Показать по автору "Белая, Е. И."
Сейчас показывают 1 - 20 из 20
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементАктуальные проблемы филологических и педагогических наук(БарГУ, 2019) Климук, В. В.; Прадун, А. В.; Белая, Е. И.; Булатая, Е. В.; Савко, А. А.; Фенчук, О. Н.
- Элемент«Барановичский текст»: находки и перспективы(Барановичи : БарГУ, 2024) Белая, Е. И.; Belaya, E. I.; Белая, А. І.В статье представлены результаты анализа произведений, написанных в разные периоды представителями разных литератур и имеющих, по мнению автора, определённую значимость для создания «барановичского текста», так как в них воссозданы объекты ландшафта отдельных городов, воплощающие элементы универсальной художественной модели городского бытия. Одним из них является железнодорожная магистраль - топос, который порождает многие философские смыслы. Приводятся теоретические положения и выводы, которые могут послужить отправными точками формирования «барановичского текста». Высказано предположение о причине несоответствия цивилизационного потенциала города и его проекций в литературном творчестве. Помимо фрагментов, описывающих объекты городской топики Баранович, интерпретируются иные городские тексты, имманентные решению поставленных задач. Термин «барановичский текст» пока не является общеупотребительным, поскольку систематизация художественных текстов/фрагментов о городе Барановичи в их семантической и семиотической связи представляется длительным процессом, требующим обращения к значительному объёму произведений. Материалом данного исследования выступили произведения А. Толстого, Ш.-Алейхема, С. Песецкого, В. Шкловского, В. Бутрима. The article presents the results of the works analysis written in different periods by the representatives of different literatures and that all these elements, in the author’s opinion, have a certain significance for the creation of the “Baranovichi text”, since they recreate the landscape objects of individual cities, embodying elements of a universal artistic model of urban existence. One of them is the railway line - a topos that gives rise to many philosophical meanings. Theoretical provisions and conclusions are given that can serve as the starting points for the “Baranovichi text” formation. An assumption has been made about the reason for the discrepancy between the civilizational potential of the city and its projections in literary works. In addition to fragments describing the objects of the urban topic of Baranovichi, other urban texts are interpreted, immanent in solving the assigned problems. The term “Baranovichi text” is not yet in common use, since the literary texts/fragments systematization about the city of Baranovichi in their semantic and semiotic connection seems to be a long process that requires reference to a significant volume of works. The works by A. Tolstoy, Sh.-Aleichem, S. Pesetsky, V. Shklovsky, V. Butrim have become the study material.
- ЭлементБелорусская и русская проза о войне начала ХХ века: проблема ментальности творческой личности(2007) Белая, Е. И.; Белая, А. І.
- ЭлементКонь як персанаж мастацкай анімалістыкі ў міжлітаратурным кантэксце(Барановичи : БарГУ, 2024) Белая, А. І.; Іваноўская, Н. Ч.; Belaya, E. I.; Ivanovskaya, N. Ch.; Белая, Е. И.У артыкуле разглядаецца актуальнае пытанне даследавання анімалістычнай вобразнасці ў літаратуры як аднаго з рэзерваў і імпульсаў развіцця сучаснага гуманізму; прасочваецца дынаміка развіцця беларускай мастацкай анімалістыкі ў яе рэалістычным кірунку; асэнсоўваецца праблема літаратурных сувязей і ўплываў у стварэнні анімалістычных вобразаў. Разглядаюцца творы беларускай, рускай, яўрэйскай, англійскай літаратур, загалоўкавым персанажам якіх з’яўляецца конь: «Біяграфія Косача» У. Сыракомлі, «Буланы» К. Чорнага, «Халстамер» Л. Талстога, «Мафусаіл» Шолам-Алейхема, «Чорны прыгажун» Г. Сьюэл. Вызначаюцца асноўныя формы і прынцыпы функцыянавання дадзенага анімалістычнага вобраза, у сувязі з чым інтэрпрэтуюцца паняцці «эстэтычны антрапамарфізм», «гіпатэтычная псіхалогія каня»; аналізуецца адметнасць перадачы адчуванняў жывой істоты як варыянт псіхалагізму; робяцца высновы пра характар пераемнасці і ролю міжлітаратурных уплываў. The article examines the relevant issue of researching animal imagery in fiction as one of the provisions and impulses for the development of modern humanism; the development of Belarusian artistic animalism in its realistic direction is traced; the problem of literary connections and influences in the creation of animal images is discussed. The works of Belarusian, Russian, Jewish, and English literature with the horse as the main character are considered: “Biography of Kosach” by U. Syrakomlya, “Bulany” by K. Chorny, “Holstomer” by L. Tolstoy, “Methuselah” by Sholem-Aleichem, “Black Beauty” by A. Sewell.The main forms and principles of functioning of this animal image are determined through the lens of the concepts of “aesthetic anthropomorphism”, “hypothetical psychology of a horse”; the distinctiveness of the transmission of a living being sensations as a variant of psychologismis analyzed; conclusions about the nature of continuity and the quality of interliterary influencesare made.
