Показать по автору "Dzemenchuk, A. Y."
Сейчас показывают 1 - 2 из 2
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементОсобенности профессионального самоопределения современных первокурсников учреждения высшего образования(Барановичи : БарГУ, 2024) Грицевич, Т. Д.; Деменчук, О. Ю.; Gritsevich, T. D.; Dzemenchuk, A. Y.В статье описывается сущность процесса профессионального самоопределения студентов. Приведены дефиниции понятия «профессиональное самоопределение». Описаны отличительные черты профессионального самоопределения студентов первых курсов учреждений высшего образования, определены показатели успешности процесса и факторы профессионального самоопределения. Проанализированы последствия нарушения процесса профессионального самоопределения и основные трудности, с которыми сталкиваются первокурсники при освоении профессии. Представлены результаты эмпирического исследования составляющих профессионального самоопределения первокурсников: мотивы выбора профессии и карьерные ориентации. Раскрыты половые различия в карьерных ориентациях и мотивах выбора профессии первокурсников. Сделан вывод о наличии у студентов I курса нарушений процесса профессионального самоопределения: не сформирована устойчивая мотивация к освоению профессии, что приводит к отвлечению на иные виды деятельности, альтернативные учебно-профессиональной. The article describes the essence of the students professional self-determination process. The definitions of the concept of “professional self-determination” are given. The distinctive features of professional self-determination of firstyear students of higher education institutions are described, indicators of the success of the process and factors of professional self-determination are determined. The consequences of disruption of the process of professional selfdetermination and the main difficulties that first-year students face when mastering a profession are analyzed. The results of an empirical study of the components of professional self-determination of first-year students are presented: motives for choosing a profession and career orientations. Gender differences in career orientations and motives for choosing a profession among first-year students are revealed. It was concluded that first-year students have violations of the process of professional self-determination: a stable motivation to master the profession has not been formed, which leads to distraction by other types of activities that are alternative to educational and professional.
- ЭлементРеципрокная адаптация: взаимное сближение школы и современных первоклассников(БарГУ, 2022) Грицевич, Т. Д.; Деменчук, О. Ю.; Gritsevich, T. D.; Dzemenchuk, A. Y.В статье на основе теоретического анализа научных источников описывается адаптация первоклассников как социально-психологическое явление. Рассмотрены сущностные характеристики, уровни, содержание изучаемого феномена, определены его структурные компоненты (когнитивный, мотивационный, социальный). Описана сущность нового для психологии явления - реципрокной адаптации. Даны определения понятиям «адаптация» и «дезадаптация» обучающихся. Представлено содержание адаптации с позиции включенности первоклассников в деятельность: адаптация к деятельности в целом и к новым условиям познавательной деятельности в частности. Охарактеризованы факторы и причины нарушения адаптации первоклассников. Отражены показатели дезадаптации первоклассников с психологической и медицинской точек зрения. Проанализированы критерии и показатели социально-психологического сопровождения обучающихся в первых классах в учреждениях общего среднего образования. Based on the theoretical analysis of scientific sources, the article describes the adaptation of first-graders as a socio-psychological phenomenon. The essential characteristics, levels, content of the studied phenomenon are considered, its structural components (cognitive, motivational, social) are determined. The essence of a new phenomenon for psychology - reciprocal adaptation is described. Definitions of “adaptation” and “disadaptation” concepts of students are given. The content of adaptation is presented from the standpoint of first-graders’ involvement in activities: adaptation to activities in general and to new conditions of cognitive activity in particular. The factors and causes of adaptation violation of first-graders are characterized. The indicators of first-graders’ maladjustment from the psychological and medical points of view are reflected. The criteria and indicators of socio-psychological support of students in the first grades in the institutions of general secondary education are analyzed.