Показать по автору "Klescheva, Е. A."
Сейчас показывают 1 - 5 из 5
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементДетоцентризм в современной семье: феноменология и методология детоцентризма(БарГУ, 2021) Клещёва, Е. А.; Klescheva, Е. A.В статье раскрывается феномен детоцентризма как центральная характеристика современной семьи через многоаспектность данного явления, характеризующего современное отношение общества к детству. Детоцентризм рассматривается как явление, характеризующее принятие детей как преимущественной ценности для общества, государственной социальной политики и семьи. Описаны причины появления детоцентризма как социального явления. Представлены и охарактеризованы научные категории, связанные с детоцентризмом, а также описаны широко представленные в социуме явления, антагонистичные детоцентризму. Определена методология детоцентризма. Детоцентризм автором рассматривается как междисциплинарная категория с определённой методологией, которая представлена в ряде научных теорий и концепций: теории детоцентризма (Д. Дьюи, Э. Кей), структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, У. Мур и др.). The article reveals the phenomenon of child-centrism as a central characteristic of the modern family through the multidimensional nature of this phenomenon, which characterizes the modern attitude of society to childhood. Childcentrism is considered as a phenomenon that characterizes the acceptance of children as a primary value for society, state social policy and the family. Describes the causes of child-centrism as a social phenomenon. Also presented and described scientific categories associated with child-centrism. And described widely represented in society phenomena antagonistic to child-centrism. Defined methodology of child-centrism. Child-centrism is considered by the author as an interdisciplinary category with a specific methodology, which is presented in a number of scientific theories and concepts: the theory of child-centrism (J. Dewey, E. Key), structural-functional approach (E. Durkheim, R. Merton, T. Parsons, W. Moore, etc.)
- ЭлементПредотвращение дискриминации в образовательной среде: практические рекомендации социально-педагогической и психологической службы(БарГУ, 2019) Клещёва, Е. А.; Павлович, А. А.; Klescheva, Е. A.; Paulovich, A. A.В статье рассматривается вопрос о дискриминации в образовательной среде. Авторы затрагивают один из самых мало обсуждаемых аспектов данной проблемы - дискриминацию в системе взаимодействия «педагог—обучающийся». Представлена характеристика групп педагогов, склонных к дискриминации в своей профессиональной деятельности. Эта характеристика основана на соотношении выявленных характеристик личности педагога и стиля его профессиональной деятельности. Дискриминационным основанием является учёт способностей обучающихся и использование личностно ориентированного подхода. Педагогам группы риска предлагаются в содержании статьи рекомендации по коррекции своей профессиональной деятельности, а также в общих чертах описывается модель организации деятельности социально-педагогической и психологической службы по предотвращению дискриминации в учреждении образования. The article deals with the issue of discrimination in the educational environment. The authors touch upon one of the least discussed aspects of this problem — discrimination in the system of “teacher—student” interaction. The characteristic of groups of teachers who are inclined to discrimination in their professional activities is presented. This characteristic is based on the correlation of the revealed teacher’s personality characteristics and the style of his/her professional activity. Discriminatory basis is the consideration of students’ abilities and the use of student-centered approach. The teachers in the risk group are offered recommendations on the ways to correct their professional activities. Also, the article describes in general terms a model for organizing the activities of the socio-pedagogical and psychological service for the prevention of discrimination in an educational institution.
