд», «чувство вины». Отражено позитивное и негативное влияние чувства вины на функционирование личности в обществе. Описаны эмпирически выявленные предикторы субъективного благополучия личности в юности из числа видов чувства вины и стыда в различных жизненных сферах (учебно-профессиональная сфера, сфера достижений, материальная сфера, социальная сфера, сфера саморазвития), не являющиеся идентичными. Отмечены инвариантные и вариативные предикторы субъективного благополучия у юношей и девушек. Описано и обосновано амбивалентное влияние склонности к переживанию неадаптивных видов чувства вины на субъективное благополучие юношей в различных жизненных сферах. The article actualizes the problem of ambivalent influence of the tendency to experience various types of guilt and shame on the subjective well-being of the individual in adolescence. The essence of the phenomena “subjective well-being”, “shame”, “guilt” is revealed. The positive and negative influence of guilt on the functioning of the individual in society is reflected. The empirically identified predictors of subjective well-being of the individual in adolescence from among the types of guilt and shame in various life spheres (educational and professional sphere, sphere of achievements, material sphere, social sphere, sphere of self-development), which are not identical, are described. Invariant and variable predictors of subjective well-being in young men and women are noted. The ambivalent influence of the tendency to experience maladaptive types of guilt on the subjective well-being of young men in various life spheres is described and substantiated.
- ЭлементДинамика характеристик пищевого поведения виктимных девушек на протяжении юношеского возраста(БарГУ, 2019) Яценко, Т. Е.; Вольнич, У. С.; Yatsenko, T. E.; Volnich, Y. S.В статье актуализирована проблема пищевого поведения в юношеском возрасте. Среди факторов деструктивного пищевого поведения рассматривается виктимность. Приведены результаты эмпирического исследования характеристик пищевого поведения аутовиктимных, виктимных и гипервиктимных девушек. Описаны возрастные различия пищевого поведения девушек, склонных к виктимному поведению, в ранней и поздней юности. The article updates the problem of eating behavior in adolescence. Among the factors of destructive eating behavior is considered victimization. The results of an empirical study of the characteristics of eating behavior of autistic victim, victim and hypervictimous girls are presented. The age-related differences in eating behavior of girls prone to victimization behavior in early and late adolescence, are described.
- ЭлементИерархическая структура мотивационных типов ценностей будущих педагогов с высоким и низким уровнями владения эмпатическими компетенциями(2016) Олифирович, Н. И.; Яценко, Т. Е.; Olifirovich, N. I.; Yatsenko, T. E.В статье представлен состав эмпатических компетенций педагогов и их поведенческие индикаторы: быть способным к эмпатическому пониманию, быть способным к эмоциональному отклику, уметь оказывать эмпатическую заботу. Освещены результаты эмпирического исследования структурно-содержательных характеристик ценностной составляющей эмпатических компетенций будущих педагогов, полученные на основе применения авторского опросника “Эмпатические компетенции” и опросника ценностей Ш. Шварца и подвергнутые статистическому анализу (вычисление апостериорного критерия Дункана). На основе анализа иерархий мотивационных типов ценностей-целей будущих педагогов определены ценности, приверженность которым является условием овладения эмпатическими компетенциями: конформность (приоритетная ценность), традиции и универсализм (умеренно значимые ценности). Преобладание по значимости ценностей, относящихся к мотивационным типам “трансцендентность” и “консерватизм”, выступает отличительной характеристикой ценностной иерархии студентов с высоким уровнем владения эмпатическими компетенциями. Различия в структуре ценностей студентов, у которых диагностированы различные уровни владения эмпатическими компетенциями, отмечены среди приоритетных и умеренно значимых ценностей. У студентов с низким уровнем владения эмпатическими компетенциями имеется выраженное противоречие мотивационных типов ценностей как приоритетных, так и умеренно и наименее значимых. Студентам с высоким уровнем владения эмпатическими компетенциями свойственна высокая осознанность руководящих принципов межличностного поведения. The article presents composition of empathic competencies of teachers and their behavioral indicators: to be able to empathic understanding, being able to emotional response, to be able to provide empathic care. The results of empirical studies of structural-substantial characteristics of the value component of empathic competencies of future teachers, received on the basis of the author's questionnaire "Empathic competence" and the questionnaire of values S.Schwartz and subjected to statistical analysis (calculation of Duncan Post-hoc test) are given. Based on the analysis of hierarchies of motivational types of the future teachers’ values-objectives the values, a commitment which is the condition of mastering empathic competencies, are identified: conformity (priority value), tradition and universalism (moderately significant values). The predominance of leading values, relating to the motivational types "transcendence" and "conservatism", stands distinguishing characteristic of value hierarchy of students with a high level of ownership empathic competencies. Differences in the structure of students’ values, who have different levels of ownership empathic competencies, are noted among the priorities and moderately significant values. Students with low levels of ownership empathic competencies have expressed contradiction motivational types of values as a priority, and moderate and the least significant. Students with high levels of ownership empathic competencies characterize by high awareness of the guidelines of interpersonal behavior.
