Показать по автору "Yatsenko, Т. Е."
Сейчас показывают 1 - 9 из 9
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементПредупреждение психологического насилия в образовательной среде как актуальная проблема современности(БГУ, 2012) Яценко, Т. Е.; Yatsenko, Т. Е.В статье обсуждается феномен психологического насилия в образовательной среде и его негативные последствия для участников образования. Описана теоретическая модель организации и реализации мероприятий по предупреждению психологического насилия в учебных заведениях. The phenomenon of psychological violence in educational environments and its negative con-sequences for participants of education are discussed in the article. Theoretical model of organiza-tion and implementation of activities on prevention of psychological violence in educational institu-tions is described.
- ЭлементПрофили эмпатических компетенций будущих специалистов системы образования(Scientific public organization “Professional science”, 2016) Яценко, Т. Е.; Олифирович, Н. И.; Yatsenko, Т. Е.; Olifirovich, N. I.В статье актуализирована проблема овладения студентами эмпатическими компетенциями, профессиональное обучение которых осуществляется по специальности «Дошкольное основание». Констатируются результаты эмпирического изучения уровневых и функциональных характеристик трех эмпатических компетенций будущих специалистов системы дошкольного образования, находящихся на этапе профессионализации: быть способным к эмпатическому пониманию, быть способным к эмоциональному отклику, уметь оказывать эмпатическую заботу. За основание взяты данные, полученные с помощью авторского диагностического инструментария (опросник «Эмпатические компетенции») и обработанные с применением методов математической статистики (критерий различий Стьюдента, апостериорный критерий Дункана). Установлены гармоничный и негармоничный типы владения будущими педагогами эмпатическими компетенциями. Сделан вывод о преобладании среди будущих специалистов системы дошкольного образования лиц с негармоничным типом владения эмпатическими компетенциями. Констатируется отсутствие будущих педагогов, на высоком уровне владеющих тремя эмпатическими компетенциями. Функциональные характеристики эмпатических компетенций определены на основе построения профилей поведенческих индикаторов, являющихся показателями наличия у будущих педагогов умений, составляющих содержание операционального компонента компетенции. Диагностированы наименее сформированные эмпатические умения: прояснение потребностей ребенка, стоящих за выражаемыми им эмоциями и чувствами, правильности понимания его эмоционального фона, идентификация смешанных и амбивалентных эмоций и чувств, открытое выражение эмпатического гнева, демонстрация принятия эмоциональной реакции ребенка, регуляция эмпатического дистресса и эмоционального заражения негативными чувствами ребенка, оказание помощи, соответствующей потребностям ребенка. In the article the problem of mastering the empathic competencies students, professional training which is carried out by specialty «Pre-school basis« is actualized The results of an empirical study of level and functional characteristics of the three empathic competencies of future experts of a preschool education at the stage of professionalization are stated: be capable of empathic understanding, being able to emotional response, to be able to provide empathic care. The data, obtained by the author's diagnostic tool (questionnaire «Empathic competencies») and processed using methods of mathematical statistics (Student's t-test differences, Tukey Post-hoc test), are taken as a basis. The harmonious and inharmonious types of future teachers’ ownership empathic competencies are established. The conclusion about the prevalence among future experts of a preschool education system of persons with inharmonious type of ownership empathic competencies. The absence of future teachers, at a high level holding three empathic competencies, is stated. Functional characteristics of empathic competencies are defined on the basis of building profiles of behavioral indicators, which are marks of the presence at the future teachers of skills that make up the content of the operational component of competence. The least formed empathic skills are diagnosed: clearing needs of the child behind expresses their emotions and feelings, the correct understanding of his emotional state, identification of mixed and ambivalent emotions and feelings, open expression of empathic anger, demonstration taking emotional response of the child, the regulation of empathic distress and emotional infection negative feelings of the child, assistance corresponding to the child's needs.
- ЭлементРазработка и психометрическая проверка опросника социально-личностных компетенций будущих педагогов в области девиктимизации учащихся(БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014) Яценко, Т. Е.; Yatsenko, Т. Е.В статье раскрывается сущность феноменов «виктимность», «девиктимизация» и «социально-личностные компетенции в области девиктимизации учащихся». Констатируется отсутствие диагностического инструментария для исследования данного вида компетенций. Представлена процедура разработки, психометрической проверки и стандартизации опросника, предназначенного для оценки социально-личностных компетенций будущих педагогов в области девиктимизации учащихся. Описывается процесс конструирования пунктов опросника, выделения шкал пяти субтестов опросника. Приводятся показатели дискриминантности, надежности, содержательной, конструктной и конвергентной валидности для пяти субтестов и всего опросника в целом. Делается вывод о том, что разработанный опросник обладает необходимыми психометрическими свойствами и может применяться в исследовательской практике для определения уровня овладения будущими педагогами как отдельными компетенциями в области девиктимизации учащихся, так и их группами.
