Показать по автору "Itsenko, A. G."
Сейчас показывают 1 - 4 из 4
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементПроект философской психологии С. Л. Франка(Барановичи : БарГУ, 2024) Иценко, А. Г.; Itsenko, A. G.В статье представлен историко-философский анализ воззрений русского философа-интуитивиста С. Л. Франка (1877-1950) на особенности соотношения философии и психологии в его версии проекта философской психологии. В контексте антропологической системы ученого анализируются его представления о природе человеческой личности и законах функционирования человеческой психики. В результате формулируется целостная концепция человека в научной философско-психологической системе С. Л. Франка. Делается вывод об оригинальном вкладе ученого в концептуализацию проекта философской психологии, который был широко представлен в психологической науке в России конца XIX - начала ХХ века. Резюмируется, что исходной позицией мыслителя выступает необходимость возвращения «души» в психологию как важной антропологической единицы, не редуцируемой ни к чувственно-психической, ни к физиологической составляющим человеческой природы, а проект в целом был логическим продолжением философско-религиозных интуитивистских, гносеологических и онтологических воззрений С. Л. Франка. This article presents a historical and philosophical analysis of the views of the Russian intuitionist philosopher S. L. Frank (1877-1950) on the peculiarities of the relationship between philosophy and psychology in his version of the philosophical psychology project. In the context of the scientist’s anthropological system, his ideas about the nature of the human personality and the laws of functioning of the human psyche are analyzed. As a result, a holistic concept of man is formulated in the scientific philosophical and psychological system of S. L. Frank. The conclusion is made about the original contribution of the scientist to the conceptualization of the project of philosophical psychology, which was widely represented in psychological science in Russia in the late 19th - early 20th centuries. It is summarized that the thinker’s initial position was the need to return the “soul” to psychology, as an important anthropological unit, not reducible to either the sensory-psychic or physiological components of human nature, and the project as a whole was a logical continuation of the philosophical and religious intuitionist, epistemological and ontological views of S. L. Frank.
- ЭлементПсихология религии в религиозно-философском наследии профессора П. Я. Светлова(БарГУ, 2022) Иценко, А. Г.; Itsenko, A. G.В статье представлена попытка историко-психологического анализа религиозно-философского наследия одного из выдающихся богословов-интеллектуалов конца ХІХ - начала ХХ века, профессора Киевского императорского университета святого Владимира Павла Яковлевича Светлова. Автор статьи, опираясь на целый ряд работ упомянутого мыслителя, показывает, что профессор Светлов в своём осмыслении проблем, связанных с психологическим изучением религии, методологически исходил из теистических позиций православной антропологии, что и обусловило специфичность многих его выводов и идей. При этом мыслитель не игнорировал последние достижения в исследуемой им области не только российской, но и зарубежной психологической и психиатрической науки (часто цитируются самые авторитетные немецкие, британские и французские учёные его времени в изучаемой им области). Изучение и переосмысление отдельных идей и положений, имеющихся в работах профессора П. Я. Светлова, могут быть интересны не только в контексте изучения исторического наследия российской психологии религии, но отдельные его идеи до сих пор не утратили своей актуальности и могут служить исходными посылками для более глубокого понимания внутреннего мира религиозной личности. The article presents an attempt at a historical and psychological analysis of the religious and philosophical heritage of professor of the Kiev Imperial University of St. Vladimir Pavel Svetlov, who was one of the outstanding theologians and intellectuals of the late 19th - early 20th centuries, a representative of the spiritual and academic philosophy. The author of the article, relying on a number of works of the mentioned religious thinker, including articles from the church-public press, and individual treatises and monographs, shows that in his understanding of the problems associated with the psychological study of religion Professor Svetlov methodologically proceeded from the theistic positions of Orthodox anthropology, which determined the specificity of a great number of his conclusions and ideas. At the same time, the thinker did not ignore the latest achievements in the field of research not only Russian, but also foreign psychological and psychiatric science (the most authoritative German, British and French scientists of his time in the field he studied are often cited). The study and rethinking of individual ideas and provisions available in Professor P. Ya. Svetlov’s works may be interesting not only in the context of studying the historical heritage of Russian psychology of religion, but it can be assumed that some of his ideas have not lost their relevance and can serve as initial premises for a deeper understanding of the inner world of a religious person.
- ЭлементРелигиозность как объект изучения: от теологии к психологии (российский контекст в исторической ретроспективе)(БарГУ, 2021) Иценко, А. Г.; Itsenko, A. G.В работе автором представлена рецензия на коллективную монографию по истории развития достаточно специфического и узкого дисциплинарного направления — психологии религии. Проблемное поле монографии хронотопически включает российский контекст всего XIX, ХХ и начала XXI века. В рецензии описана структура монографии, проанализированы отдельные её элементы, рассмотрены методологические подходы (историко-философский, кроссдисциплинарный). Описаны преимущества, проявляющиеся в заполнении лакун по конкретным исследователям (прежде всего дореволюционного периода) и исследовательским традициям в области психологии религии, а также систематичности изложения и репрезентативности школ, направлений и концепций (конфессионально-теистических, «научно-атеистических», общепсихологических). Автор приходит к выводу, что рецензируемое монографическое исследование носит фундаментальный характер и не имеет аналогов на всем постсоветском пространстве ни по широте охвата материала, ни по глубине анализа. In this work the author presents a review of a collective monograph on the history of the development of a rather specific and narrow disciplinary direction — the psychology of religion. The problematic field of the monograph chronotopically includes the Russian context of the entire 19 th, 20th and early 21 st centuries. The review describes the structure of the monograph, analyzes its individual elements, considers methodological approaches (historicalphilosophical, cross-disciplinary). The author describes the advantages manifested in filling the gaps in specific researchers (primarily the period before the 1917 revolution) and research traditions in the field of the psychology of religion, as well as the systematic presentation and representativeness of schools, trends and concepts (confessionaltheistic, “scientific-atheistic”, general psychological). The author comes to the conclusion that the peer-reviewed monographic study is fundamental and has no analogues in the entire post-Soviet space, neither in the breadth of coverage of the material, nor in the depth of analysis.
- Элемент"Религиозный опыт" в концептуальных построениях У. Джеймса - рецепция С. Л. Франка(БарГУ, 2020) Иценко, А. Г.; Itsenko, A. G.В статье представлен анализ рецепции российским религиозным философом-интуитивистом С. Л. Франком идейных позиций известного американского психолога-функционалиста и философа-прагматиста, автора концепции «религиозного опыта» У. Джеймса. Показано, что воззрения С. Л. Франка эволюционировали, и хотя мыслитель не принимал прагматизм как философскую парадигму в целом, психологическую и философскую концепцию «религиозного опыта» У. Джеймса воспринимал как допустимую. The article presents an analysis of the reception by the Russian religious philosopher- intuitionist S. L. Frank of the ideological positions of the famous American psychologist- functionalist and philosopher-pragmatis, author of the concept of “religious experience” by W. Jamesʼs. It is shown that the views of S. L. Frank have evolved and, although the thinker did not accept pragmatism as a philosophical paradigm in general, he perceived the psychological and philosophical concept of “religious experience” by W. James as permissible