- ЭлементКритерий культуросообразности как методологическая основа литературного образования в условиях социальной трансформации(Wydawnictwo Akademii Podlaskiej, 2005) Белая, Е. И.; Белая, А. І.
- ЭлементЛитературный характер как модель формирования толерантной личности (на примере отечественной прозы)(Видавничо-дизайнерський відділ ЦІТ Прикарпатського національного університету, 2008) Белая, Е. И.; Белая, А. І.В данной статье обосновывается актуальность проблемы, приёмы и средства формирования толерантной личности в процессе литературного образования на основе научения через наблюдение (А.Бандура) разнообразных моделей толерантного поведения, в качестве которых выступают образы-характеры произведений отечественной прозы.
- ЭлементМузыка в системе художественных координат переходных эпох (на примере произведений белорусской прозы 1920–1930-х годов)(Видавничий дім Дмитра Бураго, 2014) Белая, Е. И.; Белая, А. І.В статье рассматриваются особенности взаимовлияния музыки и художествен-ной литературы в культурном контексте переходных эпох; анализируются образные средства, заимствованные словесным искусством у музыкального; делается вывод об идейно-эстетической ценности и философской глубине подобного заимствования.
- ЭлементПервые шаги в науку(БарГУ, 2006) Мирзаянова, Л. Ф.; Белая, Е. И.; Головко, Ж. А.; Карапетова, Е. Г.; Ковалевская, А. А.; Лепская, Я. Б.; Станиславчик, Л. И.; Шавель, О. М.; Белая, А. І.; Мирзаянова, Л. Ф.Пособие содержит как теоретический материал по проблеме адаптации учащихся к научной деятельности, так и практические рекомендации по ее организации и существлению. Данное пособие адресуется преподавателям средних и высших учебных заведений, руководителям и учителям общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, стремящихся создать благоприятные условия для освоения воспитанниками содержания научной деятельности, адаптации их к новым формам использования свободного времени.
- ЭлементСамоактуализирующаяся личность как персонаж художественной прозы(Издательство Современного гуманитарного университета, 2010) Белая, Е. И.; Белая, А. І.Одной из особенностей переходного периода, переживаемого ныне на постсоветском пространстве, является востребованность личности с самостоятельным, творческим мышлением, свободной от шаблонов и стереотипов. Это обусловливает научный интерес к проблеме самоактуализирующейся личности. Автор статьи обращается к особенностям создания образа такой личности в художественной прозе первой трети XX века, усматривая в «эпохе рубежа» некоторые сходные с современной переходной эпохой тенденции.
- ЭлементСодружество наук. Барановичи-2017. Часть 1.(БарГУ, 2017) Климук, В. В.; Корниенко, И. Я.; Прокуда, О. Ю.; Прадун, А. В.; Белая, Е. И.; Житкевич, Г. Я.; Пинюта, И. В.; Познякевич, В. Н.; Пучинская, Т. М.; Савко, А. А.; Фенчук, О. Н.В часть 1 сборника материалов XIII Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи-2017» включены материалы докладов по актуальным проблемам различных научных направлений: филологические науки (русский, белорусский языки); лингвистика (английский, немецкий языки); методика преподавания иностранного языка; экономические аспекты развития организации, региона. Сборник адресован преподавателям и студентам учреждений высшего образования, магистрантам, аспирантам.
