Показать по автору "Коженевская, Е. Ю."
Сейчас показывают 1 - 2 из 2
Результатов на странице
Параметры сортировки
- ЭлементПредставление нормотипичного ребенка о будущем сиблинга с особенностями психофизического развития(Барановичи : БарГУ, 2024) Коженевская, Е. Ю.В статье рассматривается представление нормотипичного ребенка о будущем сиблинга с особенностями психофизического развития в связи с характеристиками функционирования семьи. Образ будущего отражает отношение к сложностям, связанным с состоянием сиблинга. Приведены результаты эмпирического исследования, позволяющие установить связь между позитивным представлением о будущем сиблинга с особенностями развития и уровнем семейного благополучия. Выделены роли отца и матери в формировании положительного образа будущего. Сделаны выводы относительно представления о будущем сиблинга с особенностями развития как индикаторе способности семейной системы в целом и нормотипичного ребенка в частности адаптироваться к существующей ситуации. The article deals with the idea of a normotypical child about the future of a sibling with special needs in connection with the characteristics of the functioning of the family. The image of the future reflects the attitude towards the difficulties associated with the state of the sibling. The results of an empirical study are presented that make it possible to establish a connection between a positive idea of the future of a sibling with special needs and the level of family well-being. The roles of father and mother in the formation of a positive image of the future are highlighted. Conclusions are drawn regarding the idea of the future of a sibling with developmental disabilities as an indicator of the ability of the family system in general and of a normotypical child in particular to adapt to the existing situation.
- ЭлементРоль и место нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития (с позиции матери и нормотипичного ребенка)(Барановичи : БарГУ, 2024) Коженевская, Е. Ю.; Kozhenevskaya, E. Yu.В статье предпринята попытка анализа роли нормотипичного ребенка в семье, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития с точки зрения системного подхода. Появление ребенка с особенностями психофизического развития рассматривается как стрессовое событие, затрагивающее эмоциональное состояние членов семьи и требующее изменения в ее функционировании. Обращается внимание на участие и роль нормотипичного ребенка во всех внутрисемейных процессах. Приведены данные исследования, проведенного в семьях, воспитывающих ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нормотипичного ребенка/детей, позволяющие описать содержание такого участия и его влияние на семейную систему. Нормотипичный ребенок выполняет роль стабилизатора семейной системы, позволяющего фиксировать ее в текущем положении, одновременно снижающего ее гибкость. Другой функцией нормотипичного ребенка рассматривается редукция эмоционального напряжения, связанного с проблемами ребенка с особенностями психофизического развития, через манифестацию сиблинговой агрессии, более социально приемлемой, чем агрессия родительская. Поднимается вопрос о возможности внутриличностного конфликта нормотипичного ребенка в связи с выполнением вышеописанных функций. The article attempts to analyze the role of a normotypical child in a family raising a child with special needs from the point of view of a systems approach. The appearance of a child with special needs is considered as a stressful event that affects the emotional state of family members and requires changes in its functioning. Attention is drawn to the participation and role of a normotypical child in all family processes. Data from a study conducted in families raising a child with musculoskeletal disorders and a normotypical child/children are presented, which allows us to describe the content of such participation and its impact on the family system. A normotypical child plays the role of a stabilizer of the family system, allowing it to be fixed in its current position, while simultaneously reducing its flexibility. Another function of a normotypical child is the reduction of emotional stress associated with the problems of a child with special needs, through the manifestation of sibling aggression that is more socially acceptable than parental aggression. The question about the possibility of intrapersonal conflict in a normotypical child in connection with the performance of the above-described functions is raised.