- ЭлементПсихологическая диагностика семейной иерархии: авторская проективная методика(БарГУ, 2022) Клещёва, Е. А.; Klescheva, Е. A.В статье представлена авторская проективная рисуночная методика «Мой дом - семейное пространство», позволяющая исследовать семейную иерархию как один из ключевых параметров семейной системы. Семья подчиняется определённой иерархии как некоторому изначальному порядку. Структура семьи, специфика взаимодействия членов семьи во многом определяются семейной иерархией. Нарушение правил изначального порядка приводит к инверсии семейной иерархии. Существуют в психодиагностической практике методики для изучения структуры семьи, но не отдельных существенных параметров семейной системы, например, семейной иерархии. Семейная иерархия как параметр семейной системы является классификационным основанием для семьи детоцентрического типа, однако нет адекватного способа изучения иерархии, отсутствует диагностический инструментарий. Проективная методика теоретически и методологически обоснована, имеет стимульный материал, указана процедура проведения и инструкция для испытуемых, четкие критерии для интерпретации эмпирических результатов. Методика прошла апробацию и может считаться валидной для исследования иерархии в семье. The article presents the authorʼs projective drawing technique “My house is a family space”, which allows to study the family hierarchy as one of the key parameters of the family system. The family obeys a certain hierarchy as a certain primordial order. The structure of the family, the specifics of the family members interaction are largely determined by the family hierarchy. Violations of the rules of the original order lead to an inversion of the family hierarchy. There are methods in psychodiagnostic practice which are used for studying the structure of the family, but not individual essential parameters of the family system, for example, the family hierarchy. The family hierarchy as a parameter of the family system is the classification basis for a family of a child-centered type; however, there is no adequate way to study the hierarchy, there are no diagnostic tools. The projective technique is theoretically and methodologically justified, contains the incentive material, the conducting procedure and the instructions for the test subjects are indicated, clear criteria for interpreting empirical results are highlighted. The technique has been tested and can be considered as a valid one for the study of the hierarchy in the family
- ЭлементСпецифические потребности субъектов инклюзивного образования как основа их психологического сопровождения(БарГУ, 2018) Клещёва, Е. А.; Валитова, И. Е.; Пономарёва, Е. И.; Klescheva, Е. A.; Valitova, I. E.; Panamarova, E. I.В статье рассматриваются субъекты инклюзивного образования и их специфические потребности. Анализ потребностей необходим для определения содержания их психологического сопровождения, которое потребует модернизации в связи с появлением новых субъектов инклюзивного образования и новых отношений между ними. К субъектам инклюзивного образования авторы относят детей с особыми образовательными потребностями (ООП), обычных детей, родителей особых детей и родителей обычных детей, педагогов. В статье систематизированы и описаны специфические потребности в соответствии с классификацией потребностей А. Маслоу. The article deals with the subjects of inclusive education and their specific needs. Needs analysis is necessary to determine the content of their psychological support, which will require modernization due to the emergence of new subjects of inclusive education and new relationships between them. To the subjects of inclusive education, the authors refer children with special educational needs, ordinary children, special children’s parents, parents of ordinary children and educators. The article systematizes and describes the specific needs in accordance with the classification of needs presented by A. Maslow.
- ЭлементТипология приёмных матерей из профессиональных замещающих семей(БарГУ, 2020) Клещёва, Е. А.; Черник, А. В.; Klescheva, Е. A.; Chernik, A. V.В статье рассматривается вопрос социального сиротства как одной из актуальных проблем развития института семьи. Альтернативой социальному сиротству определяются приёмные семьи с разным типом устройства, где родительство становится социальным и может восприниматься как профессиональная обязанность в отношении ребёнка. Профессиональные замещающие семьи в свой состав включают матерей, требующих особой педагогической и психологической подготовки для принятия ребёнка в семью. Авторами определены особенности приёмных матерей из профессиональных замещающих семей, связанные с их уровнем педагогической компетентности, типом воспитания, психологическим типом родительства и родительского отношения, предложена авторская типология матерей из профессиональных замещающих семей: «почти родная мама», «гипомама», «гипермама». The article considers the issue of social orphanhood as one of the relevant problems of the development of family institution. The authors offer an alternative to social orphanhood foster families with different types of arrangements, where the parenthood becomes a social responsibility and can be perceived as a professional obligation towards the child. Professional substitute families include mothers, who require special pedagogical and psychological training in order to take a child into the family. The authors determined the peculiarities of foster mothers in their professional substitute families, related to their level of pedagogical competence, type of upbringing, psychological type of parenthood and parental attitude, was proposed the author’s typology of mothers from professional substitute families “almost birth mother”, “hypomother”, “hypermother”.