- ЭлементРегиональные аспекты непрерывной подготовки педагогических кадров(БарГУ, 2022) Унсович, А. Н.; Яценко, Т. Е.; Unsovich, A. N.; Yatsenko, T. E.В статье актуализирована проблема непрерывного педагогического образования как стратегического направления развития системы образования в Республике Беларусь. Освещен опыт построения системы непрерывной подготовки педагогических кадров в учреждении образования «Барановичский государственный университет» на разных уровнях: профориентация на педагогические специальности, допрофильное обучение (группы педагогической направленности на III ступени общего среднего образования), высшее образование, дополнительное образование взрослых. Отражены апробированные формы непрерывного педагогического образования, внедряемые посредством академической, научно-исследовательской и волонтерской деятельности, доказавшие свою эффективность. Описаны психологические механизмы формирования приверженности педагогической профессии и стремления постоянно повышать профессиональные умения у учащихся педагогических классов, студентов педагогических специальностей, педагогов-практиков. Предложены рекомендации по повышению качества непрерывной педагогической подготовки специалистов, как будущих, так и работающих. The article deals with the problem of lifelong pedagogical education as a strategic direction of the education system in the Republic of Belarus. The experience of building a system of continuous training of teaching staff at Baranovichi State University on different levels is highlighted: vocational guidance in pedagogical specialties, pre-specialized training (groups of pedagogical direction at the III level of general secondary education), higher education, additional education for adults. The approved forms of lifelong pedagogical education are reflectedin the article. These forms are introduced through academic, research and volunteer activities and have proven their effectiveness. The psychological mechanisms of the formation of adherence to the teaching profession and the desire of students of pedagogical classes, students of pedagogical specialties and practicing teachers to constantly improve the professional qualifications are described. Recommendations for improving the quality of continuous pedagogical training of future and workingspecialistsare suggested.
- ЭлементСтилевые характеристики родительского отношения аутовиктимной взрослой личности(БарГУ, 2018) Яценко, Т. Е.; Гилько, А. В.; Yatsenko, T. E.; Gilko, A. V.В статье актуализирована проблема дисфункциональных стилей родительского отношения. Обозначено понимание стиля родительского отношения как психологического феномена. Обоснована высокая вероятность психологической виктимизации детей, воспитывающихся виктимными родителями, и формирования у них склонности к виктимному поведению. Представлены результаты эмпирического изучения особенностей родительского отношения аутовиктимной взрослой личности. Приведены различия в родительском отношении аутовиктимных мужчин и женщин. In the article the problem of dysfunctional styles of the parental relation is actualized. The understanding of the style of the parent relationship as a psychological phenomenon is indicated. The high probability of psychological victimization of children brought up by the victim’s parents and the formation of their propensity to victimized behavior is substantiated. The results of an empirical study of the features of the parent relationship of the autovectamized adult personality are presented. The differences in the parental relationship between autoviktivnyh men and women are given.
- ЭлементСтили и стратегии совладающего поведения студентов-спортсменов в условиях неопределенности(Барановичи : БарГУ, 2024) Яценко, Т. Е.; Веремеюк, Я. Н.; Yatsenko, T. E.; Veremeyuk, Y. N.В статье актуализирована проблема неопределенности как имманентной характеристики современной реальности, ставящей человека перед необходимостью определения к ней своего отношения и овладения эффективными стратегиями совладания с ситуациями неопределенности как в ведущей для конкретного возрастного периода деятельности, так и в иных видах деятельности, соответствующих увлечениям и способностям студентов. Раскрыты сущностные характеристики неопределенности, отмечено ее амбивалентное влияние на человека. Разграничены понятия «стиль совладания» и «стратегии совладания» с неопределенностью. Описаны эмпирически выявленные инвариантные и вариативные стилевые характеристики совладания с неопределенностью у юношей и девушек с учетом параметра «профессиональные занятия видом спорта». Раскрыты предпочитаемые стратегии совладания с неопределенностью девушками-спортсменами и юношами-спортсменами, обладающими интолерантностью/толерантностью к неопределенности и межличностной интолерантностью к неопределенности. Сформулированы названия стилей совладания с неопределенностью, отмечаемые у студентов-спортсменов, с учетом изученных переменных. The article actualizes the problem of uncertainty as an immanent characteristic of the modern reality, which confronts a person with the need to determine his attitude towards it and master effective strategies for coping with situations of uncertainty, both in activities leading to a specific age period, and in other types of activities that correspond to the hobbies and abilities of students. The essential characteristics of uncertainty are revealed, its ambivalent influence on a person is noted. The concepts of “coping style” and “strategies of coping” with uncertainty are differentiated. The empirically identified invariant and variable style characteristics of coping with uncertainty in boys and girls are described, taking into account the parameter “professional participation in sports”. The preferred strategies for coping with uncertainty by female athletes and male athletes with intolerance/tolerance to uncertainty and interpersonal intolerance to uncertainty are revealed. The names of the styles of coping with uncertainty noted among student-athletes are formulated, taking into account the studied variables.
- ЭлементТемпоральные ориентации подростков, проживающих в городской и сельской местности(БарГУ, 2018) Бутько, А. Ю.; Яценко, Т. Е.; Butko, A. Yu.; Yatsenko, T. E.В статье актуализирована проблема формирования временной перспективы личности, а также когнитивных темпоральных предубеждений в подростковом возрасте. Обозначены сущностные характеристики темпоральных ориентаций личности. Приведены результаты эмпирического исследования темпоральных ориентаций под-ростков, обозначены их особенности у подростков из сельской местности в сравнении с подростками, проживающими в городе. Описана событийная насыщенность прошлого, настоящего и будущего во временной перспективе подростков. The article actualizes the problem of forming a temporary perspective of the individual, as well as cognitive temporal prejudices in adolescence. The essential characteristics of the temporal orientations of the personality are indicated. The results of an empirical study of the temporal orientations of adolescents are presented, their features are indicated in adolescents from rural areas in comparison with adolescents living in the city. The eventful saturation of the past, present and future in the temporary perspective of adolescents is described.