- ЭлементРодительские установки женщин с ролевым виктимным поведением в период ранней взрослости(РИО ЯГПУ, 2016) Яценко, Т. Е.; Гилько, А. В.; Yatsenko, Т. Е.; Gilko, A. V.Целью исследования является выявление сходства и различия в родительских установках женщин аутовиктимного и виктимного типа. Установлено, что аутовиктимные женщины ориентированы на установление малой психологической дистанции в отношениях с детьми, нарушение их личностных границ в большей степени, чем виктимные женщины. Виктимные и аутовиктимные женщины склонны рассматривать матерей как неспособных к самостоятельному воспитанию детей, как нуждающихся в поддержке. The aim of the study is to identify similarities and differences in the women’s parent plants of autovictim and victim type. It is established that autovictim women focused on a small psychological distance in the relationship with children, violation of their personal boundaries to a greater extent than victim women. Victim and autovictim women tend to view mothers as incapable of raising children, as in need of support.
- ЭлементУчебное и межличностное педагогическое взаимодействие как основа формирования психологически безопасной образовательной среды(Саратовский нац. исследоват. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, 2013) Яценко, Т. Е.; Yatsenko, Т. Е.Статья посвящена рассмотрению сущности учебного и межличностного педагогического взаимодействия, раскрытию их значения для формирования психологически безопасной образовательной среды. The article is devoted to the consideration of the nature of the training and interpersonal pedagogical interaction, the definition their importance in the formation of psychologically safe educational environment.
- ЭлементФакторы формирования психологической безопасности образовательной среды школы с позиции системного подхода(Белорусская наука, 2013) Яценко, Т. Е.; Yatsenko, Т. Е.Эта статья отражает актуальность изучения психологического феномена безопасности образовательной среды. Открыта сущность психологической безопасности образовательной среды. Анализируются факторы, влияющие на эффективность процесса формирования образовательной среды, способные обеспечить безопасность субъектов образования от психологического насилия. This article reflects relevance of study of psychological phenomenon of educational environment security. Essence of psychological safety of educational environment is opened. Factors influencing on efficiency of process of formation of educational environment, capable to provide security of subjects of education from psychological violence are analysed.
- ЭлементФеноменологические и операциональные характеристики психологической компетентности в области педагогического взаимодействия(Самарский научный центр РАН, 2012) Яценко, Т. Е.; Yatsenko, Т. Е.В статье приведено определение психологической компетентности учителя в области педагогического взаимодействия. Выделены ее функции, феноменологические и операциональные характеристики. This article shows the definition of psychological competence of teachers in the field of pedagogical interaction. Its functions, phenomenological and operational characteristics are allocated.
- ЭлементЦенностный компонент социально-личностных компетенций будущих педагогов-девиктимизаторов(РИВШ, 2015) Яценко, Т. Е.; Yatsenko, Т. Е.В статье актуализируется проблема роста виктимности учащейся молодежи. Рас- крываются признаки ролевой виктимности личности. Приводится описание девиктимизации учащихся как направления деятельности педагогов. Отмечается значение социально-личностных компетенций педагогов для девиктимизации учащихся. Ценностный компонент признается важной мобилизующей составляющей компетенции. Описываются эмпирически выявленные типы будущих педагогов-девиктимизаторов и содержательная характеристика ценностного компонента их социально-личностных компетенций. The article is staticized growth the problem of a viktimnost of students. The indications of the role viktimnost of personality are revealed. The description of deviktimization of pupils as direction of activities of teachers is described. Value of social-personal competencies of teachers for a deviktimization of pupils is noted. Valuable component is recognized as an important mobilizing component of competence. The empirically identified types of future teachersdeviktimizators and substantial characteristic of the valuable component of their social-personal competencies are described.
- ЭлементЭмпатические компетенции будущих специалистов помогающих профессий: психологические аспекты проблемы(2016) Олифирович, Н. И.; Яценко, Т. Е.; ОlifIrovich, N. I.; Yatsenko, Т. Е.В статье актуализируется проблема формирования эмпатических компетенций у специалистов социономических (помогающих) профессий. Обосновывается целесообразность оперирования термином «эмпатические компетенции». Приводятся основа- ния дифференциации эмпатических компетенций и эмпатии как качества. На основе анализа зарубежных и отечественных подходов к пониманию эмпатических компетенций формулируются их классификационные характеристики. Эмпатические компетенции рассматриваются в интерперсональной и интраперсональной плоскостях, предлагается и обосновывается их состав. In the article the author actualizes the problem of formation of empathic competence among specialists of socionomic (helping) professions. The expediency of operating the term «empathic competencies» is substantiated. The basis for differentiation of empathic competencies and empathy as the quality are provided. Their classification characteristics are formulated based on the analysis of foreign and domestic approaches to the understanding of the empathic competencies. Empathic competencies are considered in interpersonal and interpersonally planes, their composition is proposed and validated.