- ЭлементСодружество наук. Барановичи-2018. Часть 1.(БарГУ, 2018) Климук, В. В.; Корниенко, И. Я.; Захарченя, Н. Ф.; Прадун, А. В.; Прокуда, О. Ю.; Белая, Е. И.; Булатая, Е. В.; Корзун, З. И.; Пинюта, И. В.; Познякевич, В. Н.; Пучинская, Т. М.; Савко, А. А.В часть 1 сборника материалов XIV Международной научно-практической конференции молодых исследователей "Содружество наук. Барановичи-2018" включены материалы докладов по актуальным проблемам различных научных направлений: экономические аспекты развития организации, региона; филологические науки (русский, белорусский языки); лингвистика (английский, немецкий, французский, испанский языки); методика преподавания иностранного языка; физическая культура, спорт, здоровый образ жизни. Сборник адресован преподавателям и студентам учреждений высшего образования, магистрантам, аспирантам.
- ЭлементСоциальное и художественное время в «Записках кавалериста» Николая Гумилева(РИО БарГУ, 2014) Белая, Е. И.; Белая, А. І.
- ЭлементСпециалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность(БарГУ, 2017) Климук, В. В.; Прадун, А. В.; Захарченя, Н. Ф.; Белая, Е. И.; Демидович, А. В.; Дубешко, Н. Г.; Земоглядчук, А. В.; Никашина, Г. А.; Пинюта, И. В.; Савко, А. А.; Яценко, Т. Е.
- ЭлементСпециалист XXI века: психолого-педагогическая культура и профессиональная компетентность(РИО БарГУ, 2016) Никишова, А. В.; Прадун, А. В.; Захарченя, Н. Ф.; Клещёва, Е. А.; Нестер, Е. Ф.; Тристень, К. С.; Демидович, А. В.; Белая, Е. И.; Фенчук, О. Н.; Пинюта, И. В.; Савко, А. А.
- ЭлементФеномен национального характера в контексте формирования гуманистического сознания школьников (на примере отечественной литературы)(2006) Белая, Е. И.; Белая, А. І.
- ЭлементФормирование мировоззренческих основ будущего учителя литературы(Издательство Современного гуманитарного университета, 2008) Белая, Е. И.; Белая, А. І.Литература в средней школе и вузе - единственный предмет, обращенный непосредственно к духовному миру личности, чем и определяется ее влияние на мировоззрение человека. Автор данной статьи, исходя из собственного преподавательского и исследовательского опыта, предлагает некоторые пути решения проблемы формирования мировоззрения будущих учителей-словесников, что в целом призвано способствовать совершенствованию их профессиональной и гражданской компетентности. Важное условие этого - перевод знаний в ценности, определяющие качество социализации и самоидентификации личности.
- ЭлементХудожественная концепция личности в белорусской прозе «эпохи рубежа» (некоторые аспекты и категории)(Видавничий дім Дмитра Бураго, 2015) Белая, Е. И.; Белая, А. І.В статье на основании интердисциплинарного подхода рассматриваются отдельные типы отношения личности к среде, репрезентированные в произведениях белорусских авторов «эпохи рубежа»; на литературном материале интерпретируются понятия «категорические императивы», «гипотетические императивы»; делается вывод о своеобразии национальной личности и её художественной модели.
- ЭлементЧеловек на хуторе как субъект истории(2007) Белая, Е. И.; Белая, А. І.Предметом исследования является объект хутора в белорусской прозе.
- ЭлементЭкзистенциальные аспекты метафоры течение в художественной прозе «эпохи рубежа»(Видавничий дім Дмитра Бураго, 2012) Белая, Е. И.; Белая, А. І.В статье рассматривается метафора как средство познания и эстетического отражения действительности; анализируется широкий спектр смыслов, с которыми соотносится метафора «течение» в художественных текстах «эпохи рубежа»; делается вывод о том, каким образам метафорика позволяет осуществить экзистенциальную интерпретацию картин эпохи.
- ЭлементЭпистолярные элементы как средство художественной репрезентации личности в белорусской прозе «эпохи рубежа»(Daugavpils Universitates Akademiskais apgäds „Säule”, 2013) Белая, Е. И.; Белая, А. І.A letter in Belarusian prose o f the first decades o f the 20th century is a dominant idea in plot building and an effective means o f characterization. At the beginning o f the century it was basically a “chronicle” o f private life against a public background. In the era o f the “triple” war, letters were included in the complex art system o f spatio-temporal relations; they convey generalized-and-personal perception o f events and more vividly reveal the trajectory o f the individual into a new life and the nature o f his participation in it. In the prose o f the 1930s, epistolary elements serve as a means o f artistic representation o f the moral component in the concept o f hero and society.