Показать по автору "Yatsenka, Т. E."
Сейчас показывают 1 - 4 из 4
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементВременная перспектива подростков из городской и сельской местности(БарГУ, 2018) Яценко, Т. Е.; Бутько, А. Ю.; Yatsenka, Т. E.; Butsko, А. Yu.В статье приводятся результаты эмпирического исследования содержательных характеристик временной перспективы подростков, проживающих в городской и сельской местности. Представлены характеристики психологического прошлого, настоящего и будущего подростков по факторам: активность, эмоциональность, величина, структура, ощущаемость. Показаны сходство и различия во временной перспективе городских и сельских подростков. The article presents the results of an empirical study of the content characteristics of the temporal perspective of the adolescents who live in the urban and rural areas. The characteristics of the psychological past, present and future of the adolescents are presented in the dimensions of activity, emotionality, size, structure and sensibility. Similarities and differences in the temporal perspective of urban and rural adolescents are presented.
- ЭлементМотивационный профиль личности студентов, склонных к академической виктимности(БарГУ, 2022) Яценко, Т. Е.; Солдатенко, А. В.; Yatsenka, Т. E.; Soldatenko, A. V.В статье актуализирована проблема мотивационной сферы студентов юношеского возраста, имеющих виктимные деформации личности, проявляющиеся в учебно-профессиональной деятельности, во взаимодействии с преподавателями и одногруппниками по учебным вопросам. Отражено современное состояние разработанности проблемы мотивации и виктимности в белорусской психологии. Приведено понимание виктимности в контексте субъектно-средового подхода, а также раскрыта сущность мотивации в различных психологических теориях. Описаны результаты эмпирического исследования склонности к академической виктимности юношей и девушек, обучающихся в высшей школе. Представлены эмпирически выявленные характеристики мотивационной сферы личности юношей и девушек, склонных к проявлению академической виктимности в различных ситуациях виктимизации (игнорирования, отвержения, принижения, принуждения, изоляции, инфантилизации, терроризирования). Указаны половые различия в мотивации виктимной личности в юности. The article actualizes the problem of the motivational sphere of adolescent students with victimized personality deformations, manifested in educational and professional activities, in interaction with teachers and group mates on educational issues. The current state of motivation and victimization problem development in Belarusian psychology is reflected. An understanding of victimization in the context of the subject-environment approach is given and the essence of motivation in various psychological theories is revealed. The results of an empirical study of the propensity to academic victimization of boys and girls studying in higher education are described. Empirically revealed the motivational sphere characteristics of the personality of young men and women who are prone to the manifestation of academic victimization in various situations of victimization (ignoring, rejection, humiliation, coercion, isolation, infantilization, terrorization) are presented. Gender differences in the motivation of a viktis personality in youth are indicated.
- ЭлементПсихологическая сущность категории "Виктимное поведение" с позиции субъектно-средового подхода(БарГУ, 2019) Яценко, Т. Е.; Yatsenka, Т. E.Статья посвящена анализу теоретических основ и эмпирических исследований феномена виктимного поведения. Определены преимущества субъектно-средового подхода в описании виктимного поведения. В русле субъектно-средового подхода приведена авторская дефиниция виктимного поведения, раскрыта его психологическая сущность и признаки, описан психологический механизм его формирования. Систематизированы качества личностных границ человека с виктимным поведением, обусловливающие делегирование им функции управления своим психологическим пространством другим индивидам. The article is devoted to the analysis of theoretical foundations and empirical studies of the phenomenon of victim behaviour. The advantages of the subject-environmental approach to the description of victim behavior are determined. According to this approach, the author’s definition of victim behaviour is presented. Also, its psychological essence and features are disclosed, and the psychological mechanism of its formation is described. The qualities of personal boundaries of a person with victim behaviour are systematized, which makes it possible for him to delegate the function of his psychological space management to other individuals.
- ЭлементРазработка и психометрическая проверка "Опросника академической виктимности"(БарГУ, 2020) Яценко, Т. Е.; Yatsenka, Т. E.В статье актуализирована проблема разработки психодиагностического инструментария, позволяющего исследовать виктимность в различных жизненных сферах. Приведена дефиниция виктимности, обозначены ее деструктивные социально-психологические последствия. Раскрыта процедура конструирования нового опросника исследования склонности учащихся подросткового и раннего юношеского возраста к академической виктимности. Приведены методологические основания разработанного опросника и представлена его структура, включающая 9 шкал, позволяющих изучать склонность к академической виктимности в ситуациях, связанных с подверженностью различным виктимизирующим воздействиям (принижение, принуждение, игнорирование, изоляция, инфантилизация, отвержение, терроризирование), а также во фрустрирующих ситуациях и ситуациях, не активирующих виктимный потенциал личности. Описаны психометрические характеристики опросника: конвергентная валидность, дивергентная валидность, надежность, дискриминативность. The article actualizes the problem of developing psychodiagnostic tools that allow one to investigate victimization in various areas of life. The definition of victimization is given, its destructive socio-psychological consequences are indicated. The procedure of constructing a new questionnaire for the study of the tendency of students of adolescence and early adolescence to academic victimization is disclosed. The methodological grounds of the developed questionnaire are presented and its structure is presented, including 9 scales that allow one to study the tendency to academic victimization in situations related to exposure to various victimizing influences (humiliation, coercion, ignoring, isolation, infantilization, rejection, terrorization), as well as in frustrating situations and situations that do not activate the victim potential of a person. The psychometric characteristics of the questionnaire are described: convergent validity, divergent shaft identity, reliability, discrimination.